Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъекты муниципального предпринимательства

ОСНОВЫ ПРАВА

Гражданское право

Право в медицине

Конституционное право РФ

Субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные лица), юридические лица (российские, иностранные, совместные), а также государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Государство участвует в предпринимательской деятельности не как властная политическая организация, а как равноправный партнер. Так, государственные (муниципальные) органы власти или управления в качестве собственников могут создавать государственные (муниципальные) унитарные предприятия, закрепляя за ними имущество. Учредителями унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения выступают органы исполнительной власти по согласованию с комитетами по управлению государственным или муниципальным имуществом. Учредителем унитарного предприятия на праве оперативного управления (казенного предприятия) в соответствии со ст. 115 ГК РФ должно выступать Правительство РФ, однако на практике оно передает свои полномочия федеральным органам исполнительной власти. Органы исполнительной власти (министерства и ведомства по согласованию с комитетами по управлению имуществом) выступают учредителями государственных учреждений, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные образования за счет своего имущества или совместно с другими субъектами гражданского права могут создавать хозяйственные общества и товарищества. Представители государства участвуют в деятельности этих организаций от имени государства в общих собраниях и в органах управления (исполнительных органах).

Государственные (муниципальные) образования участвуют и в обязательственных отношениях в качестве государственных (муниципальных) заказчиков в договорах поставки или подряда, а также роли заемщиков и заимодавцев в кредитных договорах. В последнем случае от имени государственного (муниципального) образования выступает финансовый орган. Такие отношения оформляются выпуском облигаций, иных государственных (муниципальных) бумаг, в том числе в без документарной форме, которые выполняют функции облигаций (казначейские обязательства, золотые сертификаты и т.д.).

Физические лица (далее граждане) могут заниматься предпринимательской деятельностью индивидуально, без образования юридического лица, а также в установленных законом случаях (ч. 1 ст. 66 ГК РФ) самостоятельно создать юридическое лицо. Приобретение статуса индивидуального предпринимателя связано с наличием у гражданина следующих юридических признаков: 1) гражданин должен обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности; 2) гражданской дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; 3) иметь имя, т.е. фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или обычая); 4) иметь место жительства.

Особое значение для статуса индивидуального предпринимателя имеет дееспособность, так как наличие именно этого признака позволяет оценить гражданина как способного здраво судить, адекватно воспринимать информацию, разумно действовать, не нарушая права партнеров и не ущемляя свои права.

Юридические лица занимаются предпринимательской деятельностью, если обладают признаками, предусмотренными ст. 48 ГК РФ. К таким признакам относятся: наличие у организации обособленного имущества на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;

возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности; возможность самостоятельно отвечать по своим обязательствам; возможность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица обладают неодинаковыми возможностями участия в предпринимательской деятельности, что определяется соответствующей организационно-правовой формой: хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого или открытого акционерного общества); хозяйственного товарищества (полного товарищества, товарищества на вере); производственного кооператива; унитарного предприятия; некоммерческой организации.

Государство, государственные и муниципальные образования участвуют в предпринимательских отношениях на равных началах с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами. В этих отношениях государство не может использовать свои властные полномочия по отношению к другим участникам и может привлекаться к ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение обязанностей: в судебном порядке к государству могут быть применены обычные меры имущественной ответственности.

Читать еще:  Совет депутатов липецкого муниципального района

Государственные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью, хотя в отличие от юридических лиц они созданы не для участия в предпринимательской деятельности, которая носит для них вынужденный характер. Отсюда правоспособность государственных образований является специальной, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые соответствуют их публичным интересам. Реализация дееспособности государственных образований осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Тема 13. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УЧАСТНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Правовые начала участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.

2. Гражданская правосубъектность государства, государственных и муниципальных образований.

3. Формы участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте.

Положения главы 5 Гражданского кодекса РФ исходят из того, что Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания, во-первых, участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в качестве субъектов гражданского права, во-вторых, выступают в них на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами и, в-третьих, действуют в соответ­ствии с нормами, определяющими участие в упомянутых отношениях юри­дических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Особенности же эти определяются прежде всего свойствами правосубъектности государства, проистекающими от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными прерогати­вами, и субъекта хозяйствования.

Органы местного самоуправления, обеспечивающего, как следует из ст. 130 Конституции РФ, самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материаль­ных и финансовых средств.

Как и другие субъекты гражданского права, государственные и муници­пальные образования обладают гражданской правоспособностью. Ее специ­альный характер определяется самой природой таких образований. Это обусловливает содержание и объем приобретаемых ими гражданских пра­вомочий, способы и порядок осуществления правомочий органами государ­ственной власти и местного самоуправления.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товари­ществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Акционерные общества, учредителями которых в случаях, установленных федеральными законами, выступают Российская Федерация, субъект Рос­сийской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муни­ципальных предприятий), могут быть только открытыми.

Российская Федерация, субъекты Федера­ции и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятель­ность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения собственности — важнейшая область гражданско-правовых отношений, в которой участвует государство. Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собствен­ности, объекты федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации, объекты муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль­ных образований, являются государственной собственностью.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном законом. Конституцией Российской Федерации (ст. 114) и в соответствии с ней Федеральным конституционным законом «О Правитель­стве Российской Федерации» осуществление управления федеральной собственностью отнесено к полномочиям Правительства.

В части второй Гражданского кодекса РФ определяются особенности участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательства, возникающие из государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, договора поставки товаров для этих нужд, договора государственного займа, банковского вклада, некоторых других договоров, а также обяза­тельства вследствие причинения вреда.

Читать еще:  Торги на право аренды муниципального имущества

Возмещению подлежит вред, причиненный гражданину или юридическо­му лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Возмещение вреда производится за счет соответственно казны Рос­сийской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК). За счет казны Российской Федерации, а в случа­ях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федера­ции или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом, возмещается вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в каче­стве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (п. 1 ст. 1070 ГК). Вместе с тем Российской Федера­ции, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при возмещении ими вреда, причиненного должностным лицом органа доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, в указанных случаях предоставляется право регресса к этому лицу, если его вина уста­новлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Государство, субъекты федерации, муниципальные образования участвуют в отношениях, ре­гулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов. В рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус, эти органы могут от имени соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности.

Гражданский кодекс РФ определяет, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Россий­ской Федерации или казны муниципального образования. В этих случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если такая обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражда­нина (ст. 1071 ГК). Основанием для возложения этой обязанности на другой орган, юридическое лицо или гражданина является правило п. 3 ст. 125 ГК. Согласно этому правилу в случаях и в порядке, предусмотренных федераль­ными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам не всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, а той его частью, которая не закрепле­на за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, могущих находиться только в государственной или муниципальной соб­ственности.

Имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, как и имущество, закрепленное за государ­ственными и муниципальными предприятиями, не является средством обес­печения обязательств Российской Федерации, субъектов РФ или муници­пальных образований и, следовательно, не образует объект взыскания кредиторов по таким обязательствам.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязатель­ствам. В свою очередь, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципаль­ные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридичес­ких лиц, кроме случаев, установленных законом. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными сред­ствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обяза­тельствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Как указывается в ст. 115 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом о государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Прави­тельства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

Читать еще:  Регистрация муниципального предприятия

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Законодательство, регулирующее банковскую деятельность, исходит из разграничения ответственности банков и государства. Согласно Закону о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязатель­ствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Разграничение ответственности проводится и в отношении обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Положения о раздельной ответственности не применяются, если Российская Федерация принимает на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридичес­кого лица либо эти субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом и участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с други­ми субъектами права. Иначе обстоит дело в условиях международного гражданского обмена. Согласно ст. 127 ГК особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммуни­тете государства и его собственности.

Проблема правосубъектности публично-правовых образований и ответственности государства по обязательствам из договора всегда была одной из основных в науке гражданского права.

Первоначально в этой области юридическая мысль была направлена на то, чтобы уравнять их положение с другими субъектами частного права. В связи с этим госу­дарство и подобные ему образования принято было рассматривать как одну из раз­новидностей юридического лица.

С появлением социалистического государства, в руках которого были сосредоточены практически все средства производства при одновременном сохранении гражданско­го оборота, традиционное решение столкнулось с новыми трудностями. В частности, с позиций отсутствия самостоятельной юридической личности органов государства невозможно было объяснить наличие гражданско-правовых отношений между ними, и единственным выводом было то, что государство само с собой вступает в указан­ные отношения, поскольку его органы действуют исключительно от его имени. Или, как писал А. В. Венедиктов, «если единственным субъектом права государственной собственности является социалистическое государство, а отдельные органы лишь управляют предоставленным им государством имуществом, то как совместить отри­цание права собственности за государственными органами на это имущество с поня­тием договора купли-продажи как договора, направленного на передачу права соб­ственности одним собственником другому? Что представляет собой в таком случае купля-продажа внутри государственного сектора?». Единственное объяснение таких отношений могло быть найдено в признании за государственными органами какого-то особого права, отличного от права собственности самого государства, и, следова­тельно, наделении их самостоятельной юридической личностью, что и было сделано А.В. Бенедиктовым в предложенной им конструкции оперативного управления гос­органов. При этом государство не признавалось субъектом гражданского права, а оперативное управление было объявлено единственно возможным способом осуще­ствления права государственной собственности во внутреннем обороте. Если же го­сударство «в целом» и участвует в имущественных отношениях, то это скорее исклю­чения из общего правила и в большинстве случаев они регулируются нормами фи­нансового, налогового, административного, но не гражданского права.

Казалось бы, с приватизацией государственного имущества, с устранением граж­данско-правовых отношений «внутри государственного сектора» отпала необходи­мость конструировать самостоятельную правосубъектность государственных органов, зачеркивая тем самым правосубъектность самого государства. Поэтому действующий ГК РФ установил, что государство наряду с гражданами и юридическими лицами является субъектом гражданского права (ст. 2) и его правосубъектность аналогична право­субъектности юридических лиц (ст. 124), а его органы, так же как и органы юридиче­ских лиц, лишь осуществляют его права (ст. 125).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector