Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление золотовалютными резервами

Управление золотовалютными резервами страны

Банк России вправе проводить операции с золотовалютными резервами РФ, а также покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей. Впервые понятие «рынок ценных металлов» было введено в экономический оборот Указом Президента России в декабре 1993 г., в числе субъектов рынка названы коммерческие банки. Правительством законодательно было утверждено совершение сделок с драгоценными металлами, сделки с золотом и серебром могли осуществляться в следующих формах:

  • стандартных и мерных слитков;
  • минерального и вторичного сырья, содержащего золото и серебро;
  • изделий, содержащих золото и серебро и не относящихся к ювелирным и прочим бытовым изделиям;
  • полуфабрикатам, содержащим золото и серебро и используемым для изготовления изделий, содержащих золото и серебро;
  • драгоценных металлов, содержащихся в монете.

Механизм проведения сделок предусматривал выделение в системе обращения драгоценных металлов в слитках трех основных субъектов: недропользователей, государства в лице Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (далее по тексту- Гохран) и Центрального банка РФ, коммерческих банков.

Право покупки слитков у недропользователей получили Гохран, Центральный банк РФ и уполномоченные коммерческие банки. При этом Гохран получил преимущественное право покупки в объемах, устанавливаемых Правительством в рамках своеобразного государственного заказа. Остальной объем золота подлежал выкупу системой коммерческих банков.

Банки получили возможность совершать сделки с золотом и серебром в слитках за свой счет и по поручению клиентов друг с другом, с Банком России, с промышленными потребителями и инвесторами. Последнее особенно важно; ранее снабжение промышленных потребителей добытым металлом осуществлялось исключительно через Гохран.

Банки получили право осуществлять операции с драгоценными металлами по металлическим счетам, позволяющим учитывать все операции по движению золота и других металлов в количественном выражении и в денежной оценке, в то время как металл не покидает место своего хранения или перемещается из хранилища в хранилище в небольшом количестве по сравнению с его количеством, участвующим в торговом обороте.

Металлические счета

В настоящее время применяется разработанная Банком России методика использования металлических счетов применительно к российским условиям. Эта методика предусматривает, что между клиентом и банком заключается договор открытия металлического счета. Для проведения операции открывают счета двух типов:

  • счета ответственного хранения;
  • обезличенные счета.

Счета ответственного хранения предназначаются для учета драгоценных металлов, переданных банку на ответственное хранение. При использовании таких счетов фиксируются индивидуальные особенности принятых банком слитков: проба, размер, вес, изготовитель, серийный номер и др. Если принимаются на хранение монеты, то фиксируются их номинал, состояние, год чеканки и количество.

Золото или другие металлы, зачисленные на счета ответственного хранения, не могут использоваться банком для проведения каких-либо операций с ними. При открытии такого счета в договоре между клиентом и банком оговаривается перечень операций, проводимых по счету, условия зачисления на счет и возврата металла со счета, а также размер вознаграждения за хранение металла.

Обезличенные счета в зависимости от своего назначения подразделяются на несколько видов:

  • счета срочные; на них зачисляются драгоценные металлы, которые могут быть получены их владельцами по истечении определенного срока;
  • счета до востребования; принятый на этот счет металл может быть получен клиентом в любое время. Зачисление и получение металла со счетов до востребования и срочных может производиться в натуре либо переводом с других или на другие металлические счета;
  • отдельные счета для учета полученных или выданных в виде металла кредитов;
  • корреспондентские межбанковские металлические счета, через которые проводятся сделки с золотом, серебром и платиной между клиентами различных банков.

При проведении операций по вкладам в драгоценных металлах основанием для зачисления металла на обезличенный металлический счет может быть перевод с других металлических счетов, поставка в физической форме или приобретение металла в самом банке. Аналогично производятся операции и по списанию металла со счета путем выдачи металла в физической форме, перевода на другие металлические счета; при совершении сделки купли- продажи находящихся на счете металлов.

Операции с драгоценными металлами

У банков, получивших лицензию, значительно по сравнению с банками, имеющими только разрешение, расширен круг операций с драгоценными металлами. Они могут проводить операции с физическими лицами, использовать золото в качестве залога для получения кредитов в других, в том числе иностранных, банках, а также осуществлять операции не только с золотом и серебром, но и с платиной.

Банковские операции могут проводиться со стандартными и мерными слитками, с отечественными и иностранными монетами. Другие изделия, изготовленные из драгоценных металлов, не могут быть предметом банковских операций.

К стандартным слиткам относят крупные слитки большого веса, отвечающие определенным внутренним или международным стандартам; к мерным слиткам — драгоценные металлы, изготовленные и маркированные (в соответствии с отраслевыми стандартами) российскими (до 1992 г. — советскими аффинажными предприятиями, их масса составляет 1 кг и менее с содержанием химически чистого основного металла не менее 99,99% лигатурной массы слитка. К мерным также относятся небольшие слитки весом и пробой ниже стандартных. В целях расширения рынка золота и вовлечения в торговлю в качестве покупателей населения было принято решение об изготовлении мерных слитков весом от 1 до 500 г золота.

Рынок драгоценных металлов

Активным участником торговли слитками является Банк России. В целях организации межбанковского рынка драгоценных металлов он ежедневно устанавливает котировки покупки и продажи аффинированного золота, серебра, платины и палладия в слитках, котировки покупки и продажи Банком России аффинированных золота, серебра, п латины, п алладия в с литках д ействуют с 14.00 д о 17.00 п о московскому времени в день утверждения котировок.

Котировки покупки драгоценных металлов Банком России — рассчитываются как значение действующих на момент расчета фиксингов на золото, серебро, платину и палладий на лондонском рынке наличного металла «слот» минус 5,5% для золота и минус 9% для серебра, платины и палладия и пересчитываются в рубли по текущему курсу.

Котировки продажи драгоценных металлов Банком России — рассчитываются как значение действующих цен на момент расчета фиксингов на золото, серебро, платину, палладий на лондонском рынке наличного металла «спот» плюс 0,5% и пересчитываются в рубли по официальному курсу.

Многолетняя мировая практика свидетельствует о том, что нормальные функционирование рынка драгоценных металлов требует соблюдения следующих условий:

  • свободной покупки и продажи различных слитков драгоценных металлов, а также монет и ювелирных изделий, изготовленных из таких металлов;
  • наличия широкого круга участников торговли, включая банки, различные предприятия и физические лица. При этом государство в лице своих уполномоченных органов также является одним из участников торговли золотом;
  • свободного формирования цены на золото в зависимости от спроса и предложения металла;
  • наличия соответствующей инфраструктуры в виде биржи или другой, алогичной Лондонскому фиксингу или Цюрихскому пулу системы, которая в зависимости от конъюнктуры регулярно бы публиковала котировки на золото;
  • интеграции внутреннего и международного рынков путем свободного и вывоза золота;
  • свободного обращения государственных, корпоративных и других ценных бумаг, номинированных в золоте;
  • использования фьючерсных опционных и других контрактов в целях хеджирования операций с золотом;
  • государственного лицензирования деятельности участников рынка и государственного пробирного надзора за качеством металла.

Деятельность биржи

Важное значение для функционирования рынка драгоценных металлов имеет биржа как организация, выполняющая роль посредника в торговых рациях, способствующая установлению контактов между продавцами и покупателями и формированию рыночных цен на золото. Биржу можно рассматривать, во-первых, как учреждение, организующее торговлю реальным (физическим) металлом; во-вторых, как организатора торговли контрактами на золото в виде фьючерсов и опционов.

В первом случае основным видом деятельности биржи является обеспечение условий для совершения сделок купли-продажи аффинированных стандартных слитков в форме гласных публичных торгов, проводимых по установленным правилам. Во втором случае торговля осуществляется контрактами, ценными бумагами на покупку и продажу золота в будущем. Это создает необходимые условия для страхования рисков, хеджирования будущей золотодобычи и благоприятные условия для привлечения ресурсов коммерческих банков и внебюджетных источников для инвестиций в золотодобывающую промышленность.

Развитая торговля контрактами базируется на развитой торговле реальным металлом. Эта торговля должна быть организована с учетом опыта других стран, где рынок физического металла и рынок контрактов взаимодействуют уже много лет.

Коммерческие банки имеют право получать и выдавать кредиты под залог золота. Процентные ставки за кредит на внутреннем рынке пока что выше, чем на международном. Поэтому коммерческие банки, уже сумевшие накопить определенный запас золота, стремятся выйти на мировой рынок.

Для вывоза драгоценных металлов необходимо располагать отдельной лицензией. Объектами экспорта могут быть слитки (подлежащие экспорту на основании договоров комиссии), принадлежащие другим организациям, которые имеют право совершать на территории РФ сделки по переходу прав собственности на драгоценные металлы. При этом экспортируемые слитки могут быть как российского, так и иностранного производства и отвечать соответственно российским и международным стандартам. Участниками рынка драгоценных металлов являются наряду с юридическими и физические лица, которым коммерческие банки предоставляют различные услуги, обусловленные обращением монет и мерных слитков.

Читать еще:  Под валютным ограничением понимается

Купля-продажа монет

Коммерческие банки проводят операции по купле-продаже монет из драгоценных металлов в основном из золота и серебра. Это, как правило, памятные монеты. Для чеканки памятных монет в России используются золото, серебро, платина и палладий. Коммерческие банки заказывают отчеканенные Банком России монеты в головных расчетно-кассовых центрах соответствующих регионов. С этой целью банк направляет заявку и платежное поручение на ее оплату с корреспондентского счета банка. Монеты оплачиваются в рублях по отпускным ценам, включающим расходы по чеканке монет, их доставку из монетных дворов в хранилища и по выпуску в обращение. Сами отпускные цены и изменения к ним утверждаются руководством Банка России.

Помимо отечественных монет, коммерческие банки предлагают своим клиентам и зарубежные монеты. К ним относятся, в частности, Игл («Eagle», США), М арл Л иф ( «Марlе Leaf», Канада), Панда («Panda», Китай) и др. Закупив в ЦБ Р Ф монеты из драгоценных металлов, коммерческий банк устанавливает свои цены на их реализацию.

Банк не должен уклоняться от совершения сделок с клиентами, намеренными купить или продать монеты, котировки которых объявлены. Он также не вправе ограничиваться только покупкой или только продажей монет, ставить какие-либо условия для совершения сделок.

Золотые слитки

Объектом банковских операций на рынке драгоценных металлов служат золотые мерные слитки золота, серебра и платины (весом-1 кг, 500 г , 1 00 г , 5 0 г и менее). Если до недавнего в ремени в ладение слитковым золотом разрешалось только предприятиям, использующим драгоценные металлы в качестве сырья для производства своей продукции, а также юридическим лицам — инвесторам, то теперь такое право получили и физически: лица, в том числе нерезиденты. Банк России разработал правила, предусматривающие строгое соблюдение следующих условий торговли слитками:

  • банки должны обеспечить свободный доступ гражданам к информации о типах слитков, имеющих хождение на территории России, и об ассортименте слитков, представленных к продаже в банке;
  • все операции, связанные с куплей-продажей слитков, должны производиться в присутствии гражданина, изъявившего желание совершить сделку.

При этом контрольные весы должны располагаться так, чтобы гражданин имел возможность визуально контролировать результаты взвешивания; точность взвешивания слитков из серебра должна составлять до 0,1 г из золота и п латины до 0 ,01 г . К к аждому слитку д олжно б ыть приложены документы, подтверждающие его происхождение.

Управление золотовалютными резервами государства

Золотовалют резервы гос-ва – это совок-ть высоколиквидных фин и ден активов, таких как золото и иностр валюты, кот-е контролируются гос-вом и его финн органами с целью регулир-я возможных финн рисков (поддержка того или иного курса валют, покрытия дефицита платежного баланса и т.д.).

Наличие и объем ЗВР имеют огромное значение для экономики. Чем их больше, тем лучше. Они позволяют эк-ке гос-ва значительно уменьшить риски в кризисные периоды и вести гибкую фин политику в благоприятные времена. ЗВР – это не только конкретно золота и валюта, но и различные высокодоходные ЦБ, деноминированные в СКВ, обычно, в амер долл, евро, англ фунтах, японских йенах, франках.

Основная цель управл-я ЗВР – достижение приемлемых значений показ-лей ликвидности и доходности. При управлении ЗВР центрбанк руковод-ся целями монетарной политики, установленными на текущий год. При управлении ЗВР необх-мо стремиться к обеспечению максимал эффектив-ти их использ-я. В этих целях органы валютного регулир-я страны должны всесторонне анализ-ть динамику ЗВР и вырабатывать управленч решения по нескольким направлениям. Во-1-х нужно опред-ть оптимал для данных условий объем ЗВР. Чрезмерное снижение их уровня под влиянием складывающегося в течение длит времени дефицита платежного баланса чревато тем, что страна не сможет удовлетворять свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. Во-2-х, сущ-т проблема выбора между отдельными компонентами резервов, установления их целесообразного соотношения. Поскольку резервная позиция в МВФ составляет небольшую долю в общей величине резервов, и ее размеры Уставом МВФ, эта проблема практически сводится к фиксированию соотношения между инвалютой и золотом, определению размера золотовалют запаса. А данное соотношение всегда является компромиссом между стремлением к обеспечению доходности ЗВР, с 1-й стороны, и требованиями поддержания надлежащего уровня их ликвидности – с другой. Страны, переживающие эк кризис или сталкивающиеся с проблемой покрытия дефицита платежного баланса, используют золото в качестве обеспечения долга для получения внешних ссуд. ЦБ практикую операции с золотом типа «своп», которые предст собой продажу золота за иностранную СКВ при одновременном совершении сделки на условиях обратной его покупки через опред срок. В-3-х, перед властями стоит задача диверсификации ЗВР – формирования валют корзины, т.е выбора конкретных валют и установления их удельного веса в ней. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом перехода от долларового стандарта к мультивалютному. В-4-х, органам гос власти приходится осущ-ть выбор фин инструментов для инвестирования ЗВР. Здесь важно учитывать степень их срочности, т.к. более долгосроч вложения, как правило, приносят больший %-й доход. Поэтому при выборе фин инструм-в для размещения ЗВР властям необх-мо находить некий баланс между критериями срочности, приб-ти и ликвид-ти. Роль ЗВР в кач-ве главного инструмента регулир-я рыночного обменного курса побуждает власти заботиться в 1-ю очередь именно о поддержании надлежащей ликвидности резервных активов. Этого же требует от стран-членов и МВФ, который признает валют резервами только активы, размещенные в центральных и первоклассных заграничных коммерч банках. В-5-х, и это главное, при опред обстоятельствах власти могут использовать ЗВР для финансир-я издержек госбюджета и решения важнейших соц-эк задач.

По методологии МВФ сущ-т 3 осн принципа управления структурой ЗВР:

1) Сохранность резервов – явл-ся одним из важнейших принципов упр-я ЗВР. Операции по управлению резервами должны проводиться исключительно на рынках с достаточной глубиной и ликвидностью, а также способных обеспечить проведение операций надежным и эффективным способом.

2) Осмотрительное регулир-е риска ликвидности, рыночного и кредитного рисков. Для того чтобы резервы могли полноценно выполнять свои ф-ции, т.е. чтобы их всегда можно было использовать, когда в этом возникнет потребность, необх-мо строгое обеспеч-е сверх ликвидности и ликвидности резервных активов (возможности быстрого обмена резервов на инвалюту). Поэтому портфели резервных активов в больш-ве имеют тенденции к уходу от риска, а обеспеч-е ликвидности и безопасности ставится выше прибыль-ти и учета расходов на формир-е и поддержание опред уровня активов.

3) Получение дох-в от размещенных средств в разумном объеме в средне- и долгосрочной перспективе с учетом ограничений, продиктованных риском ликвидности и др. рисками. При выборе фин инструметов для размещения валютного резерва властям приходится находить некий баланс между критериями ликвид-ти и прибыльности. Этот баланс опред-ся прогнозными оценками состояния международ расчетов страны, потребностей обслуж-я внешнего долга, динамики курсов валют. Получение дохода является хоть и не главным, однако важным результатом управления резервными активами.

ВОПРОСЫ

1. Возникновение центральных банков и их роль в развитии эк. На совр.этапе

2.Основные функции ЦБ, их отличие от функций коммерч. Банка.

3.Эл-ты института независимости; факторы, опред. степень независимости ЦБ в различных странах

4.Цели деятельности и функции Нацбанка РБ.

5. Особенности инфляции в условиях переходной экономики. Методы борьбы с инфляцией. Роль ЦБ в антиинфляционной политике государства. Инфляция в РБ, антиинфляционные меры, осуществляемые НБ на современном этапе.

6. Понятие и сущность денежно-кредитной политики. Место монетарного сектора в экономике.

7. Система целевых ориентиров денежно-кредитной политики

8. Монетарные режимы денежно-кредитной политики

9. Инфляционное таргетирование

10. Трансмиссионный механизм и его каналы в системе ДКР.

11. Система ден-кред регулирования и ее элементы

12. Денежная масса и ее агрегаты.
13. Номинальная и реальная денежная масса. Активные деньги.

14. Основные элементы денежной базы и их роль в создании и регулировании денежной массы.

15. Эмиссионные механизмы. Преимущества и недостатки.

16.Роль центр.банка (ЦБ) в эмиссии наличных денег . Налично-денежная эмиссия означает вып-к в оборот банкнот и

17. Эмиссионный механизм рыночной экономики, его основные черты

Скорость денежного обращения, возможность её регулирования со стороны ЦБ

19.Понятие и сущность монетизации экономики

20. Понятие и сущность банковского мультипликатора. Виды мультипликатора

21. Понятие и сущность сеньоража.

22. Классификации методов денежно-кредитного регулирования.

23. Административные методы денежно-кред-го регул-ия:

24. Косвенные (рыночные) инструменты ден.-кред. регулирования. (ЦБ-центр.банк)

25. Операции ЦБ на открытом рынке

26. Операции ЦБ с Ценными бум.

27.операции на открытом рынке с ин.валютой

28. Постоянные инструменты(механизмы) ЦБ.

29.Обязательное резервир как инстр д-крполит.Порядок расчета резервов

30. Кредитование центральным банком коммерческих банков.

Читать еще:  Мировой валютный рынок

31. Процентная политика центрального банка.

32. Селективные инструменты денежно-кредитного регулирования

33.Осн.этапы разработки и реализации ден-кред.политики в РБ

34. Принципы и формы взаимодейств. НБ с др. органами ден.-кред. рег-я и банками.

35. Эмиссионная политика НБ.

36. Сущность и цели процентной политики Нацбанка

37. Функционал. структура инструментов монетарного регулирования НБ

38. Операции на открытом рынке НБ РБ
39. Операции на открытом рынке НБ РБ представлены след видами:

40. Принципы регулирования НБ РБ текущей ликвидности банковской систем

41. Пост.инструменты регул-я ликвидности НБ РБ

42. цели и основные характеристики механизма обязательного резервирования в Беларуси

43.Цели и принципы рефинансирования банков НБ РБ

44. Регулирование белорусского рубля

45. Цели и параметры денежно-кредитной политики в 2016 году. Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

46. операции поддержания текущей ликвидности банков Нацбаком рб

47. Операции рефинансирования банков: виды и принципы реализации

48. Операции НБ по привлечению ресурсов банка

49. Принципы регулирования процентных ставок НБ РБ. Структура процентных ставок НБ РБ.

50. Организация регулирования текущей ликвидности банков

51. Платежный баланс, понятие и структура; принципы составления платежного баланса.

52. Платежная система сущность и виды

53. Надзор за платежными системами и управление рисками

54.Организация регулирования налично-денеж. Оборота в РБ

55. Банковский надзор. Практика применения в РБ

56. Управление золотовалютными резервами государства

Цели и принципы управления золотовалютными резервами государства (стр. 2 из 4)

Золотовалютные резервы Российской Федерации, в состав которых входят золотовалютные резервы Министерства финансов Российской Федерации и Банка России, находятся на счетах Банка России, который вместе с Министерством финансов Российской Федерации осуществляет управление этими резервными активами. При этом Банк России выплачивает Министерству финансов Российской Федерации процентный доход, поступающий в доход государственного бюджета. Правительство России определяет общие направления резервной политики (допустимый уровень ликвидности, надежности валютных резервов, пределы их использования для регулирования курса рубля).

1.2 Цели создания золотовалютных резервов, их функции

Золотовалютные резервы государства представляют собой иностранные высоколиквидные финансовые активы Центрального банка в свободно конвертируемых валютах, которые находятся в его управлении, учитываются на его балансе и предназначены для:

регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц;

создания благоприятных условий для осуществления внешних заимствований;

соблюдения обязательств по соглашениям с международными финансовыми организациями;

осуществления международных макроэкономических расчетов стран;

финансирования дефицита платежного баланса;

финансирования критического импорта;

погашения внешних долговых обязательств;

экстренной выплаты денежных средств в иностранной валюте.

Золотовалютные резервы государства следует рассматривать как страховой запас, предотвращающий национальную экономику от разного рода макроэкономических рисков.

Золотовалютные резервы — одна из категорий финансовых активов государства, как правило, не вовлекаемых в бюджетную сферу. Однако косвенно золотовалютные резервы могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях — как источник покрытия дефицита торгового или платежного баланса.

Основное назначение золотовалютных резервов — это обеспечение устойчивости валютного курса национальной валюты. Резервные активы позволяют Центральному Банку контролировать колебания курса рубля, которые вызваны спекулятивными и неравномерными операциями с валютой на внутреннем финансовом рынке, путем валютных интервенций.

Золотовалютные резервы предназначаются для осуществления международных расчетов. Международные платежи осуществляются в разных валютах, поэтому они связаны с куплей продажей валют, валютным риском и наличием золотовалютных резервов в качестве страхового фонда.

Уравновешивание сальдо платежных балансов осуществляется через механизм валютных интервенций. При возникновении дефицита платежного баланса курс национальной валюты понижается, и, когда он опускается до определенного уровня, который власти рассматривают как предельно допустимый, центральный банк начинает покупать национальную валюту с целью не допустить ее дальнейшее обесценение. Это приводит к сокращению валютного резерва. При активном сальдо платежного баланса и соответственно повышении курса национальной валюты Центральный банк, напротив, покупает иностранную валюту, увеличивая тем самым объем валютного резерва.

Большие золотовалютные запасы позволяют выдавать кредиты другим государствам и получать дополнительные доходы от процентов с них. К тому же из оборота выводятся немалые средства. Это способствует тому, что в стране сдерживается инфляция. Имея столь солидные запасы, Россия можем участвовать в различных мероприятиях Международного валютного фонда. То есть они становятся эффективным инструментом внешней политики.

Официальные золотовалютные запасы позволяют государству быть менее уязвимым во время кризиса или при ограниченном доступе к заимствованию. Резервы являются необходимыми на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств.

Золотовалютные резервы необходимы для обеспечения устойчивости национальной валюты, бесперебойного, нормального процесса воспроизводства. Они предназначены для быстрого устранения пагубных последствий непредсказуемых природных и социальных потрясений. В связи с этим к золотовалютным резервам предъявляются особые требования. Они должны иметь такие качества, как универсальность, возможность применения во всех сферах и отраслях, быстрого перемещения в пространстве. Они должны быть свободными, готовыми к применению в любую минуту, быстро конвертироваться в другую валюту.

Глава 2. Управление золотовалютными резервами страны

2.1 Принципы управления золотовалютными резервами. Определение оптимального уровня золотовалютных резервов

Управление государственными золотовалютными резервами является элементом валютной политики, проводимой правительством и центральным банком любого государства. Уровень этих резервов определяет степень обеспеченности международных макроэкономических расчетов страны необходимыми платежными средствами. Цель управления резервными активами — обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности.

Основные принципы управления валютными резервами Банка России — обеспечение сохранности, ликвидности и доходности валютных резервов. Причем задача обеспечения сохранности и ликвидности валютных резервов является первостепенной по отношению к задаче достижения максимальной доходности.

Степень сохранности резервных активов определяется величиной: кредитного риска, правового риска, валютного (курсового) риска, процентного риска, рыночного риска, операционного риска. Степень ликвидности резервных активов определяется величиной: риска неликвидности финансового инструмента; риска неликвидности рынка.

Доходность резервных активов определяется как совокупная (реализованная и нереализованная) прибыль на вложенные средства в процентах годовых, в разбивке по резервным валютам и резервным портфелям. Оценка уровня доходности резервов производится путем периодического сопоставления уровней фактической доходности по резервным активам с нормативно установленными ориентирами доходности. Ориентир доходности определяется как подсчитанная на отчетную дату доходность по нормативному портфелю, наиболее точно отражающему динамику соответствующего финансового рынка за отчетный период.

Совет директоров ЦБ принимает «Основные принципы управления валютными резервами Банка России», которые устанавливают:

· цели владения резервными валютными активами;

· цели управления резервными валютными активами;

· перечень резервных иностранных валют;

· перечень разрешенных классов инвестиционных инструментов;

· нормативную валютную структуру чистых резервных валютных активов;

· деление резервных валютных активов на операционный и инвестиционный портфели;

· основные ограничения по принимаемым финансовым рискам (кредитному, рыночному и риску ликвидности);

· распределение полномочий по управлению резервными валютными активами между органами управления и структурными подразделениями Банка России;

· инвестиционную стратегию и распределение полномочий по принятию инвестиционных решений (Приложение 1, рис 1). [19]

Определение оптимального размера золотовалютных резервов имеет важное экономическое значение, потому что заниженный их объем ухудшает платежеспособность страны на мировом рынке и ограничивает регулятивные возможности государства в монетарной сфере, а завышенный — приводит к замораживанию значительной части национального богатства страны на длительный период.

Для определения минимальных объемов резервов применяют разные критерии:

1. традиционный критерий — это коэффициент покрытия импорта, величина резервов должна превышать его трехмесячный объем;

2. критерий Гринспэна — резервы должны превосходить официальный и официально гарантированный краткосрочный долг (внешний);

3. «узкий» критерий, или критерий Редди — минимальный объем резервов для покрытия импорта суммируется с платежами по внешнему госдолгу, чтобы исключить дефолт по государственным обязательствам;

4. «расширенный» критерий, или критерий Гвидотти — объем резервов достаточен, если он позволяет обходиться без внешних заимствований в течение одного года;

5. «широкий» критерий — резервы должны быть достаточными для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты;

6. «максималистский» критерий — покрытие государством в случае кризиса потребностей частного сектора в средствах для уплаты внешних долгов. [17]

Большинство специалистов считают, что размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. Золотовалютные резервы страны не представляют собой постоянной величины. В таблице представлены результаты расчетов минимально необходимых объемов международных резервов Российской Федерации (приложение 2). Результаты свидетельствуют о том, что международные резервы России существенно превышают значения рассмотренных критериев. [16]

2.2 Управление золотовалютными резервами Российской Федерации на современном этапе

Управление золотовалютными резервами Банка России осуществляется на основании п.7 ст.4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в соответствии с «Основными принципами управления валютными резервами Банка России», утвержденными Советом директоров Банка России. Цель управления резервными активами — обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Для этого Банк России применяет комплексную систему управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностранным контрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности. Банк России проводит эти операции на основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами. [15]

Читать еще:  Варианты покупки валюты

Оценка эффективности управления золотовалютными резервами

В экономически развитых странах доля золота в резервах в десятки раз превышает долю золота в резервах России.

По физическому объему запасы золота в России долгое время остаются на низком уровне и даже уменьшаются, хотя повышение цен на золото создает видимость роста золотых запасов.

Учитывая основные макроэкономические характеристики России, столь невысокая доля золота в структуре резервов является слабо обоснованной, ведь доходность данного актива обладает стабильными характеристиками. К тому же Россия является крупным поставщиком золота на мировом рынке. Исключительность золотодобывающей отрасли заключается в том, что ее продукция появляется сразу в материализованной форме денег. Золото — товар, но специфический товар, которому нет необходимости менять свою натуральную форму на денежную, он рождается сразу в денежной форме.

А раньше доля золота в ЗВР РФ была значительно выше. Поскольку Россия длительное время добывала золото и экспортировала его на мировой рынок, оно было важнейшим элементом валютного резерва. На мировом рынке Россия длительный период времени выступала не покупателем, а продавцом этих специфических товаров. Поэтому для увеличения золотых запасов ей не было необходимости обращаться к мировому рынку, она могла накапливать за счет собственного производства. Банки ежегодно продавали золото за границу десятками тонн. Но теперь ситуация существенно изменилась в обратную сторону, золото приходится покупать.

Когда не хватало иностранной валюты, Россия платила золотыми слитками, исполнявшими роль резервной валюты. Но постепенно, по ряду причин, функция золота как мировых денег стала ослабевать и цена на золото стала падать. К тому же, международные монополии продолжительное время искусственно поддерживали низкую цену на золото, и оно потеряло роль основного валютного резерва. Сложившееся положение объясняется еще и тем, что Центробанку, в целях поддержания курса доллара и укрепления курса рубля, приходилось постоянно скупать у нефтяных компаний доллары и отправлять их в резерв. В результате доля долларов в резервах росла, а доля золота падала. Поэтому теперь Центробанк принял решение удвоить запасы золота и увеличить его долю в резервах. Колесов Н.Д., Колесова О.Н., Роль Центрального банка в формировании и использовании золотовалютных резервов // Проблемы современной экономики, N 3 (23), с. 12

Одним из направлений модификации структуры золотовалютных резервов является существенное повышение доли монетарного золота. Золото, обладая внутренней стоимостью и будучи не подверженным риску финансовых санкций, представляет собой чрезвычайный актив, который может быть использован в случае угрозы финансовой безопасности или блокады страны. Обладая развитым, емким и достаточно ликвидным рынком, золото в качестве резервного актива способно обеспечить определенный финансовый доход, рост стоимости и хеджирование от возможного неблагоприятного изменения соотношений ведущих мировых валют.

Цена на золото и другие драгоценные металлы находится в обратной зависимости от курса доллара (см. рисунок 2) — снижение курса доллара сопровождается ростом цен на эти металлы. Доллар теряет функцию резервных денег и доверие населения, эти функции переходят к золоту, что стимулирует рост цен на него. Поскольку доллар вступил в полосу устойчивого падения курса, то цены на драгоценные металлы будут постоянно расти. Мазин Е.Н., Время вкладывать в золото // Известия 26 августа 2005, с. 11

В золотовалютных резервах России уже длительное время значительная доля приходится на доллары США. В валютных резервах раньше почти 80% занимали доллары, что вело к явному несоответствию товарных потоков и структуры валютных резервов, которое наносило большой материальный ущерб России и ее европейским партнерам. Имела место недооценка роли евро в современном финансовом мире и его влияния на курс рубля.

Долгое время курс рубля определялся Центробанком только на основании долларовой корзины. Но укрепление евро усилило необходимость учитывать его колебания. Был изобретен бивалютный показатель, который учитывает изменения курса и доллара, и евро в одной корзине. Доля евро в ней быстро поднимается.

Валютная структура резервов находится в явном несоответствии с товарной структурой. Валютные и товарные потоки сильно расходятся. На доллар приходится около 90% всего валютного оборота, а товарный оборот с долларовой зоной занимает 30%. Это означает, что спрос на доллары искусственно завышен в 2-3 раза по отношению к реальному. Осуществление расчетов с другими странами не в долларах, а в их национальной валюте позволило бы России сократить внешний долг, увеличить внешнеторговый оборот, улучшить платежный баланс, получить и другие экономические выгоды. Колесов Н.Д., Колесова О.Н., Роль Центрального банка в формировании и использовании золотовалютных резервов // Проблемы современной экономики, N 3 (23), с. 12

Необходимо рассмотреть объем ЗВР, исходя из критериев достаточности (данные для расчета отображены в таблице 4). Рассчитывались данные показатели согласно основных критериев оценки достаточности объема золотовалютных резервов: традиционный, критерий Гринспэна, критерий Редди.

Таблица 4 Показатели импорта, государственного внешнего долга, объема золотовалютных резервов РФ на первый квартал 2005-2011 гг. Официальный сайт Банка России — Режим доступа: http://www.cbr.ru

Официальный сайт Минфина — Режим доступа: http://www.minfin.ru

Сайт внешней торговли России «Россия-Экспорт-Импорт» с технической поддержкой Российского центра внешней торговли (РЦВТ) — Режим доступа: http://www.rusimpex.ru

Трехмесячныйобъем импорта РФ, млрд. дол.Государственный внешний долг РФ, млрд. дол.Сумма импорта и гос. внешнего долга, млрд. дол.Объем ЗВР РФ, млрд. дол.
01.04.2011г.64,438,84103,24502 460
01.04.2010г.45,736,4882,18447 442
01.04.2009г.38,4839,577,98383 808
01.04.2008г.60,2244,1104,32512 584
01.04.2007г.43,150,793,8338 830
01.04.2006г.30,99875,2106, 198205 881
01.04.2005г.25,61108,1133,71137 381

То есть, согласно основным общепринятым критериям оценки достаточности объемы ЗВР, Россия по состоянию на первый квартал на протяжении периода с 2005 до 2011 годов имеет объем международных резервов намного выше, чем необходимая грань по всем трем критериям оценки. Оценим достаточность объема золотовалютных резервов ЦБ РФ в соответствии с таким критерием, как обеспеченность денежной базы золотовалютными резервами (см. таблицу 5)

Таблица 5 Обеспеченность денежной базы золотовалютными резервами

Объем ЗВР РФ, млн. руб.12064802,4

Объем ДБ (ш), млрд. руб.

Обеспеченность денежной базы ЗВР

В среднем, денежная база была обеспечена на 200% золотовалютными резервами за период с 2006 по 2010 года (для сравнения — денежная база США лишь на 5% обеспечена объемом золотовалютных резервов). Это говорит о том, что объем золотовалютных резервов в 2 раза превышает объем денежной базы страны, что в совокупности с завышенными объемами по критериям достаточности заставляет задуматься — не стоит ли если не уменьшить объемы международных резервов, то хотя бы приостановить их наращивание.

Для повышения эффективности управления международными резервами органам денежно-кредитного и валютного регулирования страны необходимо всесторонне анализировать динамику золотовалютных резервов и вырабатывать управленческие решения по следующим направлениям.

Во-первых, необходимо внедрение в Банке России в сфере управления золотовалютными резервами надежного институционального и управленческого механизма, поддерживаемого соответствующей правовой базой, а также распределение ролей и ответственности в рамках операций по управлению резервами.

Во-вторых, необходимо определить оптимальный для современных экономических условий объем золотовалютных резервов. Слишком сильное снижение их уровня в результате потери, либо по причине систематически высокого дефицита платежного баланса может обернуться тем, что в какой-то момент страна не сможет обеспечить свои необходимые потребности за счет импорта либо окажется не в состоянии обслуживать свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В то же время, наличие резервов сверх оптимальных уровней влечет снижение инвестиционного потенциала страны и потери от резервирования дополнительных доходов экономики.

В-третьих, существует проблема выбора оптимальной структуры золотовалютных резервов — относительных долей между отдельными компонентами, способствующих достижению компромисса целей сохранности, ликвидности и доходности вложений. В частности, важным является определение эффективного стоимостного соотношения между иностранной валютой и золотом.

В-четвертых, перед Банком России стоит задача диверсификации валютной части международных резервов. Диверсификация подразумевает формирование валютной структуры резервов, то есть выбор резервных валют, в которых будут храниться активы, и определение удельного веса инвестиций в каждую из валют в общем объеме валютных резервных активов.

Актуальность данной проблемы обусловлена наблюдающейся в последние годы тенденцией постепенного ухода от долларового стандарта и движения современной валютной системы к валютному полицентризму.

В целом следует отметить, что система управления золотовалютными резервами является сложным, комплексным процессом, требует особого внимания и должного контроля.

Заключение

Золотовалютные резервы, или, иначе, резервы международных ликвидных средств, для многих стран в настоящее время являются наиболее крупным национальным финансовым активом и инструментом реализации денежно-кредитной политики.

В настоящее время золотовалютные резервы Банка России выполняют несколько макроэкономических функций:

1) формальное обеспечение национальной валюты;

2) поддержание стабильности внешней торговли;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector