Инвестиции в высшее образование
Инвестиции в высшее образование
Образование стало жизненно важным фактором в экономических показателях и социальном благосостоянии стран в современном мире. Высшее образование связано с экономикой и рассматривается как ключевой элемент механизма получения большего экономического вознаграждения и социальной мобильности в большинстве стран [1]. Поэтому опыт трансформации системы высшего образования очень важен для развития в социумах, пытающихся перенести свою традиционную экономику на более наукоемкую основу [2, с. 301–321]. В последние годы многие страны и регионы для поддержания своего научно-технического прогресса и инновационного развития стремились создать университеты мирового уровня [3, с. 259–277; 4, с. 473–493].
Как показывает практика, ведущие страны мира для своего экономического процветания все чаще эволюционируют в сторону экономики, базирующейся на знаниях, меньше полагаясь на традиционные ресурсы. Экономические стимулы, основанные на новых знаниях, активируют экономический рост, улучшают возможности трудоустройства, обеспечивают более высокую заработную плату, повышают конкурентоспособность страны в глобальной окружающей среде. Привлекательные экономические тенденции, преобладающие во многих развитых странах, сильно зависят от инвестиций в новые технологии, рабочую силу и высокотехнологичные отрасли.
Несмотря на то, что инновации признаны движущей силой экономического процветания, возможности для инновационного развития остаются относительно низкими в большинстве слаборазвитых стран. Для того, чтобы развивающиеся страны могли наращивать свой инновационный потенциал, необходимы существенные инвестиции в человеческий капитал, рабочую силу и инфраструктуру для высокотехнологичных отраслей. В целях укрепления конкурентоспособности и международной торговли требуется инициация научно-технического сотрудничества и сетей с развитыми странами.
Многими исследователями отмечается важность образования в процессе экономического роста, так как образование воспринимается как основной институциональный механизм производства, накопления и распространения человеческого капитала, и предполагается, что он производит и распространяет рыночные и нерыночные выгоды, внешние и побочные эффекты.
При этом инвестиции в образование обеспечивают широкий спектр и разнообразие социальных эффектов: улучшение экономической справедливости и сокращение масштабов нищеты; повышение межпоколенческой социальной мобильности; формирование интеллигенции, необходимой для полноценной современной либеральной демократии.
Исследование влияния высшего образования на экономический рост остается ключевым вопросом науки последнего времени [5]. Так, Salazar-Xirinachs и др. [6, с. 2] утверждают, что «обучение создает динамические возможности, которые являются ключевыми факторами догоняющего и экономического развития».
Другая группа исследователей данной проблемы поддерживает идею о том, что люди больше всего выигрывают от образования и поэтому сами должны увеличивать свою долю расходов, производя более высокую плату за обучение [7]. При этом необходимо найти баланс между предоставлением государством соответствующего уровня финансовой поддержки и признанием того, что многие из преимуществ высшего образования извлекаются в частном порядке в пользу отдельных лиц.
В научной литературе, посвященной исследованию феномена экономического роста, исследуются различные детерминанты в рамках эндогенных моделей роста [8, с. 198–200]. Международный опыт повышения качества высшего образования и оценка его влияния на благосостояние общества имеют большое значение для адаптации стратегии развития высшего образования к изменениям рынка труда [9, с. 441].
В работах Annabi и др. [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] оценивается рост расходов на образование и благосостояние на основе модели OLG. Результаты эконометрических расчетов показывают, что расходы на высшее образование увеличивают накопление человеческого капитала и приводят к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП). Эмпирические данные в значительной степени зависят от источников финансирования. Так постоянный рост расходов, финансируемых за счет подоходного налога, приводит к небольшому увеличению ВВП и снижает уровень благосостояния общества, в то время как сокращение других государственных расходов активирует экономический рост. Недостатком модели жизненного цикла [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] является то, что она игнорирует влияние внешней среды на рост производительности труда. Данное ограничение может привести к недооценке потенциальных последствий проводимой государственной политики развития высшего образования.
Для правильной оценки влияния расходов на высшее образование может применяться модель OLG с эндогенным ростом, где политические инструменты оказывают влияние на экономический рост посредством накопления и передачи человеческого капитала. Последняя особенность представляет внешние эффекты человеческого капитала, которые не захватываются частными агентами и не поддерживают роль государственной политики в области образования. Модель включает в себя эндогенное распределение времени между обучением, работой и досугом. Из модели OLG с эндогенным ростом следует, что время обучения и инвестиции в образование улучшают формирование человеческого капитала и эффективное предложение рабочей силы. Анализ показывает, что расходы на высшее образование приводят к устойчивому росту производительности, когда учитываются экстерналии человеческого капитала.
Эмпирическая литература, исследующая влияние образования на рост, включает оценки, представленные в академических журналах, а также рабочие документы, такие как серия NBER, MPRA, EconLit, написанные на английском языке, оценивающие связь образования и роста.
С появлением новой теории роста инвестиции в образование и накопление человеческого капитала были признаны в качестве ключевых детерминант долгосрочного роста.
При этом человеческий капитал определяется как один из основных факторов экономического роста, играющий важную роль в технологическом прогрессе [12, c. 1636–1648]. Во многих исследованиях в целях количественной оценки вклада образования в экономический рост используется производственная функции Кобба – Дугласа, ряд других передовых эконометрических методов и моделей [13].
Однако на их основе часто получаются разные или даже противоречивые результаты. Например, Jalil and Idrees [13], использовали нелинейный двухступенчатый метод наименьшей квадратной инструментальной переменной (NLTSLS-IV) для оценки модели коррекции ошибок, и результаты обнаружили, что существует положительный эффект влияния образования на экономический рост в Пакистане. S.A. Solarin и Y.Y. Yen [14, с. 855–874] провели эмпирические исследования на основе панельных данных по 169 странам за период с 1996 по 2013 г. Вывод: независимо от того, развитые это или развивающиеся страны, результаты научных исследований оказывают положительное влияние на экономический рост. Кроме того, G. Hassan и A. Cooray [15] провели анализ гендерно-дезагрегированного эффекта влияния образования на экономический рост на основе данных по 18 азиатским странам в период с 1970 по 2009 г. Полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от пола, их первичное, среднее и высшее образование оказывают положительное влияние на экономический рост. В исследованиях P.P. Saviotti и др. [16] на основе количественной модели утверждается, что образование может привести к компромиссу между неравенством доходов и темпами роста.
Следует отметить ряд исследований, в которых предлагаются различные аргументы дифференциации степени воздействия образования на экономический рост. Например, сравнивая влияние человеческого капитала 24 стран с разным уровнем экономического роста, P. Petrakis и D. Stamatakis [17, с. 513–521] отмечают, что влияние образования на экономический рост варьируется в зависимости от темпов регионального экономического роста.
N. Benos N. и S. Zotou [18] используют метод метарегрессионного анализа для исследования взаимосвязи между уровнем развития образования и экономическим ростом. Эмпирические результаты их исследований не дают однозначного обоснования взаимосвязи образования с экономическим ростом, поскольку разные образовательные стимулы приводят к различным эффектам экономического роста. В работе T.B. Vu и др. [19, с. 426–428] анализируется влияние профессионального образования и университетов на экономический рост с использованием групповых данных SGMM.
Рассмотрим более подробно модель J.Y. Ben-Porath [20, с. 352–365], в которой человеческий капитал является важнейшим фактором устойчивого роста. Для каждого поколения человеческий капитал hg,t определяется как совокупность знаний, воплощенных во всех индивидах, и развивается в соответствии со спецификацией, аналогичной спецификации, предложенной Y. Ben-Porath [20, c. 352–365] и используемой J.J. Heckman [21, с. 11–44]:
(1)
где – коэффициент амортизации человеческого капитала; γ – эластичность человеческого капитала относительно времени обучения (0
Курсы для инвесторов: когда учеба во вред
Низкий уровень финансовой грамотности россиян уже давно стал притчей во языцех — об этом не перестают говорить как представители властей, так и участники финансового рынка. Поэтому усилия по ее повышению у нас обычно воспринимаются на ура (вне зависимости от того, в чем они реально заключаются и к каким результатам приводят).
В результате возникла мода на обучение по этому профилю. Найти курс для инвесторов — задача несложная: финансовые компании наперебой предлагают научить работе на рынке, зачастую бесплатно. Другое дело, кто и чему учит слушателей таких образовательных программ.
В связи с этим любопытно взглянуть на то, как в России устроен образовательный процесс для массовых инвесторов. Речь не об уроках финансовой грамотности в школах или разовых воспитательных акциях, а о работе учебных центров, ориентированных в первую очередь на представителей среднего класса — взрослых людей, у которых есть реальные деньги.
Большинство бесплатных курсов создается с единственной целью — заполучить клиента. Для коммерческого предприятия стремление не зазорное, в конце концов бизнес — есть бизнес. Другой вопрос, на чем эта компания будет зарабатывать в дальнейшем. Образовательный проект с платными курсами заинтересован в финансовых результатах клиентов — чем успешнее вы инвестируете, тем больше шансов, что вы расскажете о них друзьям. У финансовой компании мотивация совершенно иная. Едва ли брокер будет рассказывать о преимуществах депозитов и страховых продуктов, а банкир — расписывать потенциал вложений в хедж-фонд. Скорее всего, на рынке Forex вас будут агитировать за вложения в валютные пары, на фондовом рынке — в ценные бумаги, управляющие компании — в паевые фонды и так далее. И записываясь на узконаправленный бесплатный курс, не стоит рассчитывать на независимый обзор рынка или объективное сравнение разных подходов к инвестированию, не говоря уже об индивидуальном подборе активов.
В результате такого подхода, а также в силу того, что финансовые компании и их обучающие курсы ориентированы на людей с низкой финансовой грамотностью, складывается опасная ситуация. Инвестор, получив подобное образование, видит перед собой только небольшой сегмент рынка. В итоге у начинающего инвестора складывается однобокое представление об инвестировании и даже абсолютно неправильное — о диверсификации и хеджировании. Можно привести такой пример: покупка акций в разных секторах биржи не защищает инвестора от общего экономического спада в стране. Но если бы инвестор работал с акциями в других странах или держал часть сбережений в активах-убежищах, то смог бы не опасаться национального экономического кризиса. Но эта часть в программу его обучающего курса не вошла — например, поскольку брокер с этими инструментами не работает.
Чтобы вовремя принять правильное решение и перейти из одного актива в другой, необходимо, во-первых, знать о существовании такой возможности, а во-вторых, иметь хотя бы минимальное представление о работе соответствующих инструментов. Но такому нишевой учебный центр учить клиентов никогда не будет.
Как выбрать образовательные курсы?
Из сказанного не следует, что учиться инвестированию не нужно. Образование, как известно, само по себе одно из самых эффективных вложений средств. Вместе с тем инвесторам при выборе финансовых курсов стоит принимать во внимание несколько соображений.
Прежде всего, следует осознать, что ни за неделю, ни даже за месяц профессионально работать на финансовых рынках вас никто не научит. Этому люди учатся годами, если не десятилетиями. Поэтому самое важное, что вы должны извлечь из курсов, — понять основные принципы инвестирования, чем инвестиции отличаются от спекуляций, какие бывают типы финансовых инструментов, как их выбирать исходя из собственных инвестиционных предпочтений, какие юридические и налоговые тонкости следует учитывать. Иными словами, не надо стремиться углубляться в конкретную узкую область, лучше сосредоточиться на создании общей широкой базы знаний, которая позволит вам в дальнейшем понимать происходящее в целом и при необходимости самостоятельно разбираться в конкретных вопросах.
Второй важный момент: надо понимать бизнес-логику учебного учреждения. Если это узкоспециализированный центр при финансовой компании, объективных данных вы, скорее всего, не получите. Поэтому целесообразнее ориентироваться на обучающие компании, которые специализируются именно на образовании плюс, возможно, на финансовом консалтинге. В последнем случае такая компания, если и будет преследовать цель в процессе обучения вырастить новых клиентов, то лишь как потребителей консультационных услуг, а не чтобы загнать людей в конкретные сегменты рынка.
Увы, четко понять бизнес-модель учебной организации не всегда бывает возможно. Поэтому можно порекомендовать использовать и третий рецепт: посмотрите на преподавательский состав и план занятий. Темы должны быть разнообразными, а преподавательский состав укомплектован представителями разных направлений, обязательно с практическим опытом работы. Лучше если это будет признанный рынком эксперт, который дорожит своей репутацией. Спросите у организаторов курса про биографию преподавателей. Если не ответят, то от такого образования разумнее отказаться.
А если хотите сэкономить, то лучше купите книгу по теме.
Постоянно инвестируйте в свое образование
Несколько лет назад я понял, что сыт учебой по горло. На получение 2 дипломов я потратил 6 лет. Сразу после этого я занялся бизнесом. И первые два года предпринимательства я тоже активно учился. Но спустя какое-то время я подумал: «Да кому нужно это образование? Просто начни свой бизнес или устройся на работу и получай деньги. Образование — это потеря времени и средств». Так ли это на самом деле?
Я перестал читать, посещать конференции и искать знания, помогающие мне развиваться. Это было не самым разумным решением. В течение почти двух следующих лет я не видел никаких признаков вожделенного личного, духовного, интеллектуального или финансового роста. Когда я учился, мои заработки росли, я больше успевал, и мои успехи были заметнее. Отказавшись от образования, я получил обратный результат.
Дело в том, что образование и знания преходящи. Они стираются не только из-за неиспользования. Если вы не повышаете свой уровень, то просто начинаете забывать. Однажды полученные знания невозможно сохранить в своей голове навсегда.
Я воспринимаю образование, как еду, воду, воздух, физкультуру — то, что подразумевает постоянное пополнение запасов.
Вы же не один вдох в год делаете, верно? Так почему же вы думаете, что можно ограничиться одной книгой? Я этого не понимаю. Без образования невозможно выжить.
И дело не только в личностном росте. Как сказал Бенджамин Франклин:
«Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть. Инвестиции в знания приносят наибольший доход».
Образование — это вложение денег в себя. Оно принесет вам больше дивидендов, чем любая другая инвестиция.
Вот 4 причины, почему я так думаю.
1. Более удачные решения
Наш мир становится все сложнее. И любые ошибки могут привести к крупным последствиям.
Неважно, насколько вы умны или талантливы. Значение имеет лишь то, хорошо ли вы умеете концентрироваться на серьезных вещах.
За минутную слабость можно легко поплатиться увольнением или потерей бизнеса. Единственная ошибка способна привести к краху.
• Занимайтесь самообразованием.
• Изучайте факты.
• Интересуйтесь всем.
Качество принимаемых решений влияет на вашу жизнь и карьеру. Не стоит их недооценивать.
Все может измениться из-за 1 поступка. Как узнать, верен ли он?
2. Расширение возможностей
Образование раскрывает ваш разум и, что еще важнее, увеличивает количество возможностей. Консерваторы, вцепившиеся в свои убеждения, остаются на месте. Но ведь именно изменения — это двигатель жизни.
Занимаясь самообразованием, вы можете задуматься о тех вещах, которые никогда даже не приходили вам в голову. И попасть под влияние тех идей, о которых не слышали прежде.
Объединив все это, вы получите концепции и возможности, которых вам хватит на всю жизнь.
В приложении для заметок у меня есть 143 темы для статей. И для большинства из них уже есть планы. А еще я располагаю десятками бизнес-идей. И бьюсь об заклад, 1, 2 или даже 3 из них достойны внимания.
Они приходят ко мне, когда я изучаю что-то новое. Их не нужно вытаскивать из себя насильно, они появляются сами.
О, да! Вам нужно знакомиться с новым материалом каждый день. «Черт, это сложно». Да, знаю.
«Все, что мне известно, я узнал из книг».
— Авраам Линкольн.
3. Больше знаний — выше заработок
Есть 2 типа соискателей. На первом собеседовании они ведут себя по-разному.
1. Один говорит: «У вас классная компания. Я изучил ее. И я хочу у вас работать, чтобы внести свой вклад».
2. А другой замечает: «У вашей компании дела идут хорошо. Но я нашел несколько слабых мест. Я способен исправить их».
№ 1 — это просто еще один работник. № 2 — это тот, кто вам нужен. И кого из них вы наймете?
Есть 2 типа предпринимателей.
1. Первый кричит: «Выбери меня! Купи у меня! Пожалуйста! Я готов работать с кем угодно».
2. А другой заявляет: «Я создаю эксклюзивные товары/услуги для определенной группы людей. Если они вам не подходят, это нормально».
Первый предприниматель предлагает ширпотреб, второй — услуги и продукты, мимо которых просто невозможно пройти.
Как стать представителем второго типа? Догадайтесь. Сделайте так, чтобы ваши товары/услуги стали людям необходимы.
Как? Учитесь, тренируйтесь, будьте великолепны.
4. Образование — единственная бессмертная инвестиция
Можно потерять все, что у вас есть. Деньги, работу, клиентов, репутацию, дом, машину и даже любимых людей.
Но что останется с вами навсегда? Знания (если вы продолжаете инвестировать в них).
• Если вам известно, как построить бизнес, у вас всегда будут деньги.
• Если у вас есть знания и умения, необходимые другим, вы никогда не останетесь без работы.
Именно поэтому я приобретаю все книги и курсы, которые мне подходят. И по той же причине я трачу большую часть своего свободного времени на изучение новых вещей, посещение незнакомых мест и встречи с интересными людьми.
И наконец, я трачу так много времени и денег на образование, потому что это моя стратегия выживания.
Люди ненавидят неопределенность. И я тоже. А образование — это страховка (не путайте «образование» с «дипломом»). Значение имеют знания, а не ученая степень.
На самом деле обучение, получение «корочек», отработка навыков — это одно из самых сложных занятий в жизни.
• Ходить в ВУЗ трудно.
• Читать по 2 книги в неделю сложно.
• Учиться на онлайн-курсах по вечерам после рабочего дня утомительно.
И именно поэтому большинство людей этим не занимается.
Информационная революция последних 10-летий открыла перед вами все возможности для обучения.
По-моему, не инвестировать ежедневно в самообразование — это сумасшествие. Я считаю обучение главным делом в жизни. И это не голословное утверждение.
«Если у меня есть немного денег, я покупаю книги; и если что-то остается, я приобретаю еду и одежду».
— Эразм Роттердамский.
Я действительно ставлю образование выше еды, отношений, здоровья, одежды и всего остального. Знаете почему? Потому что без него другие вещи не так хороши.
И все просто. Я трачу на чтение/обучение/тренировки всего по 30 минут в день.
Это ведь немного, верно? Ибо если у вас нет 30 минут на самообразование, как же вы живете?
Обучение важно, это аксиома. Нужно лишь заниматься им каждый день. И любить этот процесс.
Но мы редко делаем то, что нужно. Особенно, если речь идет о долгосрочных проектах. Начать может каждый. А вот проявить упорство — единицы.
По-моему, есть лишь 2 варианта: вы либо учитесь, либо умираете.
Абрам Маслоу выразился лучше:
«Вы сделаете шаг либо вперед к росту, либо назад к безопасности».
Я свой выбор сделал. А вы?
P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — Как стать высокопродуктивной совой?.
Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.
Курс инвестора: лучшие онлайн-программы по финансовому образованию
РБК выбрал лучшие курсы по основам финансов и трейдинга на популярных платформах онлайн-образования, рекомендованных Колумбийским университетом, который сам активно развивает соответствующий сервис. При этом предпочтение мы отдали курсам, которые проводят лучшие университеты мира: то есть учебные заведения, которые входят в академический рейтинг Шанхайского университета ARWU-2015 по экономике и бизнесу (The Academic Ranking of World Universities), а также в рейтинг университетов мира по версии Times — THE-2015 (Times Higher Education).
Все курсы, соответствующие этим критериям, можно слушать на английском языке, и они доступны на трех онлайн-платформах: Coursera, EdX и Openlearn. Кроме того, мы включили в список учебную программу Высшей школы экономики, которую можно найти на сайте «Открытое образование» — российском аналоге Coursera, поскольку это единственный курс об инвестициях на русском языке, доступный прямо сейчас.
«Онлайн-курсы хороши для получения базового уровня знаний об инвестициях», — уверен руководитель учебного центра Санкт-Петербургской биржи Павел Пахомов. По его словам, с них разумно начинать тем, кто раньше не имел отношения к финансам и не знает, как к ним подступиться. На более поздних этапах Пахомов советует консультироваться со специалистами (например, профессиональными трейдерами или управляющими) лично либо участвовать в вебинарах, посвященных отдельным инструментам.
Начальник управления активами « Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Лоскутов соглашается, что дистанционные курсы могут помочь начинающему инвестору получить представление о рынке ценных бумаг. Впрочем, он предупреждает, что эти курсы хороши для общего развития и в дальнейшем будущим инвесторам потребуются детальное изучение рынков и дальнейшее образование. «Нужно серьезно изучать финансовую отчетность и бухгалтерские балансы компаний, чтобы понять, насколько они привлекательны для инвестиций. Подобный инструментарий трудно получить на онлайн-курсах», — поясняет финансист.
Тем не менее есть с чего начать. Перед вами семь онлайн-курсов по финансам и инвестициям лучших университетов мира
Платформа: Coursera
Финансы для непрофессионалов (Finance for Non-Financial Professionals)
Кто проводит: Калифорнийский университет в Ирвайне (51–75-е место в рейтинге ARWU, 106-е место в рейтинге THE)
Старт: уже идет, можно присоединиться
Цена: 3,5 тыс. руб.
Примерное время прохождения: 4 недели, примерно по 1–2 часа в неделю
Этот курс входит в большую программу «Карьерный успех». К счастью, пройти его можно и отдельно. Он подходит для новичков (в описании курса подчеркивается, что никакого специального бэкграунда не нужно) и дает самое базовое представление о личных финансах и инвестициях: от понятия «бухгалтерская отчетность» до более сложных вещей вроде оценки состояния рынка. Читает этот курс профессор Калифорнийского университета Дэвид Станден — тот, который основал один из первых онлайн-курсов MBA в мире. Получить сертификат можно только по всей программе, прохождение отдельного курса никак не подтверждается.
Инвестиции: финансовая стратегия и оценка (Financial Evaluation and Strategy: Investments)
Кто проводит: Иллинойсский университет, кампус в Урбане — Шампейн (38-е место в рейтинге ARWU, 36-е место в рейтинге THE)
Старт: 25 апреля
Цена: бесплатно
Примерное время прохождения: 4 недели по 6–8 часов в неделю
Этот курс посвящен не финансам в целом, а трейдингу. Так что речь идет об инвестиционных инструментах, способах создать сбалансированный портфель и оценить риски инвестиций. Также слушателей обещают снабдить простейшими техническими навыками: например, использовать необходимые для инвесторов функции Exсel. Лектор — профессор финансов Скотт Вайсбеннер, который долго был экономистом Федрезерва США. Пройдя курс, можно получить сертификат, но — что характерно для Coursera и других аналогичных площадок — за него придется заплатить 4,2 тыс. руб.
Кто проводит: Мичиганский университет (12-е место в рейтинге ARWU, 21-е место в рейтинге THE)
Старт: 25 апреля
Цена: 4,2–5,6 тыс. руб. за один курс; 25,5 тыс. руб. за всю программу
Примерное время прохождения: 6 недель на каждый курс
Это полноценная образовательная программа, которую можно пройти целиком или по частям. Она предполагает четыре курса примерно по месяцу каждый, защиту дипломного проекта и получение сертификата. Ведет все курсы профессор Мичиганского университета Гаутам Коул. Он будет объяснять слушателям, что такое «стоимость денег во времени», как принимать финансовые решения и аккуратно диверсифицировать портфель, а также оценивать реальную стоимость активов. Слушателям, которые осилят дипломную работу, выдадут сертификат. Доплачивать за него не нужно.
Финансовые рынки (Financial Markets)
Кто проводит: Йельский университет (4-е место в ARWU, 12-е место в рейтинге THE)
Старт: в любое время
Цена: бесплатно
Время прохождения: 8 недель
Видеокурс «Финансовые рынки» доступен сразу на двух платформах: Coursera и на сайте Йельского университета. Ведет его легендарный экономист Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии в 2013 году. Учебная программа рассчитана на 8 недель — по одной на каждую тему. Студенту расскажут о базовых принципах финансового менеджмента, психологических аспектах инвестирования, рынках акций и облигаций, фьючерсах и опционах, особенностях инвестиций в недвижимость, монетарной политике и регулировании рынков, а также о социальной ответственности инвестора. Все видеолекции сопровождены субтитрами на английском языке. В конце каждой недели студент пишет проверочную работу по итогам пройденного материала, а по завершении курса — экзаменационный тест. Если хочется обойтись без подобных формальностей, можно скачать курсы Шиллера с платформы онлайн-образования Йельского университета или просто просмотреть их на странице учебного заведения на YouTube.
Платформа: EdX
Финансы для каждого: как принимать решения с умом (Finance for Everyone: Smart Tools for Decision-Making)
Кто проводит: Мичиганский университет (12-е место в рейтинге ARWU, 21-е место в рейтинге THE)
Старт: бесплатно
Цена: бесплатно
Примерное время прохождения: 6 недель по 5–6 часов
По сути, этот курс почти полностью идентичен тому, что Мичиганский университет проводит на платформе Coursera. Даже читает его тот же самый лектор — Гаутам Коул. Разница в том, что курс на edX бесплатный, поскольку предполагает самостоятельное прохождение. То есть слушатель получает доступ к лекциям, но не проходит тесты и не пишет дипломную работу. При этом по итогам курса можно получить сертификат, но за него придется заплатить $49 (около 3,3 тыс. руб. по курсу ЦБ). В общем, хороший вариант для тех, кто хочет исключительно теоретических знаний.
Платформа: Open Learn
Управляя своими деньгами (Managing My Money)
Кто проводит: Открытый университет в Великобритании (401-е место в рейтинге THE)
Старт: в любое время
Цена: бесплатно
Время прохождения: 8 недель
Пионер дистанционного образования в мире — Открытый университет в Великобритании, который был основан еще 1969 году — предлагает широкий выбор курсов для начинающих инвесторов на своей онлайн-платформе Open Learn. Серьезным преимуществом этих программ является то, что они в большинстве случаев не требуют платы. Согласно данным Открытого университета, самая популярная финансовая программа на его сайте — как раз курс Managing my money, разработанный центром финансовой грамотности True Potential PUFin при Открытом университете. Он включает в себя как видеолекции, так и обширные текстовые материалы, в том числе электронный учебник в формате Epub. Предполагается, что слушатель получит представление о финансовом планировании, инвестиционных инструментах и способах накопления денег, основах рыночного анализа. По итогам каждой пройденной темы студент должен сдать онлайн-тест. В завершение курса предлагается написать финальную проверочную работу по всей учебной программе. Чтобы пройти обучение, нужно зарегистрироваться на сайте Открытого университета.
Платформа: Открытое образование
Анализ финансовых рынков
Кто проводит: НИУ Высшая школа экономики
Старт: 18 апреля
Цена: бесплатно
Время прохождения: 10 недель
Онлайн-курс «Анализ финансовых рынков», разработанный преподавателями департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ, можно пройти на «российской Coursera» — платформе «Открытое образование». Учебная программа рассчитана на 10 недель при еженедельной нагрузке по 6 часов. В рамках видеокурса студенту расскажут об особенностях функционирования рынка ценных бумаг и работах его участников, а также об основах фундаментального и технического анализа акций. Среди заявленных тем — методы поиска «качественных» компаний и ценных бумаг для инвестирования, что весьма актуально для начинающего трейдера или управляющего активами. Кроме того, каждую неделю слушателю придется проходить по 5–10 тренировочных тестов и сдавать не менее десяти проверочных работ. В финале курса студенту предстоит выполнить большую итоговую работу, состоящую из тестов и расчетных задач. Несмотря на то что онлайн-обучение стартовало 18 апреля, есть еще 28 дней, чтобы пополнить ряды слушателей учебной программы.
Все потерять за 9 месяцев
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов на конференции в Высшей школе экономики заявил, что у российских брокеров только 80 тыс. активных счетов, а средняя жизнь брокерского счета составляет девять месяцев — за такой срок человек теряет свои вложения. Регулятор добавил, что для брокеров это не проблема: «Так как у нас 140 млн населения, брокерам есть что перемалывать дальше. Они через инквизицию привлекают новых граждан».