Таможенные сборы формируют доходы
Тема Таможенные платежи
Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно утверждена в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их имущества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». ( Тамга — наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара. Впоследствии тамгой стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, место ее уплаты — таможней, служивых людей, взыскивающих тамгу, — таможенниками.). В то время все взимаемые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредственно на границе, назывались большой тамгой. И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.
На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия на внешнюю торговлю сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в которых принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов.
Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой — направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.
Таможенные платежи— это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов. Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ). В настоящее время к таможенным платежам относятся:
• ввозная таможенная пошлина;
• вывозная таможенная пошлина;
• НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
• акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ из перечня были исключены такие таможенные платежи, как плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах и др.
Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги, пошлины и обязательные платежи неналогового характера — таможенные сборы. Классификация таможенных платежей приведена на рис. 1.
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», таможенная пошлинапредставляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят таможенную пошлину к категории «налог», поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭ Д, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги.
Таможенный сбор— это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размер сбора за таможенное оформление, который устанавливается Правительством РФ, ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 тыс. руб. Размеры сборов за таможенное сопровождениедифференцированы в зависимости от расстояния перемещения. Так, за таможенное сопровождение расстоянием до 50 км взимается сбор в размере 2тыс. руб., от 50 до 100 км — 3 тыс. руб., от 100 до 200 км — 4 тыс. руб., свыше 200 км — 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, не менее 6 тыс. руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 тыс. руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за храпениена складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу последней. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров». Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис.2). По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:
· вывозные (экспортные) — взимаются при вывозе товаров с таможенной территории государства;
· ввозные (импортные) — взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах;
- транзитные — взимаются за провоз товара по территории страны. В фискальных целях используются лишь некоторыми развивающимися странами
Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а так же рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.
Рисунок 1 Виды таможенных платежей
Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций по товарной номенклатуре (ТН) ВЭД. В1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин — 5, 10, 15 и 20%. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
По целям взимания различают фискальные и протекционистскиепошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.
В целях защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые имеют временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговыепошлины применяются к иностранным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, а компенсационные— в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров могут быть установлены предварительные специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонныепошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать 6 месяцев в году
С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет. Приведенные в табл. 1 данные об объемах поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет свидетельствуют об их высокой фискальной значимости.
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.
Таблица 1 Роль таможенных пошлин, налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета
Года | 2003 г | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2007г | |
НДС на товары, ввозимые в РФ | Всего, млн руб. | 258 962,3 | 312 883,8 | 427 774,4 | 510 621,2 | 693 062,4 |
Удельный вес в общей сумме доходов | 10,1 | 9,6 | 8,6 | 10,1 | 10,0 | |
Акцизы на товары, ввозимые в РФ | Всего, млн руб. | 400,0 | 5452,0 | 17 568,4 | 21 661,4 | 20 370,4 |
Удельный вес в общей сумме доходов | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | |
Ввозные таможенные пошлины | Всего, млн руб. | 155 900,0 | 202 789,2 | 265 306,8 | 310 593,1 | 395 339,5 |
Удельный вес в общей сумме доходов | 6,1 | 6,2 | 5,3 | 6,2 | 5,7 | |
Вывозные таможенные пошлины | Всего, млн руб. | 294 000,0 | 638 381,2 | 1 323 845,7 | 1 297 250,2 | 1 998 442,0 |
Удельный вес в общей сумме доходов | 11,5 | 19,5 | 26,6 | 25,7 | 28,7 | |
Таможенные сборы | Всего, млн руб. | 39 000,0 | 28 578,9 | 19 322,1 | 19418,7 | 19 878,6 |
Удельный вес в общей сумме доходов | 1,5 | 0,9 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Таможенный сбор
Таможенный сбор (сбор за таможенное оформление) – это обязательный платеж, взимаемый за обработку таможенной декларации участника ВЭД, связанную с выпуском товаров, таможенное сопровождение и другие действия (ст. 47 ТК ЕАЭС). При экспорте с 4 сентября 2018 года сбор не уплачивается. Если берётся экспортная пошлина или осуществляется временный вывоз товаров или переработка вне таможенной территории, тогда таможенный сбор составит 750 руб. Сбор уплачивают только Юрлица или ИП, физлица уплачивают его только при подаче декларации в электронном виде – ЭД2 (декларирование товаров «по процедуре» — как для юрлиц). Величина сбора зависит от величины таможенной стоимости. Его нужно оплатить до подачи декларации, если к этому моменту деньги не поступят на счёт, декларацию не примут. Если оформлять перевод платёжным поручением банку, нужно помнить, что они поступят только через несколько дней. Можно использовать системы мгновенных платежей «Таможенная карта» или «Раунд» или обратиться к таможенному брокеру, который перечислит деньги без задержек. Для этого необходимо заранее заключить договор.
Виды таможенных сборов
Существует 3 вида сборов:
- Сбор за таможенное оформление — взимается за услуги, связанные с оформлением декларации. Эти услуги нужно оплатить до или вместе с её подачей;
- Сбор за таможенное сопровождение транспорта — взимается услугу по физическому сопровождению инспектором таможни от границы до места растаможивания. Оплатить её нужно до начала сопровождения. Этот вид сбора используется не часто;
- Сбор за хранение груза — взимается за размещение груза на таможенном СВХ. Оплатить нужно до момента выдачи груза.
Размеры или ставки таможенных сборов
Размеры или ставки таможенных сборов определяются государствами-членами ЕАЭС самостоятельно.
Если при декларировании декларант использует форму подачи ЭД-2, то он освобождается выплаты полного (стандартного) размера тамсбора. Величина выплаты в этом случае на четверть — 25% ниже стандартной суммы. Иными словами, вместо 500 руб. он выплачивает 375 руб., вместо одной тысячи рублей – 750 руб., не 2000 руб., а 1500 руб. и так далее.
Таблица таможенных сборов при электронном декларировании товаров
Декларированная стоимость груза при импорте | Размер ставок сборов за таможенное оформление |
---|---|
Включительно до 200000 рублей | 375 руб. |
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей | 750 руб. |
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей | 1500 руб. |
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей | 4125 руб. |
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей | 5625 руб. |
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей | 15000 руб. |
Свыше 10000000 рублей | 22500 руб. |
За сопровождение автотранспортных средств, единиц железнодорожного подвижного состава
Расстояние | Стоимость сопровождения |
---|---|
До 50 км | 2000 руб. |
От 51 до 100 км | 3000 руб. |
От 101 до 200 км | 4000 руб. |
Свыше 200 км | 1000 руб. / 100 км (но не менее 6000 руб.) |
За сопровождение водных и воздушных судов
Расстояние | Стоимость сопровождения |
---|---|
Сопровождение не зависимо от расстояния | 20000 руб. |
Таможенный сбор за хранение
Величина сбора зависит от вида склада, от веса груза, и продолжительности хранения.
Хранение на СВХ таможенного органа | ||||
---|---|---|---|---|
За каждые 100 кг | 1 руб. | |||
За каждый день хранения | 1 руб. |
Хранение на СВХ таможенного органа в специально оборудованных помещениях | ||||
---|---|---|---|---|
За каждые 100 кг | 2 руб. | |||
За каждый день хранения | 2 руб. |
Уплата таможенных сборов
Обязанность по уплате таможенных сборов, как и других таможенных платежей лежит на декларанте. При ввозе в Россию оплата сбора производится в рублях.
Как уплачивается таможенный сбор?
Таможенный сбор платится авансом. Это позволяет избежать задержек на таможне и излишних расходов. Декларант должен перечислить деньги до момента подачи таможенной декларации. Для оплаты таможенного сбора и других таможенных платежей необходимо иметь Единый Лицевой Счёт (ЕЛС), пополнить который можно через Банк, заполнив Платёжное Поручение. Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:
- Для физлиц есть возможность внести средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста;
- Юрлица могут воспользоваться системой электронных расчётов «Таможенная карта» или «Раунд», позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Кроме того, все участники ВЭД (Юрлица, ИП и Физлица) имеют возможность оплатить таможенные сборы и другие таможенные платежи через таможенного представителя. Для этого нужно заключить договор.
Уточнение для физлиц: если ввоз товара осуществляется по пассажирской декларации, то оплата производится самостоятельно. Если ввезённый товар оформляется под процедуру, то оплату может произвести таможенный брокер.
Сведения о таможенном сборе указываются в графах 47 и «В» бланка таможенной декларации ЭД2.
Графа 47 называется «Исчисление платежей» и состоит из нескольких разделов.
Раздел «Вид» содержит четырехзначный код таможенного платежа, утвержденный классификатором, который используется для заполнения таможенных документов. Коды таможенного сбора:
- «1010» — таможенные операции (таможенное оформление, декларирование);
- «1020» — таможенное сопровождение;
- «1030» — хранение.
В разделе «Основа начисления» указывается размер таможенной стоимости декларируемого товара в российских рублях, например, 264320 руб. 28 коп., или 303968 руб. 32 коп. Если декларируется несколько товаров, то указывается их общая таможенная стоимость.
В разделе «Ставка» указывается ставка таможенного сбора: 375 руб., 750 руб., 1500 руб. и т.д.
В разделе «Сумма» указываются сведения о сумме, подлежащей оплате в качестве таможенного сбора за совершение таможенных операций, то есть те же 375 руб., 750 руб., 1500 руб. и т.д.
В разделе «СП» (специфика платежа) указывается буквенный код, утвержденный Классификатором («ИУ» — таможенный сбор уплачен декларантом до выпуска товаров, «УР» — условное исчисление тамсбора, «УМ» — тамсбор не подлежит уплате; применяются и другие двузначные коды).
Графа «В» называется «Подробности подсчета». Она содержит все тот же четырехзначный код вида таможенного сбора, сведения о размере взимаемой суммы, трехзначный код валюты (российский рубль имеет код 643) и сведения о плательщике, дате оплаты. Все данные записываются в одну строку и разделяются друг от друга знаком «-». Пробелы не допускаются!
Услуги по расчету к уплате таможенных платежей и сборов
Вам нужно рассчитать таможенные платежи – мы поможем Вам!
Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров на любых таможнях РФ, подбору кодов ТН ВЭД, определению таможенной стоимости, расчету необходимых к уплате таможенных платежей и в том числе таможенного сбора. Мы работаем без выходных, а при необходимости круглосуточно. У нас есть возможность оперативно оплачивать таможенные платежи за клиента и проводить оперативное оформление товаров в таможне, что существенно сокращает время и издержки.
Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!
Информация ФТС России от 30.12.2019 «Коды бюджетной классификации доходов, применяемые для уплаты таможенных и иных платежей с 1 января 2020 года»
Документ полезен? | m | n |
Приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. N 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» в бюджетную классификацию доходов федерального бюджета были внесены изменения, предусматривающие применение с 1 января 2019 года кодов бюджетной классификации (далее — КБК), предназначенные для уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, авансовых денежных средств и денежных залогов, содержащих в трех последних разрядах кода значение «110» вместо значения «180».
В течение 2019 года Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МО УФК) производило автоматическое зачисление в доход бюджета платежей, поступающих с указанием КБК, заканчивающихся на «180».
С 1 января 2020 года платежи, уплачиваемые в доход федерального бюджета в качестве уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, авансовых денежных средств и денежных залогов, содержащие в последних разрядах кода значения «180», будут учитываться МО УФК, как невыясненные поступления, что потребует в последующем их уточнение участниками внешнеэкономической деятельности на правильный КБК.
Бюджетная классификация доходов бюджетов на 2020 год определяется приказами Минфина России в приказы от 06.06.2019 N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (в редакции приказа Минфина России от 17.09.2019 N 148н), N 86н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (в редакции приказа Минфина России от 17.09.2019 N 149н) и также изменения, предусмотренные приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджету государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».
С 1 января 2020 года из бюджетной классификации доходов бюджетов исключаются следующие КБК:
153 1 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»;
153 2 07 01012 01 6000 140 «Проценты, уплачиваемые в случае нарушения сроков перечисления сумм вывозных таможенных пошлин»;
153 1 14 03012 01 0400 440 «Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, за исключением средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) (прочие средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации)»;
153 1 16 03030 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;
153 1 16 04000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле»;
153 1 16 05000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля»;
153 1 16 07000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
153 1 16 12000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об обороте наркотических и психотропных средств»;
153 1 16 21010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет»;
153 1 16 25071 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности»;
153 1 16 29000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок»;
153 1 16 74000 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения, посягающие на здоровье, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
Обращаем внимание, что денежные средства, уплаченные на КБК 153 1 10 09000 01 0000 110 «Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей» могут быть использованы участниками внешнеэкономической деятельности при проведении таможенных операций в счет уплаты:
— налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
— акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
— прочих вывозных таможенных пошлин;
— таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа;
— денежного залога в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей.
Внешняя торговля товарами как источник формирования доходов федерального бюджета
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 21.01.2016 2016-01-21
Статья просмотрена: 640 раз
Библиографическое описание:
Попова, А. Г. Внешняя торговля товарами как источник формирования доходов федерального бюджета / А. Г. Попова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 614-617. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25483/ (дата обращения: 07.04.2020).
В статье представлены результаты исследования поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета, администрируемых Федеральной таможенной службой, и дана оценка факторов, оказывающих существенное влияние на уровень их формирования.
Ключевые слова: таможенные платежи, доходы федерального бюджета.
Внешняя торговля товарами является не только источником формирования ресурсов внутреннего товарного рынка, оказывая при этом существенное влияние на развитие оборота розничной торговли и его товарную структуру, а также формой реализации товарной продукции на мировом рынке, но и одним из источников формирования доходов федерального бюджета, от величины которых в значительной степени зависит социально-экономическое состояние страны, в частности уровень жизни россиян. При этом «экономические интересы страны обеспечиваются федеральными службами и в значительной степени фискальными, такими как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба» [8, с. 143].
Следует отметить, что внешняя торговля товарами, как одна из сфер экономики страны, обусловливает на уровне хозяйствующих субъектов реализацию внешнеторговых операций, которые «представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи» [5, с. 11]. При этом «осуществление всех видов внешнеторговых операций по обмену продукцией в материально-вещественной форме и их содержание обеспечиваются таможенными режимами (процедурами)» [7, с. 17]. Так, обмен товарами в рамках исполнения импортной операции предусматривает выбор участником внешнеторговой деятельности таможенной процедуры, которая представляет собой «совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами» [1, статья 4], указывающей конечную цель использования предмета международной коммерческой сделки на таможенной территории Таможенного союза, однако при этом одним из трех условий помещения товара под заявленную процедуру является «уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» [1, статья 210; 2], в частности, под ввозной таможенной пошлиной мы понимаем «обязательный платеж, применяемый таможенными органами в отношении отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза как в коммерческих целях, так и для личного пользования, и перечисляемый в доход государства — члена Таможенного союза» [6, с. 239], а при реализации экспортной операции — «уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин» [1, статья 213; 2].
Следовательно, обязанности сторон контракта купли-продажи товара предусматривают исполнение такой операции как ввоз товаров иностранного происхождения на территорию Российской Федерации, так и вывоз товаров отечественного производства с территории Российской Федерации в соответствии с заявленной таможенной процедурой, «которая в свою очередь обусловливает выполнение участником внешнеторговой деятельности такой обязанности (действия), как уплата таможенных платежей в установленные для этого сроки» [9, с. 166].
Таможенные платежи, применяемые к товарам при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и при их вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, закреплены в 70 статье Таможенного кодекса Таможенного союза.
Безусловно, своевременность и полнота уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза является, с одной стороны, обязанностью участника внешнеторговой деятельности, а с другой — одной из функций таможенных органов Российской Федерации, предусматривающей контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты с целью последующего перечисления в доход федерального бюджета [4, с. 44].
В этой связи отмечаем, что Федеральная таможенная служба, выступая администратором доходов федерального бюджета, ежегодно принимает участие в формировании проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
Результатом администрирования таможенных платежей Федеральной таможенной службой в 2014 году явилось перечисление в доход федерального бюджета 7 100,6 млрд руб., что на 535,2 млрд руб., или на 8,2 % больше, чем в 2013 году.
В 2014 году поступления в доход федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, включали:
вывозные таможенные пошлины (4 637,1 млрд руб. против 4 058,0 млрд руб. в 2013 году);
налог на добавленную стоимость (1 631,0 млрд руб. против 1 561,9 млрд руб. в 2013 году);
ввозные таможенные пошлины (568,1 млрд руб. против 596,7 млрд руб. в 2013 году);
вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые в соответствии с Соглашением о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года (110,1 млрд руб. против 105,0 млрд руб. в 2013 году);
акцизы при ввозе товаров (60,1 млрд руб. против 56,9 млрд руб. в 2013 году);
утилизационный сбор (43,7 млрд руб. против 49,5 млрд руб. в 2013 году);
таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами (24,4 млрд руб. против 44,7 млрд руб. в 2013 году);
таможенные сборы (16,4 млрд руб. против 16,3 млрд руб. в 2013 году);
иные платежи (9,7 млрд руб. против 76,4 млрд руб. в 2013 году) [10].
Необходимо отметить, что значительный вклад в формирование таможенных платежей, перечисляемых в доход федерального бюджета, вносит Центральное таможенное управление и Белгородская таможня. Так, Центральное таможенное управление перечислило в доход федерального бюджета в: 2014 году 809 млрд руб., что на 4 % больше, чем в 2013 году, из них: импортная составляющая в общей сумме доходов федерального бюджета составила более 798 млрд руб., а экспортная составляющая — свыше 3,7 млрд руб.; 2013 году 776 779,5 млн руб., из них: таможенные платежи при импорте товаров составили 766 981,21 млн руб., при экспорте товаров — 2 174,63 млн руб.; 2012 году 748,57 млрд руб. [11].
Белгородская таможня в доход федерального бюджета перечислила в: 2014 году 21 679,47 млн руб.; 2013 году 25 539,24 млн руб.; 2012 году 30 471,69 млн руб. [11, 12].
Следует отметить, что сокращение объема перечисления таможенных платежей в доход федерального бюджета Белгородской таможней в 2014 году обусловлено следующими факторами:
сложившейся обстановкой на юго-востоке Украины, которая привела к изменению логистических маршрутов перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
приостановлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 5 сентября 2014 года ввоз на территорию Российской Федерации кондитерских изделий АО «ПО «КОНТИ» и Компанией «АВК» (Украина) в целях обеспечения прав потребителей;
введением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору временных ограничений на поставку в Российскую Федерацию продукции растительного происхождения из стран Европейского союза, Республики Молдова и Украины;
вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 «О мерах по реализации указа Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», о введении запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, сроком на один год [3].
Безусловно, влияние указанных выше факторов негативно отразилось на физических и стоимостных объемах импорта фискальноемких товаров, перемещаемых в регионе деятельности Белгородской таможни (табл.).
Физические и стоимостные объемы некоторых фискальноемких ввозимых товаров в регионе деятельности Белгородской таможни за 2013–2014 годы
ТН ВЭД
ЕАЭС
Вес, т
Таможенная стоимость, млн руб.
2014 г. к 2013 г.(+,-)
2013 г.
2014 г.
2013 г.
2014 г.
Вес, т
Таможенная стоимость, млн руб.