Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансирование муниципальных бюджетных учреждений образования

Статья 37. Финансирование образовательных учреждений

Статья 37. Финансирование образовательных учреждений

1. Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.

2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе соответствующих нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому виду, типу и категории образовательного учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственного управления образованием образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

Финансирование образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования осуществляется из бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета в долях, размер которых устанавливается Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан в области высшего образования.

3. Республиканские нормативы финансирования образовательных учреждений на очередной год устанавливаются законом.

4. Республиканские и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и предусмотренного перечнем соответствующего оборудования образовательного учреждения.

5. Система финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

7. Образовательные учреждения имеют право привлекать дополнительные финансовые ресурсы в порядке, установленном законодательством.

Дополнительными источниками финансирования образовательных учреждений и организаций являются:

а) поступления средств от министерств, государственных комитетов и ведомств, организаций, в том числе иностранных, за услуги по подготовке и повышению квалификации кадров;

б) средства, полученные от реализации продукции учебных заведений, от сдачи в соответствии с законодательством в аренду помещений и оборудования, от реализации неиспользуемого оборудования;

в) бюджетные поступления от других республик согласно межправительственным соглашениям;

г) целевые сборы на нужды образовательных учреждений, устанавливаемые в соответствии с законодательством;

ГАРАНТ:

О порядке исчисления и уплаты сбора на нужды образовательных учреждений см. Временную инструкцию Минфина РТ и Госналогинспекции по РТ N 05-08/16-5-26 от 20 октября 1994 г.

д) добровольные взносы, пожертвования и передаваемые материальные ценности государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан;

е) прочие поступления, в том числе за осуществление различных платных услуг.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательного учреждения за счет средств учредителя.

8. Негосударственные образовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

9. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

>
Государственное стимулирование образования
Содержание
Закон РТ от 19 октября 1993 г. N 1982-XII «Об образовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26

Статья просмотрена: 4117 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, Ю. П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования / Ю. П. Иванченко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37366/ (дата обращения: 07.04.2020).

Экономический словарь дает определение бюджетному финансированию как денежное обеспечение, предоставляемое в безвозвратном порядке, где денежные средства на расходы, взаимосвязанные с реализацией государственных программ, содержанием государственных организаций, предоставляются из государственного (местного) бюджета. [1]

Без бюджетного финансирования такие сферы как образование, наука, здравоохранение, культура не будут иметь возможность развития. Однако в условиях современного реформирования способы финансирования бюджетных учреждениях постоянно изменяются.

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [2, ст. 9.2.]

Бюджетное учреждение потребляет бюджетные средства соразмерно с утвержденной сметой расходов и доходов, в которой отражена вся доходность учреждения, получаемая в виде бюджетных средств, а также от коммерческой и иной деятельности. При реализации сметы расходов и доходов учреждение имеет право независимо расходовать средства, принятые из внебюджетных источников. Бюджетное учреждение не обладает правом вступать в займовые взаимоотношения с кредитными организациями, другими юридическими, физическими лицами.

Читать еще:  Муниципальное бюджетное предприятие это

Федеральные нормативы финансирования ежегодно утверждаются Государственной Думой единовременно с принятием закона о федеральном бюджете на грядущий год.

Источники финансирования бюджетных учреждений различны согласно действующему федеральному законодательству. Одни считаются обязательными — функционирование без них учреждения неисполнимо, другие же зависят как от инициативы и возможностей управляющего бюджетным учреждением, так и внешних факторов — социально-экономических и правовых. Обязательной является бюджетная субсидия на осуществление государственного или муниципального задания, которую может получить каждое бюджетное учреждение.Учредителемустанавливается размер субсидииисходя из следующих факторов:

− при расчете субсидии обязательно должны быть учтены расходы учреждения на содержание особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленных учредителем за учреждением и расходы на оплату налогов;

− расчет субсидии выполняется с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением услуг юридическим и физическим лицам, и нормативных затрат на содержание муниципального или государственного имущества.

Предоставление бюджетной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания предполагается федеральным законодательством. Главным вопросом является то, на какие собственно цели, не отнесенные к выполнению муниципального или государственного задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. Согласно практики учредителей эти цели имеют разнообразную вариацию: повышение квалификации и обучение сотрудников, устранение последствий после стихийных бедствий, субсидии на приобретение основных средств, погашение задолженности по кредитам, проведение реконструкции или капитального ремонта, осуществление различных мероприятий в рамках целевых программ, проведение значимых мероприятий, воплощение грантовых проектов, реализация мероприятий, приуроченных к началу деятельности учреждения и т. д.

Руководителю бюджетного учреждения требуется внимательно рассмотреть соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, с целью понимания того, начто именноему могут предоставить субсидии, какова процедура их получения и как определяется их размер.

Финансирование образовательных учреждений происходит на основе государственных и местных нормативов финансирования из расчета на одного обучающегося по каждому виду и типу образовательного учреждения.

Региональные и местные показатели финансирования обязаны принимать во внимание специфику образовательного учреждения и быть достаточными для возмещения усредненных по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования учреждения.

Схема финансирования муниципальных и государственных образовательных учреждений предопределяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетные образовательные учреждения могут потреблять бюджетные средства только на:

− оплату труда работников согласно заключенным трудовым договорам и правовым актам, регулирующим размер заработной платы относительно категории работника;

− перевод страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

− командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

− оплату работ, услуг и товаров по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

− оплату работ, услуг и товаров в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. [3, ст. 70]

Использование бюджетными учреждениями бюджетных средств на другие цели не допустимо, так как согласно организационно-правовой форме бюджетные учреждения формируются с целью выполнения функций некоммерческого характера. Несмотря на это, в современном обществе осталось мало бюджетных учреждений, функционирующих за счет бюджетного финансирования и не получающих прибыли от коммерческой деятельности. Причиной тому служит существенное недофинансирование получателей бюджетных средств, что принуждает управляющих учреждений находить нетрадиционные способы приобретения денежных средств, и многие из них относятся к предпринимательской деятельности.

Коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности и имеет отличия от нее только тем, что не содержит сам процесс оказания услуг или производства товара. Иными словами всякая организация, предоставляющая на рынок продукты труда своих работников, а, следовательно, вовлеченная в процесс обмена, может относиться к категории субъектов продажи.

Трактование термина «коммерческий» заключает в себе, первоначально, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб подразумевает учет большого количества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота.

Средства, приобретенные от коммерческой деятельности, помогают разрешить бюджетному учреждению большинство социальных вопросов, связанных с повышением условий труда и отдыха штатного персонала, вдобавок в положенный срок обновить изношенные объекты основных средств. При всем этом, в отдельных случаях, законодательство сохраняет прямой запрет на ведение предпринимательской деятельности. Не воспрещается производить деятельность, доставляющий доход, таким бюджетным учреждениям как, к примеру, учреждениям здравоохранения и образования.

Коммерческая деятельность учреждением возможна, если в учредительной документации это учтено специальным пунктом, т. е. в уставе (положении) должны быть обозначены виды разрешенной деятельности. Тогда доходы и обретенное за счет этих доходов имущество зачисляются в самостоятельное распоряжение учреждения и числятся на отдельном балансе. Разрешение, на исполнение предпринимательской деятельности, учреждение принимает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств.

Реализация учреждением доходной деятельности обязательно возлагает такие требования, как получение соответствующей лицензии. В том случае, когда коммерческая деятельность приносит убыток основной деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет возможность и право ее прервать до решения суда по этому вопросу.

Читать еще:  Как расторгнуть муниципальный контракт

До приобретения права на возможность ведения предпринимательской деятельности, учреждению требуется открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует отдельно принимать во внимание операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения. Отсюда следует, что реализация бюджетным учреждением предпринимательской деятельности представляется законной процедурой. Вместе с тем, значительным вопросом является точная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности.

После выплаты всех налогов и сборов бюджетное учреждение учитывает в смете расходов и доходов, на текущий год, в полном объеме доходы, вырученные от предпринимательской или иной деятельности. Доходы отображаются в доходах соответствующего бюджета как от предоставления платных услуг, либо как доходы от эксплуатируемого имущества, числящегося в государственной собственности.

На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что государственные средства в Российской Федерации обращены в разном порядке и на различные цели.Основная сумма денежных средств направляется и потребляется путем финансирования. Финансирование бюджетных учреждений имеет два основных источника: путем реализации коммерческой деятельности и государственное финансирование. И несмотря на увеличение объемов финансирования бюджетные образовательные учреждения продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами, к примеру, инфляционные факторы, негативно воздействующие на положительную динамику роста объемов бюджетных средств. [4]

  1. Экономический словарь // Бюджетное финансирование. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/3802.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 37–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях».

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 30.11.2016).

  1. Гарифуллина Н. Ю., Гуртов. Финансовое обеспечение // Экономика образования. — 2011. — № 1. — С. 5–17.

Финансирование муниципальной системы образования

Согласно новому порядку финансирования муниципальной системы образо­вания, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образова­тельных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников, учебные

пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйствен­ные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствую­щие расходы в качестве государственных полномочий, передаваемых одновре­менно с финансовыми средствами. К вопросам местного значения в сфере обра­зования отнесена организация процесса образования, включая финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.

Рис. 5.6.2. Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования

(города)

Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена его пред­принимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и иного имуще­ства, оказание посреднических услуг и т. п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Новая образовательная политика, идущая по пути развития вариативного об­разования, во многом привела к пониманию того, что основанная на остаточном

принципе финансирования административно-командная модель обеспечения унитарного образования, несмотря на рецидивы реставрации, уходит в прошлое. В современных условиях организационно-экономические меры в системе обра­зования выступают как ключевой компонент реформирования образования в це­лом, главная цель которого — повышение качества и эффективности учебной и воспитательной деятельности. Без этого улучшение содержания и качества обра­зования, решение вопросов закрепления кадров невозможны.

Можно выделить следующие экономические и организационные меры.

1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы. Налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов. Образовательные кредиты и страхование, что позво­лит определить текущие потребности в профессиональном и стыкующемся с ним вариативном общем образовании. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащими­ся и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.

2. Изменение принципов определения государственного и муниципального за­каза на образовательные услуги и формирование государственных обра­зовательных стандартов.

3. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им соб­ственностью. Для этого требуются достижение или расширение экономиче­ской самостоятельности образовательных учреждений и формирование дей­ственной системы попечительского, общественного и административного контроля за эффективностью хозяйственных решений, принимаемых адми­нистрациями учебных заведений.

4. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государствен­ную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получе­нии на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государ­ственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

Финансирование общеобразовательного учреждения

В соответствии с действующим законодательством оснащение образовательного учреждения (далее – ОУ) может финансироваться из нескольких источников.

Бюджетные ассигнования

В первую очередь это бюджетные ассигнования в виде субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также в виде инвестиций по предусмотренным в бюджете проектам и программам.

В настоящее время принципы финансирования претерпевают изменения. В частности, осуществляется переход от финансирования содержания учреждения как организации к нормативному финансированию оказываемых им услуг. В стоимости таких услуг включаются затраты на содержание необходимого имущества и учебные материалы. Количественные (объемные) и качественные показатели подлежащих финансированию услуг определяются муниципальным заданием, данным учреждению его учредителем. Вместе с тем, требование расходования средств согласно разрешенным направлениям остается неизменным (по статьям расходов).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (Московской области) и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится выделение местным бюджетам субвенций, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, в т. ч. на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ (Московской области).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение финансирования на содержание зданий и строений муниципальных ОУ, а также на обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, осуществляется на основе, соответственно, федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ, которые определяются по каждому типу и уровню образовательных программ в расчете на одного воспитанника, а также на иной основе.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений – органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

Целевые программы развития образования

Дополнительное финансирование возможно в рамках целевых программ развития образования. Такие программы могут разрабатываться и приниматься при формировании бюджетов всех уровней государственной власти и местного самоуправления. Средства выделяются ОУ с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг и направляются на его переоснащение, повышение квалификации кадров и т. п.

Бюджетные ассигнования в капитальное строительство объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации (либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов).

Такие инвестиции возможны не только в объекты капитального строительства, но и на приобретение технических средств обучения и иное оснащение образовательного учреждения. Размер предоставляемого финансирования, его получатели, а также требования к направлению расходования средств определяются при разработке соответствующей программы, которая утверждается высшим органом исполнительной власти (местной администрацией – в муниципалитетах) и включается в бюджет законодательной властью (представительным органом – в муниципалитетах). Например, большое количество финансовых средств было выделено для оснащения ОУ в регионах – победителях комплексного проекта модернизации образования.

Приносящая доход деятельность

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, также могут быть использованы для улучшения оснащения ОУ. В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы от разрешенной законодательством деятельности и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Однако бюджетным учреждениям можно их расходовать только с соблюдением установленного законодательством порядка.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено принятие федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности. В настоящий момент данный закон не принят.

Сдача имущества в аренду

Отдельным источником финансирования являются доходы от сдачи в аренду имущества ОУ. Пока (до дня вступления в силу нового федерального закона) использование этих доходов регламентируется следующим образом:

  • порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пожертвования

ОУ могут оснащаться и за счет средств, полученных в качестве дара или пожертвования, а также за счет грантов. Жертвоваться могут не только денежные средства, но и имущество в материальной форме. В последнем случае имущество должно быть поставлено на баланс учреждения, учтено в органе управления имуществом и закреплено за учреждением на правах оперативного управления. Обязательным является соблюдение цели пожертвования, установленной дарителем или грантодателем. В случае использования учреждением такого имущества (в т. ч. денежных средств) не по назначению, определенному жертвователем, последний вправе в судебном порядке потребовать возврата имущества.

Целевой капитал

Образовательные учреждения также могут использовать для финансирования своего оснащения целевой капитал. Однако в силу длительности и сложности его формирования роль этого источника финансирования в настоящее время нельзя назвать существенной.

Заемные средства

Бюджетным учреждениям действующее законодательство РФ запрещает привлечение заемных средств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector