Порядок корректировки таможенной стоимости
Что такое корректировка таможенной стоимости и можно ли ее избежать
Корректировка таможенной стоимости (КТС) — один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. КТС возникает в случаях, когда статистическая стоимость товара меньше уровня риска. Размер таможенных пошлин и налогов прямо зависит от таможенной стоимости товара
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Таможенную стоимость определяет и заявляет декларант – импортер. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать ее. Если при прохождении таможенного контроля проверяющая сторона сомневается в правильности оформленных документов, находит недостоверные данные или возникают другие факторы, затрудняющие принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка. В ходе нее, как правило, запрашиваются различные документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, а также производится предварительный расчет суммы обеспечения таможенных платежей с учетом КТС.
Если декларант не предоставил документы или они показались таможенному инспектору неубедительными, то у декларанта есть выбор: заплатить сумму обеспечения по КТС или отозвать декларацию на товары (ДТ). Отзыв ДТ не решает проблемы, а только приводит к потере времени.
Система управления рисками и как она влияет на КТС
В процедуре таможенного контроля существует система управления рисками (СУР). Федеральная таможенная служба выпускает профили рисков. Это документы, которые применяются только для служебного пользования и содержат различные индикаторы рисков: страну отправления и происхождения товара, статистическую стоимость за кг, соотношение веса нетто к весу брутто и т.д.
Одно из основных направлений СУР — это контроль уровня таможенной стоимости ввозимых товаров на территорию Таможенного союза. При декларировании товара импортер заявляет таможенную стоимость и вес нетто на каждое наименование. Программа автоматически рассчитает статистическую стоимость товара. Статистическая стоимость товара – это таможенная стоимость товара в пересчете в доллары США. Таможенная стоимость товара — цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, включающая в себя все расходы, которые понес покупатель для доставки груза до границы Таможенного союза. Например, статистическая стоимость товара получается 1 доллар США за кг, а в профиле риска ФТС на данный товар установлен индикатор контрольной цены – 2 доллара США за кг. В таком случае автоматически срабатывает риск, и таможенный инспектор обязан применить меры по его минимизации. Одной из таких мер является запрос таможенными органами дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости товаров, перечень которых достаточно большой, и участник ВЭД не всегда может предоставить все документы в процессе таможенного оформления. Даже имея большую часть документов и обосновав невозможность предоставления остальных, таможня, как правило, отказывает в принятии таможенной стоимости по заявленной цене и выпускает декларацию на товары под обеспечение таможенных платежей с КТС. То есть импортер платит в бюджет государства определенную денежную сумму, которую рассчитывает таможенный орган.
Формы корректировки таможенной стоимости товаров
КТС бывает условной и окончательной. Понять сразу, какая будет форма КТС, невозможно, она устанавливается в процессе оформления. Таможенный орган в своем решение о КТС перечисляет необходимые документы и указывает сроки их предоставления. Также декларант получает расчет обеспечения таможенных платежей. Импортер может предоставить запрашиваемые документы и ждать решения таможенного органа или написать письмо о согласии на КТС с последующим предоставлением документов в установленный срок. Если декларант не согласен с корректировкой, то таможенный орган не может заставить его заплатить. Декларант имеет право отказаться платить и отозвать декларацию на товары. В таком случае он не может получить товар на своем складе, так как груз будет находиться на таможенном складе до решения вопроса по данной проблеме. Чтобы получить товар и избежать дополнительных расходов по хранению и простою транспорта, участники ВЭД обычно соглашаются на КТС и платят обеспечение таможенных платежей. Максимальный срок хранения на таможенном складе составляет 4 месяца и стоит недешево. Когда товар на складе получателя нужен срочно и могут возникнуть обязанности по оплате простоя транспорта и хранения, то все решения надо принимать с учетом этих факторов. Обычно приоритетом является быстрый выпуск товара в свободное обращение.
При окончательной корректировке деньги сразу списываются со счета участника ВЭД в бюджет страны. Условная КТС подразумевает резервирование денег на счету таможни до окончательного решения. Если после предоставления участником ВЭД запрашиваемых документов по условной КТС таможенный орган принимает решение об окончательной КТС, то насчитываются пени за отсрочку таможенных платежей. Это происходит из-за того, что при резерве деньги не сразу поступают в бюджет государства, а декларант получает отсрочку по уплате. Но не все участники ВЭД знают о подлежащих к оплате пенях после выпуска.
а при наличии хорошего пакета документов таможенные органы выпускали декларации на товары, таможенная стоимость которых была ниже рисков. Ситуация резко изменилась в феврале 2016 года после выхода телетайпограммы ФТС России ТФ-100 от 12.02.2016 об усилении контроля качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости товаров. Вместе с этим вступил в действие приказ ФТС №280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Суть этих документов — усилить проверки по контролю таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками, а также возложить персональную ответственность на должностных лиц таможенных органов РФ за качество и результативность мер по минимизации рисков. Следом за телетайпограммой и приказом ФТС стали выходить новые профили рисков, которые жестко контролировались таможенными органами. После выхода таких документов все товары, статистическая стоимость которых была ниже новых профилей рисков, корректировались до уровня выше контрольной цифры. Уровень устанавливают таможенные органы в соответствии со стоимостью задекларированных аналогичных товаров.
На данный момент гарантировано избежать КТС невозможно
К сожалению, наличие прямого контракта с производителем товара и всех необходимых документов на поставку не являются основанием не корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров. Каждый участник ВЭД должен понимать, что если цена поставляемого товара по внешнеторговому контракту ниже риска, то его ждет КТС и вытекающие из этого дополнительные проблемы. Поэтому каждому импортеру, у которого статистическая стоимость ввозимого товара занижена, надо грамотно готовить документы на поставки и готовиться к возможному КТС.
Обжалование решения таможенных органов
Если была условная КТС, то есть вероятность вернуть деньги, оплаченные под обеспечение таможенных платежей, предоставив документы, запрашиваемые таможенным органом в рамках этого решения. Такие случаи встречались в нашей практике, причем в различных таможнях: Владивостокской, Новороссийской, Нижегородской и Московской областной.
Если же КТС была окончательной, то есть два варианта вернуть денежные средства: обжаловать решение о КТС в вышестоящий таможенный орган или подать иск об отмене решения таможни о КТС в суд.
Первый вариант иногда дает результат, но это зависит от ряда факторов и таможенного органа, который рассматривает жалобу. Очень важно, чтобы претензию составлял грамотный таможенный представитель. Можно подключить и юриста компании. Такой вариант возможен, если у декларанта есть хороший пакет документов на оспариваемую поставку для подтверждения таможенной стоимости. Но необходимо понимать, что в случае отрицательного решения декларант теряет время, которое уходит на рассмотрение дела — 30 дней. У нас были случаи отмены решений по КТС в рамках рассмотрения жалоб. В последнее время таможенные органы начали внимательнее относиться к рассмотрению претензий, и положительных решений все больше.
Второй и самый эффективный вариант – судебные разбирательства с таможней. На сайте ФТС есть обзор судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов при контроле таможенной стоимости товаров. При рассмотрении дел данной категории суды, принимая решения в пользу декларантов, в большинстве случаев указывают на недоказанность со стороны таможенных органов недостоверности или недостаточности документов (сведений), представляемых декларантами. При этом отмечается, что во время помещения товаров под таможенные процедуры, заявителями предоставлялись все необходимые документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость. По судебной статистике, дела об оспаривании решений таможни о КТС часто решаются в пользу участников ВЭД. Поэтому при наличии грамотного юриста, таможенного представителя и более или менее полного пакета документов на поставку шансы выиграть у таможенных органов в суде дело о КТС высоки. Но надо понимать, что судебный процесс занимает длительное время: от трех до шести месяцев. Обычно такие дела проходят арбитражный, арбитражный апелляционный и кассационный суды. После вынесения решения суда последней инстанции требуется время на возврат денежных средств из бюджета государства — 30 дней. Возможный минимальный срок возврата средств — два месяца, а максимальный зависит от судебного производства.
Хочется отметить, что все дела в области таможенного законодательства нужно рассматривать индивидуально и привлекать к этому опытных специалистов. Самому участнику ВЭД очень сложно понять, как действовать в определенной ситуации.
Тимур Давиташвили, начальник таможенного отдела логистической компании «ДАКСЕР»
Контроль и корректировка таможенной стоимости
Контроль таможенной стоимости
Контроль таможенной стоимости товаров – осуществляемая таможенным органом проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров)
Правовое регулирование: глава 44 ТК ЕАЭС; Глава 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ; Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (указанный документ утрачивает силу с 01.07.2019); Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».
Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары, заполняется декларантом или представителем.
Перечень документов, подтверждающих заявленную стоимость указан по ссылке.
*В определенных случаях Таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения ДТС.
Как проводится контроль?
Таможенный контроль проводится по установленной форме (проверка документов, осмотр, досмотр, таможенная проверка и т.д.) таможенным органом с использованием информации в максимально возможной степени сопоставимой с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе:
- о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
- о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.
В настоящее время контроль провидится с использованием Системы управления рисками (СУР).
Решение по результатам контроля
В результате контроля уполномоченное должностное лицо выносит решение:
- о возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
- о запросе у декларанта дополнительных(ссылка) документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
- о необходимости корректировки таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.
Каковы признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров?
Нормативное регулирование и судебная практика выделяют основные признаки недостоверности:
- выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в этом или других документах;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза, ценой биржевых котировок, аукционов, ценовых каталогов;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
- наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.)
*Полный перечень признаков недостоверности на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.
После выявления вышеуказанных признаков, таможенные органы запрашивают перечень дополнительных документов (бухгалтерских, регистрационных, отгрузочных и т.д.) и сведений, в том числе письменных пояснений. Декларант обязан ответить на указанный запрос!
Как видно из содержания, критерии недостоверности имеют сугубо оценочный характер, и в каждом конкретном случае таможенные органы будут искать любую возможность, чтобы вменить декларанту недостоверность.
Однако, грамотная защитная линия декларанта (порядок, объем и качество представляемых документов) поможет избежать осуществления корректировки таможенной стоимости, привлечения лица к административной ответственности и, как следствие, сократить издержки в связи с уплатой штрафных санкций и задержкой товара.
Что не считается недостоверным декларированием ?
- ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки);
- если в отношении ранее ввезенных идентичных товаров таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), а так же, если подтверждена достоверность и полнота таких сведений;
- таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров;
- в декларации на товары в отношении ввозимых товаров заявлен такой же регистрационный номер ранее ввезенных идентичных товаров;
- срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого СУР (но не более 180 календарных дней).
*Полный перечень признаков, указывающих на отсутствие недостоверности декларирования на основе судебной практики подготовлен специалистами «Юнитрейд» и используется при анализе конкретных сделок участников ВЭД.
Корректировка таможенной стоимости
1. КТС до выпуска товаров
1.1. Мотивированное обращение декларанта
По мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган:
- не запросил документы и (или) сведения, подтверждающие заявленные сведения в декларации;
- не уведомил о месте и времени проведения таможенного досмотра;
- не принял решения о проведении таможенного осмотра;
- не назначил проведение таможенной экспертизы.
Для внесения изменений используется форма корректировки декларации на товары (КДТ), к которой прикладывается новая ДТС.
Например, декларант обнаружил, что при расчете таможенной стоимости забыл включить расходы на страхование товара при его транспортировке. В этом случае (если проверка таможенным инспектором еще не начата и указанное обстоятельство не выявлено) декларант имеет право подать КДТ и новую ДТС, в которой отразить указанные расходы.
1.2. Решение таможенного органа
В случае если представленные декларантом документы (в том числе дополнительные) не подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган выставляет требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТС, а после выносит решение о внесении изменений в ДТС.
Как правило, после решения о внесении изменений в ДТС возбуждается административное расследование по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ (заявление декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров), либо решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Действия декларанта?
В случае, если инспектор принял решение о корректировке стоимости, у декларанта есть два варианта поведения:
- Добровольно провести корректировку (выбрать другой метод определения ТС);
- Бездействовать, и тогда таможенный инспектор самостоятельно произведет заполнение необходимых форм.
Понимая, что действие таможенного инспектора по корректировке может быть впоследствии обжаловано в суде, инспектора зачастую пытаются «убедить» декларанта самостоятельно провести корректировку. Если вы планируете отстаивать свою позицию в дальнейшем — не нужно соглашаться добровольно провести заполнение листа КТС.
Действия инспектора после отказа от добровольного внесения изменений ?
Если декларант после вынесения решения о корректировке в установленный срок не определяет таможенную стоимость иным методом, то таможенный инспектор самостоятельно делает это, заполняя специальную форму листа КТС.
После определения таможенной стоимости иным методом, возникает задолженность декларанта по доплате таможенных платежей. Часть этой задолженности инспектор погашает за счет средств депозита, принимая решение о зачете денежного залога. Если средств депозита не хватает, то инспектор выставляет требование на доплату.
Требование на доплату должно быть добровольно исполнено декларантом в установленный срок. Если этого не происходит, то инспектор производит принудительное взыскание (арест счетов, инкассо).
Выпуск товаров под обеспечение
Если таможенная проверка не может быть завершена в срок, допускается выпуск товаров до завершения процедуры проверки при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленном размере.
Размер обеспечения определяется таможенным органом в соответствии со ст.65 ТК ЕАЭС, исходя из стоимости товаров и физических характеристик, наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть уплачены в отношении указанного товара.
Обеспечение исполнения обязанности не предоставляется, если:
- Декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор;
- Таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
- Декларант одновременно отвечает условиям, установленным п. 6 ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
2. КТС после выпуска товаров
После принятия формы корректировки таможенной стоимости после выпуска (лист КТС-1), декларант получает от таможни требование на уплату таможенных платежей, которое должно быть добровольно исполнено декларантом, либо наступит принудительное взыскание.
Таможенная стоимость может быть скорректирована и во время проведения камеральных и выездных таможенных проверок.
Причины корректировки стоимости после выпуска?
- Основная причина — в момент оформления не были установлены минимальные контрольные цены в отношении рассматриваемого товара. После принятия таких контрольных цен проводится проверка ранее выпущенных товаров — своего рода «акция».
- Другой причиной корректировки после выпуска может быть обращение пристального внимания на деятельность конкретного декларанта, как при импорте товаров, так же может проводится корректировка стоимости при экспорте. Это может быть вызвано выявлением каких-либо других нарушений таможенного законодательства в работе декларанта.
Корректировка таможенной стоимости может быть проведена в течение 3-х лет после выпуска товаров.
Специалисты и таможенной практики «Юнитрейд» предлагают полный спектр юридических услуг в области таможенного права, который включает в себя анализ процесса определения таможенной стоимости товаров, подготовку соответствующей аргументации для подтверждения заявленной таможенной стоимости с представлением интересов компании в таможенных органах и судах.
Что такое корректировка таможенной стоимости и можно ли ее избежать
Корректировка таможенной стоимости (КТС) — один из методов сбора дополнительных таможенных платежей, который применяют таможенные органы при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров. КТС возникает в случаях, когда статистическая стоимость товара меньше уровня риска. Размер таможенных пошлин и налогов прямо зависит от таможенной стоимости товара
Таможенная стоимость товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Таможенную стоимость определяет и заявляет декларант – импортер. Таможня вправе как согласиться с этой стоимостью, так и скорректировать ее. Если при прохождении таможенного контроля проверяющая сторона сомневается в правильности оформленных документов, находит недостоверные данные или возникают другие факторы, затрудняющие принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка. В ходе нее, как правило, запрашиваются различные документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, а также производится предварительный расчет суммы обеспечения таможенных платежей с учетом КТС.
Если декларант не предоставил документы или они показались таможенному инспектору неубедительными, то у декларанта есть выбор: заплатить сумму обеспечения по КТС или отозвать декларацию на товары (ДТ). Отзыв ДТ не решает проблемы, а только приводит к потере времени.
Система управления рисками и как она влияет на КТС
В процедуре таможенного контроля существует система управления рисками (СУР). Федеральная таможенная служба выпускает профили рисков. Это документы, которые применяются только для служебного пользования и содержат различные индикаторы рисков: страну отправления и происхождения товара, статистическую стоимость за кг, соотношение веса нетто к весу брутто и т.д.
Одно из основных направлений СУР — это контроль уровня таможенной стоимости ввозимых товаров на территорию Таможенного союза. При декларировании товара импортер заявляет таможенную стоимость и вес нетто на каждое наименование. Программа автоматически рассчитает статистическую стоимость товара. Статистическая стоимость товара – это таможенная стоимость товара в пересчете в доллары США. Таможенная стоимость товара — цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар, включающая в себя все расходы, которые понес покупатель для доставки груза до границы Таможенного союза. Например, статистическая стоимость товара получается 1 доллар США за кг, а в профиле риска ФТС на данный товар установлен индикатор контрольной цены – 2 доллара США за кг. В таком случае автоматически срабатывает риск, и таможенный инспектор обязан применить меры по его минимизации. Одной из таких мер является запрос таможенными органами дополнительных документов для подтверждения заявленной стоимости товаров, перечень которых достаточно большой, и участник ВЭД не всегда может предоставить все документы в процессе таможенного оформления. Даже имея большую часть документов и обосновав невозможность предоставления остальных, таможня, как правило, отказывает в принятии таможенной стоимости по заявленной цене и выпускает декларацию на товары под обеспечение таможенных платежей с КТС. То есть импортер платит в бюджет государства определенную денежную сумму, которую рассчитывает таможенный орган.
Формы корректировки таможенной стоимости товаров
КТС бывает условной и окончательной. Понять сразу, какая будет форма КТС, невозможно, она устанавливается в процессе оформления. Таможенный орган в своем решение о КТС перечисляет необходимые документы и указывает сроки их предоставления. Также декларант получает расчет обеспечения таможенных платежей. Импортер может предоставить запрашиваемые документы и ждать решения таможенного органа или написать письмо о согласии на КТС с последующим предоставлением документов в установленный срок. Если декларант не согласен с корректировкой, то таможенный орган не может заставить его заплатить. Декларант имеет право отказаться платить и отозвать декларацию на товары. В таком случае он не может получить товар на своем складе, так как груз будет находиться на таможенном складе до решения вопроса по данной проблеме. Чтобы получить товар и избежать дополнительных расходов по хранению и простою транспорта, участники ВЭД обычно соглашаются на КТС и платят обеспечение таможенных платежей. Максимальный срок хранения на таможенном складе составляет 4 месяца и стоит недешево. Когда товар на складе получателя нужен срочно и могут возникнуть обязанности по оплате простоя транспорта и хранения, то все решения надо принимать с учетом этих факторов. Обычно приоритетом является быстрый выпуск товара в свободное обращение.
При окончательной корректировке деньги сразу списываются со счета участника ВЭД в бюджет страны. Условная КТС подразумевает резервирование денег на счету таможни до окончательного решения. Если после предоставления участником ВЭД запрашиваемых документов по условной КТС таможенный орган принимает решение об окончательной КТС, то насчитываются пени за отсрочку таможенных платежей. Это происходит из-за того, что при резерве деньги не сразу поступают в бюджет государства, а декларант получает отсрочку по уплате. Но не все участники ВЭД знают о подлежащих к оплате пенях после выпуска.
а при наличии хорошего пакета документов таможенные органы выпускали декларации на товары, таможенная стоимость которых была ниже рисков. Ситуация резко изменилась в феврале 2016 года после выхода телетайпограммы ФТС России ТФ-100 от 12.02.2016 об усилении контроля качества принимаемых решений в отношении таможенной стоимости товаров. Вместе с этим вступил в действие приказ ФТС №280 от 16.02.2016 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Суть этих документов — усилить проверки по контролю таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками, а также возложить персональную ответственность на должностных лиц таможенных органов РФ за качество и результативность мер по минимизации рисков. Следом за телетайпограммой и приказом ФТС стали выходить новые профили рисков, которые жестко контролировались таможенными органами. После выхода таких документов все товары, статистическая стоимость которых была ниже новых профилей рисков, корректировались до уровня выше контрольной цифры. Уровень устанавливают таможенные органы в соответствии со стоимостью задекларированных аналогичных товаров.
На данный момент гарантировано избежать КТС невозможно
К сожалению, наличие прямого контракта с производителем товара и всех необходимых документов на поставку не являются основанием не корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров. Каждый участник ВЭД должен понимать, что если цена поставляемого товара по внешнеторговому контракту ниже риска, то его ждет КТС и вытекающие из этого дополнительные проблемы. Поэтому каждому импортеру, у которого статистическая стоимость ввозимого товара занижена, надо грамотно готовить документы на поставки и готовиться к возможному КТС.
Обжалование решения таможенных органов
Если была условная КТС, то есть вероятность вернуть деньги, оплаченные под обеспечение таможенных платежей, предоставив документы, запрашиваемые таможенным органом в рамках этого решения. Такие случаи встречались в нашей практике, причем в различных таможнях: Владивостокской, Новороссийской, Нижегородской и Московской областной.
Если же КТС была окончательной, то есть два варианта вернуть денежные средства: обжаловать решение о КТС в вышестоящий таможенный орган или подать иск об отмене решения таможни о КТС в суд.
Первый вариант иногда дает результат, но это зависит от ряда факторов и таможенного органа, который рассматривает жалобу. Очень важно, чтобы претензию составлял грамотный таможенный представитель. Можно подключить и юриста компании. Такой вариант возможен, если у декларанта есть хороший пакет документов на оспариваемую поставку для подтверждения таможенной стоимости. Но необходимо понимать, что в случае отрицательного решения декларант теряет время, которое уходит на рассмотрение дела — 30 дней. У нас были случаи отмены решений по КТС в рамках рассмотрения жалоб. В последнее время таможенные органы начали внимательнее относиться к рассмотрению претензий, и положительных решений все больше.
Второй и самый эффективный вариант – судебные разбирательства с таможней. На сайте ФТС есть обзор судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов при контроле таможенной стоимости товаров. При рассмотрении дел данной категории суды, принимая решения в пользу декларантов, в большинстве случаев указывают на недоказанность со стороны таможенных органов недостоверности или недостаточности документов (сведений), представляемых декларантами. При этом отмечается, что во время помещения товаров под таможенные процедуры, заявителями предоставлялись все необходимые документы, подтверждающие заявленную ими таможенную стоимость. По судебной статистике, дела об оспаривании решений таможни о КТС часто решаются в пользу участников ВЭД. Поэтому при наличии грамотного юриста, таможенного представителя и более или менее полного пакета документов на поставку шансы выиграть у таможенных органов в суде дело о КТС высоки. Но надо понимать, что судебный процесс занимает длительное время: от трех до шести месяцев. Обычно такие дела проходят арбитражный, арбитражный апелляционный и кассационный суды. После вынесения решения суда последней инстанции требуется время на возврат денежных средств из бюджета государства — 30 дней. Возможный минимальный срок возврата средств — два месяца, а максимальный зависит от судебного производства.
Хочется отметить, что все дела в области таможенного законодательства нужно рассматривать индивидуально и привлекать к этому опытных специалистов. Самому участнику ВЭД очень сложно понять, как действовать в определенной ситуации.
Тимур Давиташвили, начальник таможенного отдела логистической компании «ДАКСЕР»
Корректировка таможенной стоимости.
В настоящей статье, можно узнать — как правильно создать корректировку таможенной стоимости, если должностное лицо таможенного органа прислал «Решение о проведении дополнительной проверки» ,т.е. обнаружил признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
У декларанта есть 2 варианта , «окончательно» произвести корректировку или сделать условную корректировку таможенной стоимости.
Окончательная КТС(корректировка таможенной стоимости).
Если производится окончательная КТС, то документы, подтверждающие стоимость не представляются в таможню. При окончательной КТС, декларант согласен с решением таможни. При этом, будет уплачиваться пошлина и НДС на величину суммы корректировки.
Алгоритм создания окончательной КТС для декларанта.
- После получения от таможни – «Решения о проведении дополнительной проверки», необходимо распечатать таможенную декларацию, чтобы зафиксировать все заявленные сведения, в том числе стоимости и платежи , указанные в гр.12, 22, 45, 46, 47, 48В.
- Отправить в таможню универсальный документ — «письмо о корректировке» следующего содержания:
« Документы, запрошенные в дополнительной проверке от _ _._ _ . _ _ _ _ предоставить не представляется возможным. В связи с этим, просим Вас произвести окончательную корректировку таможенной стоимости. Сумму обеспечения просим Вас, списать с платежных поручений: 5010 (НДС) № _ _ от _ _ . _ _ . _ _ _ _ г. и 2010 ( пошлина) № _ _ от _ _ . _ _ . _ _ _ _ г. - В ответ на наше письмо, таможня оформляет и отправляет нам «РАСЧЕТ СУММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ уплаты таможенных пошлин, налогов по декларации на товары» и «Решение о корректировке таможенной стоимости товаров».
- Записываем сумму сборов за таможенное оформление (1010) ,т.к. после корректировки сумма уплаченных сборов не должна измениться.
- Создаем КТС на основе полученных от инспектора расчетов;
- В КТС, в поле тип корректировки указываем следующие данные- 1/2002/3; (УКТС 1/0000/1)
- В КТС, в гр. 44 и в ДТС-2 в гр. 8 вставляем № ГТД (дает инспектор) с идентичными товарами под кодом док-та 09017; Пример: 09017 ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ
- В КТС в гр. 43 метод 6; (УКТС метод 0)
- ДТС-1 не удаляем.
- Создаем ДТС-2/4 (гр.6 по методу –ж-):
— Если корректируются ВСЕ ТОВАРЫ из ГТД , то создаем ДТС-2 на основе КТС;
— Если корректируется только один или несколько товаров, то создаем новую ДТС-2 (при запросе программы Альта — «удалить старые ДТС?», отвечаем «НЕТ» . )
В ДТС , в корректируемых товарах, в графе «метод расчета» ( поле «метод расчета», расположено у каждого товара над графой №16), необходимо указать метод 6.3, а в не корректируемых товарах в графе «метод расчета», необходимо указать — метод 6.1; - У каждого корректируемого товара в гр.11 А (руб) «стоимость сделки с идентичными товарами в рублях», в нижней ячейке – указываем в ручную таможенную стоимость(ТС), которую дал инспектор (в расчете суммы обеспечения, в графе — «источники информации для выбора основы расчета суммы обеспечения» из ГТД с идентичными товарами). Такая же сумма должна быть, автоматически появиться в гр.16 (стоимость с учетом корректировки);
- Проверяем дальше ДТС-2, остальные некорректируемые товары. Должно быть автоматически заполнена следующая информация — В графе 12, сумма – из гр.11 А (руб). При необходимости, переносим в ручную из графы 11 А в графу 12.
- Переходим к основным операциям по корректировке таможенной стоимости . Заполняем в ручную графу 17 (Количество ) ,а именно:
— В разделе а) идентичных товаров:
В первый подраздел указываем код единицы измерения , которую дал инспектор ( данная информация указана в «расчете суммы обеспечения, в графе — «источники информации для выбора основы расчета суммы обеспечения») в кг (166) нетто или штуках(796).
Во второй подраздел, указываем величину идентичных товаров , которую дал инспектор ( данная информация указана в «расчете суммы обеспечения, в графе — «источники информации для выбора основы расчета суммы обеспечения») Например вес нетто — __ кг или _ _ шт.
— В разделе б) декларируемых товаров:
В первый подраздел указываем код единицы измерения аналогичный тому, который указан выше ,т.е. В первом подразделе- В разделе а) идентичных товаров.
Во второй подраздел, указываем величину ,в кг или в шт, которая указана в нашей таможенной декларации (смотрим в ГТД корректируемый товар ,копируем данное значение ( в кг нетто и/или шт) и вставляем в ДТС. Данное значение всегда фиксированное, т.е. заявленное в таможенной декларации.
« ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ.4 СОГЛАШ. Б/Н ОТ 25.01.08, Т.К. СВЕДЕНИЯ О ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ , ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРА, НЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА ПО СТОИМОСТИ СДЕЛКИ С ИДЕНТИЧНЫМИ ТОВАРАМИ, Т.К.НЕ СОБЛЮДЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ СТ.6 СОГЛАШЕНИЯ Б/Н ОТ 25.12.08, ОТСУТСТВУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О СТОИМОСТИ ИДЕНТИЧНОГО ТОВАРА ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА ПО СТОИМОСТИ СДЕЛКИ С ОДНОРОДНЫМИ ТОВАРАМИ,Т.К. НЕ СОБЛЮДЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ СТ. 7 СОГЛАШЕНИЯ Б/Н ОТ 25.12.08, ОТСУТСТВУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О СТОИМОСТИ ОДНОРОДНОГО ТОВАРА ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА ПУТЕМ ВЫЧИТАНИЯ, Т.К. НЕ СОБЛЮДЕНЫТРЕБОВАНИЯ СТ.8 СОГЛАШЕНИЯ Б/Н ОТ 25.12.08, ОТСУТСТВУЮТ ДАННЫЕ О ПРОДАЖЕ НАИБОЛЬШЕГО СОВОКУПНОГО КОЛИЧЕСТВА ТОВАРА НА ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТАМОЖЕННАЯ CТОИМОСТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА ПУТЕМ СЛОЖЕНИЯ, Т.К. ОТСУТСТВУЕТ ИНФОРМАЦИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЯ СТ.9 СОГЛАШЕНИЯ Б/Н ОТ 25.12.08.»
Условная корректировка таможенной стоимости.
Условная корректировка таможенной стоимости ( далее – УКТС), производится в случае, если декларант не согласен с решением таможенного органа о том, что стоимость заявленная в таможенной декларации. Декларант обязан предоставлять в таможню, необходимы документы, подтверждающие таможенную стоимость. При этом, декларант обязан внести обеспечение уплаты таможенных платежей. Данное обеспечение вносится на авансовый р/с казначейства таможни. Если документы, подтверждающие таможенную стоимость не будут предоставлены в необходимый срок, то обеспечение будет списано автоматически и доначислены пени за несвоевренную уплату таможенных платежей.
Алгоритм создания условной КТС(УКТС) для декларанта.
При УКТС, все остается как и было при подаче таможенной декларации, за исключением следующего:
- создается КТС, в КТС гр. 43 метод 0
- убрать вообще все из 44 графы КТС — во всех товарах.
- добавить в ДТ в графу 44 под кодом 07031 номер расписки. ДТС-2 удалить.
- Отправить ГТД еще раз на пост.
Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве: 8 (495) 788-80-56 (многоканальный)
Если у вас есть вопросы по услугам, по оплате или любые другие, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами
по телефону в Москве:
8 (495) 788-80-56
Многоканальный телефон: