Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ставка по лизингу 2020

Как не переплатить за лизинг

В компании «Сбербанк Лизинг» промониторили текущие предложения топ-игроков на рынке лизинга легковых и грузовых авто и объяснили, на какие параметры обратить особое внимание, чтобы сэкономить.

Как не переплатить за лизинг

Цены на машины растут, автокредиты дорожают. На этом фоне потребитель все активнее интересуется лизингом. Одновременно обостряется конкуренция за клиента и среди лизингодателей. На рынке появляются новые продукты, программы и акции. Вариантов получается множество, все обещают самые выгодные условия и меньшие затраты. И без специальных знаний в них порой довольно сложно разобраться. На что нужно обращать внимание при выборе лизингового предложения?

В автолизинге, как и в автокредитовании, важно оценивать совокупные затраты. Но, в отличие от обычного кредита, здесь они складываются из большего числа параметров. Как правило, основными являются следующие: ставка удорожания, размер аванса, скидки, в том числе по программе Минпромторга РФ, ежемесячный платеж, срок договора лизинга, размер комиссии, выкупная стоимость. Каждый из них будет влиять на конечную стоимость.

Итак, ставка удорожания. Это отношение суммы переплаты к первоначальной стоимости лизингового имущества. Она обычно указывается как средний процент за год. Если взять легковое авто среднего ценового сегмента (например, новая Toyota Camry — от 1,3 млн до 1,5 млн рублей в зависимости от региона), ставка колеблется в среднем от 6,13% (у крупного универсального федерального лизингодателя в Иркутске) до 13,63% (у другого крупного федерального игрока в Екатеринбурге). Если брать грузовой автомобиль среднего ценового сегмента (например, новый Volvo FH ценой от 5 млн до 6,2 млн рублей), ставка будет от 8,57% (у крупного универсального федерального лизингодателя в Иркутске) до 15,23% (у федерального лизингодателя — монолайнера в Москве).

Но этот процент может меняться. Есть один распространенный способ уменьшения процента удорожания — изменение структуры расчета платежей за лизинг. В этом случае, как правило, первоначальные платежи увеличиваются, что позволяет быстрее уменьшить задолженность по стоимости имущества и сократить сумму начисляемых процентов по лизингу. Покупатель платит повышенный процент в первый-второй год (в среднем 15—20%), тем самым сокращая долг, и потом вносит последние выплаты по 6—7%.

Аванс в лизинге — платеж лизингополучателя до передачи ему предмета лизинга. Он является одним из важнейших факторов, который учитывается при оценке рисков по сделке, и не превышает 50% от стоимости имущества (в противном случае лизинговый договор может быть переквалифицирован в договор купли-продажи), держась в среднем на уровне 10—20%. После введения Минпромторгом РФ программы льготного автолизинга аванс начал достигать и 30—40%, поскольку государство субсидирует часть авансового платежа, а выпадающие доходы лизинговых компаний в размере 10% от цены машины возмещаются за счет средств федерального бюджета. Сумма аванса за Toyota Camry, к примеру, составляет от 137 тыс. рублей (у крупного универсального федерального лизингодателя в Москве) до 375 тыс. (у другого крупного федерального игрока в Екатеринбурге). Аванс по Volvo FH — от 1,25 млн (у крупного универсального федерального лизингодателя в Москве) до 1,86 млн рублей (у другого крупного федерального игрока в Москве).

Покупатель может выбирать, как он будет осуществлять лизинговые платежи (платежи за лизинговое имущество). Возможны несколько графиков расчетов: аннуитетный (равномерный), дифференцированный, убывающий (регрессивный). Чаще всего используются аннуитетный и регрессивный. При аннуитетном расчете на протяжении всего договора выплачивается одинаковая сумма ежемесячного платежа. Это удобно для планирования финансовых потоков. Но аннуитетная схема в то же время является наиболее дорогой. Равномерность лизинговых платежей здесь достигается за счет максимальной уплаты процентов в начале срока и перераспределения стоимости имущества для погашения на конец договора, что приводит к увеличению общей суммы процентов по лизингу. Аннуитетный ежемесячный платеж за новый автомобиль среднего сегмента составляет от 36,6 тыс. рублей (у крупного универсального федерального лизингодателя в Иркутске) до 48,8 тыс. (у федерального лизингодателя — монолайнера в Екатеринбурге), а за грузовой автомобиль — от 141,8 тыс. (у крупного универсального федерального лизингодателя в Екатеринбурге) до 218,9 тыс. (у федерального лизингодателя — монолайнера в Москве).

При убывающем (регрессивном) графике сумма платежей равномерно убывает, от месяца к месяцу, при этом проценты больше в начале договора (когда больше задолженность по имуществу) и уменьшаются на протяжении всего срока.

Срок договора лизинга исчисляется с даты подписания договора до даты полного исполнения сторонами обязательств. К слову, нужно отделять срок действия договора лизинга от срока лизинга. Срок лизинга – это период с момента передачи имущества в лизинг лизингополучателю до момента перехода имущества в собственность клиента по окончании договора финансовой аренды. Как правило, срок действия договора лизинга больше непосредственного срока лизинга, поскольку нужно время на получение первоначального взноса от клиента, на оплату поставщику и доставку имущества. Стандартные предложения от лизинговых компаний на авто рассчитаны на 34—36 месяцев действия договора лизинга.

Комиссия за организацию лизинговой сделки — это единовременный платеж, который должен внести покупатель при заключении лизинговой сделки. Представляет собой вознаграждение компании за организацию работы по заключению договора лизинга и обычно составляет до 2% от стоимости предмета лизинга. Зачастую не отражается, поэтому необходимо обращать внимание, включена ли комиссия в общую сумму платежей по лизингу или указана отдельно.

Скидки. Как правило, они у всех лизинговых компаний одинаково большие. Большинство лизингодателей являются крупными корпоративными клиентами поставщиков. И вместе с госпрограммой льготного автолизинга, к примеру, скидка на Toyota Camry у топ-10 игроков рынка держалась на уровне 150 тыс. рублей (на грузовики скидка зависит от объема закупок).

Выкупная стоимость лизингового имущества. Она может быть отдельным платежом, который выплачивается лизингополучателем при окончании договора лизинга, а может входить в состав ежемесячных лизинговых платежей. В частности, если говорить об отдельном платеже на примере Toyota Camry, выкупная стоимость может быть от символической — 1 тыс. рублей (у крупного универсального федерального лизингодателя в Москве) — до 41,2 тыс. (у федерального лизингодателя — монолайнера в Москве). На Volvo FH она также разнится в диапазоне от 1 тыс. до 187,2 тыс. рублей (у федерального лизингодателя — монолайнера в Москве).

Сумма всех приведенных параметров лизинговой сделки и будет отражать совокупные затраты на приобретение машины, показывая величину переплаты, которая, конечно же, будет сильно отличаться в зависимости от лизингодателя. В разбираемых предложениях топовых лизинговых компаний, к примеру, переплата за авто среднего ценового сегмента (Toyota Camry) составила от 282,38 тыс. (у крупного универсального федерального лизингодателя в Москве) до 551,44 тыс. рублей (у другого крупного федерального игрока в Ростове-на-Дону), а за грузовое авто — от 1,4 млн (у крупного универсального федерального лизингодателя в Екатеринбурге) до 2,85 млн (у федерального лизингодателя — монолайнера в Москве).

Читать еще:  Балансодержатель лизингополучатель или лизингодатель что выгоднее

Выбор подходящей лизинговой компании, конечно, зависит от множества других факторов, не связанных с ценовыми параметрами сделки, но деньги всегда любят счет.

Ольга КИРИЛЛОВА, директор управления организации продаж филиальной сети АО «Сбербанк Лизинг»

Какой процент лизинга выгоднее

Юлия Андреева,
журналист

Бесплатного лизинга не бывает. Ставки по продукту часто устанавливаются индивидуально и зависят от платежеспособности лизингополучателя, а также рисков и возможностей лизингодателя.Разбираемся, какой процент бывает при лизинге и какой — выгоднее.

Уровень процентной ставки может зависеть от ряда факторов:

размер первоначального взноса (влияет на то, каким окажется процент в лизинге);

уровень дохода лизингополучателя;

стоимость предмета лизинга — автомобиля, коммерческого транспорта, спецтехники или оборудования;

Помимо этого на ставку могут влиять и дополнительные возможности самого лизингодателя. К примеру, если он получил скидку у дилера и закупил партию автомобилей по привлекательной цене, процент по лизингу этих машин может быть ниже, чем у конкурентов.

Как подобрать процентную ставку лизинга

Отношение переплаченной суммы к сумме фактической стоимости предмета лизинга называется удорожанием. В лизинге этот термин используют чаще, чем свойственное для банковского кредита привычное понятие “процентная ставка”.

Ставка удорожания рассчитывается по формуле

(Общая сумма по договору — Сумма основного долга) / Сумма основного долга * 100%

Рассмотрим пример: Допустим, предприниматель берет в лизинг на пять лет автомобиль стоимостью 2 500 000 рублей и вносит аванс в размере 250 000 рублей, что составляет 10%. Итоговая стоимость лизинга составит 3 500 000 рублей. Погашать лизинг клиент планирует равными платежами.

Процент удорожания будет равен: (3 500 000 — 2 500 000) / 2 500 000 * 100% = 40%. Срок лизинга в договоре составляет пять лет, соответственно, среднегодовая величина будет равна 40%/5 = 8%.

Ставку удорожания можно сократить, если увеличить сумму аванса или уменьшить срок договора.

Эффективная процентная ставка в лизинге включает в себя все платежи, в т.ч. первоначальный взнос, стоимость страховки, комиссионные сборы и пр. Чтобы ее рассчитать, при равномерном погашении долга среднегодовое удорожание надо умножить на 1,65 и разделить на долю кредита в стоимости имущества.

Доля кредита — это доля финансирования лизингодателем. В нашем примере предприниматель был готов сразу внести за лизинговое авто 250 000 рублей или 10% от его стоимости. Значит, кредит со стороны лизинговой компании составит 90% стоимости автомобиля, поэтому доля финансирования равна 0,9. В описанном выше случае, когда мы получили удорожание 8% в год, ставка составит: 8%*1,65 / 0,9 = 14,7%.

Какой процент и на какой срок будет выгодней при лизинге авто/коммерческого транспорта?

Ответ зависит от целей и возможностей бизнеса. Если предприниматель готов закрыть лизинговый договор быстрее и/или увеличить аванс, переплата по договору сократится.

Вернемся к нашему примеру с автомобилем за 2 500 000 млн рублей и уменьшим срок действия договора с пяти лет до одного года. Тогда переплата не превысит 4%. Ставка удорожания сократится еще примерно на один процентный пункт, если снизить долю кредита лизингодателя до 70% и увеличить аванс до 750 000 рублей, что составляет 30% от первоначальной стоимости предмета лизинга.

Оговоримся, модели расчетов в примерах — упрощенные. На вопрос, какой процент и на какой срок будет выгоднее при лизинге автомобиля, коммерческого транспорта, спецтехники и оборудования ответит эксперт лизинговой компании. Он же предоставит детальные расчеты ежемесячного платежа и график погашения.

Ставки по лизингу: расчет годовой, эффективной ставки и процента удорожания

В статье мы разберемся, как рассчитать проценты по договору лизинга для юридических лиц. Узнаем, из чего складывается эффективная ставка и как определить среднее значение процента удорожания. Рассмотрим, как рассчитать проценты на калькуляторе и в таблице Excel.

Из чего складывается переплата по лизингу

Лизинг — долгосрочная аренда имущества с последующим переходом его в собственность получателя. По своей сути лизинг мало чем отличается от ипотеки, при которой приобретаемая недвижимость выступает залогом сделки и остается в собственности банка до полного погашения задолженности.

Однако, в ипотеке заемщик знает такие параметры, как первоначальная стоимость имущества, сумма аванса и годовая процентная ставка. Но лизингодатели умалчивают о том, сколько процентов будет начислено на покупку. Вместо этого они сообщают лишь размер ежемесячных (или ежеквартальных, еженедельных) платежей. А значит, чтобы узнать процентную ставку по лизингу авто и сравнить ее с кредитом, придется сделать вычисления самостоятельно.

Платеж за лизинг состоит не только из стоимости автомобиля, но также из компенсационной оплаты (вознаграждения лизингодателя) и дополнительных платежей за вторичные услуги. Вместе эти позиции формируют ту самую переплату, которая отличает лизинг от простой покупки без посредников и рассрочки.

Экономисты вычисляют проценты по лизингу разными способами. В то время как одни рассчитывают ставку лизинга оборудования или техники по аналогии со ставкой по кредиту, другие обращают внимание на процент удорожания лизинга. Остается открытым вопрос, стоит ли включать в расчет аванс, первоначальный взнос и другие составляющие.

Разберемся, чем удорожание лизинга отличается от процентной ставки по договору, и какие расчеты лизингополучатель может произвести самостоятельно.

В качестве примера возьмем лизинг автомобиля со следующими показателями:

  • Рыночная стоимость автомобиля — 1 500 000 руб.
  • Аванс — 15% (225 000 руб.).
  • Срок лизинг — 3 года.
  • Итоговая стоимость лизинга — 1 900 000 руб.

Удорожание лизинга

Процент удорожания в лизинге — это отношение переплаты к первоначальной стоимости приобретаемого имущества. Он рассчитывается на весь срок договора или в среднем на год.

Снизить процент удорожания довольно просто. Для этого нужно всего лишь увеличить аванс или изменить график платежей. Поэтому при, казалось бы, низком годовом удорожании реальная стоимость кредита может оказаться в разы больше. Как посчитать удорожание, зная лишь рыночную стоимость покупки и общую стоимость лизинга?

(Общая сумма по договору — Сумма основного долга) / Сумма основного долга * 100%

Таким способом ведется расчет удорожания на всем сроке лизинга. Чтобы узнать средний процент в год, необходимо разделить полученное значение на количество лет. Нельзя забывать, что данный пример действителен лишь при схеме равномерного погашения долга. Если платежи со временем будут уменьшаться, то и процент удорожания будет изменяться вместе с ними.

В нашем примере процент удорожания будет равен: (1 900 000 — 1 500 000) / 1 500 000 * 100% = 26,7%. Мы задали срок лизинга 3 года, соответственно, среднегодовая величина будет равна 26,7%/3=8,9%.

Процентная ставка по договору

Ставка процентов по договору лизинга — более объективный показатель стоимости договора, нежели процент удорожания. На нее не влияют размер аванса и структура погашения. Более опытные экономисты, при покупке в лизинг авто для юр. лиц, стараются обращать внимание именно на то, какой процент будет начисляться по договору.

Читать еще:  Лизинг нк рф

Процентная ставка по договору — это начисления на остаток задолженности по стоимости приобретаемого имущества. По упрощенной модели для графика с равномерным погашением ставка рассчитывается так:

Среднегодовое удорожание * 1,65 / Доля кредита в стоимости имущества

Доля кредита — это часть стоимости оборудования, финансируемая лизинговой компанией. В нашем примере, где аванс составил 15%, лизингодатель предоставляет 100-15=85%. Значение для формулы будет равно 0,85.

Если взять полученное нами ранее удорожание 8,9% в год, мы получим ставку кредитования: 8,9% * 1,65 / 0,85 = 17,3%. Неплохое значение по сравнению со средними ставками по лизингу в 2018 году.

Такая формула позволяет рассчитать ставку без глубокого анализа. Но при этом по ней можно судить о стоимости лизинга как разновидности кредита.

Эффективная ставка лизинга

Эффективная ставка по лизингу, как и по любому другому кредиту, является самым объективным показателем стоимости услуги. Она включает в себя абсолютно все платежи в рамках кредита: аванс, комиссии, страхование.

Понятие эффективной процентной ставки в лизинге дано Центробанком в положении №254.

Там же приведена сложная формула ее расчета. Рядовой лизингополучатель без экономической практики не сможет в уме посчитать ЭПЦ по лизингу, но если воспользоваться программой Excel, задача упростится.

В 2006 году Центробанк опубликовал разъяснение к своему положению, в котором официально призвал граждан использовать для расчетов Excel, а именно функцию ЧИСТВНДОХ. Чтобы использовать такой расчет, необходимо иметь таблицу с графиком платежей.

  • Создаем или импортируем в Excel таблицу, где первый столбик — даты платежей, а второй — сумма, добавляем в начало новую строку. В первом столбике новой строки прописываем дату приобретения лизингодателем оборудования, а во втором — сумму финансирования со знаком минус. Например, в нашем случае это будет -1 275 000.
  • Вызываем функцию ЧИСТВНДОХ. Она расположена в категории «Финансовые» меню «Формулы».
  • В аргумент «Даты» захватываем значения первого столбика. В аргумент «Значения» — весь второй столбик. Количество строк в них должно совпадать.

Таким способом рассчитать средневзвешенную ставку можно всего за пару минут. Единственный недостаток метода в том, что необходимо иметь на руках точный график платежей со всеми датами и суммами.

Как рассчитать платежи по лизингу на калькуляторе

Рассчитать приблизительные ежемесячные платежи лизингополучатель может самостоятельно, еще до подачи заявки в лизинговую компанию. Это возможно благодаря онлайн-калькуляторам, которые лизингодатели размещают на своих официальных сайтах. Такой расчет стоимости машины в лизинг подходит для физических и юридических лиц.

Для работы с калькулятором потребуются следующие данные:

  • Стоимость приобретаемой техники или оборудования.
  • Размер аванса.
  • Срок лизинга.

Многие калькуляторы выдают в итоге два значения (с вычетом НДС и без него) для юридических лиц, приобретающих в лизинг недвижимость или оборудование. Однако, в любом случае такие расчеты являются лишь приблизительными. Большая часть условий договора лизинга носит индивидуальный характер, а значит, и суммы могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону.

Юридическим лицам, прежде чем купить авто в лизинг, рекомендуется не только самостоятельно посчитать платежи на калькуляторе, но и заказать подробный расчет от эксперта лизинговой компании.

Можно ли оформить лизинг без процентов

Купить автомобиль или оборудование в рассрочку без какой-либо переплаты — идиллия, для которой пока нет места в нашей реальности. Лизинговые компании — это тоже представители бизнеса, они нацелены на прибыль, которая и складывается из переплаты лизингополучателей. Компании всегда предлагают клиентам минимальный процент, они снижают его по максимуму. Во многом этому способствуют оптовые скидки от производителей.

Чем дешевле лизингодатель закупит автомобиль или оборудование, тем ниже процент по лизингу он сможет предложить, но довести его до нуля не удастся никогда.

Погоня за лизингом без процентов, как охота на бесплатный сыр, может завести искателя в мышеловку. Обещание сказочных условий — верная примета мошенников.

Лизинг с господдержкой

Согласно результатам опросов, проведенных Банком России по итогам прошлого года, доля субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), удовлетворенных работой финансовых организаций, больше всего выросла в сфере лизинга — на 5,9%. Для сравнения: количество лояльных клиентов у страховых компаний увеличилось на 2,5%, у микрофинансовых организаций — на 0,9%, тогда как у банков оно сократилось на 4,3%.

Рынок лизинга стабильно растет. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в 2017 году он вырос на 40%, в прошлом году — на 20% по сравнению с 2017 годом и превысил отметку 1,3 трлн руб. По прогнозам агентства, рост на уровне 15% будет зафиксирован по итогам этого года. Общий лизинговый портфель участников рынка на начало 2019 года оценивался на уровне 3,9 млрд руб. «Даже если экономика будет стоять на месте, сегмент лизинга в ближайшее время вырастет до 5–6 трлн руб.», — прогнозирует генеральный директор компании «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. Отсутствие жесткого регуляторного пресса в отношении лизинга позволяет формировать более привлекательную по сравнению с банковским кредитованием кредитную политику, отмечает он.

В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) динамика лизинговых сделок действительно гораздо лучше, чем в кредитовании, отмечает председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «За прошлый год доля лизинговых сделок в сегменте МСП достигла почти половины всего объема рынка лизинга». Сам малый бизнес, по его словам, в опросах по поводу наиболее предпочтительных, удобных инструментов финансирования сегодня отмечает лизинг как номер один, как более доступный, чем кредит и другие формы финансирования.

Однако у этого финансового инструмента есть еще потенциал для наращивания его использования субъектами МСП, считают в Банке России. Согласно дорожной карте ЦБ по развитию финансирования субъектов МСП, «недостаточное использование инструмента лизинга субъектами МСП» — одна из ключевых проблем, сдерживающих развитие бизнеса. Регулятор, в частности, намерен до конца этого года создать дополнительные меры регулирования и надзора за сектором, которые позволят обеспечить надежность и прозрачность этого вида финансовой поддержки.

Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России.

Программа для малых

Объем лизинговой поддержки предпринимателей через Минэкономразвития в период с 2017 года по октябрь текущего года составил 6,04 млрд руб.

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) является оператором лизинговой программы. Проект реализуется через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК) в четырех субъектах РФ: Татарстане, Башкирии, Республике Саха (Якутия) и Ярославской области. Уставный капитал каждой РЛК — 2 млрд руб. (75% — доля Корпорации, 25% — региональных бюджетов). Причем РЛК работают без привязки к свое локации — за время действия программы поддержку получили около 200 лизинговых проектов из 54 субъектов РФ.

Читать еще:  Налоговый учет у лизингополучателя

Программа от Минэкономразвития предполагает лизинговое финансирование малого и микробизнеса на приобретение промышленного оборудования и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции по льготным ставкам: 6% годовых — для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Предприниматель должен работать на рынке не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю и не иметь долгов по налогам. «За финансированием могут обратиться предприниматели, которые заинтересованы в приобретении оборудования стоимостью от 1 млн до 200 млн руб. сроком до семи лет», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

При этом требования по размеру авансового платежа ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях. Как правило, он составляет 10%, а в случае привлечения поручительства региональной гарантийной организации (РГО действуют во всех субъектах РФ) вообще не требуется. Кроме того, отсутствуют какие-либо комиссии за совершение сделки. «Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке», — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%). «По статистике количество отказов — минимальное. В основном речь идет о случаях, когда потенциальный пользователь программы невнимательно ознакомился с условиями и требованиями», — предупреждают в ведомстве.

В перспективе планируется расширение географии льготной лизинговой поддержки, в частности, увеличение доли проектов из регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа. Также, в случае докапитализации РЛК в рамках нацпроекта по МСП в 2020–2024 годах станет возможным включение в программу субъектов среднего предпринимательства. Активно обсуждается возможность расширения перечня финансируемых видов имущества — например, дополнительно к оборудованию, — для предпринимателей, работающих в туристической индустрии, сообщают представители пресс-службы Минэкономразвития.

На сегодняшний день в реализации данной программы не участвуют коммерческие компании. В корпорации объясняют это тем, что РЛК работают в сегменте лизинга оборудования, где частный бизнес на сегодняшний день не очень активен. РЛК — это структуры с узкой специализацией и компетенцией, которые предлагают предпринимателям возможность заключения сделок с низкими авансами, низкими ставками и длинными сроками. При этом инвестированные однажды средства в капитал РЛК позволяют гарантированно поддерживать реализацию программы на протяжении многих лет, повторно реинвестируя полученные в составе лизинговых платежей деньги в новые лизинговые проекты, говорят операторы программы.

Так, сформированный капитал в размере 8 млрд руб. и плановая докапитализация действующих РЛК в 2020–2024 годах в сумме 9,3 млрд руб. обеспечат оказание лизинговой поддержки предпринимателям по итогам восьми лет (с 2017-го по 2024-й) в размере не менее 29,8 млрд руб. «Подобного мультипликативного эффекта можно добиться только через реализацию механизма возвратного государственного финансирования», — отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Кроме того, Минэкономразвития и Корпорация в рамках паспорта нацпроекта по МСП разрабатывают новый механизм субсидирования по договорам лизинга, который может быть запущен уже в следующем году. К работе в числе прочего привлечены профучастники лизингового сообщества, поскольку планируется привлечь в данную программу рыночные лизинговые компании. Оценивать потенциал такого взаимодействия пока сложно, говорит Роман: «Но любая льготная программа — это хорошо, если она будет рабочей».

Деньги вперед

В свою очередь, программа Минпромторга, которая реализуется с мая 2015 года, основана именно на принципе субсидирования льготного лизинга с привлечением частных лизинговых компаний и в целом рассчитана на бизнес разных масштабов. Впрочем, в ее структуре есть отдельные направления, которые подразумевают поддержку и МСП. Названия подпрограмм говорят сами за себя: «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей «КамАЗ»), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (помощь МСП). Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на льготный лизинг по всем трем подпрограммам.

Программа предусматривает субсидирование выпадающих доходов лизинговым компаниям (от 10 до 15% цены техники в зависимости от региона передачи), предоставляющим предпринимателям колесную технику, автобусы, строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и снегоболотоходные машины со скидкой 12,5%.

С 2017 по 2018 год Минпромторгом были заключены соглашения о предоставлении субсидий почти с 90 лизинговыми компаниями, сообщают в министерстве. Льготные условия финансовой аренды бизнес может получить непосредственно в этих лизинговых компаниях, в том числе «Европлан», «Сбербанк Лизинг», «Росагролизинг», «ВЭБ-Лизинг» и другие (полный список компаний опубликован на официальном сайте ведомства). Чтобы получить лизинг на льготных условиях, претендент должен выбрать оптимальную модель техники из списка, предусмотренного государственной программой; подать в лизинговую компанию заявление, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга; дождаться одобрения сделки и подписать договор. После чего субъект МСП получает выбранное транспортное средство в пользование и оплачивает стоимость предмета лизинга по льготной цене.

В прошлом году в рамках программы было реализовано более 2,6 тыс. единиц техники 73 российских производителей на общую сумму порядка 28 млрд руб. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб., в 2019-м — 4,9 млрд руб. В июле 2018 года программа льготного лизинга была продлена до 2020 года.

Как говорит Татьяна Позднякова, за долгую лизинговую практику в случае с программой Минпромторга государство предложило действительно эффективный механизм поддержки внутреннего спроса за счет удобного потребителям механизма лизинга. Важно, например, что субсидии Минпромторга предлагаются на стадии авансового платежа. Как уточняет Татьяна Позднякова, это предпочтительнее и для субъекта МСП — меньше денег приходится отвлекать из оборота, чтобы заплатить аванс лизинговой компании, и для лизинговой компании (улучшается структура лизинговой сделки). «Механизм, когда субсидия конечному потребителю предоставляется в момент заключения договора, без необходимости возмещать уже понесенные затраты и без необходимости собирать дополнительные справки гораздо доступней, надежней и эффективней», — считает эксперт. В целом, по словам Татьяны Поздняковой, многие программы поддержки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях, необходимо оптимизировать — делать их менее запутанными и снижать сопровождающие их высокие издержки. А также повышать информированность бизнеса о возможностях финансовой поддержки, говорит Татьяна Позднякова: «Конечные потребители зачастую не знают о программах для них».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector