Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютно финансовая система сша

Современное состояние мировой валютной системы

Основой нынешней мировой валютной системой являются мировые деньги, представленные долларом США. Это сложилось в силу исторических причин. В результате двух мировых войн в 20 веке, доллар США вышел на лидирующие позиции по надежности и стабильности, что было юридически закреплено в 1944 году, в результате Бреттон-Вудской валютной конференции. По результатам двух мировых войн, США стали единственным надежным убежищем для мирового финансового капитала, да и экономика США находилась на подъеме и по своим объемам превосходила экономики всех стран, в основном разоренные второй мировой войной. Реальной альтернативы на тот момент доллару не было. Это позволили доллару США стать единой мерой стоимости, резервной валютой, а также основным средством всех мировых расчетов.

Введение единой европейской валюты в 1999 г. стало знаковым событием для мировой валютной системы. Появилась реальная альтернатива единой мере стоимости и мировой резервной валюте – доллару США, который долгое время господствовал в мировой валютной системе: в долларах США велись все международные расчеты, а также размещались резервы центральных банков многих стран.

Евро значительно потеснил доллар на мировых валютных рынках. Интерес к евро также значительно усилился в связи с серьезными проблемами в экономике США, возникшими в последнее время.

Рисунок 1. Мировая валютная система

На данный момент, в современной экономике, а также в экономических системах различных стран, нет прямой связи между эмиссией (выпуском денег в обращение) и драгоценными металлами. Золото, серебро, платина, металлы палладиевой группы, являются, прежде всего товаром, который продается на мировых рынках драгоценных металлов, с которыми различные банки, в том числе государственные (центральные) эмиссионные, осуществляют различные банковские операции. Также данные металлы у многих центральных банков служат одной из составляющих золотовалютных резервов (в том числе у Банка России).

Одним из главных элементов мировой валютной системы является – валютный курс. Под ним понимают цену национальной валюты (какой-либо страны) выраженную в денежных единицах других стран, либо в международных денежных единицах – доллар США, евро.

Валютный курс любой валюты формируется на международном финансово валютном рынке – как биржевом, так и вне биржевом. На стоимость валюты отдельно взятой страны влияют различные факторы – как фундаментальные, так и спекулятивные.

К фундаментальным факторам формирования стоимости валюты определенной экономической системы страны (Японии, Великобритании, России, Украины и т.д.) относятся:

    состояние экономики страны, ее структура, то есть доля промышленности в структуре ВВП, финансового, торгового сектора, сектора различных услуг, сельского хозяйства;

производительность труда, что напрямую влияет на размер ВВП (внутренний валовый продукт);

ВВП в абсолютной величине, ВВП на душу населения, а также размер Национального дохода;

темпы роста ВВП либо положительные (что укрепляет национальную валюту), либо отрицательные, что может ее ослабить, относительно мировых валют;

торговый баланс страны, состояние экспорта и импорта. Отрицательный он (когда импорт превышает экспорт), либо положительный (когда страна экспортирует больше, чем ввозит товаров из-за рубежа);

бюджетная политика государства и в целом состояние финансов государства. Бюджет (дефицит или профицит), наличие государственных золотовалютных резервов, их размер, наличие и состояние государственных финансовых резервов и запасов в виде различных фондов. Отношение резервов к ВВП;

Читать еще:  Валютная система сущность виды элементы

состояние государственной и частной кредиторской и дебиторской задолженности, отношение ее к ВВП;

устойчивость и стабильность политической и правовой системы в государстве, состояние инвестиционного климата, размеры внутренних и внешних инвестиций в экономику;

монетарная политика Центрального банка и государственных финансовых институтов, состояние и размер инфляции.

К спекулятивным факторам формирования валютного курса экономической системы государства относятся:

    состояние цен на сырье на мировых рынках (нефть, газ, продукцию металлургии, химической отрасли, сельского хозяйства), если экономика данного государства зависит от данных отраслей, а данное сырье может быть объектом различных финансовых спекуляций;

период мировых экономических кризисов в мировой валютно-финансовой системе, что отражается практически на валютах всех стран;

спекулятивные действия крупных финансовых игроков на финансовых рынках, с целью изменения курса валют разных стран для последующего получения прибыли на разницах валютных курсов;

заявления крупных правительственных чиновников, либо крупных частных инвесторов и игроков, относительно состояния отдельных стран, экономик, отдельных отраслей экономики, корпораций, банков и т.д;

введения странами и правительствами различных валютных ограничений и проведение протекционистских мер, препятствующих свободному ценообразованию национальной валюты на мировом валютном рынке.

Мировой финансовый кризис, активная фаза которого началась в 2008 году в США, показал уязвимые места современной валютно-финансовой системы. Кризис продемонстрировал что проблемы, носят не циклический, а структурный (системный) характер. То есть, мировая экономика, и как следствие и мировая валютно-финансовая система требуют пересмотра базовых принципов организации денежно-кредитного регулирования.

Проблемы начались в экономике США. Вкратце попытаемся понять, в чем они заключались. Американские банки активно эмитировали так называемые «ипотечные облигации». Данные ценные бумаги представляют собой долговое обязательство банка – облигацию, обеспечением которой является недвижимость, заложенная в этом банке по предоставленным ипотечным кредитам. То есть, банк предоставляет заемщику (физическому лицу) – ипотечный кредит для приобретения жилья (объекта недвижимости). Естественно данный объект недвижимости банк принимает в залог, в качестве обеспечения обязательств заемщика. В 80-х и 90-х годах прошлого века, процентная политика, проводимая ФРС (Федеральной резервной системой) США и избыток ликвидности коммерческих банков США, сделали возможным очень низкую процентную ставку по ипотечному кредиту (от 3 до 4% годовых). Одновременно банки США значительно упростили процедуру выдачи ипотечных займов. Эти факторы сделали ипотечный кредит доступным для большинства граждан США. Несомненно, возросшие объемы кредитования, в свою очередь породили «строительный бум» на рынке жилья, и как следствие, рост стоимости объектов недвижимости.

Рисунок 2. Финансовый кризис 2008 года

С конца 90-х годов и до 2006 года, стоимость жилья в США только повышалась. Объекты недвижимости, принимаемые в залог, оценивались, как правило, чуть ниже текущей рыночной стоимости. И под этот залог, как правило, под его оценочную стоимость, банк выпускал «ипотечную» облигацию, то есть ценную бумагу (долговое обязательство банка), обеспеченную недвижимостью, принятой в залог. Дальше ценная бумага продавалась на фондовом рынке инвесторам, перепродавалась и т.д. Стоимость недвижимости возрастала, под воздействием спроса, соответственно возрастала и стоимость облигаций. Таким образом, выстраивалась «пирамида» ипотечных облигаций, имеющая в своей основе дорогую недвижимость, заложенную в банках. Рост цен на рынке жилья не мог продолжаться вечно и в один момент «перегретый» ипотечный рынок рухнул. Цены на недвижимость упали повсеместно в США. Одномоментно обесценилась и недвижимость, являющаяся объектом залога в банке. Соответственно упала в разы и стоимость «ипотечных» облигаций. Ситуация усугубилась тем, что американские банки, за период с начала 90-х годов и до 2006 года, стремились выдать как можно больше ипотечных кредитов. Поэтому перестали вникать в финансовое состояние заемщиков. А зачем вникать? Когда банки стали получать основную прибыль не с процентов по этим кредитам, а с продажи «ипотечных» облигаций под залог этих кредитов. Не имеет значение финансовое состояние заемщика, главное, что мы взяли с него залог, а под залог выпустили облигацию, на которой и заработаем в разы больше. Естественно, когда кризис вступил в активную фазу, обозначился и резкий рост невозвратов по ипотечным кредитам, что в разы усугубило и без того критическую финансовую ситуацию основных ипотечных банков США. Получилась такая ситуация – деньги по кредиту банку не отдают, поскольку заемщик не в состоянии платить. Но и продать залог банк не может, поскольку его стоимость резко упала. И выполнить свои обязательства по «ипотечной» облигации банк не в состоянии. Вот и разорились крупнейшие американские ипотечные банки.

Читать еще:  Спекулятивные валютные операции

Ну а поскольку доллар является мировой валютой, и американская экономика тесно встроена в мировую и является основной мировой финансово-валютной системы, то досталось всем, в том числе и России. Пожар кризиса был потушен тем, что Федеральная система США увеличила объемы выпуска доллара и на какое-то время стабилизировала этим общую ситуацию. Хотя проблемы никуда не делись, а только обострились.

Финансовая система США

Финансовая система США относится к сегментированному типу финансовых систем, причем она является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Структура финансовой системы США представлена на рис.

Рис. 52. Финансовая система США

Государственные (централизованные) финансы США состоят из трех частей: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты 50 штатов; бюджеты местных органов власти (свыше 82 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. округов). Стержневое место в этой системе занимают федеральные финансы, на которые приходится около 60% государственного бюджета США. В функции федерального бюджета входит финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов. Менее важные, «второстепенные» функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию штатных и местных финансов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства) [210] .

Начиная с 1969 г., организация бюджета основывается на концепции «единого», или унифицированного федерального бюджета, в котором представлены все платежи и доходы центральной власти. Унифицированный бюджет объединяет в себе два существующих вида фондов — федеральные и доверительные фонды (траст-фонды). И те, и другие существуют самостоятельно и структурно представляют разнородные компоненты бюджета.

Читать еще:  Лимит валютной позиции

Бюджетный процесс в США регламентируется двумя основными законами. Это»3акон о бюджете и отчетности» (1921 г.) и «Закон о контроле над бюджетом и замораживании фондов» (1974 г.). В центре бюджетного процесса подготовка главного государственного документа — «Бюджета правительства США» (федерального бюджета). В нем концентрированно выражается федеральная бюджетная политика, состояние государственных финансов, в частности, устанавливаются контрольные потолки федеральных доходов и дефицита (излишка), «директивно» становящиеся параметрами государственной бюджетной стратегии.

Для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы США в 1913 г. была создана Федеральная резервная система. Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков — членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет. В настоящее время Федеральная резервная система выполняют следующие функции [211] :

— управляет национальной монетарной политикой путем влияния на денежное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;

— контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем;

— поддерживает стабильность финансовой системы и уменьшает риск на финансовых рынках;

— предоставляет финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также важную роль в управлений национальной системой расчетов.

Все коммерческие банки по юридическому статусу подразделяются на национальные и банки штатов. Первые лицензируются и контролируются федеральным правительством, вторые — властью штатов. Особую роль в банковской системе США играют инвестиционные банки. Они осуществляют два основных вида операций с ценными бумагами: эмиссию и размещение ценных бумаг компаний.

Важное место в кредитной системе США занимают страховые компании. В настоящее время страховые компании привлекают огромные денежные средства. Вместе с пенсионными фондами они ежегодно предоставляют рынку ссудных капиталов 68—76 млрд дол. аккумулированных долгосрочных сбережений. Главный объект их инвестиций — облигации корпораций и государственные ценные бумаги.

США не имеют федеральных законов о страховании и страховом надзоре, у каждого штата свое страховое законодательство и свой регулирующий орган; страховая индустрия является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство.

Фондовый рынок США предоставляет колоссальные возможности для инвестирования личных средств. Объем мирового фондового рынка — 60 триллионов долларов и пятьдесят процентов от мирового рынка составляет объем фондового рынка США. Объем торгов на всех биржах США за один день составляет 50 миллиардов долларов. Эта цифра превышает торговый оборот всего российского фондового рынка за целый год.

Фондовый рынок США привлекателен для инвесторов всего мира отсутствием налогов для нерезидентов США (для резидентов страны ставка налога — 35%, для нерезидентов — 0%). Самой существенной характеристикой фондового рынка США является отлаженный механизм регулирующего законодательства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector