Право государственной муниципальной и частной собственности
Тема 12. Право частной, государственной и муниципальной собственности.
1.Право частной собственности граждан
Право частной собственности — одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право собственника на осуществление правомочий собственника по отношению к конкретному имуществу, включая средства производства.
Понятие «частная собственность» в советском законодательстве отсутствовало.
Виды права частной собственности:
право частной собственности граждан;
право частной собственности юридических лиц.
Право собственности граждан в объективном смысле — совокупность норм, регулирующих отношения по осуществлению гражданами трех полномочий собственника. Эти нормы составляют институт права собственности граждан.
Право собственности граждан в субъективном смысле — предусмотренная законом возможность граждан своими действиями осуществлять три правомочия собственника в пределах, установленных законом, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом по своему усмотрению путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих законодательству и не нарушающих права и законные интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства над своим имуществом.
Право собственности граждан относится к частной форме собственности.
Основным источником возникновения права собственности гражданина является его трудовая деятельность. Однако основания возникновения права собственности и способы закрепления ее за ним зависят от трудового статуса гражданина: является ли он наемным работником, либо индивидуальным предпринимателем, либо предпринимателем, создавшим юридическое лицо.
Осуществление права собственности гражданином происходит по принципу: ему разрешено все, что не запрещено законом.
Особенности объектов права собственности граждан:
в собственности граждан могут быть любые объекты, за исключением указанных в законе (п. 1 ст. 213 ГК);
количество и качество объектов, которые могут находиться у граждан, не ограничено, кроме случаев, указанных в законе (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 и п. 1, 2 ст. 213 ГК);
ограничения в количестве и качестве объектов, которые могут быть в собственности граждан, допускаются лишь в интересах защиты конституционного строя, обороны страны, нравственности, здоровья и интересов других лиц;
сделки граждан с недвижимостью подлежат государственной регистрации, а собственник недвижимости облагается налогом;
транспортные средства и оружие, принадлежащие гражданам, подлежат специальной регистрации;
на приобретение некоторых объектов гражданам требуется получить специальное разрешение (это касается, например, приобретения огнестрельного охотничьего оружия, сильнодействующих ядов и др.);
граждане, содержащие домашний скот, должны соблюдать ветеринарные и санитарные правила;
граждане, являющиеся собственниками земельного участка, обязаны заботиться о плодородии земли;
правила, по которым граждане получают дивиденды от акционерного общества, определяются учредительными документами акционерного общества.
Право государственной и муниципальной собственности
Право государственной собственности
Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности
- Российской Федерации (федеральная собственность), и
- субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
Право муниципальной собственности
Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Субъекты права публичной собственности
Особенностями правового положения государства и других субъектов публичной собственности являются:
- наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
- осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
Субъекты права публичной собственности:
- Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);
- субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность);
- городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.
Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муниципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.
Стороной конкретных правоотношений собственности юридически является именно государство или иное публично-правовое образование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).
Объекты права публичной собственности
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать
- различные виды недвижимости, включая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также
- оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
- предметы бытового, потребительского характера;
- принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время являются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота имущества.
Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.
Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.
Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в частной) собственности:
- участки недр,
- водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
- природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
- земли особо охраняемых природных территорий.
Они, однако, могут передаваться другим лицам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.
В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них законодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.
Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее соответствующего субъекта.
В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.
Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целевого характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности . Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-правовых образований в экономической деятельности.
Право государственной, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.
Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. В общем гос. собственность доминирует.
Примеры: ЛК РФ (ст.8) устанавливает, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно Закону о Недрах (ст. 1.2), недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Важным и сложным является вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права — РФ и субъектами Федерации. В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции России разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
ЗК РФ содержит статьи о собственности РФ (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов РФ (ст. 18). Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:
• которые признаны таковыми федеральными законами;
• право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:
· которые признаны таковыми федеральными законами;
· право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
· которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
· которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Некоторые уточнения о разграничении объектов собственности предусмотрены ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», согласно которому к федеральным природным ресурсам могут относиться:
• земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
• водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
• иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.
Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют Муниципальной собственностью ОМС. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут также в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В собственности муниципальных органов могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.) относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.
Статья 9 Конституции установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключениями.
Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частности собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9914 — | 7555 —
или читать все.
Лекция. Право частной, государственной и муниципальной собственности.
1. Субъекты права частной собственности.
2. Право частной собственности граждан.
3. Право частной собственности юридических лиц.
4. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ
5. Право собственности производственных и потребительский кооперативов
6. Право собственности некоммерческих организаций
7. Право государственной собственности
8. Право муниципальной собственности
9. Приватизация государственного и муниципального имущества.
Гражданский кодекс закрепляет систему правовых норм направленных на обеспечение владения, пользования и распоряжения имуществом, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц.
Задачи, решаемы гражданским законодательством:
Ø Обеспечение гражданам гарантий свободного удовлетворения возникающих потребностей за счет принадлежащего им на праве частной собственности имущества;
Ø Установление бремени содержания объектов частной собственности;
Ø Определение приделов осуществления права частной собственности с целью исключения случаев причинения вреда третьим лицам.
Источники формирования собственности граждан:
- Исходя из вида субъекта
1) Право частной собственности граждан;
а. Право частной собственности гражданина-предпринимателя (без образования юридического лица или с образованием юридического лица)
б. Право частной собственности гражданина, не являющегося предпринимателем
В зависимости от оснований его возникновения:
— Имущество, полученное в результате осуществления некоммерческой деятельности (работа по договору);
— Полученное по общесоциальным способам (пособия, стипендии, пенсии)
— Полученное по общегражданским способам (дивиденды по вклада и акциям, принятие наследства, приватизация).
2) Право частной собственности юридических лиц;
- В зависимости от специфики охраняемого объекта включает права:
1) Право частной собственности граждан на земельные участки
2) Право частной собственности граждан жилые помещения
3) Право частной собственности граждан на имущество, ограниченное
4) Право частной собственности граждан на домашних животных и т.д.
Объекты права частной собственности – любое имущество в неограниченном количестве не зависимо от его стоимости (исключения могут быть установлены федеральным законом в отношении отдельных видов имущества (п.2 ст.213 ГК)).
Право собственности в объективном смысле – это совокупность норм регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими гражданам предметами потребления, средствами и продуктами производства.
Право собственности в субъективном смысле – это основанная на законе и осуществляемая в его пределах мера возможного поведения гражданина по владению, пользованию и распоряжению предметами потребления, средствами и продуктами производства в целях удовлетворения своих частных интересов.
Содержание права собственности граждан реализуется через совокупность субъективных правомочий собственника, каждое из которых имеет специфические черты и определенную самостоятельность, которые в полном объеме могут быть реализованы только самим собственником.
Элементы содержания права частной собственности:
1) Правомочие владения – основанное на законе господство гражданина на имуществом.
2) Правомочие пользования– извлечение гражданином полезных свойств из вещи с целью удовлетворения материальных и иных потребностей.
3) Правомочие распоряжения– возможность гражданина определять юридическую судьбу вещей: продавать, менять, дарить и т.д.
Законам и иными правовыми актами могут устанавливаться ограничения права собственности при осуществлении собственником правомочий в отношении имущества (ограничение дарения от имени малолетних, недееспособных граждан и др.)
Понятие «земельный участок» имеет юридическое значение и выступает как разновидность недвижимого имущества (объекта гражданских прав) в правоотношениях собственности и иных вещных прав.гл.17 ГКРФ, ст.260
По обороноспособности земельные участки делятся на участки:
Ø Изъятие из оборота — не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок;
Ø Ограниченные обороте – не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Ø Не ограниченные в обороте – хотя их оборот сопряжен с известными ограничениями (целевое использование и др.). (ФЗ о личном подсобном хозяйстве от 7 июля 2003 г.)
Право собственности распространяется и на расположенные в границах земельного участка замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения ( п.2 ст.261 ГК).
Пространство, находящееся над и под земельным участком, не входит в состав собственности, а может быть использовано собственником по своему усмотрению (если иное не предусмотрено законодательством) (п.3 ст.261 ГК).
Земельный участок как объект права частной собственности граждан представляет собой приобретенную гражданином по установленном законодательстве основаниям индивидуально-определенную и ограниченную в обороте вещь, состоящую из части поверхности земли (в том числе почвенного слоя) в пределах установленных территориальных границ, имеющую документальное оформление и используемую по целевому назначению.
Права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, а совершаемые с ними сделки регистрируются только в случаях, указанных в ФЗ.
Прекращение права частной собственности на земельный участок:
Ø В добровольном порядке – собственник может совершить различные действия по отчуждению земельного участка либо может добровольно отказаться от него (участок приобретает статус бесхозяйной вещи) (ст.225ГК).
Ø В принудительном порядке – на земельный участок подчиняется общим положениям ГК о способах прекращения права собственности и нормам, закрепленным в ЗК,
Специальное основание изъятия земельных участков, является неиспользование его по назначению в течение определенного количества лет (ст.284 ГК).
- Земельный участок может быть конфискован у гражданина на основании решения суда в виде санкции за правонарушение.
- Земельный участок может подлежать реквизиции в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Причиненные реквизицией собственнику земельного участка убытки подлежат возмещению.
- Земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда.
Право частной собственности граждан на жилые помещения. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (п.1 ст.288 ГК).
Под жилым помещение как объектом права частной собственности следует понимать разновидность сложной недвижимой вещи в виде изолированного помещения, предназначенного и пригодного для постоянного проживания собственника (иного титульного владельца) и членов его семьи.
В соответствии с назначением жилого помещения собственник использует его:
— Для личного проживания
— Для проживания членов его семьи
— Для сдачи по договору другим лицам для проживания граждан (п.2 ст.288ГК).
Квартира как объект права собственности: Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст.289 ГК).
В большинстве случаев собственник жилого помещения самостоятельно определяет юридическую судьбу вещи.
Отдельные действия или бездействия собственника, нарушающие права и интересы третьих лиц, могут повлечь принудительное прекращение права собственности на принадлежащее ему жилое помещение.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 206 ;