Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок заключения инвестиционного контракта

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

ГАРАНТ:

С 13 августа 2019 г. статья 16 настоящего Федерального закона применяется только к отношениям, возникающим при заключении, изменении, расторжении специальных инвестиционных контрактов, указанных в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона — Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

4. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам. Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

5. В случае, если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специального инвестиционного контракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока действия специального инвестиционного контракта.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

Инвестиционный контракт

Правовые отношения в инвестиционной сфере появляются в результате обоюдного желания о сотрудничестве между собственником и инвестором. Такие отношения регулируют соответствующие документы.

Инвестиционный контракт это гражданско-правовой договор, которым регулируются условия вложения материальных ценностей в основные средства. В качестве материальных ценностей можно рассматривать ценные бумаги, деньги, имущественные права аренды или собственности.

Все инвестиционные контракты составляется в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, а именно в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 39-ФЗ.

Читать еще:  К кредитным источникам инвестиций относятся

В случае если собственник бизнеса провел успешные переговоры с инвестором, договорился обо всех условиях осуществления совместной инвестиционной деятельности и обеим сторонам необходимо закрепить их договоренности юридически, тогда и составляется инвестиционный контракт.

Согласно Российскому законодательству, совместной инвестиционной деятельностью признается деятельность, в результате которой происходит количественное изменение таких показателей, как основные средства предприятия, её нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Исходя из этого следует вывод, что в результате заключения инвестиционного контракта происходит изменение внеоборотных средств организации. Именно поэтому данное понятие относится больше к экономической среде, нежели гражданско-правовой.

Типовой и специальный контракт

Типовой инвестиционный договор заключается между следующими участниками:

  1. Инвесторами
    • Физическими и юридическими лицами, а также группой лиц, действующих на основании договора о ведении совместной деятельности
    • Органами государственной власти
    • Иностранными контрагентами (физлицами, юрлицами)
    • Муниципальными образованиями.
  2. Подрядчиками (юрлицами, физлицами, выполняющими конкретные задачи согласно условиям договора)
  3. Заказчиками (физлицами, юрлицами, которые будут контролировать и реализовывать проект)
  4. Пользователями (физлицами, организациями, муниципалитетами, сообществами, странами, для кого создаются объекты инвестиционного договора).

Объектами инвестиционного контракта выступает любое имущество (в том числе здания и сооружения), которое либо создается с нуля, либо модернизируется. Инвестиции идут на строительство и реконструкцию объектов, закупку техники, оборудования, расходных материалов, на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и НМА (нематериальные активы) и так далее.

Далее мы поговорим о новой инициативе/новом инструменте, который вводит правительство Российской федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идёт о специальном инвестиционном контракте.

Под специальным инвестиционным контрактом (СПИК) подразумевается договор, заключенный между государством или муниципальным образованием и вкладчиком.

Со стороны государства гарантируется всесторонняя поддержка и налоговые льготы, инвестор же обязуется выполнять специальные условия. В большинстве случаев СПИК позволяют инвестору стать монополистом в своей деятельности.

Направления СПИК принято подразделять на три вида:

  1. Освоение инновационного производства, не имеющего аналогов на территории страны
  2. Производство или модернизация производства промышленных товаров
  3. Разработка инновационных технологий, а также внедрение уже имеющихся в существующее производство

В чем суть? Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса, при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.

Какие преимущества несёт заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора?

  • общий рост промышленного производства/сопутствующей промышленной инфраструктуры
  • развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности
  • создание инновационных производств/производство высокотехнологичных товаров
  • локализация промышленного производства на территории страны
  • внедрение и освоение новых технологий.

Преференции и льготы, которые получают инвесторы:

  • налоговые и таможенные льготы
  • гарантии на наличие стабильных условий для ведения бизнеса/защита от неблагоприятных изменений в законодательстве страны
  • льготные условия аренды государственного имущества/сниженная арендная плата
  • иные льготы и преференции, прописанные в законодательстве.

Содержание специального инвестиционного контракта:

  • объем инвестиций со стороны инвестора
  • срок действия контракта
  • перечень и характеристики производимой продукции
  • перечень шагов по созданию производства либо модернизации действующего
  • список предусмотренных льгот и преференций для инвесторов
  • порядок контроля над исполнением инвестором взятых на себя обязательств/порядок предоставления отчетности и т.п.

Что необходимо инвестору для заключения специального инвестиционного контракта с государством или его региональным субъектом?

  • описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализаций (инвестиционный проект
  • обязательства, которые инвестор может на себя взять
  • льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством
  • документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении правительств РФ.

Порядок заключения

Начать стоит с того, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договор, как правило, участвуют две стороны, а именно инвестор и собственник бизнеса (заказчик).

При заключении контракта оговариваются роли и условия действий заказчиков, подрядчиков, инвесторов, прописывается порядок передачи активов, порядок расходования инвестиций, рассчитывается размер прибыли и порядок ее распределения между участниками контракта. Договор включает подробное описание плана процесса инвестирования, а также задуманного результата. Также в договоре прописывается форма и размер компенсации ущерба инвестору, если условия контракта не будут соблюдены другими участниками.

Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передаёт денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направления и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несёт за это полную ответственность.

Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства, часто эта часть прописывается поэтапно.

Выделим основные направления заключения инвестиционных контрактов:

  • покупка либо продажа основных средств
  • покупка либо продажа нематериальных активов
  • контракты, связанные со строительством, ремонтом либо модернизацией недвижимости производственного назначения
  • учредительные договора (только в случае инвестиции основных средств).

Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Что это значит? К примеру, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика текущий, другими словами он будет выполнять обычный для него вид деятельности.

Расторжение

Часто договор включает приложения, описывающие этапы создания объекта. Стороны договора могут расторгнуть контракт в силу причин, которые в обязательном порядке указываются в документе. Причиной может стать невозможность достижения результата, отсутствие возможностей для осуществления конкретной деятельности.

Расторжение инвестиционного контракта наступает, как правило, в результате не выполнения одной из сторон собственных обязательств и наступлении ущерба для другой стороны.

Потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба в полном объеме, если иное не оговорено в условиях контракта либо законе.

Понесенные убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. Размер понесенных убытков регламентирован статьей 15 Гражданского Кодекса. Реальный ущерб состоит как из фактически понесенных затрат так и из расходов необходимых на восстановление нарушенного права.

Инвестиционный контракт по 44-ФЗ: что это и когда заключают

Договоры инвестирования — это различные виды договоров, на основании которых одна сторона финансирует проект другой стороны с целью получить выгоду.

Природа договора инвестирования

В юридическом смысле это письменная сделка, на основании которой инвестор осуществляет финансирование бизнес-проекта, а получатель инвестиций реализует этот проект. Законодательно такой вид контракта, как инвестиционный, не закреплен, но широко применяется.

Договор является смешанным, то есть содержит элементы различных обязательств. Анализ судебной практики свидетельствует, что суды принимают такой контракт в качестве надлежащего доказательства заключения сделки, оперируют понятием «договор инвестирования», а в мотивировочной части решений ссылаются на статьи 420 – 423 ГК и применяют общие положения об обязательствах (ст. 307 – 419 ГК РФ).

Читать еще:  Договор реализации инвестиционного проекта

Существенной проблемой является то, что законодатель не закрепил существенные условия контракта инвестирования, в результате появляются судебные иски о признании соглашений не заключенными. Анализируя сложившуюся практику, выделим признаки договора инвестирования:

  1. Стороной по договору выступают муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Российская Федерация, физическое, юридическое лицо. Заключают и инвестиционный договор между физическим и юридическим лицом.
  2. Инвесторы (вкладчики) вкладывают собственные материальные ресурсы в реализуемый проект.
  3. Заказчик (получатель инвестиций) на определенных условиях и с целью получения прибыли реализуют проект.
  4. В качестве сторон в контракт дополнительно включают подрядчиков, субподрядчиков, соинвесторов.
  5. Объект договора — развитие малого бизнеса («стартап»), строительство, модернизация, реставрация, переоборудование, вновь создаваемые имущественные комплексы и предприятия.
  6. Инвестиции — вкладываемые в бизнес-проект инвестором материальные блага (деньги, недвижимое имущество, ценные бумаги), чтобы получить прибыль или достичь другой полезный эффект.

Чаще всего применяют инвестиционный контракт в строительстве. Заключаются договоры инвестиционного товарищества, беспроцентного инвестиционного займа. Обеспечение инвестиций зависит от рисков проекта и требований привлеченного инвестора, часто в качестве обеспечения возврата займа используется залог объектов интеллектуальной собственности (ноу–хау, изобретений, программ) и долей в ООО.

В целях оптимизации налогов инвестиционное соглашение между юридическими лицами должно содержать и положения, соответствующие требованиям налогового законодательства РФ.

Виды договоров инвестирования

Классифицируем договоры в зависимости от целей инвестирования и других условий соглашения, выделяемых сторонами как существенные.

Основные — договоры инвестирования по ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

От договоров инвестирования, в которых с обеих сторон выступают частные лица, следует отличать государственные контракты, подписываемые на основании указанного Федерального закона. Такие контракты заключают в целях строительства или реконструкции государственных объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации бизнес-проектов.

Заключение контрактов осуществляется на основании ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Их отличительной чертой являются инвестиции в форме капитальных вложений.

Капитальные вложения — это те же инвестиции, но направленные исключительно в основной капитал (основные средства предприятия). Речь идет о проектно-изыскательских работах, модернизации уже действующих предприятий, обновлении машин, вводе современного технологичного оборудования, обновлении инструмента и инвентаря.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Самостоятельное заключение СПИК субъектом Российской Федерации регулируется правовыми актами самого субъекта Российской Федерации.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Таким образом, выделяются сразу четыре отличительные черты СПИК:

  1. Специальный предмет контракта.
  2. Особый порядок заключения контракта.
  3. Одной стороной в контракте всегда является Российская Федерация (субъект Российской Федерации, муниципальное образование), второй стороной — частная компания.
  4. Инвестор в результате инвестиционной деятельности получает определенные преференции и поддержку со стороны государства (меры стимулирования). Такая конструкция позволяет модернизировать промышленность благодаря предоставлению льгот заинтересованным инвесторам, создавать рабочие места, повышать инвестиционную привлекательность конкретных отраслей промышленности.

Участниками СПИК предполагаются российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства, не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участниками СПИК выступают и третьи лица, привлекаемые инвестором для реализации инвестиционного проекта (множественность лиц со стороны инвестора).

Сводный отчет о реализации инвестиционных контрактов ежегодно предоставляется в Правительство РФ. Отчет является важным инструментом контроля за ходом выполнения работ по СПИК для заинтересованных органов, на его основании оформляется заключение о выполнении (невыполнении) инвесторами своих обязательств.

Особенности заключения СПИК

На первом этапе инвестор оформляет пакет документов, в который входят:

  • заявление по установленной форме;
  • проект СПИК, пример: специальный инвестиционный контракт между муниципальным образованием и частным инвестором;
  • бизнес-план и финансовая модель проекта с указанием результативной цели инвестирования, основой проекта. В нем описываются доходная и расходная части, конечный результат, запланированные страховые взносы, налоги, сборы, пошлины;
  • подтверждение легальности происхождения вложений, подтверждение их размера;
  • информация о планируемой конечной продукции: планы-графики финансирования и реализации проекта.

Пакет документов предоставляется на рассмотрение в Минпромторг (либо исполнительный орган власти субъекта), затем вместе с предварительным заключением специальный инвестиционный контракт Минпромторг передает в Межведомственную комиссию (МВК). Комиссия проводит анализ внесенного на рассмотрение проекта и принимает положительное либо отрицательное решение о возможности подписания договора. Срок рассмотрения проекта комиссией — 30 рабочих дней. Срок рассмотрения замечаний комиссии инвестором — 10 рабочих дней.

Порядок расторжения СПИК закреплен в соответствующем разделе. Расторжение по инициативе инвестора подразумевает, что в случае невыполнения своих обязательств его привлекают к материальной ответственности. Инвестор обязан возместить ущерб, нанесенный государству (субъекту).

Меры стимулирования для участников СПИК

Законодательством предусматриваются следующие гарантии, льготы и преференции:

  • льготные налоговые условия на весь срок СПИК;
  • облегченное приобретение статуса единственного поставщика для госзаказа;
  • льготы по уплате налогов;
  • различные субсидии;
  • упрощенное получение земельных участков для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;
  • ускоренное получение статуса российского производителя.

При этом меры государственной поддержки прекращаются, если расходы бюджетов всех уровней достигают 50% от осуществленных инвестиций, с даты такого превышения.

Использование СПИК как механизма развития экономики показало их эффективность, в связи с чем законодательная и исполнительная базы, регулирующие СПИК, постоянно совершенствуются.

Читать еще:  Зарубежные прямые производственные инвестиции обычно приводят

Применение СПИК началось в 2015 году, в 2018 году временно вводился мораторий. Отмена моратория в ноябре 2018 года и новая редакция закона получила название СПИК 2.0.

Порядок заключения инвестиционного контракта

Специальный инвестиционный контракт: понятие, структура, правовое регулирование

Без малого пять лет тому назад Российская Федерация обзавелась собственным нормативным документом, направленным на стимулирование инновационных и инвестиционных процессов в сфере промышленности.

Речь идет о федеральном законе, определяющем промышленную политику государства. Принят он был в последний день уходящего 2014-го года и явился весьма примечательной вехой отечественного нормотворчества.

Едва ли не самой востребованной нормой, включенной в законопроект, явилась статья 16 закона, посвященная правовому регулированию обособленного правового института – специальных инвестиционных контрактов.

Результатом заключения одного из таких соглашений, к примеру, стала организация производства автомобилей «Mercedes-Benz» в Подмосковье.

Сегодняшняя публикация целиком и полностью основана на значимых положениях закона, в полной мере раскрывающих сущность понятия «специальный инвестиционных контракт», его содержание, структуру, стороны и прочие смежные вопросы.

Далее мы будем пользоваться распространенными в юридической среде синонимами разбираемого понятия вроде «спецконтракт», «специальный инвестконтракт» и схожими с ними либо же примитивной аббревиатурой «СИК».

Понятие специального инвестиционного контракта

Рассматриваемый контракт двусторонний. Одну из сторон представляет государство в лице Российской Федерации в целом либо же одного из ее субъектов, другую – инвестор, в роли которого может выступить предприятие, иная коммерческая организация либо же частное лицо.

От лица государства в контракте может фигурировать уполномоченное муниципальное образование.

На каждую из сторон возлагаются основополагающие обязанности. Государство обязано стимулировать промышленное производство в течение срока действия контракта посредством реализации предусмотренных федеральным или региональным законодательством мер.

Основная же задача инвестора – привлечь должный объем сил и средств, достаточных для создания, модернизации или освоение выпуска востребованной промышленной продукции на (1) территории, (2) континентальном шельфе или (3) в исключительной экономической зоне РФ.

На специальные инвестиционные контракты распространяют свое действие нормы законодательства об инвестиционной деятельности, в том числе в форме капитальных вложений, за изъятиями, обусловленными сущностью рассматриваемых соглашений.

Содержание контракта

Законодательством определены конкретные положения, составляющие самую суть специального инвестиционного контракта. Их отсутствие в тексте договора – основание для оспаривания его правомочности и действительности.

Речь идет о следующих условиях:

  • срок действия контракта (обычно исчисляется несколькими годами ввиду масштабности проектов, ради создания которых он заключается; верхний предел ограничен десятью годами);
  • специфичные черты предполагаемой к производству, модернизации или освоению промышленной продукции;
  • конкретный перечень мероприятий, нацеленных на реализацию обозначенной продукции;
  • объемы инвестиций (конкретные суммы и сроки привлечения);
  • порядок представления инвестором отчетности о реализации намеченных планов;
  • круг обеспечиваемых государством мер, направленных на стимулирование деятельности инвестора в промышленной сфере на период действия инвестиционного контракта.

Этот перечень может быть дополнен иными нормами, вытекающими из специфики регулируемых специальным инвестиционным контрактом отношений.

Порядок заключения контракта

Если федеральным законодательством не определен уполномоченный на заключение специального инвестиционного контракта орган, эту функцию вправе исполнить уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

В качестве такого органа может выступать министерство, федеральная служба, комитет, подотчетные правительству страны.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обязаны принять участие в согласовании значимых условий специального контракта.

Как правило, здесь не обходится без участия Министерства финансов, Министерства экономики и развития, Федеральной налоговой службы и иных органов, отвечающих за выработку бюджетной и налоговой политики страны.

Уполномоченные на заключение специального контракта органы определяют порядок контроля за исполнением инвесторами принятых на себя обязательств.

Субъекты и муниципальные образования Российской Федерации формируют самостоятельно массив правовых норм, регламентирующих их участие в заключении специальных инвестиционных контрактов.

Принимаемые обозначенными субъектами правовые акты не могут противоречить правовым нормам, выработанным государственными органами федерального уровня.

Закон закрепил важнейший принцип, защищающий права инвесторов на период действия специального инвестиционного контракта.

Его суть – всякие изменения законодательства, принимаемые после заключения контракта, не должны затрагивать регулируемые им отношения сторон, пока действует контракт.

Речь идет не только об ограничениях и запретах, налагаемых на действующие в рамках контракта стороны, но и об изменении требований к выпускаемой продукции, а также связанным с процессом производства сопутствующим процессам:

  • проектирования,
  • наладки,
  • монтажа,
  • строительства,
  • перевозки,
  • утилизации,
  • реализации,
  • хранения продукции и проч.

Пока не истекли сроки СИК, инвестор может спать спокойно: его интересы надежно защищены отечественным законодательством.

Особенности налогового регулирования

Государство кровно заинтересовано в налаживании стабильных отношений со стратегическими инвесторами, готовыми вкладываться в национальную экономику в промышленной сфере.

Этим объясняется его готовность гарантировать участнику специального инвестиционного контракта ряда налоговых поблажек.

Во-первых, иностранному инвестору не придется беспокоиться о внезапном повышении налоговой нагрузки в течение всего срока действия заключенного контракта. Размер этой нагрузки будет заморожен с даты обоюдного подписания сторонами текста договора.

Во-вторых, в течение периода действия инвестиционного контракта государство гарантирует неизменность для участников и иных лиц, определенных контрактом, условий, предъявляемых требований и режима налогообложения.

Последствия расторжения спецконтракта

Контрактом может быть оговорен широкий круг оснований его расторжения, включая, разумеется, соглашение сторон, наступление тех или иных событий и так далее.

Отдельно могут быть оговорены случаи досрочного расторжения контракта, в том числе в связи с виновными действиями одной из сторон.

Для каждого основания обязательно прописываются вытекающие из факта расторжения инвестконтракта финансовые последствия для каждой из сторон.

При его расторжении из-за ненадлежащего выполнения или невыполнения вовсе принятых на себя инвестором обязательств последнему придется уладить имущественные вопросы с фискальными органами, компенсировав государству бремя налоговых льгот и уплатив пеню.

Ему же придется раскошелиться и на заглаживание причиненного другой стороне контракта имущественного ущерба.

Резюме

Конкретные правила заключения спецконтрактов регламентированы одноименным нормативным актом, утвержденным Правительством Российской Федерации в июле 2015 г. (если быть точнее — постановлением № 708 от 16.07.2015 с последующими изменениями).

Выдержки из него здесь не приводятся ввиду необъятности — для рядового обывателя — акта и принципиальной невозможности втиснуть его содержимое в разумные рамки, очерченные объемом статьи.

В случае положительных комментариев и выраженной читательской заинтересованности эта тема может быть детальнее раскрыта в следующих публикациях.

Тем же нормативным актом утверждена и типовая форма спецконтракта (более тридцати страниц формата А4 в оригинале).

Ее мы, разумеется, тоже опускаем во избежание засорения публикации бессмысленными для большинства читателей результатами нормотворчества в очень узкой сфере.

Желающие легко смогут отыскать нужные документы и формы в виртуальных базах нормативных актов по указанным выше реквизитам.

На этом пока все. Верным читателям – удачных инвестиций!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector