Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возмещение затрат по коммунальным платежам

Компенсация коммунальных расходов: руководство для арендодателя

В условиях, когда организация сдает в аренду часть своих площадей, она же (вместо арендатора) производит расчеты с поставщиками коммунальных и других услуг, необходимых для обеспечения деятельности учреждения. Как правило, порядок возмещения арендаторами части ком­мунальных платежей оговаривают отдельно. О том, как арендода­телю правильно оформить, учесть суммы возмещения коммуналь­ных платежей и какие налоги заплатить, читайте далее.

Компенсацию арендатором комму­нальных платежей, платы за услуги свя­зи можно оформить одним из следующи­х способов:

1. Установить в договоре аренды арендную плату, состоящую из фикси­рованной и переменной частей, что со­ответствует положениям ст. 614 ГК РФ. Переменная часть арендной платы мо­жет включать платежи, величина кото­рых основывается на расходах, поне­сенных арендодателем в связи с имуще­ством, сданным в аренду. В такой фор­ме стороны договора согласовывают компенсацию арендатором, например, налога на имущество, земельного, транспортного налогов, коммунальных платежей по арендованному имуще­ству. Условия договора аренды могут включать компенсацию таких услуг, как горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, плату за телефон и за пользование Интернетом.

2. Предусмотреть компенсацию в от­дельном договоре сверх фиксирован­ной суммы арендной платы, установ­ленной договором аренды.

Важно запомнить

Коммунальные платежи могут входить в фиксированную сумму арендной платы. В этом случае арендодатель производит предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, на которую следует увеличить ежемесячные арендные платежи. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете идентичен порядку учета арендной платы у арендодателя.

Арендодатель определяет порядок расчета коммунальных платежей, под­лежащих оплате арендатором. Расчет может осуществляться:

·на основании показаний отдельно установленных счетчиков;

·пропорционально занимаемым арендатором площадям;

·пропорционально мощности при­боров, установленных на арендо­ванных площадях.

Арендодатель перечисляет постав­щикам услуг плату за коммунальные услуги, арендатор, в свою очередь, воз­мещает арендодателю расходы после предоставления документов, подтверж­дающих действительную стоимость коммунальных услуг и их фактическую оплату.

Порядок отражения в бухгалтерском учете арендодателя хозяйственных операций по возмеще­нию платы за коммуналь­ные услуги и услуги связи приведен в журнале.

Операции по передаче электро­энергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации услуг для целей нало­гообложения НДС, поскольку арен­додатель сам не оказывает (не произ­водит) услуги.

На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ абонентом энергоснабжающей органи­зации является арендодатель, с кото­рым заключен договор энергоснабже­ния. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.1998 № 5905/98, где сказано, что абонентом является лицо, на ба­лансе которого числится объект, по­********** энергию. Кроме того, со­гласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7349/99 арен­додатель не может являться энерго-снабжающей организацией для аренда­тора, поскольку сам в качестве абонен­та получает электроэнергию для снаб­жения здания у этой организации.

Важно запомнить

Поскольку правила договора энергоснаб­жения применяются к отношениям, связан­ным со снабжением через присоединенную сеть газом, тепловой энергией, водой и другими товарами, если иное не установле­но законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ), то и в этих случаях арендода­тель не является снабжающей организацией. Поэтому операции по поставке (отпуску) любых коммунальных услуг, совершаемые в рамках договора аренды, не являются операциями по реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, объектом налогооб­ложения НДС.

Таким образом, арендодатель факти­чески осуществляет функции по сбору коммунальных платежей от арендатора и перечислению их организациям, ока­зывающим коммунальные услуги, т. е. является посредником. Речь идет не о перепродаже коммунальных услуг арендаторам, а о компенсации затрат арендодателя по их оплате.

Следовательно, арендодатель не дол­жен выставлять арендатору счета-фак­туры на суммы потребляемых им ком­мунальных услуг. Арендатор компенси­рует стоимость потребленных услуг с учетом НДС. При получении счетов-фактур от поставщиков коммунальных услуг арендодатель может принять к вы­чету только ту сумму НДС, которая бу­дет приходиться на услуги, потреблен­ные непосредственно арендодателем для облагаемой НДС деятельности. Аналогичные разъяснения даны в пись­ме Минфина России от 03.03.2006 № 03-04-15/52.

Порядок налогообложения налогом на прибыль сумм компенсации комму­нальных платежей, поступивших арен­додателю от арендатора, является неод­нозначным.

По мнению Минфина России, такие суммы должны учитываться в составе внереализационных доходов в соответ­ствии с положениями ст. 250 НК РФ (письма Минфина России от 24.03.2009

№ 03-03-05/47, от 27.12.2007 № 03-03­06/4/158). Расходы учреждения по опла­те коммунальных услуг при соблюдении условий, предусмотренных ст. 252 НК РФ, также учитываются в целях на­логообложения прибыли.

Анализ арбитражной практики по­зволяет сделать вывод о том, что пози­ция Минфина России не является бес­спорной (см. постановление ФАС Во­сточно-Сибирского округа от 21.03.2007 № А74-3165/06-Ф02-1481/07).

ВАС РФ в своем Определении от 29.01.2008 № 18186/07 также указал, что суммы возмещения по оплате ком­мунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арен­додателя. В данном случае компенсиру­ются расходы по содержанию и исполь­зованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расхо­дами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических вы­год, т. к. компенсируются арендатором.

По мнению автора, полученная от арендатора компенсация расходов по оплате коммунальных услуг не приво­дит к увеличению доходов арендодате­ля, соответственно, не учитывается при исчислении налога на прибыль ввиду отсутствия объекта налогообложения (ст. 247 НК РФ). В таком случае и опла­та коммунальных услуг, перечисленная учреждением с лицевого счета снабжающим организациям, не учитывается для целей исчисления налога на при­быль, т. к. фактически является расхо­дами арендатора.

Однако если учреждение примет ре­шение не включать в состав внереали­зационных доходов суммы компенса­ции коммунальных платежей, получен­ные от арендаторов, нельзя полностью исключить возможность возникнове­ния споров с налоговым органом.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Коммунальные услуги дорожают с каждым годом. Для семей со средним уровнем достатка — это незначительные изменения в бюджете. Малоимущим гражданам, в свою очередь, тяжело справиться с оплатой. Однако, государство предусматривает субсидии по оплате ЖКХ.

Что это такое?

Согласно законодательству РФ, максимальная оплата жилищно — коммунальных услуг не должна превышать отметки в 22 процента от суммы доходов семьи. Тарифы повышаются ежегодно, в соответствии с прожиточным минимумом региона. Если семья является малоимущей, сумма квартплаты должна быть снижена в соответствии с Постановлением Правительства №541.

Правом на получение субсидий обладает определенная категория граждан, чей доход равный или ниже установленного ежегодного прожиточного минимума. В 2017 году эта цифра составляет 9 776 рублей на человека.

Компенсация — это социальная финансовая поддержка малоимущих граждан. Предполагает выплату денежных средств на расчет за квартиру и коммунальные услуги. Компенсация расходов предоставляется в полном и частичном размере тем, у кого отсутствуют задолженности по ЖКХ. Для того чтобы ежемесячно получать пособие, необходимо оплачивать коммунальные услуги не позднее 25 числа каждого месяца, а также передавать показания счетчиков поставщикам услуг. Особенно важно предоставлять эту информацию инвалидам — ветеранам, для которых компенсация выплачивается в соответствии с нормой потребления.

Читать еще:  Где указывается октмо в платежном поручении

Субсидии предполагают соразмерное уменьшение квартплаты в соответствии с прожиточным минимумом региона. Для того чтобы получить льготы, необходимо предоставить справку о доходах в ЖЭК. Также, требуется сообщать о любых изменениях, таких как:

  • переезд на новое место жительства;
  • основание для получения другого вида льготы;
  • назначение нового управляющего дома;
  • смена поставщика коммунальной услуги.

Герои СССР освобождаются от оплаты коммунальных услуг.

Кто вправе получить?

Законодательство РФ предоставляет субсидии на оплату коммунальных услуг следующим категориям граждан:

  • многодетным семьям (где 3 и более несовершеннолетних детей);
  • участникам Второй Мировой Войны;
  • ветеранам, военным и государственным служащим;
  • почетным донорам;
  • участникам устранения Чернобыльской аварии;
  • матерям — одиночкам;
  • детям — сиротам;
  • инвалидам — пенсионерам.

Помимо этого, вне зависимости от места проживания, предоставляются льготы собственникам, арендаторам и пользователям государственного жилья. Однако, закон запрещает назначать субсидии должникам коммунальных услуг, а также иностранцам.

Основное назначение льготы — помощь малообеспеченным и социально-уязвимым семьям. Граждане вправе получить субсидии от государства если не работают и являются собственниками только одного жилого помещения. В основном, скидки предоставляются на газообесепечение. Поддержка осуществляется региональными органами самоуправления, а размер льготы назначается в индивидуальном порядке для каждого случая. Для пенсионеров предусмотрены скидки на оплату следующих ЖКХ:

  • водообеспечение, водоотвод, электроэнергия;
  • содержание и ремонт квартиры;
  • аренда помещения.

Инвалидам I и II группы предоставляется 50-процентная скидка на оплату электроэнергии и телефонной связи. От уплаты капитального ремонта многоквартирного дома освобождаются пенсионеры старше 80 лет, а также семьи детей — инвалидов.

Компенсация за оплату ЖКХ предоставляется:

  • многодетным семьям, чей доход ниже прожиточного минимума;
  • семьям погибших военнослужащих по призыву;
  • одиноким пенсионерам;
  • инвалидам с рождения;
  • работникам медицинских учреждений и учителям (в деревнях и селах).

Размер компенсаций

Государственная поддержка малоимущих семей и социально уязвимых граждан РФ осуществляется на основании подтвержденного статуса. Это может быть справка или свидетельство, военное удостоверение. Тарифы компенсации установлены законодательной базой и могут изменяться в зависимости от индивидуального случая. В нормативе предусмотрены следующие размеры:

  • 30 процентов возмещения денежных средств;
  • компенсация половины суммы расчета;
  • полное покрытие затрат на коммунальные услуги.

Малоимущим многодетным семьям возвращается 30 процентов оплачиваемой стоимости квартплаты в случае, если нет задолженности. К перечню услуг относятся водоснабжение, газ, электроэнергия и отопление. 50 процентов расчета возмещается пенсионерам — инвалидам или другой уязвимой категории граждан для оплаты всех коммунальных услуг. На полную компенсацию могут рассчитывать герои Второй Мировой Войны, СССР, а также почетные доноры Московской Области.

Льготы от государства предоставляются ветеранам и инвалидам — пенсионерам, учитывая площадь квартиры, количество прописанных жильцов, а также средний ежемесячный доход семьи. 50 процентов субсидий предоставляется на оплату отопления, электричества, водостока и вывоз мусора. Помимо этого, учитывается:

  • ремонт жилой площади и содержание квартиры;
  • собственность или аренда.

Если условия для проживания неудовлетворительные, предоставляется 50-процентная скидка на все виды коммунальных услуг.

Как получить?

Для того чтобы получить компенсацию за жилищно — коммунальные услуги, следует оплатить все задолженности и после предоставить пакет документов с заявлением на получение государственной финансовой поддержки. Денежный возврат предоставляется гражданам по месту жительства и регистрации. Суммы расчетов по квитанции не должны превышать норматив потребления.

Компенсация за коммунальные услуги предоставляется на основании справки о доходе. Требуется обратиться в органы местного самоуправления или в территориальный МФЦ. Решение о назначении либо отказ предоставления компенсации утверждается государственными органами в 10-дневный срок. При удовлетворении прошения, гражданин ежемесячно получает письменное оповещение со следующими данными:

  • сумма компенсации;
  • перечень коммунальных услуг, на которые предоставляются субсидии;
  • перерасчет;
  • квитанции по уплате ЖКХ.

Основанием для отказа может быть неполный список необходимых документов, а также:

  • утеря права на компенсацию;
  • сумма возмещения превышает фактическую оплату потребляемых услуг ЖКХ;
  • отсутствие регистрации по месту жительства гражданина.

Получение льгот и субсидий предоставляется гражданам на основании заявления по тому же принципу.

Необходимые документы

Для получения компенсации за расходы коммунальных услуг, необходимо предоставить следующие документы:

  • письменное заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство регистрации;
  • Домовую Книгу;
  • свидетельство права собственности на квартиру;
  • квитанции по оплате ЖКХ.

Помимо этого, в зависимости от случая, предоставляется справка о доходах, военный билет, заключение медицинской комиссии о присвоении группы инвалидности, пенсионное удостоверение, выписка из ЗАГСа о количестве детей и другое. К перечню дополнительных документов для получения компенсации также относятся:

  • справка из ЖЭКа о количестве прописанных жильцов, размера площади квартиры, а также состоянии ремонта;
  • удостоверение временного права для получения компенсации.

Заявление

Заявление на предоставление компенсации за оплату коммунальных услуг пишется в произвольной форме или по установленному образцу. Требуется подробно указать причину возникновения права государственной поддержки, а также способы перечисления денег (реквизиты банка).

Скачать бланк заявления на предоставление компенсации за оплату ЖКХ по ссылке.

Порядок предоставления

Ежемесячная денежная компенсация за оплату коммунальных платежей начисляется до 10 числа. Гражданин получает письменное оповещение. Срок действия субсидий — 6 месяцев с момента подачи заявления. В дальнейшем, при необходимости, процедуру следует повторить.

Начисляются денежные средства на лицевой счет владельца квартиры. Компенсация не облагается налогом и может быть потрачена на оплату любого вида коммунальных услуг.

Когда прекращается предоставление компенсаций за коммунальные услуги?

Выплаты субсидий прекращаются на следующих основаниях:

  • утрата права на компенсацию по оплате коммунальных услуг;
  • смерть гражданина;
  • переезд в другую местность.

Помимо этого, некоторые субсидии выдаются на полгода, например, компенсация за отопление. Перевод денег прекращается с момента последней оплаты квитанции.

Получатели компенсации коммунальных платежей, нюансы предоставления

Руководствуясь ст.153 Жилищного Кодекса РФ, каждый собственник или арендатор жилья обязан в полном размере и своевременно оплачивать коммунальные платежи. Это касается как физических, так и юридических лиц. В законе оговаривается, что некоторые категории граждан могут получить компенсацию и перерасчет коммунальных платежей. В этой статье будет подробно рассмотрено, какие граждане могут воспользоваться этой привилегией.

Оплату за ЖКХ в полном размере должны вносить следующие категории лиц:

  • Наниматель жилья после заключения договора социального найма;
  • Арендатор жилья по договору аренды, заключенному с государственным учреждением или муниципалитетом;
  • Хозяин дома или квартиры;
  • Лицо, получившее право на эксплуатацию жилья от строительной организации;
  • Лицо, ответственное за сдачу жилья в эксплуатацию, но еще не оформившее передачу прав на него другому лицу.

Обратите внимание! До приобретения в собственность помещения, находящегося на балансе государства или муниципального образования, иным лицом, обязанности по уплате всех необходимых платежей лежат непосредственно на государственных органах и муниципалитете.

Получатели компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Государство компенсирует затраты жильцов на оплату ЖКХ

Читать еще:  Платежное поручение значения полей

Государство уже давно применяет меры поддержки для некоторых категорий граждан, которые заключаются в снижении стоимости по оплате услуг ЖКХ. В соответствии с законодательством РФ, компенсацию могут получить:

  • Лица, проживающие в квартирах или домах государственного или местного жилищного фонда;
  • Арендаторы домов или квартир частного жилищного фонда;
  • Представители жилищных кооперативов;
  • Владельцы жилых помещений;
  • Инвалиды.

Для получения государственной помощи указанные категории лиц должны соответствовать следующим критериям:

  • Их платежи должны составлять не менее двадцати двух процентов от получаемых доходов;
  • Они должны быть гражданами или зарегистрированными в РФ;
  • Быть прописанными в жилом помещении;
  • Не быть должниками по оплате.

Размер денежной помощи по выплатам ЖКХ устанавливается отдельно в каждом регионе. Органы местного самоуправления управомочены сами принимать решения о том, кто имеет право на подобные компенсации и устанавливать максимальные значения для своего субъекта.

Условия и порядок предоставления услуги

Система компенсирования выступает одной из мер государственной поддержки для лиц, у которых возникают трудности с оплатой платежей ввиду низкого или неустойчивого материального положения. Эта мера особенно актуальна для тех, чьи выплаты по ЖКХ ощутимо сказываются на уровне жизни.

Суть компенсационной реформы состоит в том, что граждане, попавшие под категорию нуждающихся в поддержке, в полном размере оплачивают платежи ЖКХ, а затем государство возмещает им определенную часть от этой суммы. Раньше существовала система скидок для таких лиц, но современная социальная реформа постепенно упраздняет её в связи с менее рациональным применением.

Обратите внимание! Законодательством установлен минимальный порог расходов по оплате ЖКХ: двадцать два процента от суммарного дохода семьи. Это значит, что оплата услуг, превышающая это значение, не допускается.

Услуга предоставляется лицам, которые зарегистрированы по месту проживания или пребывания, но при условии, что они не получали возмещение ранее.

Нужно также учитывать, что компенсирование платежей на жилье и услуги ЖКХ – это разные вещи. Нуждающееся лицо имеет право выбрать и то, и другое возмещение по различным основаниям.

Любой гражданин из вышеуказанных категорий может получать компенсацию независимо от других членов своей семьи, которые тоже вправе претендовать на указанную услугу.

При вычислении компенсируемых платежей учитывается площадь жилья, общепринятые показания счетчиков и норматив за единицу потребления.

Необходимые документы

Список документации, которая является обязательной для представления заявителем:

  • Заявление установленного образца;
  • Паспорт;
  • Документ, удостоверяющий право на получение компенсации (справка о заболевании, инвалидности, заключение врача и другие);
  • Договор с банком или выписка об открытии счета;
  • Документ, подтверждающий оплату ЖКХ за прошедший месяц;
  • Документ с описанием жилого помещения.

При собственном желании заявитель может предоставить дополнительно следующую документацию:

  • Документ, который подтверждает регистрацию по месту проживания (в случае отсутствия данной информации в паспорте или ином документе);
  • Справка со сведениями о других лицах, зарегистрированных в помещении с заявителем;
  • Удостоверение государственного образца, позволяющее получить социальную помощь;
  • Справка из управления социальной защиты, выдаваемая лицам, которые вышли на пенсию и имеют стаж работы по специальности не менее десяти лет;
  • Документ, который удостоверяет неполучение компенсационной поддержки от государства.

Размер компенсации и сроки выплаты

Размер возмещения составляет половину от общего числа выплат за услуги ЖКХ. Это объясняется тем, что обычно, когда в квартире или доме проживает одно лицо, расчеты для оказания услуги производятся с учетом всей площади жилья и, соответственно, полного объема потребления. Если в доме или квартире зарегистрирован кто-то еще, то расчет происходит на каждое лицо в отдельности, то есть, учитывается доля каждого из зарегистрированных.

Важно! Если размер компенсационных выплат считается в процентах от суммы, начисляемой для оплаты, то в случае её повышения сумма компенсирования также будет увеличена пропорционально ей.

Перечисление компенсируемых средств осуществляется в следующем порядке:

  • На лицевые счета в банках – до двадцать пятого числа каждого месяца, следующего за истёкшим;
  • По почте – с четвертого по двадцать четвертое число следующего месяца, в котором сотрудники ЖКХ указывают информацию о получателях.

Основания для отказа

Причиной для отказа в возмещении оплаченных сумм может стать несвоевременная оплата коммунальных платежей.

В законе указано, что просрочка за услуги ЖКХ не допускается. Такая формулировка призывает граждан честно исполнять свои обязательства и своевременно оплачивать предоставляемые услуги.

Если задолженность всё-таки возникла, то компенсационные выплаты возобновятся только после погашения долга.

Несмотря на это существует возможность получения компенсирования даже при имеющемся долге. Для этого нужно иметь договор рассрочки коммунальных платежей с кредитной организацией и добросовестно выполнять его условия.

Также на перерасчет или отказ в компенсировании могут повлиять:

  • Изменение причины назначения компенсационных выплат;
  • Изменения в количестве членов семьи;
  • Изменение количества оказываемых услуг;
  • Изменение в тарифах ЖКХ;
  • Изменения в нормативах;
  • Превышенный порог расходов граждан за топливо.

Отказать могут и при приеме документации. Вот основные ошибки заявителей:

  • Подача неполного пакета документации;
  • Подача неправильно оформленных документов;
  • Подача документации в электронном виде, подписанной недействительной электронной подписью.

Перерасчет суммы компенсации

Социальная поддержка граждан осуществляется в виде денежных компенсационных выплат. Они назначаются в индивидуальном порядке, и во всех регионах имеются свои нюансы по их начислению.

Как правило, возмещения вычисляется по нормативам ЖКХ. При этом учитываются доли каждого члена семьи, прописанного в помещении, и нормы площади.

Если платежи превышают установленную норму, гражданин может обратиться в отдел социальной защиты в своем городе с заявлением о возмещении разницы между оплатой по факту и компенсационной суммой. Обращаться с таким заявлением можно до трех раз в году.

Возмещение происходит после подачи заявителем соответствующего пакета документов (оригиналов и копий) с указанием размера расходов за прошлые месяцы, но не более чем за три до их предоставления, и не ранее дня, когда была назначена компенсация.

Прекращение выплат

Выплаты прекращают начислять при наступлении следующих событий:

  • Потеря права на получение социального вычета;
  • Смена места жительства или пребывания;
  • Смерть заявителя.

В течение четырнадцати дней с момента наступления одного из этих событий граждане обязаны известить уполномоченный орган.

Система компенсирования позволяет лучше контролировать свои расходы и использовать в полной мере льготы, предоставляемые государством.

Энциклопедия решений. Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества

Оплата коммунальных услуг при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества

Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

При передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества возникает вопрос о том, какая из сторон (ссудодатель или ссудополучатель) должна нести расходы по оплате коммунальных услуг.

Читать еще:  Вид платежа 1010

В законодательстве понятие коммунальных услуг раскрывается только в отношении услуг, оказываемых собственникам и пользователям жилых домов, а также помещений в многоквартирных домах (п.п. 1 и 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности в здании или помещении: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

Общепризнанным является подход, согласно которому оплата коммунальных услуг входит в обязанности ссудополучателя по содержанию недвижимого имущества (ст. 695 ГК РФ). Поэтому расходы на коммунальные услуги должны осуществляться ссудополучателем за его собственный счет, если в тексте договора не предусмотрено, что эти расходы распределяются между сторонами каким-либо иным образом (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2013 N Ф01-8142/13).

Договоры о предоставлении коммунальных услуг могут заключаться ссудополучателем самостоятельно. Возможность самостоятельного заключения таких договоров и оплаты этих услуг ссудополучателем напрямую (без участия ссудодателя) подтверждается и судебной практикой (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2012 N Ф01-692/12, Семнадцатого ААС от 04.08.2015 N 17АП-8646/15, Третьего ААС от 02.09.2014 N 03АП-4057/14).

В ряде случаев заключение договоров на оказание коммунальных услуг непосредственно ссудополучателем невозможно, в этом случае договоры со снабжающими организациями заключает ссудодатель, а ссудополучатель возмещает ссудодателю соответствующие расходы. Стороны вправе заключить соглашение о компенсации затрат по оплате коммунальных услуг, потребляемых ссудополучателем. Правомерность заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг, подтверждается судебной практикой (см, например, постановления ФАС Уральского округа от 26.08.2013 N Ф09-8698/13, ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу N А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 N Ф03-4037/2010, определение ВАС РФ от 16.05.2008 N 5851/08).

Условие о порядке компенсации ссудодателю понесенных им расходов по оплате коммунальных услуг может быть закреплено не только в отдельном соглашении, но и в самом договоре безвозмездного пользования.

Если письменное соглашение о компенсации понесенных ссудодателем расходов отсутствует, то соответствующая обязанность ссудополучателя возникает в силу закона (ст. 695 ГК РФ). Ее неисполнение является основанием для взыскания со ссудополучателя стоимости потребленных, но не оплаченных им коммунальных услуг в качестве неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (определение ВАС РФ от 14.10.2009 N ВАС-12784/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 N Ф07-6369/11).

Таким образом, на практике существует несколько способов обеспечения имущества, переданного в безвозмездное пользование, коммунальными услугами, в частности:

— ссудополучатель самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с поставщиками услуг;

— ссудополучатель компенсирует ссудодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом;

— ссудополучатель заключает с ссудодателем агентский договор, по которому последний выступает представителем ссудополучателя перед поставщиками коммунальных услуг.

При передаче в безвозмездное пользование помещений в многоквартирном доме (в том числе нежилых) необходимо учитывать следующее:

В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 5 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ), не допускается непосредственное возложение на арендатора обязанности по заключению от своего имени договора с управляющей компанией на управление многоквартирным домом и оплате понесенных ею расходов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10, содержит оговорку об общеобязательности приведенного толкования правовых норм). Аналогичная позиция в силу схожести договоров аренды с договором ссуды и применения к последнему отдельных положений ГК РФ об аренде (п. 2 ст. 689 ГК РФ) применяется и к договору безвозмездного пользования (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2013 N Ф04-4394/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2013 N Ф02-686/13). По мнению судебных инстанций, надлежащим ответчиком по иску управляющей организации является собственник помещений, а не ссудополучатель. При этом ссудодатель может предъявить требования к ссудополучателю о возмещении расходов на коммунальные услуги либо на основании ст. 1102 ГК РФ (обязательства вследствие неосновательного обогащения) либо на основании ст. 15 ГК РФ (возмещение убытков).

Ссудополучатель обязан оплачивать коммунальные услуги, предоставлением которых обеспечивается содержание помещений, в течение всего периода безвозмездного пользования (в том числе и по истечении срока действия договора ссуды, если он не вернул помещения ссудодателю). Размер оплаты коммунальных услуг определяется по показаниям приборов учета или (при отсутствии таких приборов) расчетными способами. В спорной ситуации ссудодатель должен доказать стоимость потребленных ссудополучателем коммунальных услуг, в том числе обоснованность использования расчетных способов, если эта стоимость определена не по показаниям приборов учета потребления энергоресурсов в занимаемых помещениях (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2014 N Ф07-3012/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2011 N Ф02-3654/11 и от 20.01.2011 по делу N А19-5149/10).

Судебная практика не пришла к единому мнению о том, обязан ли ссудополучатель помещений в многоквартирном доме в силу требования закона оплачивать расходы на содержание общего имущества в этом доме в части, пропорциональной площади занимаемых им помещений. В некоторых случаях суды указывают на то, что обязанность по содержанию имущества по общему правилу возложена на его собственника (ст. 210 ГК РФ). В силу закона бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в таком доме (ст. 39 Жилищного кодекса РФ). Ссудополучатель обязан нести расходы на содержание лишь непосредственно помещения, полученного в безвозмездное пользование, поэтому бремя расходов на содержание общего имущества на него не возлагается, если иное не предусмотрено договором ссуды (см. постановления Двенадцатого ААС от 12.10.2015 N 12АП-8596/15, Шестого ААС от 29.09.2015 N 06АП-4373/15 и от 03.09.2015 N 06АП-4039/15, Семнадцатого ААС от 11.02.2015 N 17АП-17757/14, Одиннадцатого ААС от 11.02.2014 N 11АП-23233/13). Другие судьи высказывают иное мнение по этому вопросу, полагая, что в расходы по содержанию помещений в многоквартирном доме входят и расходы по содержанию общего имущества в доме в доле, приходящейся на эти помещения (см. определение Верховного Суда РФ от 10.02.2015 N 302-ЭС14-8001, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2014 N Ф02-3918/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2012 N Ф02-725/12, Второго ААС от 01.09.2015 N 02АП-6497/15, Двадцатого ААС от 27.08.2015 N 20АП-4303/15, Четырнадцатого ААС от 21.05.2015 N 14АП-3005/15).

Те же правовые позиции применимы и к отношениям по безвозмездному пользованию помещениями в нежилом здании (ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.04.2013 N Ф02-686/13, Семнадцатого ААС от 31.08.2015 N 17АП-10208/15, Четвертого ААС от 28.12.2012 N 04АП-4994/12).

Во избежание разногласий сторонам договора безвозмездного пользования помещением в многоквартирном доме или нежилом здании целесообразно предусмотреть в договоре условие о том, на какую из сторон возлагается обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества в здании в доле, пропорциональной площади такого помещения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector