Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свободная торговля и протекционизм сравнительный анализ

Свободная торговля и протекционизм: аргументы «за» и «против»

Внешнеторговая политика современных государств находится между двумя полюсами, противоборствующими тенденциями, отражающими степень вмешательства государства во внешнюю торговлю страны: протекционизмом и свободной торговлей (либерализацией торговли).

Протекционизм – внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках. Выделяют следующие формы протекционизма: селективный (направленный против отдельных стран или отдельных товаров), отраслевой (защищающий отдельные отрасли, например, сельское хозяйство), коллективный (проводимый объединениями стран в отношении стран, в них не входящих), скрытый (осуществляемый методами внутренней экономической политики).

Либерализация – снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Хотя существует общемировая тенденция движения в сторону либерализации, ведутся постоянные споры между учеными-экономистами о необходимости и степени государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Ниже приведены основные аргументы, выдвигаемые в пользу протекционизма.

1) Поддержка молодых отраслей.

Характерна для развивающихся стран. Молодым фирмам необходима поддержка, чтобы достичь экономии от масштаба производства. Однако она нецелесообразна для всех отраслей. Существует проблема определения отрасли, которая может стать производителем с низкими издержками и выиграть от увеличения объемов производства. При рассмотрении данного аргумента следует учесть, что многие отрасли никогда не способны стать конкурентоспособными на мировом рынке.

2) Возможность увеличения благосостояния страны.

Торговые ограничения могут увеличить соотношение экспортных и импортных цен (что означает улучшение условий торговли). Введение, например, тарифа на импорт снижает спрос на импорт со стороны данной страны, что сокращает цену импорта. Условия торговли улучшаются. Однако такая ситуация возможна только для большой страны, т.е. страны, спрос со стороны которой влияет на мировую цену.

3) Снижение общего уровня безработицы.

Логика аргумента такова: снижается импорт, растут объемы внутреннего производства, увеличивается количество рабочих мест. Но следует учесть вероятность уменьшения количества рабочих мест в отраслях, ориентированных на экспорт, что может перекрыть рост рабочих мест в отраслях, конкурирующих с импортом. На это есть две причины:

· сокращение импорта уменьшает экспорт другой страны, ее ответной реакцией может стать ответный тариф на импорт, а это, в свою очередь, приведет к сокращению рабочих мест в экспортных отраслях данной страны;

· сокращение экспорта за рубежом уменьшит благосостояние страны-торгового партнера, а это, в свою очередь, уменьшит экспорт из данной страны и сократит количество рабочих мест в экспортных отраслях.

4) Уменьшение безработицы в определенных отраслях.

Протекционистские меры по отношению к конкретной отрасли могут дать эффект увеличения занятости в ней.

5) Противостояние демпингу.

Демпинг – это продажа товара за рубежом по цене ниже, чем внутри страны. Однако необходимо идентифицировать вид демпинга. Не всякий демпинг требует антидемпинговых мер с позиций экономической эффективности. Выделяют следующие виды демпинга:

· грабительский возникает, когда фирма временно устанавливает низкие цены на иностранных рынках для того, чтобы вытеснить конкурентов из данной сферы. После того как конкуренты вытеснены, фирма поднимает цены и получает высокие прибыли;

· временный (спорадический) имеет место в случае временного избытка продукции на экспорт, который может создать угрозу местному производству;

· устойчивый (постоянный) возникает, когда фирмы, располагающие рыночной силой, используют ценовую дискриминацию между рынками, чтобы максимизировать общую прибыль. Фирма увеличивает прибыль, устанавливая низкие цены для зарубежного покупателя, если обладает большей монополистической силой на внутреннем рынке, чем за рубежом, и если на внутреннем рынке страна не может избежать высоких цен, покупая этот товар за границей и импортируя его по более низкой цене. Более эластичный спрос на внутреннем рынке, чем на зарубежном, делает продолжительный демпинг выгодным.

Модельно-графическую интерпретацию всех видов демпинга можно найти в [22] и [52].

Таким образом, последний вид демпинга является обыкновенной ценовой дискриминацией и оправдан с точки зрения экономической эффективности. Поэтому следует вводить антидемпинговые протекционистские меры только в случае выявления первого и второго вида демпинга. На практике встает проблема идентификации вида демпинга.

6) Компенсация субсидий зарубежного государства своим производителям.

Правительство может ввести тариф на импорт, чтобы компенсировать разницу в цене с субсидированной продукцией.

7) Обороноспособность страны.

Ограждение отраслей, важных с точки зрения национальной безопасности, т.е. тех отраслей, которые незаменимы в военное время. Контраргументом является реализация возможности накопления стратегического запаса.

8) Улучшение торгового баланса.

Введение, например, тарифа на импорт сократит импорт, и если экспорт не изменится, то торговый баланс улучшится. Однако последствия неоднозначны, так как возможны:

· месть торговых партнеров;

· снижение национальных доходов за границей и снижение покупательной способности зарубежного государства;

· сокращение экспорта и увеличение импорта вследствие роста стоимости национальной валюты и пр.

9) Важный источник бюджетных доходов для развивающихся стран (особенно тарифная защита).

Среди аргументов, приводимых против активных протекционистских мер, можно выделить следующие:

1) замедление экономического роста страны и мира в целом;

2) вероятность развязывания экономических войн в случае введения односторонних тарифов;

3) увеличение налогового бремени на потребителей (в случае тарифной защиты);

4) сокращение общего уровня занятости в стране (контраргумент третьего аргумента «за» протекционизм);

5) монопрофильная экономика может поставить страну в крайне невыгодное положение;

6) использование протекционистских мер в интересах отдельных групп потребителей.

Логическим продолжением аргументов против протекционизма является аргументация преимуществ свободной торговли. Свободная торговля помимо выгод, появляющихся от специализации в соответствии со сравнительным преимуществом, может приносить выигрыши и потери еще через четыре канала: 1) она открывает зарубежные рынки, что увеличивает спрос на продукцию национальных фирм и позволяет им обслуживать более широкий рынок, получая выгоды от крупномасштабной экономики; 2) делает доступным широкий круг комплектующих изделий по более низким ценам, уменьшая издержки внутреннего производства; 3) может привнести в экономику страны конкуренцию со стороны иностранных фирм, которая приведет к повышению эффективности внутреннего производства; 4) способна различными путями влиять на темпы экономического роста.

Существует ряд аргументов, объясняющих, почему расширение торговли может привести к повышению устойчивых темпов экономического роста. Более крупные рынки обуславливают большую отдачу от инвестиций в научно-исследовательские разработки, это дает основание полагать, что глобальный режим с наличием свободной торговли приводит к более высоким общим темпам роста. При практическом обучении возникает сильный эффект «спилловер» (т.е. эффект от обучения в одной фирме «разливается» по другим фирмам), но только в данной стране, не распространяясь на другие. При большом рынке может увеличиться разнообразие входных затрат, что не только будет поддерживать эффективность производства, но и ускорять процесс инноваций. Все эти аргументы предполагают важную роль знаний, обучения и человеческого капитала. Одним из подразумевающихся положений политики (не обязательно торговой) является то, что страны могут добиваться преимуществ посредством продвижения технологически более динамичных секторов. Можно сосредоточиться не на сегодняшнем сравнительном преимуществе, а на динамичном преимуществе на длительный будущий период. И для того чтобы изменить эти акценты, необходимо вмешательство государства. Однако нацеленность сегодняшнего мирового сообщества на ускоренную либерализацию с утверждением о том, что свободная торговля приводит к повышению общего благосостояния, основана на ряде предпосылок, которые не соответствуют действительности развивающихся стран [57, с. 35].

Во-первых, предпосылка о полном использовании всех ресурсов. При либерализации торговли средний уровень эффективности производства в стране повышается. Импортные товары устраняют неэффективных местных производителей. Происходит перераспределение ресурсов от малопроизводительных защищенных секторов в высокопроизводительные экспортные отрасли. Однако в условиях безработицы нет необходимости перераспределять ресурсы, а достаточно привлечь незадействованные. На практике часто случается, что либерализация торговли наносит ущерб местным производствам, конкурирующим с импортом, а отечественные экспортеры не успевают наращивать автоматически потенциал для расширения своего предложения. В результате рабочая сила перетекает из малопроизводительных защищенных секторов в пространство безработицы с нулевой производительностью.

Во-вторых, в моделях предполагается наличие совершенных рынков страхования рисков. При отсутствии торговли производители ограждены от полного воздействия колебаний производства «встроенной страховкой»: при снижении объема выпуска продукции против потенциально возможного фирмы могут повысить цены на нее. Собственно торговля может ослабить такую автоматическую страховку, так как в малых странах цены будут определяться условиями мирового рынка и не будут зависеть от внутреннего производства. При растущей неустойчивости своих доходов фирмы, не расположенные к риску, будут меньше инвестировать в секторы с высокой отдачей, но и одновременно высокой степенью нестабильности, и по мере того, как экономика будет сдвигаться в сторону менее прибыльных и менее изменчивых производств, совокупный продукт будет сокращаться. Таким образом, важным является вопрос о том, осуществляется ли либерализация торговли до или после запуска программ создания рынков страхования рисков и системы социального страхования.

Читать еще:  Структурированный анализ сценариев методом что если

В-третьих, потребность государства в доходах в некоторых случаях тоже может быть разумным основанием для установления налогов на торговлю. Согласно одному из следствий классической теории эффективности производства в малой открытой экономике оптимальным для правительства будет повышение поступлений посредством налога на чистый спрос домашних хозяйств, а не посредством налогов на границе. Однако этот вывод основан на предпосылках, которые в своем большинстве не выполняются в развивающихся странах. Во многих из них пошлины являются главным источником государственных поступлений. Иногда предлагается снизить налоги на торговлю и заменить их непрямым налогообложением товаров типа налога на добавленную стоимость. Однако многие из развивающихся стран имеют обширный неформальный сектор, который находится вне досягаемости косвенного налогообложения. В таких условиях поворот от торгового к косвенному налогообложению может привести к снижению благосостояния.

В-четвертых, либерализация торговли оказывает влияние на неравенство. Свободная торговля изменяет схему распределения доходов и создает победителей и проигравших. Стандартный экономический аргумент гласит, что либерализация торговли приносит чистый выигрыш, поэтому победители смогут компенсировать потери неудачников, и положение в целом в стране улучшится. Однако такие компенсации случаются редко.

В-пятых, большое значение для развивающихся стран имеет предпринимательство. Предприниматели вовлечены в процесс выявления того, какие виды экономической деятельности могут принести успех в их стране. Однако если бизнесмен терпит крах в своем начинании, то несет все издержки этого провала; если добивается успеха, то делит свое открытие с теми, кто входит в новую отрасль. Поэтому страны с низким уровнем доходов вовсе не изобилуют предпринимателями [57, с. 36].

Таким образом, целесообразно придерживаться срединной концепции, которая признает не только конечную целесообразность свободной торговли, но и то, что ускоренная либерализация может причинить вред. Стратегии такой срединной направленности необходимо вырабатывать через изучение последствий провалов рынка на опыте либерализации в разных странах. Наличие провалов рынка и экстерналий могут потребовать государственного вмешательства, однако сами по себе они не означают, что активная торговая политика лучше, чем свободная торговля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Международная экономика (специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит. Авт. Ганчар)

3.9 Аргументы «за» и «против» протекционизма. «Новый протекционизм».

Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли – фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

1) с елективный протекционизм – защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

2) отраслевой протекционизм – защита конкретной отрасли;

3) коллективный протекционизм – взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

4) с крытый протекционизм – протекционизм при помощи нетаможенных методов;

5) местный протекционизм – протекционизм продукции и услуг местных компаний;

6) з еленый протекционизм – протекционизм при помощи норм экологического права;

7) коррупционный протекционизм – когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

С позиций А. Смита протекционизм XVI–XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия – протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII–XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П. Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х–1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929–1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Существует ряд аргументов, которыми участники мировой торговли обычно пользуются, объясняя присутствие протекционизма в своей торговой политике:

1) необходимость обеспечения обороны – аргумент скорее военно-политический, нежели экономический: защитные меры нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны или ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели должны брать верх над экономическими. Таким образом, усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей, что связано с некоторыми экономическими издержками. Объективных критериев для оценки эффективности этого процесса не существует.

2) увеличение внутренней занятости – социальный аргумент, который становится все более популярным, по мере того как экономика приближается к спаду. Считается, что увеличение совокупных расходов (за счет роста чистого экспорта) в результате сокращения импорта оказывает стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку влечет за собой резкий рост доходов и занятости. Однако подобная политика имеет серьезные недостатки:

Очевидно, что все участники мировой торговли не в состоянии одновременно достичь успеха при введении импортных ограничений, поскольку экспорт одной страны является импортом для другой. Таким образом, желание достигнуть полной занятости в стране, может быть выполнено только за счет разорения торговых партнеров. Страны, пострадавшие от импортных ограничений, скорее всего, предпримут ответные меры, что задушит международную торговлю, лишив ее участников всех выгод.

Между тем, увеличение импорта, хотя и приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест, но, в то же время, косвенно создает и новые рабочие места, за счет ликвидации устаревших и возникновения новых отраслей. Экономисты утверждают, что хотя импортные ограничения и меняют структуру занятости населения, они способны лишь в незначительной мере повлиять на ее уровень.

Читать еще:  Анализ бюджета области

3) диверсификация ради стабильности – часто используется странами, с моноотраслевой экономикой. Доходы высокоспециализированных экономик сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких экономических систем. Отсюда стремление оградить внутреннюю экономику от влияния внешних факторов, обеспечив большую внутреннюю стабильность. В качестве примера можно привести «нефтяные» государства Ближнего Востока. Отчасти, применение подобных мер оправданно, но существуют также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое отношение к развитым странам. Во-вторых, экономические издержки диверсификации могут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной.

4) защита молодых отраслей – временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Здесь необходимо сделать следующие оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слабо развитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является той, который способна достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость достигнута.

5) защита от демпинга – когда продажа товаров на экспорт ниже сравнимой цены, устанавливаемой в процессе торгового обмена на национальном рынке страны экспортера, приводит к ущербу для производителей конкурирующих товаров в стране импортера или к объективной угрозе такого ущерба. Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ (более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.).

«Новый протекционизм» (НП).

НП – возрождение протекционизма, опирающегося на некоторые дополнительные аргументы. Они основаны на стратегических соображениях и на анализе воздействия возможного роста экономии на масштабе производства в промышленности. В числе приемов дополнительного давления на экспортеров товара в данную страну используются договорно-экономические механизмы «добровольного ограничения экспорта», «упорядоченных торговых соглашений», навязываемые экспортерам.

Стратегический аргумент в пользу протекционизма состоит в том, что одна страна может путем защиты своей промышленности удержать другие страны от вступления с ней в конкуренцию. Воздействие возрастающей экономии, приводящей к несовершенной конкуренции, состоит в том, что защита внутреннего рынка страны ведет к увеличению объема производства в собственной промышленности, тем самым снижая ее средние издержки и повышая способность конкурировать на международном уровне. Протекционизм приводит также к сокращению объема производства конкурентов, тем самым увеличивая их средние издержки и снижая способность к конкуренции. Ни один из этих доводов не опровергает возражения, что все формы протекционизма являются политикой, направленной на разорение соседа (beggar-my-neighbour policies), поэтому все страны могут извлечь выгоду путем согласия воздержаться от этих мер.

Протекционизм и свободная торговля

В мировой торговле действуют две концепции — протекционизм и свободная торговля (фритредерство). Протекционизм представляет собой защиту собственной промышленности путем введения высоких пошлин на импортные товары, иными словами, это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Используя политику свободной торговли, Англия завоевала новые рынки и вышла на передовые позиции на мировом рынке. Позже и другие страны стали использовать эту политику, так как она в итоге становится более выгодной для всех стран и служит источником благосостояния государства. Однако в мировой торговле под влиянием различных факторов происходит усиление то одной, то другой концепции. Так, перед второй мировой войной возобладала политика протекционизма, были введены торговые барьеры практически всеми развитыми странами, что вызвало сокращение мировой торговли. Период после второй мировой войны характеризуется политикой свободной торговли. В 80-х годах вновь произошел всплеск протекционистских тенденций, о чем свидетельствуют антидемпинговые законы, увеличение различного рода квот и барьеров.

Анализ развития мировой торговли показывает, что основной тенденцией является свободная торговля в условиях открытой экономики, так как углубление МРТ вызывает к жизни процесс интернационализации хозяйственной жизни. Тем не менее государство регулирует международную торговлю, используя тарифные и нетарифные методы.

Тарифное регулирование — это метод государственного регулирования внешней торговли. В него входят таможенные пошлины, которые означают государственные налоги за провоз через границу иностранных товаров и других материальных ценностей. По форме обложения различают следующие пошлины: адвалорные, которые устанавливаются в процентах от стоимости товара (например, 10% цены машины); специфические, устанавливаемые в денежной форме от веса товара (10 долл. за каждую тонну); смешанные, представляющие сочетание адвалорных и специфических пошлин, которыми облагается товар (20% таможенной стоимости, но не более 10 долларов с одной тонны).

Систематизация по группам товаров таможенных пошлин называется таможенным тарифом, который обычно включает три группы пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Последние, как правило, применяются при торговле с развивающимися странами. Минимальные пошлины взимаются с товаров тех стран, с которыми заключены договоры о политике наибольшего благоприятствования. Максимальные пошлины обычно применяются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений. По мере либерализации торговли между странами заключались таможенные договоры, направленные на снижение таможенных пошлин. Так, за период с 1948 г. по настоящее время в рамках ГАТТ проведено восемь раундов переговоров, в результате чего тарифное обложение было снижено почти на 3/4 и составляет в развитых странах 6%, а в развивающихся странах — 30-40%.

Существуют также нетарифные методы ограничения во внешней торговле, которые носят экономический, социальный или политический характер. Среди нетаможенных ограничений, число которых достигает почти 2000, главное место занимает квотирование, что означает установление объема иностранных товаров, ежегодно разрешаемых государством для ввоза в страну.

К другим методам нетарифного ограничения импорта относятся государственная монополия внешней торговли, национальные стандарты, санитарный контроль, запрет ввоза определенных товаров и др.

С другой стороны государство использует различные меры по стимулированию вывоза (экспорта) товаров. К мерам такого рода можно отнести политику субсидирования, что означает прямую денежную поддержку национального производства. Различают следующие виды субсидий:

* прямые — это непосредственные выплаты (дотации) экспортеру при его выходе на внешний рынок;

* косвенные — это скрытое дотирование экспортеров путем предоставления льгот при уплате налогов, льготных условий страхования и др.;

* внутренние — это бюджетное финансирование производства внутри страны. Они означают, что для ограничения импорта государство дотирует производство товаров из бюджета, то есть производитель часть цены получает от потребителя, а другую — от государства в виде субсидий;

* экспортные субсидии, означающие бюджетные выплаты экспортерам, что позволяет им продавать товары иностранным покупателям по более низким ценам, чем на внутреннем рынке. Эта политика способствует форсированию экспорта.

С целью подавления конкурентов и вытеснения их с рынков проводят демпинговую политику. Демпинг — это метод финансовой нетарифной политики поддержания экспорта в другие страны путем снижения экспортных цен на товары ниже существующих в этих странах. Демпинг может осуществляться за счет как государственных субсидий, так и средств фирмы, проводящей демпинговую политику. Если удается доказать факт демпинга, государство для защиты своего рынка может ввести антидемпинговый тариф, что санкционировано международным антидемпинговым законодательством.

Демпинг выступает в следующих формах:

1. Спорадический, то есть эпизодическая продажа товаров на внешнем рынке по заниженным ценам. Иногда так реализуется залежалый товар, но бывают случаи, когда у фирмы есть возможность производить какой-то товар, но емкость внутреннего рынка не позволяет его полностью продать, тогда, если это все-таки выгодно, фирма его производит и продает на внешнем рынке по ценам ниже, чем на внутреннем рынке. Например, в 80-х годах японская фирма «Сони» продавала на американском рынке свои телевизоры по 180 долларов, когда в Японии эти же телевизоры продавались по 333 доллара.

2. Преднамеренный демпинг — это временное преднамеренное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов, а затем установление монопольных цен.

Читать еще:  Источники информации для проведения экономического анализа

3. Постоянный демпинг — это постоянная поставка товаров на внешний рынок и их продажа по демпинговым ценам.

4. Взаимный демпинг — это встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается довольно редко.

5. Обратный демпинг — это редкий случай демпинговой политики, когда происходит завышение цен на экспортные товары по сравнению с ценами на внутреннем рынке. Может быть в результате непредвиденных колебаний валютного курса.

При регулировании международной торговли используются также неэкономические методы, к которым относят заключение договоров и установление различных правовых режимов. Последние бывают следующими: национальный режим (такой же, как для своих юридических и физических лиц) и режим наибольшего благоприятствования. Из применения последнего существуют такие изъятия, как изъятия для соседних стран (для облегчения приграничной торговли), а также изъятия и преимущества для стран, с которыми заключен таможенный союз, или для развивающихся стран.

В век НТР объективно действует интернационализация хозяйственной жизни, поэтому страны мира под влиянием этого процесса осуществляют политику либерализации внешней торговли и изыскивают новые пути и методы организации мирового рынка. Так, в 1947 г. двадцать три страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое по существу направлено против протекционизма и регулирования тарифных пошлин. Странам-участницам удалось за весь период существования этого договора снизить средние тарифные ставки и сейчас они составляют около 6%, ведется работа по отмене нетарифных методов и прежде всего импортных квот. В 1995 г. это соглашение подписали более 100 стран мира.

Существуют также региональные соглашения по смягчению торговых отношений. Наиболее успешно развиваются такие отношения в рамках Европейского Союза, поскольку его целью является устранение всех таможенных барьеров, что в итоге может привести к полной свободе торговли в этом регионе. Действует также торговое соглашение между США и Канадой. В рамках ООН развивающиеся страны созвали конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая объединяет 170 стран и ряд международных организаций, что способствует регулированию торговых отношений между развитыми и развивающимися странами.

Свободная торговля и протекционизм

Природа свободной торговли

Свободная торговля — это торговля между странами без каких-либо ограничений.

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна: 1) производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и 2) обменивать товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Иначе говоря, каждая свободно торгующая страна может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

В пользу свободной торговли выдвигаются чрезвычайно веские аргументы (см. рис. 40.1):

  1. способствует взаимовыгодному международному разделению труда;
  2. увеличивает реальный валовой национальный продукт всех стран;
  3. создает возможность повышения уровня жизни населения на всем земном шаре.

Довод в пользу свободной торговли основан на том, что международная специализация в соответствии с законом сравнительного преимущества дает возможность повысить производительность труда. Это способствует увеличению объема мирового производства, и все страны оказываются в состоянии повысить жизненный уровень. Экономисты-либералы считают, что свободная торговля между странами с различными уровнями жизни является наиболее взаимовыгодной:

  1. в условиях свободной торговли товары обмениваются по ценам, базирующимся на международных средних издержках производства;
  2. каждая страна будет специализироваться на таком товаре, в производстве которого она обладает сравнительным преимуществом, экспортируя излишки этой продукции в обмен на товары, импортируемые из-за границы;
  3. национальное производство не может быть эффективным. А эффективное производство всегда лучше неэффективного; в условиях свободной торговли заработная плата в каждой стране имеет тенденцию повышаться в экспортных отраслях, а не снижаться до уровня отраслей с низкой эффективностью, производящих товары, которые страна импортирует.

Введение таможенных пошлин (т. е. налога — тарифа) на импортные товары и услуги принципиально изменяет природу свободной торговли и приводит к формированию торговли таможенной защиты, или протекционизма.

Протекционизм: экономические доводы в его пользу

Тариф на импорт вводится с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Иногда государство идет на ограничение экспорта, т.е. устанавливает тариф на экспорт.

Тариф на экспорт вводится с целью предложения поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено Конституцией.

Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т.е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

Сторонники протекционизма предлагают ряд веских доводов в пользу введения таможенных тарифов (см. рис. 40.1):

1. Тарифы могут способствовать снижению безработицы. Нельзя отрицать, что политика высоких тарифов на короткое время может увеличить занятость, пока другие нации не примут ответных мер. В то же время таможенные пошлины вызывают такой рост стоимости жизни, который перекрывает увеличение денежной заработной платы, и поэтому реальная заработная плата может падать.

2. Тарифы могут способствовать диверсификации производства, что существенно уменьшает риск от изменений условий торговли. Например, страна полностью специализируется на производстве одного или немногих товаров. Но что произойдет, если цены на эти товары упадут? В этом случае экономике , так как подобные изменения в условиях торговли сильно нарушают устойчивость экономики этой страны. Чтобы избежать опасностей, связанных с , экономисты рекомендуют ввести тарифы.

3. Тарифы на импорт могут обеспечить рост . Согласно этой точке зрения тарифы могут положить начало развитию новых отраслей в экономике. Сталкиваясь с иностранной конкуренцией, новые отрасли не в силах выдержать первоначальный период развития. Но если дать им передышку, то, вероятнее всего, со временем они наберут силу. А после того как отрасль встанет на ноги, она делается настолько эффективной, что издержки и цены, которые первоначально росли, фактически будут снижаться.

Этот довод имеет большее значение для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Экономисты считают, что эти страны находятся еще . В связи с этим нуждается как бы со стороны разумной тарифной политики. Доводы о необходимости защиты новых отраслей, или молодой экономики, вовсе не противоречат принципу сравнительного преимущества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×