Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютные операции уполномоченных банков

Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

операции продажи или купли иностранной валюты;

использование иностранной валюты как средства платежа;

оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

международные соглашения РФ;

опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

осуществление экспортно-импортных операций;

торговлю иностранной валютой;

приобретение инвалюты страной;

операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Валютные операции между резидентами

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. «Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

  • получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;
  • внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;
  • купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;
  • обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
  • уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;
  • иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Читать еще:  Vo21200 код валютной операции что означает

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ). Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам — резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

  • передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;
  • покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;
  • прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами — резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);
  • с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

  • операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц».

  • Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам — резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях. Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами РФ. В настоящее время организация — резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

  • операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
  • операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  • переводов физическими лицами — резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля

Дата публикации: 29.02.2016 2016-02-29

Статья просмотрена: 4471 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов, И. Б. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля / И. Б. Хаматханов. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26494/ (дата обращения: 07.04.2020).

В статье анализируется правовое положение уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Делается вывод о том, что правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, поскольку, с одной стороны, уполномоченные банки выступают субъектами государственного финансового контроля, а с другой — участниками гражданского оборота.

Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство.

В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Агенты валютного контроля участвуют в реализации публично-правовой функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка в валютной сфере посредством проведения контрольно-надзорных мероприятий. Для достижения законодательно поставленных перед ними целей они наделены определенными властными полномочиями. В частности, агенты валютного контроля, так же как и органы валютного контроля, правомочны:

Читать еще:  Сберегательный счет в валюте

 проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами правовых норм, регулирующих валютные отношения;

 проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

 получать информацию об открытии и ведении валютных счетов, в том числе банковских счетов, открытых в зарубежных банках;

 истребовать подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в установленном порядке.

При этом необходимо учитывать, что агенты валютного контроля имеют право истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Агенты валютного контроля вправе потребовать от резидентов и нерезидентов представления:

 надлежащим образом заверенные переводы документов, содержащих информацию на иностранном языке;

 ранее представленных документов в случае внесения в них изменений;

 ранее представленных документов в случае их утраты вследствие непреодолимой силы.

Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на субъектов, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим особенности правового положения уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [1]. Практически все расчеты по валютным операциям должны осуществляться в уполномоченных банков, что, по мнению И. В. Хаменушко, является ключевым положением, позволяющим охватить валютным контролем максимальное количество валютных операций [2].

Данное законодательное ограничение не противоречит дозволительному типу правового регулирования, закрепленному в актах валютного законодательства. Резиденты и нерезиденты имеют право свободно совершать любые валютные операции при посредстве уполномоченного банка. Уполномоченный банк может выступать в качестве стороны сделки либо являться посредником при проведении расчетов по валютным операциям.

Уполномоченные банки имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, они, являясь агентами валютного контроля, выполняют функцию, не свойственную другим коммерческим организациям. Осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов валютного регулирования, они участвуют в реализации валютной политики Российской Федерации, являются важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности государства [3].

Уполномоченные банки в целях осуществления функций агентов валютного контроля законодательно наделены широким кругом публично-правовых полномочий. Возникающие при осуществлении валютного контроля общественные отношения имеют публично-правовой характер. Между резидентами-нерезидентами и уполномоченными банками возникают отношения неравенства, поскольку последние являются составной частью системы государственного финансового контроля. В связи с чем финансово-правовой статус уполномоченных банков характеризуется таким признаком, как публичность, которая находит свое отражение в их правах и обязанностях, образующих фактически публичное правомочие. Например, уполномоченные банки, с одной стороны, имеют право запрашивать документы, связанные с проводимой валютной операцией, с другой — обязаны это делать. Более того, в случае непредставления документов либо представления недостоверных документов, они обязаны отказать в осуществлении валютной операции.

В то же время, с другой стороны, уполномоченные банки могут выступать в валютных правоотношениях и как хозяйствующие субъекты, совершающие, например, гражданско-правовые сделки с иностранной валютой от своего имени или от имени своих клиентов. В таких отношениях преобладает диспозитивность, равенство сторон, нацеленность на реализацию, как частных, так и публичных интересов. Например, удовлетворяя потребности клиентов в иностранной валюте, уполномоченные банки содействуют развитию предпринимательской деятельности и одновременно способствуют достижению целей государственной валютной политики путем установления справедливого рыночного курса иностранной валюты, стабильности внутреннего валютного рынка.

Конечно, каждый уполномоченный банк осуществляет валютный контроль только в отношении своих клиентов, проводящих валютные операции. Но сведения об этом направляются в установленном законом порядке в Банк России, что позволяет сформировать достаточно полную статистическую базу валютных операций, подпадающих под юрисдикцию России.

Реализую властные полномочия, уполномоченные банки как агенты валютно контроля в своей деятельности в основном используют метод наблюдения. Правомочиями по проведению проверок резидентов и нерезидентов они не обладают (соответственно, проверки соблюдения норм актов валютного законодательства и актов валютного регулирования проводить не могут).

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны в установленном ЦБ РФ порядке передавать соответствующую информацию таможенным и налоговым органам как агентам валютного контроля, Банку России как органу валютного контроля.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обладают рядом юрисдикционных полномочий в отношении своих клиентов — резидентов и нерезидентов, а именно, уполномоченный банк обязан:

 вернуть клиентам — резидентам и нерезидентам неправильно оформленные документы валютного контроля для устранения ошибок;

 отказать клиентам — резидентам и нерезидентам в совершении валютной операции в случае непредставления документов валютного контроля или представления документов с недостоверными данными.

И. В. Хаменушко обращает внимание на правовую коллизию, сложившуюся между нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 11.06.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [4]. Законодательно закреплен запрет на совершение всех видов валютных операций. Подзаконным актом Банка России определено, что уполномоченный банк отказывает в совершении валютной операции только клиенту-резиденту, запрет распространяется только на операции, связанные со списанием средств с банковских счетов клиента-резидента.

Данная правовая коллизия должна быть разрешена, на наш взгляд, путем внесения изменений в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации. Недопустимо подобное вольное толкование положений федеральных законов. Потому что, во-первых, федеральные законы согласно Конституции Российской Федерации обладают высшей юридической силой; во-вторых, только уполномоченные банки в отличие от других агентов валютного контроля осуществляют предварительный валютный контроль, и ограничение их деятельности препятствует эффективному выполнению возложенных на них публично-значимых функций. Российская практика показывает, что чем больше отдельных нормативных правовых актов, тем больше вероятность возникновения противоречий между ними [5].

Учитывая, что уполномоченные банки являются наиболее многочисленной группой агентов валютного контроля среди других агентов валютного контроля, именно на них возлагается основная нагрузка в работе всей системы валютного контроля государства, и, следовательно, роль уполномоченных банков во всей системе представляется решающей [6].

В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения полномочий агентов валютного контроля уполномоченные банки несут ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, что обусловлено рядом обстоятельств, а именно:

 возложением на уполномоченных банков как субъектов государственного финансового контроля выполнения ряда публично-правовых полномочий;

 участием уполномоченных банков в гражданском обороте путем заключения гражданско-правовых сделок с различными коммерческими и некоммерческими организациями.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4001.
  2. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2013.
  3. См.: Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
  4. См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2015.
  5. Мирошник С. В. Страховой надзор как правовая категория// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
  6. Степанченко А. В. Роль уполномоченных банков в обороте иностранной валюты на территории Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 2. С. 25–29.

Валютные операции коммерческих банков

Валютные операции занимают важное место в деятельности коммерческих банков, являясь одним из существенных источников их доходов. Основная доля валютных операций приходится на крупнейшие из них. Они не только покупают и продают валюту, осуществляют международные расчеты, но и хранят запасы иностранной валюты, определяют курсы валют. Однако активность банков на валютном рынке зависит не только от величины банка, но и от его репутации. Степени развития его филиальной сети, и оснащенности техническими средствами.

Читать еще:  Закон о валюте на территории рф

Валютные операции – это последовательные действия по оформлению и оплате документов и сделок в иностранной валюте. Валютой являются денежные знаки, находящиеся в обращении, и средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Различают национальную валюту, например, денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России и иностранную валюту – денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего государства (группы государств), средства на банковских счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств, международных или расчетных денежных единицах.

Иностранная валюта и внешние ценные бумаги (бумаги в иностранной валюте, выпущенные за рубежом) представляют собой валютные ценности.

Сущность валютных операций банков

В соответствии с законом от 10.12.2003 №177-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным операциям относятся:

  • приобретение и отчуждение резидентом у резидента либо резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента, либо нерезидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование их в качестве средства платежа;
  • вывоз и ввоз на таможенную территорию Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и наоборот.

Коммерческие банки совершают валютные операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России.

Банку могут быть выданы лицензии на валютные операции следующих видов:

1) лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (например, купля – продажа иностранной валюты, открытие и ведение банковских счетов);

2) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов с правом осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов, других операций с драгоценными металлами.

3) генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Классификация валютных операций банков

Валютные операции банков классифицируются по следующим критериям:

1. По срокам исполнения выделяют текущие, связанные с движением капитала, кассовые, срочные операции.

2. По субъектам выделяют операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами.

3. По целевому назначению валютные операции делятся на клиентские и собственные.

4. По характеру проводимых операций и порядку их учета выделяются активные и пассивные операции.

5. По масштабу валютные операции бывают крупными и мелкими.

6. По форме – наличные валютные и безналичные валютные операции.

Текущие валютные операции осуществляются в течение 180 дней и осуществляются без ограничений. Сюда относят:

  • переводы иностранной валюты при расчетах по экспорту/импорту товаров, работ и услуг;
  • расчеты, связанные с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • переводы процентов, заработанной платы дивидендов и других доходов, связанных с движением капитала.

Свыше 180 дней следуют операции, связанные с движением капитала, которым присущ более высокий риск. Валютные операции, связанные с движением капитала, включают операции между резидентами и нерезидентами:

  • расчеты и переводы;
  • расчеты и переводы на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности;
  • открытие и использование специальных счетов резидентов;
  • внесение резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами и т.д.

Кассовые операции включают следующие виды сделок покупки-продажи валюты:

  • today – сделка, расчет по которой производится в день ее заключения;
  • overnight – сделка, расчет по которой производится на следующий день (в течение суток);
  • tomorrow – сделка, расчет по которой осуществляется на следующий рабочий день после дня заключения сделки;
  • spot – сделка, при которой обмен валют (доставка валюты) осуществляется на второй рабочий день после дня заключения сделки.

Срочные сделки о покупке-продаже валюты (forward exchange contract) – на покупку-продажу иностранной валюты на какой-то оговоренный день в будущем.

Нерезиденты могут без ограничений:

  • переводить и пересылать валюту;
  • ввозить и вывозить в РФ валюту с соблюдением таможенных правил;
  • распоряжаться валютными ценностями внутри страны и т.д.

Расчеты с резидентами внутри страны осуществляются только в валюте РФ, за исключением расчетов в магазинах беспошлинной торговли и в пути следования транспортных средств при международных перевозках, а также при операциях дарения или передачи по наследству близким родственникам и коллекционирования.

Уполномоченные банки имеют генеральную лицензию и могут проводить и контролировать следующие операции с иностранной валютой:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных во вклады денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • выдача банковских гарантий; — осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов и др.

Собственные операции банки осуществляют за свой счет, клиентские операции – по поручению клиентов. К собственным операциям относят операции купли – продажи валюты, кредитные гарантийные операции, открытие и ведение корреспондентских счетов, дилерские операции. Клиентские операции – открытие и ведение клиентских счетов, кредитные гарантии, открытие и ведение корреспондентских счетов, брокерские операции.

Активные и пассивные валютные операции банков

К активным валютным операциям относят:

  • кредитование участников внешнеэкономической деятельности;
  • предоставление кредитов банкам резидентам и нерезидентам;
  • конверсионные сделки на валютном рынке; — арбитражные сделки;
  • операции с наличной инвалютой.

Из пассивных валютных операций можно выделить:

  • открытие и ведение текущих счетов в инвалюте;
  • привлечение валютных депозитов;
  • кредиты, полученные у банков резидентов и нерезидентов;
  • выпуск ценных бумаг в инвалюте.

Крупные валютные операции регламентируются законодательством, например, установлены лимиты по открытым валютным операциям (10% по отдельной валюте и 20% по валютной позиции банка по отношению к капиталу); лимит вывоза валюты за рубеж и т.д.

Конверсионные операции банков

Конверсионные операции (Foreign exchange transaction – forex или FX) — это сделки агентов валютного рынка по обмену оговоренных денежных сумм в одной валюте на другую валюту по согласованному курсу на определенную дату.

Конверсионные операции делятся на:

  • текущие операции типа СПОТ (spot) – валютная сделка, предполагающая поставку валюты и оплату в течение суток или двух рабочих дней;
  • форвардные операции (forward operation) – операции по покупке валюты на определенный срок на внебиржевом рынке по согласованному курсу.

Арбитражные сделки с валютой носят спекулятивный характер, осуществляются с разными финансовыми инструментами, основаны на разнице в котировках на международных и национальных валютных рынках.

Банк открывает валютную позицию за свой счет с целью получения прибыли при изменении валютного курса.

Длинная позиция открывается при ожидании роста курса.

Короткая позиция открывается при снижении курса.

Учет операций в иностранной валюте отражается в аналитическом учете в двух валютах: в валюте счета – иностранной валюте и в рублях по официальному курсу Банка России. Синтетический учет ведется только в рублях.

ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления. Купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×