Как вести бухучет в частной школе
Особенности учета и отчетности частного учреждения
Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit
Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета частных учреждений, состав и порядок представления отчетности.
Определение частного учреждения дано в ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.23 ГК РФ.
Частное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Частное учреждение полностью или частично финансируется за счет физических и юридических лиц (собственников имущества учреждения).
Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления. То есть отличие таких НКО заключается в том, что частное учреждение не вправе отчуждать (иным способом распоряжаться имуществом), закрепленным за ним собственником.
Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
Частные учреждения, как правило, создаются в образовательной сфере (частные детские сады, школы, кружки). Как и любая НКО, частное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
Специфика правового статуса частного учреждения предопределяет порядок бухгалтерского учета.
Особенности бухгалтерского учета и отчетности частного учреждения
Частные учреждения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).
Федеральным законом о бухгалтерском учете дано право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета перечислены в информационном письме Минфина РФ ПЗ-1/2015.
При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).
При формировании бухгалтерского баланса следует учитывать особенности, связанные с правовым статусом учреждения.
По группе статьей «Основные средства» отражается первоначальная стоимость объектов, переданных учреждению в оперативное управление. Информация об износе основных средств учреждения, начисляемом линейным способом и учитываемом на забалансовых счетах, раскрывается в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно в графах «Накопленный износ» и «Начисленный износ» (п.6 информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).
Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. Частные учреждения должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).
Особенности налогового учета частного учреждения
Частные учреждения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. На практике, в основном, частные учреждения применяют упрощенную систему налогообложения. В этом случае при определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934)..
Применяя общую систему налогообложения, частные учреждения должны учитывать особенности налогообложения, обусловленные характером деятельности учреждения.
Льгота по налогу на прибыль
Cогласно ст.246 НК РФ частные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).
Медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.
Применение 0 ставки возможно только в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.
Учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на 0 ставку при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).
Льгота по НДС
Частные учреждения являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).
Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).
Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Льготы по иным налогам
Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.
Особенности учета и отчетности частного учреждения
Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета частных учреждений, состав и порядок представления отчетности.
Определение частного учреждения дано в ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.23 ГК РФ.
Частное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Частное учреждение полностью или частично финансируется за счет физических и юридических лиц (собственников имущества учреждения).
Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
Частные учреждения, как правило, создаются в образовательной сфере (частные детские сады, школы, кружки). Как и любая НКО, частное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
Специфика правового статуса частного учреждения предопределяет порядок бухгалтерского учета.
Особенности бухгалтерского учета и отчетности частного учреждения
Частные учреждения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).
Федеральным законом о бухгалтерском учете дано право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета перечислены в информационном письме Минфина РФ ПЗ-1/2015.
При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).
При формировании бухгалтерского баланса следует учитывать особенности, связанные с правовым статусом учреждения.
Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. Частные учреждения должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).
Особенности налогового учета частного учреждения
Частные учреждения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. На практике, в основном, частные учреждения применяют упрощенную систему налогообложения. В этом случае при определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).
Применяя общую систему налогообложения, частные учреждения должны учитывать особенности налогообложения, обусловленные характером деятельности учреждения.
Льгота по налогу на прибыль
Cогласно ст.246 НК РФ частные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).
Применение 0 ставки возможно только в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.
Учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на 0 ставку при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).
Льгота по НДС
Частные учреждения являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).
Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).
Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Льготы по иным налогам
Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.
Бухгалтерский учет в сфере образовательных услуг
Бухгалтерский учет в сфере образования
Сегодня рыночные отношения являются реальностью российского образования, учебные заведения становятся самостоятельными и автономными субъектами хозяйствования. Вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку собственные услуги и при успешной их реализации получить прибыль.
Юридическое лицо признается некоммерческой организацией, если оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации могут быть созданы для достижения социально значимых целей, направленных на осуществление общественных благ.
Основная цель каждой образовательной организации — воспитание и обучение граждан. Поэтому осуществлять свою деятельность они могут только как некоммерческие организации. При этом они вправе выбрать любую организационно-правовую форму, которую предусматривает гражданское законодательство РФ для некоммерческих организаций. Так определено в статье 11.1 Федерального закона от 11.07.92 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1). Большинство образовательных организаций создается в форме учреждения.
Учреждение не является собственником имущества, которое ему передали учредители. Имущество закреплено за ним только на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение не может им полностью распоряжаться.
Действующее законодательство позволяет образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью. Например, это может быть торговля, оказание разного рода посреднических услуг, приобретение акций и облигаций. Главное — указать такую деятельность в уставе учреждения.
Виды образовательных учреждений
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (п. 3 ст. 12 Закона N3266-1).
Государственные и муниципальные учреждения, как правило, обозначают единым понятием — бюджетные образовательные учреждения (далее — БОУ).
Услуги в сфере образования отличаются как основными характеристиками нематериальной сферы, так и специфическими свойствами, которые кардинально отличают их от других товаров и услуг (рис.1).
Рис. 1. Свойства образовательных услуг
Постатейная группировка расходов образовательных учреждений предназначена для целей планирования, учета, контроля и анализа, составления плановых и отчетных калькуляций.
1. Расходы по основному виду деятельности (учебные расходы)
2. Расходы на управление образовательным процессом
3. Прочие расходы
Исходя из специфики образовательной деятельности целесообразно применять позаказный метод учета затрат. Заказом в образовательном учреждении рассматривают курс, состоящий из студентов соответствующих специальностей, сроков и форм обучения.
В связи с тем, что образовательная деятельность является трудоемкой (удельный вес заработной платы преподавателей около 40% всех расходов), косвенные расходы образовательных учреждений следует распределять с помощью показателей, связанных с потреблением трудовых ресурсов.
Учет затрат в образовательных учреждениях должен быть организован с использованием счетов 20 «Основное производство» — для учета прямых расходов, 25 «Общепроизводственные расходы» — для учета косвенных учебных расходов, 26 «Общехозяйственные расходы» — для учета прочих косвенных расходов.
Учет прямых расходов в разрезе объектов калькулирования необходимо осуществлять на отдельных субсчетах. Субсчетов должно быть столько, сколько установлено объектов калькулирования. Количество объектов калькулирования зависит от количества специальностей, курсов и форм обучения.
Негосударственные высшие учебные заведения оказывают образовательные услуги на платной основе, на основании договоров возмездного оказания услуг, при этом получают доход.
Под «доходом учебного заведения» следует понимать выручку от реализации образовательных услуг и прочей деятельности и иные поступления внереализационного характера.
Организация аналитического учета доходов в зависимости от источников их поступления, предполагает учет выручки от оказания платных образовательных услуг в негосударственных учебных заведениях на соответствующих субсчетах к счету 90 «Продажи». Вышеизложенное позволяет заключить, что рабочий план по учету доходов негосударственных ВУЗов должен отвечать следующим основным требованиям:
— раздельное ведение учета доходов от образовательной и прочих видов деятельности;
— возможность организации аналитического учета в разрезе форм обучения, специальностей и курсов;
— соблюдение принципа соответствия доходов и расходов.
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов от реализации образовательных услуг.
1. Получены доходы в счет будущих периодов по договорам на оказание образовательных услуг
2. Отражена реализация оказанных образовательных услуг (ежемесячно или по окончании семестра)
3. Списана себестоимость реализованных образовательных услуг
4. Определен финансовый результат от реализации образовательных услуг в отчетном периоде
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета затрат на обучение.
1. Списана стоимость материальных затрат, использованных в процессе обучения
2. Отражены расходы по оплату труда преподавателей
3. Начислены взносы по социальному страхованию и обеспечению
4. Списана стоимость прочих материальных затрат
5. Отражены расходы по оплате труда административно-управленческого персонала
6. Начислены взносы по социальному страхованию и обеспечению
7. Акцептованы счета за коммунальные услуги
8. Акцептованы счета за различные услуги (связь, консультации, охрана, ремонт и т. д.)
9. Списана доля расходов будущих периодов, относящаяся к отчетному периоду
10. Произведен ремонт основных средств
Дт 25, 26 Кт 10, 60, 76
11. Приобретена учебно-методическая литература и пособия
12. Распределены и списаны учебные расходы на основные затраты по обучению
13. Распределены и списаны общехозяйственные расходы на основные затраты по обучению
14. Признана себестоимость реализованных образовательных услуг
Правила ведения бухучета в бюджетных организациях
Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Основной регулирующий НПА
Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ
Бюджетный кодекс РФ
Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)
Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).
Использование доходов от коммерческой деятельности
На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).
Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)
В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)
Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)
На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)
Должно быть получено согласие собственника:
- для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
- особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом
Должно быть получено согласие собственника:
- для любой недвижимости;
- особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества
Ответственность
по
обязательствам
Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)
Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)
Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)
Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)
Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».
Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету
Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:
- Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
- Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
- Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
- Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
- Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
- Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
- Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
- В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.
На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:
- приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.
Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.
Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.
План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:
- основные средства в разрезе различных групп и видов;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- производственные запасы, товары, готовая продукция;
- амортизация;
- вложения в нефинансовые активы;
- расходы.
Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.
Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:
- денежные средства с указанием мест их хранения;
- финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
- дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
- авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
- вложения в финансовые активы.
Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».
В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.
Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.
Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.
Счета учета в государственных организациях
Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда: