Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аренда в муниципальных учреждениях

Аренда в муниципальных учреждениях

Бюджетный учет, N 11, 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора. В данной статье будут рассмотрены особенности отражения операций по аренде в государственных (муниципальных) учреждениях.

Распоряжение имуществом

С принятием Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) поменялись полномочия государственных (муниципальных) учреждений в области распоряжения имуществом.

Согласно пункту 10 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или пунктом 3 статьи 27 Закона N 7-ФЗ.

В пункте 2 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено статьей 3 Закона N 174-ФЗ.

Из содержания пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса следует, что казенному учреждению необходимо согласие собственника на сдачу в аренду любого имущества.

Из данных норм следует, что бюджетные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход, а автономные учреждения — еще и недвижимым имуществом, приобретенным за счет деятельности, приносящей доход. Одним из таких вариантов является предоставление имущества в аренду.

Сдача имущества в аренду

Кроме процедуры согласования предоставления имущества в аренду встает вопрос о том, каким образом распоряжаться средствами, полученными от сдачи имущества в аренду. Для этого необходимо обратиться к нормам Бюджетного кодекса. В статье 42 Бюджетного кодекса определено, что к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Следовательно, средства, полученные от сдачи в аренду имущества бюджетными и автономными учреждениями, не должны перечисляться в бюджет, так как не являются доходами бюджета.

При этом следует обратить внимание на пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ. Согласно данному пункту в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Аналогичная норма содержится и в пункте 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ.

На основании данных норм можно сделать вывод о том, что бюджетным и автономным учреждениям необходимо будет направлять часть доходов от сдачи имущества в аренду на их содержание.

При рассмотрении вопроса, связанного с предоставлением имущества в аренду, следует обратить внимание на письмо Минфина России от 23 августа 2010 г. N 03-07-11/360. Согласно данному письму доходы от сдачи в аренду имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, облагаются НДС, при этом исчисление и уплата НДС в бюджет должны осуществляться бюджетными учреждениями — арендодателями.

Анализ представленных документов позволяет сделать вывод, что сдача в аренду имущества, закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенного бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, является для бюджетного (автономного) учреждения деятельностью, приносящей доход. Следовательно, исходя из положения Налогового кодекса данные операции будут облагаться налогом на прибыль на общих основаниях.

При осуществлении государственными (муниципальными) учреждениями операций, связанных с предоставлением имущества за плату во временное пользование, следует обратить внимание на такой документ, как устав. Например, бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст.9.2 Закона N 7-ФЗ). Предоставление имущества за плату во временное пользование не совсем вписывается в цели создания бюджетных учреждений.

С другой стороны, законодательство не запрещает осуществление такого рода деятельности бюджетному учреждению, о чем свидетельствует норма пункта 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ. Кроме того, в пункте 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетному учреждению разрешается осуществление иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Следует также отметить, что устав бюджетного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п.3 ст.14 Закона N 7-ФЗ). Соответственно в уставе бюджетного учреждения, сдающего в аренду имущество, следует отдельно указывать данный вид деятельности.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Порядок сдачи муниципального имущества в аренду

Каждый индивидуальный предприниматель малого (среднего) бизнеса имеет возможность заключить договорное соглашение с муниципальным органом РФ на аренду помещения. Сдача муниципального имущества, госимущества в аренду отличается некоторыми особенностями. При заключении такого арендного договора действует ряд ограничений.

Заключение соглашения может производиться в соответствии с ФЗ (статья №17/1) двумя способами:

  • по итогам торгов на право оформления арендного договора муниципальных имущественных средств;
  • без организации торгов.

Какие виды имущества, сдача которого в аренду не допускается госучреждением или ограничивается, особенности процедуры заключения арендного договорного соглашения муниципального имущества (госимущества) разъяснены извещением ФАС №ЦА/16309/14.

Правила, исключения

Правила оформления договорных соглашений на аренду госимущества установлены ФЗ №135 (статья №17/1). Согласно данному положению автономные муниципальные организации, госучреждения имеют право предоставлять в аренду недвижимость, которая за ними числится в качестве оперативного управления, лишь по итогам аукционов на право подписания арендных соглашений данного типа. При этом ФЗ №135 (статья №17/1) предусмотрены исключения, которые одновременно распространяются на АУ.

Без аукционов муниципальным организациям можно предоставлять в аренду недвижимость в следующих ситуациях:

  • соглашение заключается на период менее 30 дней календаря на протяжении 6 крайних месяцев календаря;
  • на подписание арендного соглашения претендует прочая муниципальная организация, госучреждение, некоммерческая структура (также ориентированная социально), медучреждение, структура, занимающаяся деятельностью в сфере образования;
  • передаваемая недвижимость, подлежащая налогообложению, считается частью площади, составляющей менее 20 м 2 , и правами 10 процентов площади этого здания (помещения) обладает особа, передающая соответствующие недвижимые средства;
  • договорное соглашение подписывается с особой, единственно предоставившей заявку на конкурсное участие, на торги (при этом, если это лицо отвечает установленным нормам), являющейся единственным участником аукциона.
Читать еще:  Проверка муниципального унитарного предприятия

Обязанность подписания арендного договорного соглашения перед автономной госорганизацией возникает только в крайнем из перечисленных случаев (соглашение с единственным участником организованных торгов, конкурса). В прочих ситуациях, когда сдача имущества в аренду предоставляется без аукционов, правообладатель не обязан подписывать договорное соглашение, претендент не имеет право выдвигать требования на подобные площади.

Организация аукциона на аренду недвижимости допускается по отношению претендентов-льготников. Если таких субъектов на один недвижимый гособъект более одного, тогда автономное госучреждение имеете право отказать в аренде недвижимости на льготных основаниях и организовывает торги между ними. Это по мнению антимонопольной организации не является нарушением интересов заявителей данной категории.

Но осторожность при решении организации аукционов на аренду имущественных ценностей АУ, закрепленных за ними в качестве оперативного управления, необходимо проявлять как владельцам данного имущества. Соглашаясь на сдачу в аренду жилья, определенной площади организации, учредитель обязан руководствоваться требованиями ФЗ №135/2.

Подписание договорных соглашений на аренду госимущества без организации аукционов

Законом предусмотрено несколько исключений, когда автономное госучреждение имеет право предоставлять в аренду площади без аукционов.

Арендатор — образовательное, медицинское учреждение

Какие конкретно подразумеваются образовательные, медицинские организации (бюджетные учреждения), указано в разъяснениях ФАС (глава 5-6). В данной ситуации руководствоваться необходимо положениями законодательства отраслевой деятельности.

Согласно ФЗ (статья №2/11) к медучреждениям относятся юрлица в независимости от используемой организационно-правовой формы, предпринимательство которых связано в первую очередь с областью медицины, при наличии соответствующей лицензии. Также медицинскими организациями считаются индивидуальные предприниматели (ИП), деятельность которых связана с медициной.

Краткосрочное арендное соглашение на недвижимость, подписанное не в результате аукционов, на новый период не продлевается без организации торгов. В данном случае действует установленная норма, которая ограничивает период действия данного соглашения на аренду помещения.

Образовательные (бюджетные) учреждения — структуры, основная деятельность которых связана со сферой образования, а также учреждения, занимающиеся непосредственно обучением. К таким организациям согласно ФЗ №273 (статья №2/20) дополнительно относятся ИП, занимающиеся образовательной деятельностью.

Аренда на краткосрочный период

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/11/1) муниципальным организациям, госучреждениям разрешается предоставлять в аренду недвижимые объекты на краткосрочный период без организации конкурсов, аукционов. При этом запрещается предоставление такой услуги одному лицу больше 30 дней календаря, на протяжении 6 месяцев, идущих подряд без организации торгов, конкурсов.

А вот согласно российскому Государственному кодексу (статья №610/3) соглашение на сдачу муниципального имущества (госимущества) в аренду, подписанное на срок, превышающий максимально возможный период, определенный действующим законодательством, считается оформленным на предельный срок.

Аренда части площади помещения

Ранее уже было отмечено, что возможно предоставление аренды части площади здания (квартиры) без предварительного аукциона, но при соблюдении следующих требований:

  • площадь, передаваемая в аренду, не должна быть больше 20 м 2 и 10 процентов площади объекта собственности, к которому она относится.

Как же рассчитать часть площади объекта недвижимости, планируемой для сдачи в аренду? Антимонопольные организации высказали соответствующее мнение в Разъяснениях ФАС (глава 11):

  • при установлении такой доли не нужно брать в учет площади недвижимого объекта, право пользования, владения которыми были переданы до вхождения в силу ФЗ №135 (статья №17.1), на основе прочих исключений, определенных ФЗ №135 (статья №17.1), по итогам торгов.

Арендатор — подрядчик учреждения

Необходимо отдельно отметить такое исключение из правил аренды муниципальной недвижимости (госимущества), которое на АУ не распространяется (как минимум на автономные госучреждения, осуществляющие закупки, полагаясь на ФЗ №223). В данном случае имеется в виду подписание без проведения торгов арендного договорного соглашения с лицом, заключившим контракт с муниципальной (государственной) организацией по итогам аукциона (на конкурсной основе), организованного согласно Федеральному закону №44. При этом предоставленные права были предусмотрены документально проведенными торгами (конкурсом) с целью исполнения обязательств этого контракта (ФЗ №135, статья №17.1/10/1).

Согласно Разъяснениям ФАС (глава 9) гражданско-правовые соглашения, оформленные в пределах ФЗ №223, не считаются муниципальными (государственными) договорами. В связи с этим положения ФЗ №135 (статья №17.1/1/10) не распространяются на подобные случаи. То есть, когда автономное госучреждение, ссылаясь на нормы ФЗ №223, понесло расходы на закупку определенных работ либо услуг, исполнение или предоставление которых предусматривает обязательное присутствие на площади организации подрядчика (например, театр приобрел услуги ремонта, пошива сценических костюмов), предоставить в аренду соответствующие площади возможно исключительно на организованных аукционах.

Пролонгация договора

Действующие арендные договорные соглашения на муниципальную недвижимость (госимущество), имущественные ценности, переданные госоргану в оперативное управление согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9-11) подлежат продлению. В том случае, если физлицо собственные обязанности согласно данному соглашению выполнял подобающе, подписывается контракт на новый период без организации аукциона (если договорным соглашением не предусмотрено прочее и период действия такого контракта не ограничен положениями действующего российского законодательства).

В данной ситуации должны быть выполнены два обязательных условия:

  • минимальный период переоформления арендного договорного соглашения должен быть от 3 лет (возможен меньший период, но исключительно при написании арендатором соответствующего заявления);
  • размер платы, на основании которого ведется учет доходов за аренду помещения, определяется по итогам оценки недвижимости в соответствии с рыночными расценками.

Отказ возможен в случае наличия у физлица долгов на момент завершения контракта аренды или если есть решение распоряжения соответствующей недвижимости в прочем порядке.

Антимонопольная организация сделала на основании этого следующие выводы:

  • Так как есть возможность арендатору не предоставлять пролонгацию арендного договорного соглашения на основании принятия нового решения по порядку распоряжения недвижимостью, арендодателю нужно получить согласие от владельца соответствующей недвижимости на перезаключение контракта аренды.
  • Проводка пролонгации арендного соглашения согласно ФЗ №135 (статья №17.1/9) может выполняться неограниченное число раз согласно аналогичным основаниям. При этом важно соблюдение требований при каждой новой пролонгации документа.

Субаренда

Согласно ФЗ №135 (статья №17.1/1/16) возможно предоставление в субаренду муниципального имущества (госимущества) без аукциона в таких случаях:

  • право на подписание арендного соглашения арендатору предоставлено на основе муниципального (государственного) соглашения;
  • госучреждение заключило арендный контракт по итогам аукциона, на основании несостоявшегося аукциона.

При соблюдении этих требований предоставляться в субаренду может недвижимость любой площади (ФЗ №135 в данном плане не предусматривает каких-либо ограничений). В противоположной ситуации соответствующие площади предоставляются в субаренду на общих основаниях, определенных ФЗ №135 (статья №17.1) с организацией аукциона, без него, но уже по другим исключениям.

Аренда помещения в муниципальном учреждении

1.1. При наличии разрешения управления имущества на сдачу в аренду, имеете право заключить договор. Удачи вам!

2.1. Вы не пишите на какое нарушение указывает прокурор, чтобы оценить его. Скорее всего речь идет о п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» согласно которому в случае, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном п. 2 той же статьи, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Если такая экспертиза не проведена это действительно нарушение. Всего доброго!

3.1. Ольга, Добрый день! При заключении договора аренды помещения вы вправе обговорить данные условия и обязать арендателя к установке данных приборов с определением срока.

3.2. Обязанность собственников (владельцев) зданий, строений и сооружений по установке приборов учета определена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Норма, обязывающих устанавливать такие приборы учеты в помещениях, переданных в пользование (владение) третьим лицам нет. Расчет потребления осуществляется в соответствии с расчетными способами (методиками). При этом расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В Вашем случае обязанность по установке индивидуальных приборов учета можно закрепить в договоре аренды.
Повторюсь, принудить установить такие приборы нельзя.

Читать еще:  Муниципальное бюджетное учреждение налогообложение

4.1. Интересует какой срок действия отчета об определении рыночной стоимости помещения. Отчет сделан 16 сентября 2015 года. Вам нужно делать новый отчет на текущий год.

5.1. Это совершенно не обязательно. Распорядителем имущества является КУМИЗО у вас всего лишь оперативное управление.

5.2. Вообще то вы должны письменно обратиться в КУМИ о неиспользовании второго этажа и просьбой уменьшить выделенную площадь в оперативное управление. Объявлять торги вы не вправе, так как не являетесь собственником муниципального имущества. Они сами должны торги по аренде провести.

6.1. —Здравствуйте, подавайте заявку и ждите письменный ответ, при несогласии с ним. обжалуйте его в суде в течении 3 месяцев. Всего хорошего.

6.2. Арендные отношения оформить как услуги можно, но с включением в договор определенных условий. Поскольку государственное унитарное предприятие не является собственником имущества, а только балансодержателем, то Вам следует обратиться к собственнику имущества, с которым и возможно урегулировать данный вопрос, в том числе, с проведением торгов (в случае, если собственник откажется квалифицировать правоотношения как оказание услуг) или одобрит сделку с единственным поставщиком (в случае, если собственник согласится с Вашей позицией).
П. 32 ч. 1 ст .93 44-ФЗ, ст. 23, 26 161-ФЗ, ст. 17.1 135-ФЗ.

7.1. Нужно смотреть договор аренды ст.606,421,420 ГК РФ

8.2. Все зависит от Устава и Положения вашей организации. Там написано как ваша муниципальная организация может распоряжаться имуществом.

9.1. В зависимости от организационно-правовой формы учреждения. (казённое автономное и бюджетное). Оно может или самостоятельно заключить договор, или только с разрешения учредителя. Использование доходов также различно.

10.1. Тут по ст.424 ГК РФ сторона платит НДС

12.1. ГК РФ Статья 621. Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок

Позиции высших судов по ст. 621 ГК РФ >>>
Путеводитель по судебной практике (высшие суды и арбитражные суды округов) по ст. 621 ГК РФ >>>

1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

13.1. Нет, они должны исполнять заключенный договор.

13.2. Быть может была реорганизация МУП? Если была действительно ликвидация-то все вопросы к бывшему собвтеннику — муниципалитету.

13.3. Если новая организация является правопреемником МУПа, то все права и обязанности по договору аренды переходят к ним в полном объеме. Соответственно, расторгнуть договор они, как и предыдущий собственник помещения, могут по общим основаниям ГК РФ и в силу условий договора.

С Уважением, Адвокат — Степанов Вадим Игоревич.

Берем в аренду. Сдаем в аренду

Автор: О. Лунина

Какими нормативными документами регулируются вопросы аренды? Что должно быть указано в договоре аренды? Каков порядок предоставления имущества арендатору? Каковы порядок, условия и сроки внесения арендной платы? Какие требования установлены к содержанию арендованного имущества? Как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете операции по аренде имущества?

Общие вопросы арендных отношений.

Основным документом, регламентирующим вопросы аренды, является Гражданский кодекс (гл. 34).

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Объектами аренды признаются (п. 1 ст. 607 ГК РФ):

  • земельные участки и другие обособленные природные объекты;
  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения;
  • оборудование;
  • транспортные средства;
  • другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Ограничения по аренде. Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается.

Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, то заключению договора аренды должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном п. 2 ст. 13 данного закона, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения выявлена возможность ухудшения указанных условий.

Не могут сдаваться в аренду земельные участки, изъятые из оборота (п. 11 ст. 22 ЗК РФ).

Лесные участки могут быть арендованы, если они находятся в государственной и муниципальной собственности и прошли государственный кадастровый учет (п. 2 ст. 72 ЛК РФ).

Есть и другие ограничения.

Договор аренды.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ). На это также указано в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73.

Договор аренды обязательно заключается в письменной форме, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо и срок его действия более года (п. 1 ст. 609 ГК РФ).

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Договор аренды заключается на срок, предусмотренный договором (п. 1 ст. 610 ГК РФ).

Читать еще:  Страхование муниципального имущества

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Когда срок договора не определен, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.

Предоставление имущества арендатору.

Порядок предоставления имущества арендатору установлен ст. 611 ГК РФ. Согласно ее положениям арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были и без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, арендатор вправе истребовать у него это имущество в соответствии со ст. 398 ГК РФ и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

Кроме этого, арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые полностью или частично препятствуют его использованию (п. 1 ст. 612 ГК РФ). Причем ответственность наступает, даже если владелец имущества на момент заключения договора аренды об этих недостатках не знал.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

  • потребовать от арендодателя безвозмездного устранения недостатков имущества;
  • потребовать соразмерного уменьшения арендной платы либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;
  • непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;
  • потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества на другое аналогичное имущество, находящееся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки.

Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора или заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества при заключении договора или его передаче.

Арендная плата.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если в договоре они не закреплены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

Обязанность арендатора вносить арендную плату возникает с момента фактической передачи ему объекта аренды (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 13689/12 по делу № А67-3141/2011).

Арендная плата может быть установлена и внесена в денежной и неденежной форме.

Неденежная оплата может производиться в виде:

  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы.

Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, закрепленные в договоре, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

При нарушении сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать досрочного ее внесения, но не более чем за два срока подряд (п. 5 ст. 614 ГК РФ).

Использование арендованного имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, если условия в договоре не прописаны (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

Получив согласие арендодателя, он может сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Кроме этого, он может передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.

Заключить договор перенайма государственного (муниципального) имущества можно только по результатам конкурса (аукциона) (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16679/11 по делу № А40-102293/10-148-587).

Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К таким договорам применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

При нецелевом использовании арендованного имущества арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 3 ст. 615 ГК РФ).

Содержание арендованного имущества.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ обязанность по проведению капитального ремонта переданного в аренду имущества возлагается на арендодателя. Он должен производить такой ремонт за свой счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен выполняться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, – в разумный срок.

Нарушение арендодателем обязанности по осуществлению капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:

  • произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
  • потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества обязан арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Образовательное учреждение – арендатор.

В соответствии с Указаниями № 65н[1] расходы на арендную плату следует отражать по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ и коду вида расходов 244 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

По данной подстатье показываются также расходы государственных (муниципальных) учреждений – арендаторов по уплате НДС, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества.

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества в возмездное пользование, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». К учету он принимается на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (п. 333 Инструкции № 157н[2]).

Учет расходов по договору аренды ведется на счете 0 302 24 000 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом».

В случае заключения с арендодателем отдельных договоров на возмещение ему эксплуатационных и иных расходов, в том числе на оплату услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих счетах исходя из их экономического содержания:

  • 0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи»;
  • 0 302 23 000 «Расчеты по коммунальным услугам»;
  • 0 302 25 000 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества».

Типовые операции по принятию к учету арендованного имущества и отражению расходов на арендную плату выглядят следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector