Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Саморегулирование в сфере капитального строительства

СРО в строительстве

Саморегулирование (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) (СРОС), введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I И II уровня ответственности). Это в свою очередь означает, что для строительства зданий и сооружений в Российской Федерации строительным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРОС).

Саморегулируемая организация (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРОС) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  4. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  5. И другими нормативно-правовыми актами, с которыми ознакомиться более подробно Вы сможете, перейдя по ссылке в раздел «Законодательство СРО».

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации (СРО) в области строительной деятельности должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Некоммерческое партнерство должно объединять не менее 100 профессиональных участников строительного рынка — юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;
  2. Некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  3. Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер которого должен быть не менее 1 млн. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в строительстве. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства;
  4. Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса строительного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).

Цели деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО):

  1. Объединение профессиональных участников строительной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу в следствии недостатков работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства выполняемые членами саморегулируемой организации;
  2. Повышение качества выполняемых строительных работ;
  3. Информированию профессиональных участников строительной деятельности.

Преимущества СРО строителей:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО строителей) является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей, позволяющим осуществлять строительную деятельность.

Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам);

Свидетельство о допуске к работам, классификатор видов работ:
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Критерии для вступления в СРО:
Вступать в СРО в строительстве требуется компаниям и предпринимателям, при наличии одного из критериев для членства предусмотренных законодательством в области саморегулирования, в данном случае Градостроительным кодексом РФ — Критерии для членства в СРО.
До 01 июля 2017 года действовали иные принципы для вступления и членства в СРО, оформление свидетельства о допуске к строительным работам требовалось при выполнении работ предусмотренных в Перечне строительных видов работ, утвержденному Приказом Министерства регионального развития (Минрегионразвития).
Перечень видов работ неоднократно изменялся, первый перечень видов работ был утвержден Приказом Минрегиона от 09 декабря 2008 г. № 274, в последующем в данный Перечень видов работ были внесены изменения утвержденные Приказом Минрегиона от 21 октября 2009 г. № 480. Перечень видов строительной деятельности действоваший до 01 июля 2017 года был утвержден Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г. № 624 (с изм. Приказа от 23.06.2010 № 294)

Требования, предъявляемые СРО к строительным организациям и индивидуальным предпринимателям:
Строительные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в СРО и последующего получения свидетельства о допуске к работам, должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами СРО к кандидатом в члены СРО, в частности:

  1. Работники строительной компании, ИП должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;
  2. Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
  3. Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
  4. Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет;
  5. Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
  6. Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО).
Читать еще:  Как рассчитать уставный капитал

Государственный органом регулирования, надзора и контроль за деятельностью СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» («Национальное объединение строителей», «НОСТРОЙ») — объединение саморегулируемых организаций в строительстве.

Государственный реестр саморегулиремых организаций в области строительства, ведет Ростехндазор, на нашем сайте размещен полный перечень всех СРО в строительстве — реестр СРО в строительстве.

Законодательством о саморегулировании в строительной деятельности предусмотрены обязательные платежи при вступлении в СРО и в последующем при функционировании СРО. В частности предусматриваются следующие платежи:

  • взнос в компенсационный фонд — является разовым платежом (каждая СРО имеет право устанавливать свой размер, однако минимальный размер определяется федеральным законодательством).
  • вступительный взнос – является разовым платежом (каждая СРО устанавливает размер самостоятельно, данный взнос предусматривается учредительными документами СРО).
  • членский взнос на содержание функционирования аппарата СРО – может быть ежегодным, ежеквартальным, ежемесячным (размер определяется СРО самостоятельно).
  • оплата по договору страхования гражданской ответственности – ежегодно (предусматривается СРО самостоятельно, при страховании в соответствии с законодательством компенсационный фонд может быть уменьшен, размер определяется страховыми компаниями).
  • подготовка комплекта документов для вступления в СРО – является разовым платежом (в основном в данный вид платежей включаются расходы по консультированию при вступлении в СРО, помощь специалистов СРО в подготовке документов и иные юридические и консалтинговые услуги кандидатам в члены СРО).

Вступление в СРО в строительстве:
Вступление в строительное СРО — процесс, связанный с подтверждением компанией или ИП требованиям, установленным законодательством РФ и стандартам СРО. Стоимость вступления в СРО строителей зависит от каждой конкретной саморегулируемой организации (СРО вправе устанавливать собственный размер взносов: — вступительного взноса; — членского взноса; — в некоторых СРО предусмотрен целевой взнос; — в некоторых СРО предъявляются дополнительные требования к страхованию, что значительно увеличивает стоимость страховки). Взносами предусмотренными законодательством РФ, является взнос в компенсационный фонд. Подробная информация по встулению в строительное СРО, опубликована в разделе — Вступление в СРО в строительстве.

По вопросам вступления в саморегулируемые организации (СРО), основанные на членстве лиц, осуществляющие строительные виды работ, Вы можете обратиться в Отдел вступления в СРО, по телефонам, электронной почте, чате, skype, telegram указанным в разделе «Контактная информация».

Саморегулируемые организации в строительстве

Содержание

Происхождение и назначение СРО

Саморегулирование (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) (СРОС), введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I И II уровня ответственности). Это в свою очередь означает что для строительства зданий и сооружений в Российской Федерации строительным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРОС).
Саморегулируемая организация (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРОС) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Нормативные акты регулирующие деятельность СРО

Саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
4. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Требования к некоммерческим партнерствам

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации (СРО) в области строительной деятельности, должно соответствовать следующим требованиям:

1. Некоммерческое партнерство должно объединять не менее 100 профессиональных участников строительного рынка — юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;

2. Некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3. Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер которого должен быть не менее 1 млн. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в строительстве. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства;

4. Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса строительного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).

Государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Ростехнадзор.

Цели деятельности СРО

Целями деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО):

1. Объединение профессиональных участников строительной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу в следствии недостатков работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства выполняемые членами саморегулируемой организации;

2. Повышение качества выполняемых строительных работ;

3. Информированию профессиональных участников строительной деятельности.

Преимущества СРО

  1. СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  2. Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  3. Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  4. СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  5. СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся строительной деятельностью позволяющем осуществлять строительную деятельность. Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам);

Читать еще:  Размер капитала полного товарищества

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Требования, предъявляемые СРО к строительным организациям и индивидуальным предпринимателям:

Строительные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в СРО и последующего получения свидетельства о допуске к работам, должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами СРО к кандидатом в члены СРО, в частности:

  1. Работники строительной компании, ИП должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;
  2. Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
  3. Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
  4. Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет;
  5. Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
  6. Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО).
  7. Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

9.1 Понятия и правила саморегулирования в строительной отрасли

Саморегулируемые организации (СРО)- это некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным зако­ном от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях>> в целях саморегулирования, объединяющие субъектов предпринимательской деятель­ности на основе единства отрасли по производству товаров (работ, услуг) либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При создании СРО учитываются следующие требования:

— наличие в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессио­нальной деятельности. (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №З 15-ФЗ «О саморегулируемых организациях>), ст. 2 и 3);

— наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

— обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

На смену устаревшей и неэффективной системе лицензирования строи­тельной отрасли пришла система саморегулирования, при которой допуск на рынок строительных услуг фактически осуществляется самими профессио­нальными участниками рынка , объединенными в СРО. Строительные компа­нии, не являющиеся членами СРО, не могут осуществлять деятельность, ока­зывающую влияние на безопасность строительства.

СРО — организации, разрабатывающие и утверждающие стандарты и пра­вила осуществления предпринимательской и профессиональной, деятельности для своих членов. Главной целью подобных требований является обеспечение компетентного выполнения работ в сфере строительства (включая проектиро­вание и инженерные изыскания), в первую очередь работ, оказывающих влия­ние на безопасность объектов капитального строительства, которые могут при­чинить вред неограниченному кругу лиц, а также выполнение которых несет риски оказания неисправимых механических воздействий при строительстве и влияет на безопасность при последующей эксплуатацш1.

Фактически основной задачей создаваемых СРО является повышение ка­чества в целом и, соответственно, разработка и соотнесение правил и стандар­тов, обязательных для выполнения всеми участm1ками СРО, с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 01.12.2007 №315- ФЗ «О саморегулируемых организациях СРО «организует профессиональное обучение, аттестацию работников, членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации това­ров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами.

­На практике это означает, что СРО при выдаче допусков на право ведения тех или иных работ берет на себя контроль уровня профессиональной подго­товки сотрудников организаций членов сообщества, а также отслеживает по­вышение ими профессиональной квалификации.

Саморегулирование в области инженерных изысканий , архитектурно­-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства характеризуется следующими положениями:

— перечень условий, подлежащих включению в договор подряда и обес­печивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

— требования к исполнителям работ, оказывающие влияние на безопас­ность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатов этих работ;

— страхование членами СРО гражданской ответственности, которая мо­жет наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, кото­рые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования;

— страхование иных связанных с выполнением СМР рисков, страхование работников индивидуального предпринимателя, работников юридического ли­ца от несчастных случаев и болезней;

— наличие сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении доброволь­ного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сер­тификации.

СРО осуществляют следующие функции:

— разрабатывают и устанавливают условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО; ­

­- применяют в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия;

— осуществляют анализ деятельности своих членов на основании информации, поступающей от них в СРО в форме отчетов;

— представляют интересы членов СРО в их отношениях с органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления;

— организуют профессиональное обучение, аттестацию работников орга­низаций-членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров

— обеспечивают информационную открытость деятельности своих чле­нов, опубликовывают информацию об этой деятельности в порядке, установ­ленном внутренними документами СРО;

— осуществляют контроль за предпринимательской или профессиональ­ной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандар­тов и правил СРО, условий членства в СРО;

Рис. 9.1 Модель самореrулируемой организации

— рассматривают жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО.

СРО имеет право:

— осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требоваю1й стандартов и правил СРО;

Читать еще:  Компенсация из материнского капитала

— запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от эп1х органов информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном феде­ральными законами порядке. ­

Модель саморегулируемой организации приведена на рис. 9.1.

› Содержание › 9.1 Понятия и правила саморегулирования в строительной отрасли

Саморегулирование строительной деятельности

На вопросы о саморегулировании строительной деятельности отвечает Александр Сергеевич Самойлов, директор Правового департамента Ассоциации строителей России, член Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, д. ю. н., профессор.

Комитетом Государственной думы РФ по собственности при активном участии Ассоциации строителей России, а также других общественных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части замены лицензирования строительной деятельности». Он предусматривает механизмы саморегулирования в сфере капитального строительства и создание предпосылок для формирования современного и цивилизованного рынка строительных услуг. Следует отметить, что в настоящее время строительный комплекс России объединяет более 112 тысяч действующих строительных организаций. Они включают подрядные организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации и др. При этом в строительном комплексе занято около 4 миллионов человек.

Почему нужно менять механизм лицензирования?

Поставленные руководством государства задачи по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России» предполагают кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса.

Кроме того, на современном этапе многие строительные компании готовы принять участие в регулировании как собственных технологических процессов (в форме разработки и внедрения технических регламентов, национальных и специальных стандартов), так и деятельности на рынке строительных работ и услуг. В этом случае предполагаемое участие может быть в форме разработки единых правил оперирования на рынке и создания механизмов дополнительной ответственности, гарантирующих выполнение обязательств перед потребителями услуг.

Как решить эти задачи?

Данные задачи могут быть успешно решены при реализации целого ряда мер. Основными из них, на наш взгляд, являются:
– ужесточение доступа на рынок строительных услуг;
– страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
– создание внутрикорпоративных механизмов дополнительной материальной ответственности (в виде компенсационных фондов и других инструментов);
– информационная открытость («прозрачность») строительных компаний;
– дополнение государственного регулирования и надзора контролем внутри самого профессионального сообщества;
– обеспечение эффективной коммуникации «власть – строительный бизнес – потребитель», при которой для каждой из сторон ясно, с кем именно вести диалог (в том числе и при решении вопросов ответственности).

Указанные меры являются базовыми элементами модели саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, которая на протяжении многих лет эффективно действует, в том числе и в сфере строительства, в наиболее экономически развитых странах.

Какая из моделей саморегулирования принята за основу?

За основу принята модель совместного государственного и общественно-профессионального сорегулирования. При этом сохранение за государством важнейших регулятивных и надзорных функций в сочетании с дополнительными механизмами саморегулирования (допуск на строительный рынок, обязательное страхование и т. д.) гарантируют последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию.

В чем суть вносимых поправок?

Предполагается введение в текст Градостроительного кодекса РФ положений о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте градостроительных отношений с отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных ее участников.

Механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования. При этом у государства остается возможность «подстраховать» отрасль на переходном этапе становления саморегулирования от возможных «ошибок роста».

Так, в отдельной главе Градостроительного кодекса РФ должны быть представлены основные принципы построения саморегулируемых организаций, общие требования к правилам и стандартам их деятельности, представлен порядок государственной регистрации и основы взаимодействия саморегулируемых организаций с органами госуправления. В частности, планируется без ослабления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере строительства дополнить их саморегулированием деятельности профессиональных сообществ изыскателей, проектировщиков и строителей. При этом саморегулируемые организации будут ответственны за действия своих членов перед потребителями.

Как будет регулироваться допуск организаций на строительный рынок?

В законопроекте условием допуска на рынок услуг в сфере строительства является обязательное членство в саморегулируемой организации. Именно такая организация определяет общие критерии, которым должен отвечать участник инвестиционно-строительной деятельности. При этом минимальные из этих критериев предлагается закрепить непосредственно в Градостроительном кодексе РФ.

А не приведет ли такой порядок, в свою очередь, к монополизации рынка?

Нет, не приведет.

Предлагаемая законодательная конструкция как раз устраняет некоторую опасность монополизации строительного рынка при переходе к саморегулированию. В то же время изложенная выше концепция исходит из того, что саморегулируемых организаций на строительном рынке будет достаточно ограниченное количество.

Это позволит обеспечить как необходимый государственный надзор за их деятельностью, так и эффективное взаимодействие с ними государственных органов и потребителей.

Предусмотрены ли финансовые гарантии?

Обязательным условием членства в саморегулируемой организации строителей будет являться страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями услуг.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов саморегулируемых организаций. В их формировании, прежде всего в денежной форме, участвуют все члены организации. Средства фондов будут использоваться для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

Какие еще положения включает законопроект?

Предлагаемая модель также содержит положения об информационной открытости саморегулируемых организаций, а также нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие в сфере градостроительства с органами государственной власти всех уровней. А кроме того, положение о государственном надзоре.

Что изменится на рынке строительных услуг с принятием всех этих изменений?

Следует учитывать, что предлагаемый комплекс механизмов и инструментов саморегулирования объективно устраняет возможность возникновения проблем «обманутых дольщиков».

Его реализация неизбежно приведет также к удалению со строительного рынка недобросовестных, а также неподготовленных участников.

Внедрение изложенной модели саморегулирования, принятие соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ позволит резко повысить управляемость строительным комплексом России и эффективность его деятельности. Кроме того, будет обеспечена реализация концепции частно-государственного партнерства в сфере строительства, сформирован еще один важный институт гражданского общества в виде саморегулируемых организаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector