Валютная политика великобритании
Валютно-финансовая система Великобритании (стр. 1 из 3)
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, является одной из наиболее развитых капиталистических стран. Именно эта страна является одной из самых «старых» стран с рыночной экономикой, именно в ней зародились капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании. На протяжении длительного времени Великобритания являлась крупнейшим экспортером капитала. За послевоенные десятилетия Великобритания уступила позиции ряду стран, но в 70-80-е гг. произошла относительная стабильность ее экономического положения в мире среди стран с развитой экономикой. Однако место и значение государства не может быть измерено только его долей в мировом промышленном производстве. В наше время Великобритания остается по-прежнему одной из крупнейших держав, имеет серьезное влияние на развитие международных экономических, политических и валютных отношений.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ АНГЛИИ
Национальную валютную систему Англии можно рассматривать как часть денежной системы Англии, входящей в состав Великобритании, форму организации повседневных связей, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций, закрепленную национальным законодательством.
Основными элементами национальной валютной системы Англии являются:
— условия конвертируемости национальной валюты
— паритет национальной валюты
— режим курса национальной валюты
— наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль
— национальное регулирование международной валютной
— регламентация использования международных кредитных средств обращения
— регламентация международных расчетов страны
— режим национального валютного рынка и рынка золота
— национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны.
Денежная единица Англии (национальная валюта) – фунт стерлингов. Он использовался задолго до возникновения централизованного государства еще в IX -X вв.
В XIV в. в Англии появляются в обращении золотые фунты стерлингов и до конца XVIII в. действует биметаллическая денежная система.
В конце XVIII – начале XIX в. Англия становится первой страной золотого монометаллизма. По закону 1798 г. чеканка серебра была запрещена. Однако поскольку в этот период Англия вела войну с Францией, размен банкнот на золото (характерный для золотого монометаллизма) был прекращен и до 1821 г. в обращении находились не разменные на золото банкноты.
Золотослитковый стандарт просуществовал недолго. Уже в 1931 г. во время мирового экономического кризиса Англия была вынуждена отказаться от размена банкнот на золото. С этого времени в Англии действует система неразменных кредитных денег.
После кризиса 1929-1931 гг. происходят ослабление позиций Великобритании на внешних рынках, постепенная утрата британской валютой ведущих позиций и превращение ее во второстепенную резервную валюту. Ее удельный вес в мировых официальных валютных резервах за последние 20 лет снизился с 7 до 3%.
Период после Второй мировой войны в Великобритании, как правило, характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах (за исключением Италии). В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4, 1% в год, в 1961-1970 гг. – на 4%, 1971-1980 гг. – на 13,3%, 1981-1986 гг. – на 7,5%.
С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристских концепций. Оно проявилось, во-первых, в отказе от краткосрочной политики «стоп-вперед» (предусматривающей изменение направления экономической политики в зависимости от колебаний конъюнктуры) и переходе к осуществлению среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого сокращения темпов роста денежной массы и отношения государственных займов к ВВП.
Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичной форме, т.е. средства на счетах в банках – депозитные деньги. Наличные деньги – банкноты и разменная монета – составляют около 32 % всей денежной массы в обращении.
Преимущественное развитие безналичных расчетов и усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически также легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления.
Кроме казначейства, выпускающего монеты, эмитентами денег в Великобритании являются Банк Англии и коммерческие банки. Банк Англии монопольно осуществляет выпуск банкнот в сумме, определяемой казначейством и утвержденной парламентом.
С 1844 г. Банк Англии разделен на два департамента: Эмиссионный связанный только с выпуском банкнот, и Банковский, который осуществляет все остальные операции. На современном этапе вся эмиссия банкнот является фидуциарной. В качестве обеспечения выпуска банкнот Эмиссионный департамент приобретает государственные облигации и казначейские векселя, а также покупает векселя и другие обязательства у банков.
На этом этапе выпущенные банкноты находятся в Банке Англии как резерв его Банковского департамента. Затем правительство использует средства со своего счета в Банке Англии.
Таким образом, увеличиваются остатки на счетах банков в Банке Англии и депозиты клиентов этих банков. Количество же банкнот в обращении пока не изменяется: выпущенные банкноты остаются в Банке Англии. Но денежная масса в обращении все же увеличивается в результате роста депозитов в коммерческих банках.
Обеспечением эмиссии банкнот могут служить также обязательства иностранных центральных банков. т.е. иностранная валюта. В этом случае купленная Банковским департаментом иностранная валюта передается им в Эмиссионный департамент в обмен на соответствующее количество выпущенных последним банкнот.
Безналичные расчеты в Великобритании составляют всего 8% в общем количестве платежных операций, достигают 90% их стоимости. Наибольший удельный вес от стоимости всех безналичных платежей – 51,4% — приходится на кредитные и дебетовые платежи по перечислению, причем в основном автоматизированные.
Чеки занимают второе место по стоимости – 47,8% и первое по количеству. В последние годы в Великобритании происходит: 1) уменьшение доли чеков как по количеству, так и по стоимости; 2) увеличение доли платежей по автоматизированному перечислению, карточек и электронных платежей; 3) увеличение средней суммы чека, использование чеков преимущественно для оплаты крупных сумм.
2. СОСТОЯНИЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
· построение справедливого общества;
· обеспечение всеобщей занятости;
· поддержание экономической стабильности в стране;
· содействие предпринимательской и инновационной деятельности, а также совершенствование профессионального обучения;
· повышение стандартов государственных услуг;
· защита окружающей среды;
· сокращение налоговой нагрузки для семейного бюджета;
Бюджет Великобритании традиционно состоит из двух частей – текущего бюджета и инвестиционного. Управление текущим и инвестиционным бюджетами осуществляется раздельно.
В 2007/2008 фин.г. поступления в текущий бюджет Великобритании составили 553,0 млрд.ф.ст. или 40,1% ВВП (рост на 6,9% по сравнению с 2006/2007 финансовым годом), расходы текущего бюджета – 539,0 млрд.ф.ст., 39,1% ВВП (рост на 5,9%).
Валовые государственные инвестиции (инвестиционная часть бюджета), были равны 48,0 млрд.ф.ст. (3,5% ВВП, рост на 11,1%), чистые инвестиции государства (валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений, оплачиваемых за счет средств текущего бюджета) — 29 млрд.ф.ст. (2,1% ВВП, рост на 13,7%).
В целом, доходная часть консолидированного бюджета составила 553 млрд.ф.ст. и возросла по сравнению с предшествовавшим финансовым годом на 6,9%, расходная часть (расходы текущего бюджета плюс валовые инвестиции) – 587 млрд.ф.ст. (рост на 6,3%).
Дефицит консолидированного бюджета (заимствования на рынке) – 34,0 млрд.ф.ст (на 2,9% меньше, чем годом ранее) или 2,4% ВВП. В 2007/2008 финансовом году поступления в бюджет формировались лишь доходами текущего бюджета (в отличие от предыдущих лет, когда дополнительным источником были ещё и доходы от реализации государственных активов).
В структуре доходов текущего бюджета основными составляющими, как и ранее, были подоходный налог (28,4%), поступления в систему социального страхования (17,2%), налог на добавленную стоимость (14,5%), корпорационный налог (9,0%), акциз на топливо (4,5%) и муниципальный налог (4,2%). В целом эти налоги принесли 77,8% доходов в бюджет.
В 2007/ 2008г. более чем вдвое по сравнению с предыдущим финансовым годом выросла величина авиапассажирских сборов. Заметно увеличились поступления от налогов на прирост капитала (увеличение на 17,9%), корпоративного налога (на 11,4%) и налога на наследство (11,1%).
Общие контролируемые расходы государственного бюджета (сумма расходов текущего бюджета и валовых инвестиций за вычетом поступлений от продажи государственных активов) составили 587 млрд.ф.ст.
В функциональном разрезе наиболее значительные финансовые средства правительство направило на социальное обеспечение граждан (161 млрд.ф.ст.), здравоохранение (104 млрд.ф.ст.) и образование (77 млрд.ф.ст.).
Помимо перечисленных выше целей правительство израсходовало 33 млрд.ф.ст. на размещение государственных заказов и безопасность, 32 млрд.ф.ст. на цели государственной обороны, 30 млрд.ф.ст. на погашение государственной задолженности, 22 млрд.ф.ст. на жилищное строительство и охрану окружающей среды и 21 млрд.ф.ст. — на поддержание реальной экономики и сектора занятости.
Великобритания. • В настоящее время банковское и валютное регулирование в Великобритании осуществляется несколькими государственными органами
• В настоящее время банковское и валютное регулирование в Великобритании осуществляется несколькими государственными органами, из которых центральное место принадлежит Министерству финансов Великобритании (Her Majesty’s Treasury).
• Официально главой ведомства является Премьер-министр, как Первый Лорд Казначейства. Повседневной работой руководит Министр финансов первым заместителем Премьер-министра.
• В систему министерства входят также несколько исполнительных агентств (национальных сбережений; Королевский монетный двор; по оценке имущества; национальной статистики; Британская служба таможен и доходов). Ввиду того, что функции управления государственными заимствованиями в результате финансовой реформы были переданы от Банка Англии Минфину Великобритании, при нем создано Агентство по управлению госдолгом.
• Банк Англии (Bank of England)осуществляет функции государственного центрального банка. Образован в 1694 году и до 1946 г. функционировал как частный банк, после чего был национализирован.
• Среди Основных функций Банка: обеспечение стабильности финансовой системы ; контроль и поддержание курса национальной валюты; осуществление мониторинга текущего экономического развития Великобритании и других стран мира.
• С мая 1997 года Банк обладает правом установления процентных ставок. В соответствии с текущим бюджетом цели по их фиксации считаются достигнутыми, если удалось обеспечить годовую инфляцию на уровне, не превышающем 2%. Решения по уровню процентных ставок принимаются Комитетом по денежной политике (Monetary Policy Committee — MPC), заседания которого созываются ежемесячно.Участие Банка в регулировании рынка национальной валюты («операции на открытом рынке») – важнейшая составляющая денежно-кредитной политики государства. Эти операции осуществляются путем купли/продажи краткосрочных государственных ценных бумаг.
• Банк также осуществляет операции на валютном рынке и является держателем «балансирующего счета по валютообменным операциям» (Exchange Equalisation Account).
• В сфере валютного регулирования на повестке дня по-прежнему остается не решенным вопрос присоединения Великобритании к единой европейской валюте. Согласно опросам населения, большая его часть не приемлет идею отказа от британского фунта стерлингов и введения евро.
ФРГ
• Германия является членом валютного союза (еврозона). Единая европейская валюта евро является свободно конвертируемой. Прямого регулирования курса валюты по отношению к валютам других стран не применяется. Инструменты монетарной политики находятся на наднациональном уровне. Ответственным за проведение монетарной политики является Европейский Центробанк (ЕЦБ), который принимает решения коллегиально исходя из позиции всех входящих в него национальных центральных банков.
• Вопросы движения капиталов (включая переводы денежных средств, платежи по сделкам, а также конвертацию валют) при осуществлении внешнеэкономических операций регулируются ст. 56а и 59 Постановления о реализации закона о внешнеэкономической деятельности
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Великобритания. Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного
Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.
Основы современной системы валютного и экспортного контроля были заложены в довоенное время с принятием в 1939 г. Предписаний об обороне (финансах) и Закона об импорте, экспорте и полномочиях таможни. В 1947 г. вступил в силу Закон о валютном контроле, впоследствии дополненный положениями Закона о финансах от 1968 г. (раздел 55) и 1977 г, а также более чем 40 нормативными документами, включая приказы, правила, директивы и проч., изданными Казначейством и Банком Англии.
Среди наиболее важных современных нормативных документов, регламентирующих валютный и экспортный контроль, следует также упомянуть Закон об импорте и экспорте от 1990 г., Распоряжения о контроле за экспортом товаров от 1979 г., а также Закон об администрации Таможенного и акцизного управления от 1979 г.
Закон о валютном контроле предоставляет властные полномочия и налагает обязанности и ограничения в сфере обращения валютных ценностей (золото, валюта, платежные документы, ценные бумаги, долговые обязательства); операций с недвижимостью (импорт, экспорт, трансферт, урегулирование имущественных проблем).
Система органов валютного и экспортного контроля Великобритании включает Казначейство, Банк Англии и уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию, а также органы таможни и акцизов. Британское казначейство является главным органом, определяющим режим валютного регулирования, однако большую часть своих полномочий оно делегировало Банку Англии, который непосредственно осуществляет валютный контроль.
Банк Англии руководит деятельностью своих филиалов и уполномоченных представительств в большинстве коммерческих банков (как британских, так и иностранных), находящихся на территории Великобритании и осуществляющих с его разрешения широкий круг операций.
Некоторые более ограниченные полномочия были предоставлены так называемым уполномоченным депозитариям (например, биржевым брокерам и агентам) в части операции с ценными бумагами, а также некоторым туристическим фирмам.
Органы таможни и акцизов имеют ряд полномочий и обязанностей, установленных Банком Англии в части контроля за движением товаров и валюты.
Законом о валютном контроле устанавливается особый режим для так называемых отдельно перечисленных территорий (ОПТ), к которым в настоящее время относятся Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Нормандские острова и остров Мэн, Республика Ирландия и Гибралтар. Казначейство периодически корректирует список ОПТ и список стран так называемой заморской стерлинговой зоны (сюда в настоящее время входят 59 стран и территорий, которые до 1972 г. относились к ОПТ).
Одной из функций валютного контроля в Великобритании является обеспечение своевременного возвращения выручки за экспорт английских товаров из стран, не входящих в ОПТ. Этот поток капиталов движется со стерлинговых и инвалютных счетов нерезидентов на счета резидентов. Максимальный срок для репатриации валютной выручки, разрешенный Казначейством, составляет 6 месяцев. Превышение этого срока возможно, если получено специальное разрешение или, например, в случае поставок под экспортные кредиты, гарантированные государством.
В Великобритании имеются некоторые ограничения на вывоз валютных ценностей физическими лицами, хотя в целом декларируется, что контроль в этой области осуществляется формально.
В то же время ограничения не распространяются на средства в инвалюте, депонированные нерезидентами в уполномоченных банках.
Регулирование сделок, связанных с движением капитала, включает контроль за прямыми и портфельными инвестициями. В случае прямого инвестирования капитала в страны за пределами ОПТ резиденты должны получить разрешение органов валютного контроля.
Экспортный контроль в Великобритании регулируется в настоящее время вышеуказанными нормативными актами, общими для валютного и экспортного контроля. Распоряжение об экспорте товаров (контроль) от 1992 г. содержит конкретные меры в области лицензионного контроля.
Как следует из указанных документов, политика правительства Великобритании в области экспортного контроля заключается в стимулировании максимального уровня экспорта, подлежащего установленным видам контроля, обеспечении правильного применения контрольных мер и уменьшении их отрицательного влияния на состояние торговли.
Управление экспортным контролем в Великобритании осуществляется Департаментом по контролю за экспортом в составе Министерства торговли и промышленности, который отдает за оформление экспортных лицензий. В систему органов экспортного контроля входит также Таможенное и акцизное вправление, на практике контролирующее соблюдение предписаний экспортерами. В дополнение к мерам контроля, изложенным в упомянутом Распоряжении, существует отдельное законодательство, содержащее нормы, вытекающие из санкций ООН и ЕС.
Контролируется экспорт товаров, объединенных в группы (включая живых животных, антиквариат, транспортные средства, военные товары, ядерные материалы и проч.).
Часть ограничений на экспорт ряда товаров связана с введением международного режима эмбарго, а некоторые накладываются правительством Великобритании в связи с ее особой политикой, проводимой по отношению к ряду стран. В настоящее время особый экспортный режим применяется Великобританией к республикам бывшей СФРЮ, Аргентине, Гаити, Китаю, Ирану, Ираку, Израилю, Либерии, Ливии, Бирме, Сомали, ЮАР и Сирии.
В последнее время (с конца 80-х гг.), несмотря на отмеченную тенденцию к либерализации валютного и экспортного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет самое серьёзное внимание борьбе с легализацией преступных доходов как внутри страны, так и в международном плане. Для координации деятельности в этой области в стране создана специализированная Объединенная рабочая группа, в состав которой входят ведущие деятели финансового сектора экономики. Оперативной работой по пресечению незаконных финансовых операций занимается Национальная служба Великобритании по финансовым расследованиям, в составе которой имеется Бюро финансовых расследований.
В основных нормативных документах, относящихся к этой Власти (Руководящие положения для финансовых структур по борьбе с отмыванием денег. Уголовный кодекс Великобритании и Регламент по борьбе с отмыванием капиталов, изданные в 1993 г.), учтены требования и рекомендации Директивы ЕС по борьбе с отмыванием капиталов. С 1 апреля 1994 г. по сделкам на сумму, превышающую 15 тыс. ЭКЮ (12 тыс. долл.), проводятся процедуры идентификации клиента.
Валютная политика великобритании
Как известно, глобализация оказывает существенное влияние на формирование финансовой и экономической политики практически всех государств мира, включая Великобританию, а также на развитие таких интеграционных союзов, как ЕС. С одной стороны глобализация ведет к тесной торгово-экономической и валютной интеграции между странами, а с другой – усиливает нестабильность мировой финансовой системы. Нестабильность обусловлена тем, что возникающие проблемы в развитии экономики одной страны стали значительно быстрее передаваться между государствами через механизмы валютной и денежно-кредитной политики.
Денежная система Англии долгое время была примером для других государств, именно с Англии началось распространение золотого стандарта. Но, и в современных условиях, несмотря на утрату ведущих позиций, Великобритания продолжает играть роль одной из ведущих мировых держав в мировой экономике.
Великобритания долгое время страдала от высокого уровня инфляции, которую, в конце концов, удалось снизить с 10% до 2,4%, и сейчас достижение уровня инфляции в 2% является приоритетной задачей Банка Англии.
Возможно, современная денежная система Великобритании в ближайшее время станет историей, в случае, если состоится присоединение к зоне евро. Переход стран ЕС к единой валюте вызывает ожесточенную полемику между противниками и сторонниками данного процесса. Великобритания пока занимает выжидательную позицию. Несмотря на то, что в 1997 г. правительством Великобритании было принято решение о возможности в перспективе вступления в ЕВС, его практическое воплощение пока еще не состоялось. Связано это с необходимостью тщательного и всестороннего изучения потенциальных преимуществ и недостатков присоединения страны к зоне евро. На протяжении своего исторического развития денежная система Великобритании претерпевала значительные изменения, на которые повлияли римская и арабская денежные системы. Переход на десятичный масштаб цен произошел только в 1970 году.
Хотя британские банки и не играют сегодня той роли на финансовых рынках и рынках капи¬талов, которые принадлежали им на протяжении многих десятилетий XX в., Лондон остается круп¬нейшим после Нью-Йорка финансовым центром. По сумме оборота на международных денежных рынках и рынках капиталов он удерживает лиди¬рующие позиции в мире, располагая самой эф¬фективной в Европе инфраструктурой денежно¬го рынка. Лондон занимает 1-е место по числу действующих здесь иностранных банков. Здесь расположена 3-я в мире по объему операций фон¬довая биржа (после Нью-Йорка и Токио). На лон¬донский рынок капиталов приходится до 60% ми¬ровой торговли иностранными акциями.
Финансовая система Великобритании включает в себя 4 традиционных звена: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансовые государственных предприятий. Государственный бюджет страны состоит из двух частей: консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование; национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала. Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%). К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.
Все коммерческие банки находятся под присмотром Банка Англии, который имеет право выпускать банкноты в Англии и Уэльсе. Банк Англии лицензирует банки, которые в основном работают с населением, инвестиционные, ипотечные и другие британские или иностранные банки. Разделительные линии в этом секторе тоже стали менее различимы, при том, что банки, работающие с физическими лицами, разделились на ипотечные банки, страховые банки, банки по работе с ценными бумагами и другие. Банк Англии также контролирует ставку рефинансирования, которая влияет на структуру и уровень процентных ставок. Он активно вмешивается на иностранные валютные рынки, охраняя стабильность фунта. Фунт стерлингов — одна из главных валют мира, а Лондон является одним из важнейших торговых центров мира. Сбережения населения вкладываются в развитие экономики через сеть финансовых организаций. Примерами могут послужить страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды. Другие организации специализируются в отдельных областях финансирования; таким образом, финансовые организации обеспечивают деньги под залог недвижимости. Есть еще компании, которые финансируют лизинг оборудования и средне- и долгосрочные рынки капитала, которые также финансируют банки или фондовый рынок, включая рынок инновационных технологий.
В Великобритании существует несколько организованных финансовых рынков. Рынки ценных бумаг состоят из:
• Международная фондовая биржа, которая работает с зарегистрированными ценными бумагами и акциями,
• Рынок незарегистрированных ценных бумаг, для более мелких компаний,
• Рынок для небольших компаний, ценные бумаги которых не зарегистрированы.
Действия на валютном рынке включают торговлю депозитными сертификатами, краткосрочными депозитами и др. Другие рынки имеют дело с евро, обменом валюты, фьючерсами и др. Доля невидимой торговли (гонорары и плата за финансовые услуги, проценты по вкладам, прибыли и дивиденды) постоянно увеличивается с одной трети до половины всех внешних доходов государства.
Из всего выше изложенного можно сказать о том, что Лондон — крупнейший валютный рынок в ми¬ре: в Сити осуществляется около 1/3 валютных операций. Через Лондон проходит самый боль¬шой объем страховых операций и международ¬ных операций перестрахования; здесь контроли¬руется значительная доля мирового биржевого рынка металла, нефти и других стратегических товаров. Иными словами, Великобритания все еще занимает особое место в мировой экономике. Главное состоит в том, что хозяйственная мощь британского финансового капитала по-прежнему намного превышает потенциал ее национальной экономики.