Капитальные экологические затраты компании
Бухгалтерский учет экологических затрат предприятия
Для организации бухгалтерского учета в сфере природопользования и охраны окружающей среды, прежде всего, необходимо достаточно полное определение и классификация экологических затрат, которые представляют собой выраженную в стоимостной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности предприятия. Общая сумма затрат на природоохранную деятельность складывается из капитальных вложений и текущих затрат.
К капитальным вложениям природоохранного назначения относятся единовременные затраты на создание новых и реконструкцию существующих объектов природоохранного назначения, модификацию технологии, осуществление другой природоохранной деятельности. Для учета капитальных затрат на охрану окружающей среды можно предложить выделение субсчета «Затраты по охране окружающей среды» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» и субсчета «Природоохранное оборудование» к счету 07 «Оборудование к установке».
К текущим затратам природоохранного назначения относятся:
— затраты на материалы, топливо и энергию, а также заработную плату с отчислениями на социальное страхование, амортизационные отчисления, связанные с содержанием и эксплуатацией основных фондов природоохранного назначения;
— затраты, связанные с осуществлением контроля за эксплуатацией природоохранного оборудования и состоянием окружающей среды;
— затраты, связанные с управлением природоохранной деятельностью;
— расходы на очистку сточных вод;
— затраты на оплату услуг сторонних предприятий и организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов;
— дополнительные затраты на эксплуатацию основных производственных фондов, обусловленные совершенствованием производственной технологии с целью снижения неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
— платежи за загрязнение окружающей среды (в пределах норм и сверх норм).
В отличие от капитальных вложений, которые осуществляются за счет собственных средств предприятия, учет текущих затрат на природоохранную деятельность имеет ряд определенных сложностей, поскольку данные затраты «растворяются» в затратах на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходах. Решение данной проблемы, по нашему мнению, возможно двумя путями.
Первый из них приемлем для предприятий, где объемы природоохранной деятельности невелики, сама эта деятельность структурно не обособлена, услуги экологического характера «на сторону» не оказываются. Данный вариант предполагает выделение затрат предприятия на природоохранную деятельность в самостоятельную статью калькуляции.
Второй вариант учета затрат на охрану окружающей среды характерен для предприятий со значительным объемом природоохранной деятельности (например, там, где текущие экологические затраты составляют не менее 3-5 % себестоимости продукции) и в особенности оказывающих другим предприятиям экологические услуги. Данный вариант предусматривает возможность обособленного учета природоохранных затрат, что потребует, прежде всего, уточнения перечня и состава экологических затрат с указанием соответствующих статей затрат, аналитических счетов (по местам возникновения затрат), субсчетов (по видам природоохранной деятельности) и синтетического счета, а также внесения дополнительных реквизитов в первичные документы. В результате это создает условия для отражения экологических затрат на специальном счете «Природоохранная деятельность». Общая схема бухгалтерского учета экологических затрат предприятия представлена на рисунке 1.
Электронная библиотека
6.4.1.1. Затраты экологического назначения, их классификации и группировки.
Часть проводимых мероприятий, связанных с производственной деятельностью, обеспечивает достижение не только экономического, но и экологического эффекта. Поэтому помимо затрат целевого экологического назначения достижение экологического результата обеспечивается и такими производственными затратами, как затраты на разработку безотходных и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции, снижение материалоемкости производства и др.
Падение производства, замедление масштабов использования природных ресурсов объективно и довольно существенно уменьшает негативное воздействие на природу. Однако одновременно усиливается износ основных фондов, снижаются возможности финансирования развития природоохранной индустрии, замедляется замена устаревших и экологически вредных технологий, и снижается выпуск средозащитной техники; наблюдается уменьшение масштабов агротехнических и других мероприятий, имеющих природоохранный эффект; сохраняется и увеличивается высокий уровень аварийности, сопровождающейся залповыми сбросами и выбросами вредных веществ; увеличиваются попытки завоза из-за рубежа токсичных отходов и возникает ряд других негативных моментов, усугубляющих экологическую обстановку в регионах.
При определении потребностей в инвестициях экологического назначения следует учитывать, в первую очередь, имеющуюся высокую степень износа эксплуатируемого экологического оборудования, так уже 15…17 лет назад порядка половины всех воздухоохранных установок эксплуатировалось в течение 10 и более лет при сроке их полной амортизации в пределах 12 лет. Более 20 % водоочистных сооружений работало не эффективно из-за физического и морального износа.
Успешное решение проблемы охраны окружающей среды и рационализации природопользования требует учета и характеристики затрат экологического (средозащитного) назначения, называемых также затратами на природоохранные мероприятия (охрана окружающей среды).
Затраты на охрану окружающей среды – общая сумма расходов государства, предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или опосредованное природоохранное значение. К ним относятся как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охранной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому и иному обслуживанию природоохранной деятельности.
Все затраты на природоохранные мероприятия (затраты экологического назначения) подразделяются на следующие группы:
1. Затраты на мероприятия, направленные на снижение или полное предотвращение выбросов (сбросов) вредных веществ;
2. Затраты на мероприятия, ликвидирующие негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и нерационального природопользования;
3. Затраты, связанные со строительством и оборудованием пунктов контроля за состоянием окружающей среды;
4. Затраты на возведение объектов природоохранного назначения, создания природоохранной индустрии, улавливающих установок и т.п.;
5. Затраты на предохранение от загрязнения акустической среды;
1. Затраты на предупреждение воздействия загрязненных компонентов окружающей среды на реципиентов и на ликвидацию последствий этого влияния;
2. Затраты на предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среду, на их захоронение и уничтожение, включая затраты на отчуждение земель, на организацию мест захоронения и др.
Целью затрат экологического назначения является осуществление средозащитных мероприятий; целью разработки средозащитных мероприятий является достижение таких характеристик окружающей среды, которые находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм.
Разный порядок финансирования установлен на одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия.
Общий объем затрат на осуществление природоохранных мероприятий (затрат экологического назначения) складывается как сумма единовременных затрат (капитальных вложений) и текущих затрат.
Затраты экологического назначения группируются по следующим признакам:
— на единовременные и текущие затраты;
— по направлению и назначению затрат;
— по источникам финансирования;
— по элементам окружающей среды (на охрану леса, водных ресурсов и пр.);
— по видам затрат, вызываемых отрицательным воздействием загрязнения окружающей среды на реципиентов и др.
По направлению капитальные вложения включают затраты экологического назначения:
— на создание новых и реконструкцию основных фондов, предотвращающих отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;
— на модификацию технологического процесса в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей, для снижения его отрицательного воздействия на окружающую среду;
— на модификацию технологии производства в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей.
По назначению экологические затраты подразделяются на следующие группы:
— затраты на мероприятия, предусматривающие и ликвидирующие негативные последствия нерационального природопользования;
— затраты, связанные со строительством и обслуживанием пунктов контроля за загрязнением, если эти затраты производятся предприятием-загрязнителем;
— затраты на предупреждение загрязнения окружающей среды отходами (захоронение, утилизация, сжигание т.п.);
— затраты на предохранение от загрязнения акустической среды, которые имеют место во всех случаях, когда между источниками шума и людьми возводятся шумозащитные и экранизирующие сооружения и насыпи, проводятся заглубления источников шума.
Загрязненная среда оказывает отрицательное воздействие на реципиентов (повышение заболеваемости людей, снижение их работоспособности, ухудшение условий жизни, снижение продуктивности природных ресурсов, ускоренный износ основных фондов) и вызывает необходимость двух видов затрат:
— затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда предупреждение возможно);
— затрат, вызываемых воздействием на реципиентов загрязненной среды, возникающих в тех случаях, когда полное или частичное предупреждение такого воздействия невозможно.
Сумма затрат этих двух типов называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Экономический ущерб (потери) от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется суммой ущербов (потерь), наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. При этом проблемой является количественная оценка изменения состояния здоровья людей под воздействием загрязнения.
Сумма общих затрат по каждому компоненту природной среды состоит из:
— капитальных вложений из государственных средств и собственных средств предприятий;
— текущих (операционных) затрат;
— затрат на капитальный ремонт природоохранного оборудования;
— затрат на научно-исследовательские работы, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
43. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Капитальные затраты экологического назначения.
Все природоохр. затраты можно разделить на:
1) капитальные вложения (инвестиции в осн. капитал)
2) текущие (эксплуатационные) издержки.
Капит. вложения – это единовременные матер. затраты общ-ва на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение осн. фондов природоохр. назначения, а также на совершенствование технологии произ-ва с целью сокращения его воздействия на прир. среду.
Прямые капит. вложения охватывают капит. затраты, осуществляемые исключительно в природоохр. целях и не используемые для иных произв. нужд.
Сопряженные капит. вложения – капит. затраты на совершенствование технологий произ-ва, кот. могут дать положит. экол. эффект.
Капит. вложения нах-ся в сфере произ-ва в течении нескольких лет, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капит. вложений и превращения их в осн. произв. природоохр. фонды (ОППФ).
ОППФ – это здания, сооружения, оборудование, используемое для целей охраны окр. среды как на отд. предприятии, так и в гос. масштабе.
44. Состав текущих экологических затрат, методика их расчета. Анализ затрат на охрану окружающей среды в Республике Беларусь.
Процесс эксплуатации осн. произв. природоохр. фондов (ОППФ) влечет за собой возникновение текущих затрат.
Текущие затраты – это расходы на содержание и обслуживание осн. фондов природозащ. назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окр. среды. В состав текущих затрат входят ежегодные затраты на:
•з/п обслуживающего персонала
•текущий и капит. ремонты
•затраты на реагенты.
Осн. часть текущих природоохр. затрат не выделяется в обособл. статьи бухучета и отчетности, поэтому допустимо определение текущих природоохр. затрат на предприятии расчетным путем:
Зтек. – тек. затраты предприятия на охрану окр. среды
С – производственная себестоимость прод.
П – попенная плата (только для лесной промышл.)
ОППФ – среднегодовая величина осн. произв. прир. фондов
ОПФ – среднегод. велич. стоисости всех осн. фондов
Б – потери от брака.
46.Инвестирование природоохранной деятельности. Классификация видов природоохранной деятельности.
В соответствии с «Классификатором видов природоохр. деят-ности…» в РБ выделяют 2 конкр. формы природоохр. деят-ности:
1) текущая – непрерывно осуществл. деят-ность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окр. среды. Она связана с эксплуатацией, а не с созданием ОФ природоохр. назн.
2) природоохр. меропр. – природоохр. деят-ность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окр. среды; рез-том природоохр. мероприятий может стать создание осн. произв. природоохр. фондов (ОППФ).
47. Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат.
Экономич эффект-ть затрат — соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Исполь-ся показатели общей и сравнит эффект-ти. Определение общей эффект-ти экологических издержек необходимо, чтобы оценить фактическую результативность природоохранных мероприятий, для экономического стимулирования повышения эффективности средозащитной деятельности: Э3= Э:(С + ЕН • К), где Э3 — общая эффективность природоохранных затрат; Э — полный годовой эффект; С — текущие затраты; К — капит вложения; Ен — норматив эффект-ти капит. вложений.
Экономич. эффект Э, предотвращенный экономич. ущерб и дополнит. доход от улучшения производств. деят-ти предприятий в условиях лучшей экологической обстановки Э = П+Д.
Величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды опр-ся по формуле: П = У1 — У2, где У1, У2 — величины ущерба до проведения природоохр. мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия.
При разработке долгосрочн прогнозов, программ по охране окр. среды в регионе, при проектировании различных природоохр мероприятий, выборе варианта внедрения новой техники или, направленной на экологизацию про-ва, используется показатель сравнит. экономической эффект-ти природоохр затрат. Таким показателем является минимум совокупных затрат, то есть при выборе варианта предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений: С + ЕН • К -> min.
При расчетах сравнительной эффект-ти капиталовложений в охрану природы особенно важно сопоставлять варианты по экономич результатам. Поскольку экономич результат природоохр мероприятий выр-ся в сокра¬щении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Экономическая сущность природоохранных затрат. Капитальные и текущие затраты. Структура инвестиций в охрану окружающей среды
Природоохранные затраты, представляют собой выраженную в стоимостной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности.
К экологическим затратам относятся следующие виды и группы затрат:
1.Текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на
охрану окружающей среды. 2.Затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения. 3.Капитальные вложения в охрану окружающей среды (прямые и сопряженные). 4.Содержание заповедников и других особо охраняемых природных территорий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров. 5.Затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. 6.Операционные расходы бюджета на экологические цели: расходы на содержание и деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды, в том числе — оплата труда управленческих и контрольных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 7.Затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов).
Все общественные издержки, связанные с необходимостью сохранить надлежащее качество окружающей природной среды, можно подразделить на предупреждающие затраты — предзатраты, экономический ущерб и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений — постзатраты.
Экологические издержки также включаются в общие затраты, то есть являются внутренними (интерналъными) для предприятия. Издержки же, вызываемые загрязнением окружающей среды (т. е. собственно экономический ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (экстерналъными).
К капитальным затратамотносятся средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (государственные капитальные вложения в строительство объектов и сооружений по охране воздушного бассейна и водных ресурсов, земель, минеральных ресурсов и ресурсов животного мира).
Капитальные вложения представляют собой затраты общества в сфере производства, которые в течение нескольких лет не давали полезного эффекта.
Процесс эксплуатации основных производственных природоохранных фондов влечет за собой текущие затраты. К ним относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. Сюда входят затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы, затраты на реагенты.
Текущие затраты значительно превосходят годовые капитальные вложения. Потребность в текущих затратах значительно колеблется по отраслям и направлениям природоохранной деятельности.
Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что крайне важно при ограниченности государственных средств и необходимости их наиболее эффективного использования. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных мероприятий используются показатели эффективности затрат экологического назначения.
ВОПРОС 35.
Глобальный характер экологических проблем, их связь с другими мировыми проблемами
Современную эпоху называют эпохой глобальных проблем, т. е. проблем, касающихся всего человечества. Среди таких проблем основными принято считать следующие:
1.проблема войны и мира, мирового терроризма;
2.экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;
3.демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения в развивающихся странах;
4.продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием и голодом во многих слаборазвитых странах;
5.проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных);
6.социально-экономические проблемы;
7.гуманитарные проблемы: здравоохранение, образование и др.
Все глобальные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других. Очевидно, что без решения демографической проблемы, без стабилизации численности населения невозможно сдержать развитие кризисных экологических процессов на планете. В свою очередь экологические проблемы опустынивания, обезлесивания, вызывая деградацию и гибель сельскохозяйственных земель, приводят к обострению мировой продовольственной проблемы. В результате около 20 % жителей планеты постоянно недоедают, каждые 24 часа от голода умирают 35 тыс. человек, из них 3/4 — дети до 5 лет.
ВОПРОС33.
Сущность экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности. Поощрительные, принудительные, компенсационные меры.
Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной заинтересованности в осуществлении мер природного характера.
В систему экономического стимулирования входят поощрительные, принудительные и компенсационные меры.
Среди поощрительных мернаиболее распространены следующие: налоговые льготы; премирование работников предприятий за рациональное природопользование; предоставление в распоряжение предприятий части прибыли, полученной от реализации продукции, изготовленной из отходов производства; льготное кредитование и субсидирование капитального строительства фондов природоохранного назначения; дотации на приобретение экологического оборудования, проведение проектно-изыскательской и научно-исследовательской работы в области природопользования и охраны окружающей среды и др.
К принудительным мерамотносятся: платежи за потребление природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства; возмещение нанесенного ущерба государству, другим природопользователям; прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятия.
В условиях рынка важным направлением экономического стимулирования является платность использования природных ресурсов. В соответствии с законом «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все природопользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом.
Экологический налог состоит из:
1 . Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов.
2. Платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
3.Платежей за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в ОС.
4.Платежей за размещение отходов производства и платежей за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим.
5.Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти.
6. Платежей за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов.
За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх установленных лимитов —в 15-кратном. За размещение отходов производства сверх установленных лимитов предприятия и организации платят в 5-кратном размере, а за самовольное размещение или сжигание отходов — в 15-кратном.
К компенсационным мерам эколого-экономического регулирования относятся: 1.возмещение нанесенного ущерба; 2.создание природоохранных фондов; 3.экологическое страхование.
ВОПРОС 34.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы