Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целевой капитал некоммерческой организации

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ
«О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября 2009 г., 21 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 23 июля 2013 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 г.

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2006 г.

Федеральный закон устанавливает правовые основы формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями в качестве источника финансирования их уставной деятельности.

Вводится понятие целевого капитала некоммерческой организации, который определяется как часть имущества данной организации, сформированная за счет пожертвований в виде денежных средств, и переданная организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. При этом закрепляется запрет на отчисление некоммерческой организацией собственных средств на формирование (пополнение) целевого капитала.

Собственниками целевого капитала могут быть такие некоммерческие организации, как фонд, автономная некоммерческая организации, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация. Жертвователями могут выступать как юридические, так и физические лица. Кроме того, некоммерческая организация вправе объявить о публичном сборе денежных средств на пополнение сформированного целевого капитала.

Целевой капитал допускается использовать в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки).

Предусматривается возможность формирования нескольких целевых капиталов на основании отдельных договоров пожертвования, завещаний, а также в случае, если договором пожертвования, завещанием определены различные цели формирования целевого капитала.

По общему правилу, целевой капитал должен будет формироваться минимум на 10 лет.

К организациям, формирующим целевой капитал, предъявляется ряд требований, связанных с необходимостью создания совета по использованию целевого капитала и ведением обособленного учета средств целевого капитала.

Если в течение года со дня поступления на банковский счет некоммерческой организации первого пожертвования на формирование целевого капитала общая сумма пожертвований не превысит 3 миллиона рублей, либо если в течение этого срока не создан совет по использованию целевого капитала, указанные пожертвования не могут быть переданы в доверительное управление и подлежат возврату жертвователю (если договором пожертвования не предусмотрено иное или если средства получены некоммерческой организацией в порядке наследования).

Определен состав активов, в которые могут быть инвестированы средства целевого капитала, обязанности управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом, порядок оплаты необходимых расходов и вознаграждения управляющей компании.

Получателями дохода от целевого капитала не могут выступать государственные корпорации, политические партии и общественные движения.

Закреплены обязательные условия договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Наряду с условиями, предусмотренными ГК РФ, в договоре должны быть также указаны требования к составу объектов управления и инвестиционная политика управляющей компании, которая будет реализовываться при выполнении этого договора.

Собственники целевого капитала, не являющиеся специализированными организациями, будут вправе осуществлять только определенные Правительством РФ виды платной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. При этом положения Закона, касающиеся некоммерческих организаций — собственников целевого капитала, не являющихся специализированными организациями, применяются со дня установления Правительством РФ вышеуказанного перечня видов платной деятельности.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 11 января 2007 г. N 2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 38

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ресурсы

Часто задаваемые вопросы

1.Что такое целевой капитал?

2.Кто может стать учредителем целевого капитала?

3.В каких областях можно создавать целевой капитал?

4.Как создать целевой капитал?

5.Каковы особенности создания целевого капитала внутри некоммерческой организации?

6.Каковы особенности создания специализированной организации управления целевым капиталом?

7.Какими законодательными актами регулируется деятельность по созданию и пополнению целевого капитала?

8.При каких условиях целевой капитал считается сформированным?

9.Каковы преимущества создания целевого капитала?

10.Существуют ли в России льготы для физических лиц, жертвующих в целевой капитал?

11.Существуют ли в России льготы для юридических лиц, жертвующих в целевой капитал?

12.Изменения в Гражданский Кодекс РФ. Что делать фондам целевого капитала?

С 1 сентября все юридические лица разделены на 2 категории: корпоративные (в которых присутствует институт членства) и унитарные (это АНО, фонды, в том числе и ФЦК, учреждения).

Читать еще:  Материнский капитал 2011 год

Изменения, которые необходимо внести в Устав Фонда целевого капитала.

  1. Определение Фонда как унитарной организации.
  2. Устав – единственный возможный учредительный документ. Решение об учреждении стало оформляться иначе, также предусмотрены разные формы для решения единственного учредителя и решения коллегиального.
  3. Появляется индивидуальная ответственность руководителя НКО, в частности, фонда. Если будет доказано, что и руководитель и члены руководящих органов, высшего руководящего, исполнительного коллегиального органа действовали не в интересах организации, они должны будут возместить убытки, которые причинены организации. Рекомендация: полномочия всех органов прописать в отдельных документах, не в Уставе.
  4. Прекращение недействующего юридического лица, исключение его из ЕРЮЛ. Организация может быть признана недействующей, если в течение года не сдавала никакой отчетности, и не было движения ни по каким счетам организации.
  5. Деятельность, приносящая доход и достаточное имущество (ранее предпринимательская деятельность НКО, в такой формулировке в новой редакции осталась только для АНО). Что такое «деятельность, приносящая доход» в ГК не определено Чтобы ею заниматься нужно 2 условия: в Уставе должны быть перечислены те виды деятельности, которые будут приносить этот доход, и у организации должно быть достаточное обособленное имущество для осуществления такой деятельности. На сегодняшний день это достаточное имущество равно 10 000 рублей (минимальный уставной капитал для ООО) это должно быть прописано в Уставе, а деятельность, приносящая доход, должна быть перечислена. До тех пор, пока соответствующие изменения не будут внесены в Устав, заниматься деятельностью, приносящей доход, невозможно. Норма вступает в силу с 1 января 2015 года.
  6. Имущество Фонда. Законом может быть определено, что при ликвидации имущество может быть возвращено (после удовлетворения требований кредиторов) учредителям Фонда. Пока в законе такой формулировки нет, но, в случае появления при внесении изменений в Устав рекомендуется в разделе «имущество Фонда» предусмотреть судьбу имущества после ликвидации Фонда.
  7. Управление Фондом. Законодатель определяет следующую организацию управления Фондом:

Высший коллегиальный орган (не может назваться Правлением). Исключительная компетенция высшего коллегиального органа — практически все, что относилось к высшему руководящему органу у Фонда, добавляется утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, принятие решения о создании фондом хозяйственных обществ, принятие решения о создании филиалов, одобрение совершаемых сделок, в случаях, предусмотренных законом и другие компетенции.

Единоличный исполнительный орган, как правило, Директор. Директор должен избираться (не назначаться!). Не указывается, что по должно обязательно голосование должно быть альтернативным.

Коллегиальный исполнительный орган – Правление. Назначается.

Таким образом, высший коллегиальный орган, например Совет, может избрать Директора, или назначить Правление.

Функции единоличного органа от имени юридического лица выполняет Председатель коллегиального исполнительного органа – Председатель Правления.

К компетенции исполнительного органа – коллегиального или единоличного – относится решение любых вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Высшего коллегиального органа.

Попечительский Совет остался и называется «орган Фонда». Учитывая это, нужно быть внимательными к тому, как он будет формироваться. Не указано, кто должен входить в Попечительский совет, сколько раз он должен собираться. Известно, что он будет назначаться Высшим Коллегиальным органом.

Рекомендация: выносить более четкое определение того, что будет делать Попечительский совет в специальное положение о Попечительском совете, а из ГК брать статью о его деятельности.

  1. Реорганизация Фонда – раздел будет исключен. Реорганизация не предусмотрена. Практически все формы могут преобразоваться в Фонд, но сам Фонд не может преобразоваться ни во что, даже в другой Фонд (в этом случае ликвидация с последующим созданием нового Фонда).
  2. Внесение изменений в Устав. Есть возможность, чтобы его изменяли Учредители, даже в том случае, если учредители не являются органом Фонда – можно определить в Уставе, что изменения в Устав вносят только Учредители. Это достаточно сложная задача (учредителей потом можно не найти), но таким образом можно обезопасить себя от периодических внесений изменений в Устав действующими составами Советов.

В случае если Уставом предусмотрено внесение в него изменений Учредителями, их состав рекомендуется определить в Уставе, если есть уверенность в том, что этот состав будет действующим на протяжении длительного времени. Исключение (включение новых, замена) учредителей не предусмотрено, кроме одной организационно-правовой формы – АНО.

Читать еще:  Консультации по амнистии капиталов

Другой вариант – определить, к примеру, что изменения в Устав вносятся Высшим коллегиальным органом. Если этого не будет определено в Уставе, или определено, что изменения в Устав вносят Учредители (а они, предположим, не хотят их вносить или их невозможно найти), то по заявлению заинтересованного лицо изменения в Устав может внести Суд.

Срок внесения указанных изменений – не определен (к какому времени они должны быть внесены в Уставы). Единственное ограничение – изменения должны быть внесены при первом изменении, которое руководители организации посчитают необходимым внести в Устав.

Важно! Со 2 августа 2014 вступили в силу изменения в закон «О некоммерческих организациях» по символике. Меняется система регистрации символики – теперь она должна быть прописана (описана) в Уставе. Регистрация символики не предусматривается (только если есть необходимость защитить ее авторским правом – регистрация в качестве товарного знака). Поэтому, если есть используемая символика, внести изменения в Устав необходимо, в противном случае при проверке Минюста будет выявлено нарушение. Соответственно, при внесении этого изменения в Устав, будет необходимо также внести в него все изменения, касающиеся ГК.

Что такое Целевой капитал?

Часто задаваемые вопросы по формированию целевого капитала и наши ответы на них.

Целевой капитал – это сформированная за счет пожертвований, внесенных дарителем (дарителями) в
виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.

Целевой капитал – универсальный инструмент, позволяющий обеспечить частичную независимость НКО
от разовых и нерегулярных поступлений, спланировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

Для НКО целевой капитал является возможностью финансировать различные проекты и программы, повышение профессионального уровня сотрудников организаций-благополучателей и так далее. Целевой капитал фонда местного сообщества также позволяет использовать собранные средства на проекты и программы по развитию территорий и на благо местного сообщества.

Для внешних контрагентов и партнеров (доноры, НКО-партнеры, проверяющие органы) наличие целевого капитала – это признак того, что фонд способен планировать свою деятельность как минимум на несколько лет вперед, что свидетельствует о серьезности намерений и стратегическом видении, четком понимании сотрудниками миссии и целей деятельности.

Для доноров-представителей бизнеса инструментарий целевого капитала позволяет поддерживать
открытые приоритетные проекты, контролировать распределение средств от управления целевым капиталом, определять приоритеты в развитии территории и местного сообщества в целом.

Преимуществом целевого капитала является его прозрачность: функционирование модели контролируется Советом по использованию ЦК/Попечительским советом, пожертвования в фонд целевого капитала передаются в доверительное управление управляющей компании, доход от управления ЦК направляется на финансирование деятельности одной или нескольких НКО. Вся деятельность фонда контролируется согласно законодательству Российской Федерации, согласно которому определенные виды отчетности в зависимости от организационно-правовых форм фонда предоставляются в уполномоченные контролирующие органы.

Средства, поступающие в целевой капитал, и доходы от управления целевым капиталом не облагаются
налогом. Для дарителей — физических лиц, передающих средства в целевой капитал, предусмотрен социальный налоговый вычет из подоходного налога (НДФЛ). Возмещение происходит на основании декларации 2-НДФЛ и поданного заявления о возмещении в районную налоговую инспекцию.
В некоторых регионах РФ предусмотрены налоговые льготы для юридических лиц-меценатов.

Собственником целевого капитала может выступать только некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации (в иных случаях необходимо регистрировать специализированный фонд и формировать его Попечительский совет).

Допустимые сферы использования целевого капитала, предусмотренные законодательством РФ: образование, здравоохранение, наука, культура, физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта), искусство, архивное дело и социальная помощь (поддержка), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения.

Решение о формировании (расформировании) целевого капитала принимает высший орган управления некоммерческой организации (специализированного фонда). К полномочиям высшего органа некоммерческой организации также относятся:

  • определение целей формирования целевого капитала;
  • утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности;
  • утверждение финансового плана;
  • определение управляющей компании и аудиторской организации;
  • принятие решение о публичном сборе денежных средств и утверждение стандартной формы договора
    пожертвования;
  • утверждение численного и персонального состава совета по использованию целевого капитала.

Дарителем может стать любое юридическое или физическое лицо, готовое передать в собственность некоммерческой организации денежные средства в целях формирования целевого капитала.

Даритель (жертвователь), его наследники или иные правопреемники вправе получать информацию о формировании целевого капитала, доходе от доверительного управления целевым капиталом, а также об использовании дохода от целевого капитала.

Даритель (жертвователь), его наследники или иные правопреемники вправе требовать отмены пожертвования, если пожертвование, переданное на формирование целевого капитала, по их мнению, используется не по назначению. Отмена пожертвования возможна только после направления в письменном виде предупреждения о необходимости использования пожертвования по назначению или необходимости устранения нарушений.

Размер требований жертвователя в случае отмены пожертвования не может превышать сумму пожертвования.

Деятельность по созданию и управлению ЦК регулируется следующими нормативными актами:

  • ФЗ от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (ФЗ № 275), вводящий понятие «целевой капитал» и описывающий особенности функционирования модели фонда целевого капитала;
  • ФЗ от 30 декабря 2006 года № 276-ФЗ (ФЗ № 276) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», вышедший в связке с ФЗ № 275 и освобождающий доход, получаемый при использовании ЦК, от налога на прибыль;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 328-ФЗ (ФЗ № 328) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», предусматривающий: налоговые льготы для жертвователей — физических лиц, расширяющий количество сфер, для поддержки которых можно формировать ЦК, возможность пополнения ЦК не только денежными средствами, но и недвижимостью, ценными бумагами и другое;
  • ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемый по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных основных нормативных актов, существуют также акты, регулирующие
определенные стороны функционирования модели ЦК.

  • НКО (специализированный фонд) и даритель заключают договор пожертвования или завещания, который определяет конкретное назначение и цели использования дохода от взноса в целевой капитал, а также срок, на который формируется целевой капитал (минимум 10 лет).
  • Полученные денежные средства предназначенные для формирование целевого капитала, вносятся на счет в кредитной организации.
  • Дата внесения средств на депозит является отправной точкой создания совета по использованию целевого капитала, который должен быть сформирован в течение одного года.
  • В течение этого же срока общая сумма пожертвований должна составить минимум 3 миллиона рублей.
  • Высший орган управления некоммерческой организации выбирает управляющую компанию.
  • В течение двух месяцев с момента, когда общая сумма пожертвований на формирование целевого
    капитала составит 3 миллиона рублей, некоммерческая организация должна передать эти средства
    управляющей компании на основании договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

В состав совета по использованию целевого капитала должны входить:

  • представители некоммерческой организации/специализированного фонда;
  • представители получателей дохода от целевого капитала;
  • дарители (их представители), если размер их пожертвований составляет более 10% балансовой; стоимости целевого капитала на последнюю отчетную дату;
  • граждане и представители юридических лиц, имеющие заслуги перед обществом, авторитет и (или)
    достижения в области деятельности некоммерческой организации.

В совет по использованию целевого капитала не могут входить 2 и более лица, являющиеся представителя-
ми одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, являющихся афилированными лицами.
Данное ограничение не распространяется представителей некоммерческой организации-собственника целевого капитала, однако представители некоммерческой организации не могут составлять более одной трети состава совета.

Существуют две модели создания фондов целевого капитала (ФЦК), каждая из которых имеет свои ограничения.

Специализированная организация управления целевым капиталом

Благополучателями дохода от ЦК являются другая/другие НКО. Единственная возможная организационно-правовая форма при создании ФЦК по этой модели — фонд.
Существуют ограничения по административно-управленческим расходам (АУР): на них можно направить не более 15 % дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10 % суммы поступившего за отчетный год дохода от целевого капитала.

Кроме того, закон предусматривает, что на административно-управленческие расходы может быть выделено до 5 % суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.

НКО — собственник Целевого капитала.
Данная модель подразумевает создание целевого капитала внутри существующей организации. Единственный благополучатель дохода от управления целевым капиталом — НКО—собственник ЦК. Это могут быть только следующие типы: автономная некоммерческая организация (АНО), фонд, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация.

Доход от управления целевым капиталом может быть направлен на поддержку программ организации-
бенефициара. Данные типы организаций, решающие создать ЦК, должны соответствовать ограничениям по видам платной деятельности (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2007 года № 1227-р).

Некоммерческая организация не вправе передавать собранные пожертвования в доверительное управление и до окончания финансового года, в который истек срок формирования целевого капитала, обязана вернуть поступившие денежные средства дарителям.

Управляющая компания – акционерное общество (АО), общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО), имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.
Подобных компаний около 30 в России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector