Невыясненные платежи в казначействе
Учет и возврат невыясненных платежей
Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.
ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.
Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.
Документальное оформление
Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме 0531808. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление. Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.56 Приказа Минфина №125н.
Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме 0531803. Отправить его нужно в казначейство.
Особенности создания письма об уточнении
Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:
- Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
- Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.
Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:
- Название структуры, которая получила платеж.
- Адрес фирмы.
- Данные о получателе платежа.
- Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
- Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
- Способ удаления ошибки.
Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:
- Деловой стиль.
- Отсутствие двусмысленностей.
- Краткое изложение исключительно по существу вопроса.
Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.
ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.
ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.
Как отправить письмо
Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:
- при личной встрече;
- пользуясь услугами курьерской службы;
- отправка заказного письма через почту;
- через интернет.
Интернетом можно воспользоваться только в том случае, если у отправителя есть цифровая подпись, зарегистрированная в законном порядке.
Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов
Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:
- Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
- Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.
После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.
Особенности возврата невыясненных платежей
Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:
- Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
- Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.
Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.
Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.
ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.
Невыясненные платежи в казначействе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федерального казначейства от 10 декабря 2019 г. № 07-04-05/05-26764 “Об уточнении невыясненных поступлений прошлых лет”
В целях исполнения положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Федеральный закон N 380-ФЗ) Федеральное казначейство поручает территориальным органам Федерального казначейства в срок до 31 января 2020 года осуществить уточнение невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет до 1 января 2017 года, по которым по состоянию на 1 января 2020 года не осуществлены возврат, зачет, уточнение, на код классификации доходов бюджетов 100 1 17 05010 01 6020 180 — прочие неналоговые доходы федерального бюджета (невыясненные поступления, которые зачислены в федеральный бюджет до 1 января 2017 года и по которым по состоянию на 1 января 2020 года не осуществлены возврат, зачет, уточнение), на основании Справки органа Федерального казначейства (форма по КФД 0531453).
Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 380-ФЗ доходы, учтенные по коду классификации доходов бюджетов 100 1 17 05010 01 6020 180, возврату, зачету, уточнению не подлежат.
Дополнительно сообщаем о следующих уточнениях Графика совершения операций в конце 2019 года — начале 2020 года, направленного письмом Федерального казначейства от 19.11.2019 N 07-04-05/03-24603.
1. Считать 25 декабря 2019 года последним днем:
— представления администраторами доходов бюджетов в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) (далее — Уведомление) в соответствии с пунктом 19 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Федерального казначейства от 18.12.2013 N 125н (далее — Порядок N 125н), в целях уточнения поступлений ошибочно зачисленных на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, для их уточнения в текущем финансовом году;
— представления администраторами доходов бюджетов — налоговыми органами в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов в соответствии с пунктом 24 Порядка N 125н в целях уточнения платежей, администрируемых налоговыми органами, между субъектами Российской Федерации в текущем финансовом году.
Считать 30 декабря 2019 года последним днем:
— представления администраторами доходов бюджетов в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений в соответствии с пунктом 4 Порядка N 125н в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет в текущем финансовом году;
— представления администратором доходов бюджета — Федеральной таможенной службой в Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства Уведомлений в соответствии с пунктом 4 Порядка N 125н в целях осуществления зачетов переплаты (уточнений) в текущем финансовом году.
Р.Е. Артюхин |
Обзор документа
До 31 января 2020 г. территориальные органы Федерального казначейства должны уточнить невыясненные поступления, зачисленные в федеральный бюджет до 1 января 2017 года, по которым на 1 января 2020 г. не произведены возврат, зачет, уточнение, на код классификации доходов бюджетов 100 1 17 05010 01 6020 180 — прочие неналоговые доходы федерального бюджета. Оформляется справка формы по КФД 0531453.
25 декабря 2019 г. — последний день предоставления уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) для уточнения поступлений ошибочно зачисленных на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на счет другого органа, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, для их уточнения в текущем финансовом году. Налоговые органы направляют уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов для уточнения платежей между регионами в текущем финансовом году.
30 декабря 2019 г. — последний день предоставления администраторами доходов уведомлений для уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет в текущем финансовом году. ФТС направляет в Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства уведомления для зачета переплаты (уточнений) в текущем финансовом году.
Что делать с невыясненными поступлениями
Невыясненные поступления в бюджет возникают, если при совершении налоговых платежей и уплате взносов допущены ошибки. На каких счетах учитывать такие платежи?
При перечислении налогов, сборов и других платежей в бюджет часто возникают ошибки. Из-за этого казначейство не может установить, от кого поступил платеж. Такие поступления считаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК.
Учет невыясненных поступлений
Чаще всего невыясненные поступления в бюджет появляются, когда налогоплательщики делают ошибки в платежах:
- неверно указан получатель или отсутствует вовсе;
- внесенный номер лицевого счета открыт в другом казначействе;
- номер лицевого счета получателя указан неправильно или не заполнен;
- КБК приведен с ошибками;
- не заполнены поля с номером и датой расчетного документа-основания для выплаты средств;
- поля с кодами ИНН или КПП заполнены с ошибками;
- указан неверный код ОКАТО;
- значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.
Исправить ошибки и учесть поступившие средства должен администратор доходов. Он принимает решение о зачете или уточнении поступившего платежа. Уведомление об этом решении нужно направить в орган Федерального казначейства.
Суммы, источник которых не установлен, отражаются по коду 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ . В учете доход отражают на счетах:
- 1 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
- 1 210 92 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет».
Выглядит эта запись так:
Когда источник платежа установлен, делают обратную запись . Но бывает так, что до конца финансового года платеж уточнить не удается. Тогда при реформации баланса сумму, отраженную на счете 1 210 02 000, списывают на счет 1 401 30 000. При уточнении платежа в следующем году ее восстанавливают.
Администратор доходов бюджета начислил доходы от оказания платных услуг в декабре 2018 года в сумме 200 000 рублей. Платеж поступил в бюджет, но попал в разряд невыясненных поступлений. До конца года уточнить его не удалось. Уточнили платеж только в 2019 году.
В учете бухгалтер сделал записи.
ДЕБЕТ КДБ 1 205 31 560 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 131
— 200 000 руб. — начислены доходы от оказания платных услуг;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660
— 200 000 руб. — отражена сумма дохода, требующего уточнения;
ДЕБЕТ ГКБК 1 401 30 000 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181
— 200 000 руб. — списана сумма невыясненного платежа при завершении финансового года.
ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181
— 200 000 руб. — уточнена сумма доходов, отнесенная к невыясненным поступлениям;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660
— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг.
Применение аналитических счетов
- 1 210 82 000 — для уточнения невыясненных поступлений года, предшествующего году уточнения;
- 1 210 92 000 — для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.
Операции по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет необходимо отражать в обособленном регистре бухгалтерского учета.
ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 82 181
— 200 000 руб. — уточнены суммы доходов, отнесенных к невыясненным поступлениям прошлого года;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 82 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660
— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг прошлого года.
Чтобы составить отчетность текущего периода, регистр операций по уточнению поступлений обособляется от других операций. Обороты этих аналитических счетов не включают в показатели отчетности текущего года, а исправляют входящие остатки. Если администратор доходов отражает корректировку невыясненных поступлений через дополнительные аналитические счета, то в отчетность за 2019 год эти обороты не включают, а сразу изменяют входящие остатки — в примере это остатки по счетам 1 205 81 000 и 1 205 31 000.
Применение данных счетов нужно согласовать с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и закрепить в учетной политике учреждения. В этом помогут п. 2 Инструкции № 162н и п. 6 Инструкции № 157н .
Какие платежи попадут в невыясненные и что с ними сделает Казначейство
Федеральное Казначейство выпустило письмо № 07-05-04/16453 от 03.08.2018, в котором разъяснило некоторые вопросы относительно невыясненных поступлений.
Невыясненные платежи
В соответствии с бюджетным законодательством РФ Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков.
Информация о невыясненных поступлениях находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета — годовой/ежеквартальный, финансовый период — 2017 год/2018 год.
Так, на 01.07.2018 невыясненные платежи составляли более 11 млрд. рублей.
Причины
Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:
— отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;
— отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;
— отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.
Куда обращаться
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.
Как вернуть
Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.