Уо запретили применять муниципальный тариф
Имеет ли право управляющая компания применять муниципальный тариф за содержание
и ремонт жилья без решения собственников ввиду несостоявшегося собрания, тем самым повысить текущий тариф со ссылкой на постановление муниципалитета? Если да/нет то на основании чего?
Да,есть такое право у управляющей компании. Если собрание собственников, ст.44,46 ЖК РФ признано несостоявшимся. На оснвоании постановления муниципалитета.
Нет, не имеет права применять. Тариф должен быть утвержден общим собранием (ст. 44-46 ЖК РФ)
Произвольно они его заменять не могут.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Рф размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме,. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в МКД на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается:
— органом местного самоуправления;
— органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего региона не предусмотрено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).
Размер платы за содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению МКД, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, определяется на срок не менее одного года на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен только по решению собрания собственников помещений. Данные нормы направлены на защиту прав и законных интересов собственников жилых помещений, а также на пресечение со стороны УК в одностороннем порядке по собственному усмотрению изменения размера платы за содержание жилого помещения. Установление размера названной платы иным образом возможно только в особых случаях, одним из которых является отсутствие принятого в предусмотренном порядке соответствующего решения общего собрания собственников. В связи с этим УК не может применять муниципальный тариф, если собственники помещений в МКД отказываются пересматривать ранее установленный общим собранием собственников помещений в МКД размер платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме.
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, Вы доверили УК своё управление МД, Значит, она имеет таоке право! См. ч. 4 ст. 158 ЖК РФ. также см. 12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
(часть 12 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Да имеет право, так как постановление муниципалитетат это законый акт, в предлах своей компетенции. Вот например, то же самое и никаких референдумов не надо.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 30.01.2019) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
I. Общие положения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», определяет основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
2. Используемые в настоящем документе понятия означают следующее:
«база инвестированного капитала» — стоимость активов регулируемой орган.
Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г. № 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме. В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.
В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П. Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.
Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом. Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы. Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.
Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.
Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала. «Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием. Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.
По словам Артема Чумакова, позднее ситуация начала меняться, и собственники «вспомнили о своем праве и начали утверждать необоснованный и не покрывающий все расходы, связанные с содержанием дома, размер платы». При этом Жилищный кодекс предоставляет право оспорить решение общего собрания только собственнику, не участвовавшему в голосовании или голосовавшему против принятия решения, а также органу государственного жилищного надзора. «Фактически управляющая организация долгое время была лишена возможности оспорить решение об установлении слишком низкого тарифа в суде», – пояснил адвокат.
Как сообщил Артем Чумаков, управляющие компании получили право обжалования решений общих собраний только после появления в ГК гл. 9.1 «Решения собраний» в 2013 г. и появления разъяснений Постановления Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 г. Адвокат отметил, что установление собственниками слишком низкого тарифа затрагивает права и обязанности таких организаций, поскольку они обязаны обеспечить установленный правительством минимальный уровень содержания дома.
Он также рассказал, что, хотя имеются разъяснения Пленума ВС, на которые ссылается Минстрой в своем письме, районные, а иногда и областные суды нередко отказывают управляющим компаниям в праве обжаловать решения общих собраний в части установления тарифа. «Таким образом, суды не способствуют поиску баланса между интересами собственников и управляющих компаний и фактически сохраняют “волюнтаристские” тарифы. Возможно, именно с этим связано желание Минстроя еще раз обратить внимание на то, что очевидно следует из норм закона и поддерживается Верховным Судом», – заключил Артем Чумаков.
Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов полагает, что министерство преследовало «благую цель» напомнить собственникам об их обязанности заботиться о выполнении работ, предусмотренных минимальным перечнем, утвержденным Постановлением Правительства от 3 апреля 2013 г. № 290. «Однако я также представляю, как этими разъяснениями могут воспользоваться управляющие компании, преследуя иные идеи, блокируя любые решения собственников по уменьшению размера тарифа», – отметил адвокат. Он счел разумными разъяснения Минстроя: «Иначе мы получаем ситуацию, когда собственники могут принудить управляющую организацию выполнять работы. Даже если у нее нет на это средств».
Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев указал, что разъяснение, содержащееся в письме Минстроя, логично и обосновано нормами права, в частности ст. 450–453 ГК. «Согласно данным нормам изменение или расторжение любого договора должно происходить в той же форме и по тем же правилам, по которым договоры заключаются. Поскольку изначальное установление размера платы за жилые помещения должно устанавливаться с учетом предложения управляющей компании, то и дальнейшее его изменение должно происходить с учетом этих же правил, установленных Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», – сообщил адвокат.
Шаг за шагом к утверждению нового размера платы за жилое помещение
Новый выпуск журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец посвятила расчёту и утверждению на общем собрании собственников нового размера платы за жилое помещение. Читайте советы эксперта, какой алгоритм утверждения размера платы необходимо соблюсти УО и что делать, если собственники его не утвердили.
Посмотрите видеоролик с рекомендациями эксперта об алгоритме установления нового размера платы
Елена Шерешовец рассказала об алгоритме действий, который УО должна соблюсти до вынесения на ОСС вопроса об утверждении нового размера платы за жилое помещение, и о том, что делать, если собственники это предложение не утвердили:
Работа по формированию управляющей организацией нового размера платы за 1 кв.м. жилого помещения начинается задолго до проведения об этом общего собрания собственников. Алгоритм, который Елена Шерешовец предлагает управляющим организациям для установления нового размера платы за жилое помещение, состоит из 4 шагов.
Проведите осмотр общего имущества дома и составьте акт
Первый шаг в алгоритме – проведение сезонного осмотра общего имущества многоквартирного дома и составление акта по его итогам. Обычно это весенний осмотр, который УО должна совершить после завершения отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170). Также это может быть осенний осмотр, перед началом осенне-зимнего периода и подключением отопления.
В комиссию, которая будет проводить осмотр, следует включить представителей собственников: например, членов Совета дома. Итоги такого осмотра обязательно фиксируются в журнале осмотров общего имущества или оформляются актом (п. 2.1.4 Правил № 170). Эти документы являются частью технической документации на МКД (пп. «в» п. 24 ПП РФ № 491). Акт должны подписать как управляющая организация, так и собственники.
В акт заносятся данные о состоянии каждого осмотренного элемента общего имущества дома, а также данные о найденных дефектах и необходимости проведения текущего ремонта. Шаблон такого акта/журнала есть в приложении № 3 Правил № 170.
Составьте проект перечня работ и услуг на основании акта осмотра и требований законодательства
Когда осмотр общего имущества в МКД проведён и по его итогам составлен акт, УО следует перейти ко второму этапу – подготовить проект перечня работ и услуг для этого дома.
В минимальный перечень необходимых работ по текущему ремонту включаются все работы по устранению дефектов и неисправностей, которые УО обнаружила при осмотре дома и внесла в акт.
Например, если были обнаружены сколы на ступенях лестницы в подъезде, то в перечень работ обязательно вносятся работы по восстановлению ступеней. Если при осмотре кровли не было выявлено дефектов, состояние её удовлетворительное, то ремонт кровли в перечень не вносится.
Когда на основании акта осмотра УО составит минимальный перечень работ по ремонту общего имущества дома, в него включается второй блок – минимальный перечень услуг, которые УО обязана оказывать всегда согласно Правилам № 170: мытьё окон, очистка урн и другое.
Минимальный перечень УО по желанию собственников дополняются перечнем дополнительных работ и услуг. Главное условие – они должны быть утверждены общим собранием собственников. Это может быть услуга консьержа, видеонаблюдение за территорией, установка элементов благоустройства.
Составьте для собственников смету и обоснование нового размера платы за жилое помещения
Когда УО составила перечень работ и услуг, включив в него работы на основании акта осмотра, обязательный список услуг и дополнительные услуги по согласованию с жителями дома, ей следует оформить предложение нового размера платы для собственников (п. 31 ПП РФ № 491, разд. 3 ПП РФ № 416).
Такое предложение должно состоять минимум из двух обязательных документов:
- подробный расчёт/смета размера платы;
- обоснование расчёта.
В расчёте указываются суммы, которые УО планирует потратить на каждую работу/услугу согласно перечню за год. Общая сумма затрат делится на общую площадь жилых и нежилых помещений в доме и на 12 месяцев – в итоге УО показывает, какой размер платы она предлагает собственникам утвердить на следующий год и как он получился.
В обосновании управляющая организация по каждой включённой в перечень работ и услуг позиции должна указать, почему работа или услуга нужна: ремонтные работы – на основании пункта акта осмотра общего имущества, услуги – как выполнение требования законодательства с указанием пункта НПА. Если в перечне есть дополнительные услуги, то в обоснование приводятся данные протокола ОСС или иных документов.
Примеры таких расчётов и обоснований вы найдёте, посмотрев выпуск журнала «ЖКХ: Мечты сбываются».
Ознакомьте собственников с предложением о новом размере платы и вынесите вопрос на ОСС
Управляющая организация подготовила предложение для собственников по новому размеру платы за жилое помещение. Теперь необходимо это предложение разместить на стендах в подъездах дома на 30 дней (п. 31 ПП РФ № 491). За этот срок собственники помещений имеют возможность ознакомиться с расчётами УО и их обоснованием.
После истечения 30 дней управляющая организация имеет право, наконец, вынести вопрос об утверждении размера платы за жилое помещение на общее собрание собственников помещений.
Собственники могут проголосовать «за» предложение управляющей организации, и тогда УО остаётся только оформить итоги ОСС, направить документы в ГЖИ, разместить их в ГИС ЖКХ и спокойно работать согласно воле собственников.
При необходимости обратитесь в орган МСУ, ФАС или в суд
Управляющая организация, вынося на общее собрание вопрос об утверждении нового размера платы, должна быть готова к тому, что собственники не соберут кворум или проголосуют «против».
В такой ситуации УО следует обратиться в орган местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ). Именно на этом этапе становится важным, насколько правильно и чётко управляющая организация выполнила все предыдущие шаги: провела осмотр, составила смету и обоснование, соблюла сроки и процедуру вынесения предложения на ознакомление собственникам, провела ОСС.
Проверив документы, муниципалитет либо утвердит предложенный УО размер платы, либо предложит свой вариант стоимости работ и услуг УО в домах такого же типа. Но предложение муниципалитета может не устроить УО, поскольку не учитывает особенности конкретного дома, необходимые именно этому конкретному дому работы.
Тогда управляющей организации следует отстаивать свои интересы, обратившись в ФАС или в суд. Подробнее об этом вы можете узнать, посмотрев видео.
Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей
Как выяснил “Ъ”, правительство до конца года освободило население и управляющие компании от штрафов за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Результатом станет взрывной рост неплатежей, кассовые разрывы гарантирующих поставщиков достигнут 500 млрд руб., предупреждают участники рынка. Взамен энергетики просят господдержки: субсидирования ставок по кредитам и бюджетных гарантий для их привлечения, отсрочек по налогам и снижения страховых взносов. Однако компаниям придется искать компромисс, переложить всю ответственность на государство не получится, полагают эксперты.
Премьер Михаил Мишустин 2 апреля подписал постановление правительства №424, освобождающее население, управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) от уплаты штрафов за просрочку платежей за ЖКУ и взносов на капитальный ремонт до конца года, рассказали “Ъ” несколько источников. По словам собеседников, знакомых с содержанием постановления, документ также запрещает отключение потребителей за долги. О полной отмене платы ЖКУ речь не идет, говорят они. Разработкой постановления занимался Минстрой, там не ответили на запрос “Ъ”. В пресс-службе правительства отказались от комментариев.
3 апреля «Совет производителей энергии» (СПЭ, объединяет крупные генкомпании) и Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) уже просили главу Минэнерго Александра Новака отказаться от полной отмены штрафов и перейти только на адресную помощь, предупредив о возможном срыве подготовки к осенне-зимнему периоду (см. “Ъ” от 3 апреля). По данным “Ъ”, крупные генкомпании «Газпром энергохолдинг», «Интер РАО», Сибирская генерирующая компания (СГК), «Т Плюс» и «Квадра» направили письма такого же содержания премьер-министру Михаилу Мишустину.
Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы, 3 апреля
К нам обратились представители и малого бизнеса, и ряд гостиничных компаний. Мы договорились со всеми нашими ресурсоснабжающими организациями о том, что отключений в ближайшее время не будет.
Долги за свет и тепло неуклонно росли и без эпидемии. Задолженность потребителей тепловой энергии перед крупнейшими снабжающими организациями составляет 212 млрд руб., 75% суммы — от населения и УК, по данным СПЭ. Долги за электроэнергию перед ГП и ЭСК превышают 301 млрд руб., согласно данным ЦФР (структура «Совета рынка», регулятора энергорынков). Самый низкий уровень расчетов — у бюджетных организаций и населения. При этом долг самих ГП и ЭСК перед оптовым рынком электроэнергии превышает 101 млрд руб.
Почему начал снижаться спрос на электроэнергию в РФ
На этой неделе участники рынка планируют направить новые обращения первому вице-премьеру Андрею Белоусову и вице-премьеру Юрию Борисову, курирующему ТЭК. Компании будут просить о мерах поддержки. Одно из возможных решений — субсидирование процентных ставок по кредитам и предоставление поставщикам бюджетных гарантий для их привлечения, сообщили “Ъ” в Ассоциации ГП и ЭСК.
Поставщики уже закредитованы и не смогут привлечь новые ссуды, поскольку ограничены тем уровнем расходов на обслуживание займов, который учтен в сбытовых надбавках. При этом ресурсоснабжающие организации не получили никаких послаблений по уплате пеней перед своими поставщиками — генерирующими компаниями. Они предлагают освободить их от штрафов, а также дать отсрочку по налогам и снизить страховые взносы, говорит собеседник “Ъ”.
«Перед отраслью уже накопилось больше 1 трлн руб. мертвого долга, его нельзя дальше наращивать, это возврат в 1990-е годы»,— рассказали “Ъ” в СГК. Задолженность перед самой компанией превышает 9 млрд руб., что больше двух годовых ремонтных программ в тепловых сетях во всех городах присутствия СГК.
Представитель «Квадры» сообщил, что до пандемии компания недополучила от потребителей около 12 млрд руб. Она уже начала готовиться к осенне-зимнему периоду, запланированы ремонтные кампании, под которые законтрактованы поставщики материалов и оборудования.
В «Т Плюс» добавляют, что компании потеряют возможность воздействия на недобросовестных граждан и УК и «было бы логично, если бы государство компенсировало эти выпадающие доходы».
Ксения Дементьева о том, как «дешевеют» услуги оплаты ЖКХ
При отсутствии симметричных мер поддержки ГП остро встанет вопрос о финансовой устойчивости организаций электроэнергетики, говорит представитель «Совета рынка». Возникнет необходимость в соответствующей нештрафуемой отсрочке по платежам ГП в адрес генкомпаний и сетевых организаций, предупреждает он.
Избежать роста неплатежей вряд ли удастся, многие клиенты ресурсоснабжающих организаций столкнулись с резким падением доходов, говорит старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. «В некоторых зарубежных странах сейчас энергокомпании предлагают пострадавшим потребителям долгосрочные тарифные планы со сниженными ставками, приглашая их к диалогу для поиска компромисса»,— отмечает эксперт. По его мнению, для решения проблемы необходим компромисс, нельзя все проблемы перекладывать только на ресурсоснабжающие организации, только на потребителей или только на государство.