Передача земли муниципалитету
Рассмотрение вопросов о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность муниципальных образований и субъектов РФ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», пунктом 71 Положения о Минобороны России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Реализация указанных полномочий Минобороны России осуществляется Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 110.
Таким образом, решение о передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность принимает Департамент с последующим изданием распорядительного акта Минобороны России.
Передача высвобождаемого недвижимого военного имущества (имущества не планируемого к использованию в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации) в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», в следующем порядке:
- Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче
- Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
- Подписание актов приема-передачи имущества между муниципальными органами или главами субъектов и Минобороны России
- Регистрация перехода права на недвижимое имущество.
Кроме того, передача высвобожденного военного имущества в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в следующем порядке:
- Получение Минобороны России обращений глав субъектов или муниципальных образований о передаче (при отсутствии обращения решение о передаче может быть принято на основании данных о прекращении использования имущества в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации)
- Издание распорядительных актов Минобороны России «О передаче имущества …»
- Регистрация перехода права на недвижимое имущество.
Мероприятия по передаче военного имущества осуществляются только в отношении тех объектов, перспективы использования которых для нужд обороны и безопасности государства отсутствуют.
При рассмотрении вопроса о передаче в муниципальную или иную собственность земельных участков, расположенных в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, необходимо учитывать, что пунктом 12 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее – Постановление) установлено, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается
и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
При этом, в соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 июля 2013 г. № 04-16-36/13361, передача земельного участка, относящегося к участкам леса, в муниципальную собственность возможна, если участок входит в границы земель населенных пунктов при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района. В данном случае пункт 12 Постановления не применяется.
Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?
Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.
Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.
Возникновение муниципальной собственности на землю
При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).
Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.
Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:
- При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
- При покупке земель муниципальными властями;
- При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
- При отказе частного владельца от своих наделов;
- В случае выморочных участков.
Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).
Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.
Объекты и субъекты
Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).
Такими субъектами могут выступать:
- Главы муниципальных образований;
- Законодательные органы власти;
- Подразделения городской администрации;
- Унитарные предприятия;
- Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.
Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.
Какие земли находятся в муниципальной собственности
По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:
- Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
- Участки, полученные при разграничении государственных владений;
- Участки, приобретённые муниципальными властями;
- Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.
Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.
Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.
Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:
- Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
- Сельскохозяйственными землями;
- Промышленными землями.
- Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.
Виды муниципальной собственности
В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:
К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.
К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:
- Дороги;
- Скверы и парки;
- Земли общего пользования.
В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.
Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).
К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.
Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.
Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.
Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.
Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:
- Городскими поселениями;
- Округами;
- Муниципальными районами;
- Пригородными районами;
- Префектурами;
- Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.
Процедура разграничения осуществляется следующим образом:
- Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
- Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
- Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.
Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.
Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.
Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:
- При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
- Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
- При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
- При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
- Для строительства линейных объектов;
- Для строительства объектов муниципальных предприятий.
Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.
Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:
- Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
- Получение положительного решения комитета;
- Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
- Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
- Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
- Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.
Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.
Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.
Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.
Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.
Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.
Установление цены
Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:
- Путём проведения аукционных торгов;
- Путём фиксации цены на основе кадастровой стоимости;
- Без образования цены (бесплатно).
Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:
- По указу Президента РФ;
- Для возведения объектов социального или культурного назначения;
- Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
- Для комплексного освоения территории;
- Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
- Для строительства линейных инженерных объектов;
- Для садоводства и огородничества;
- Для крестьянских хозяйств;
- Для объектов долгостроя.
Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.
Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.
В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.
Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.
К таким лицам относятся:
Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.
Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.
Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
+7 499 553-09-05 Москва
+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург
+7 (800) 550-38-47 Россия
Государственные земли
Москва |
+7 499 553-09-05 |
Санкт-Петербург |
+7 812 448-61-02 |
Россия |
+7 (800) 550-38-47 |
Порядок безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Содержание статьи:
Земли федеральной собственности
В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.
Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:
- признанные федеральным владением в законодательном порядке;
- ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
- полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.
Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.
Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность
Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.
Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.
В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.
Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли
Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:
- кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
- схема расположения территории, если межевание отсутствует;
Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка
Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:
- Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
- Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
- Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
- Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.
Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность
Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:
- Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
- Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
- Схема расположения участка не утверждена.
- Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.
Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.
Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.
Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.
Частный случай
Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.
Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.
Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
- В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
- Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
- На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
- В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
- В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
- В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.
Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.
Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.
Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся?
Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.
Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.
Возникновение муниципальной собственности на землю
При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).
Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.
Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:
- При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
- При покупке земель муниципальными властями;
- При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
- При отказе частного владельца от своих наделов;
- В случае выморочных участков.
Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).
Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.
Объекты и субъекты
Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).
Такими субъектами могут выступать:
- Главы муниципальных образований;
- Законодательные органы власти;
- Подразделения городской администрации;
- Унитарные предприятия;
- Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.
Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.
Какие земли находятся в муниципальной собственности
По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:
- Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
- Участки, полученные при разграничении государственных владений;
- Участки, приобретённые муниципальными властями;
- Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.
Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.
Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.
Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:
- Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
- Сельскохозяйственными землями;
- Промышленными землями.
- Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.
Виды муниципальной собственности
В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:
К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.
К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:
- Дороги;
- Скверы и парки;
- Земли общего пользования.
В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.
Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).
К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.
Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.
Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.
Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.
Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:
- Городскими поселениями;
- Округами;
- Муниципальными районами;
- Пригородными районами;
- Префектурами;
- Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.
Процедура разграничения осуществляется следующим образом:
- Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
- Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
- Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.
Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.
Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.
Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:
- При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
- Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
- При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
- При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
- Для строительства линейных объектов;
- Для строительства объектов муниципальных предприятий.
Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.
Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:
- Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
- Получение положительного решения комитета;
- Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
- Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
- Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
- Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.
Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.
Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.
Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.
Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.
Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.
Установление цены
Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:
- Путём проведения аукционных торгов;
- Путём фиксации цены на основе кадастровой стоимости;
- Без образования цены (бесплатно).
Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:
- По указу Президента РФ;
- Для возведения объектов социального или культурного назначения;
- Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
- Для комплексного освоения территории;
- Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
- Для строительства линейных инженерных объектов;
- Для садоводства и огородничества;
- Для крестьянских хозяйств;
- Для объектов долгостроя.
Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.
Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.
В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.
Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.
К таким лицам относятся:
Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.
Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.
Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.