Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Структурный анализ системы потребностей

Структурный анализ системы потребностей

Структурный анализ тесно связан с рассмотрением состава системы потребностей, основными элементами которого являются виды, группы, блоки потребностей. Перед наукой стоит важная задача каталогизировать потребности человека. Некоторые ученые представляют эту каталогизацию как дифференцированную на две или несколько дополняющих подсистем, построенных по принципу «вертикаль – горизонталь». Система, развернутая в вертикальной плоскости, включает потребности на всех этапах филогенеза человека, а горизонтальная – полный набор потребностей того или другого субъекта в данный момент времени. Чаще всего встречаются схемы потребностей, построенные по принципу происхождения. Выделяются либо две группы потребностей – естественные(низшие, первичные, соматические, биогенные, висцерогенные, физические) и социальные(высшие, вторичные, социогенные, искусственные), либо три – природные, природно-общественные, общественные (социальные);либо пять, если общественные потребности разделяются на экономические, интеллектуальныеи собственно социальные.

Часто в классификациях социальные потребности не выделяются в самостоятельный класс. Так, Л. Брентано растворил социальные потребности личности в психологических потребностях. И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. Вначале выделяется основополагающий критерий (в частности, признак их происхождения), который дополняется критериями второго, третьего и т.д. порядков.

Существуют попытки построить структуру потребностей на основе минимального их числа, необходимого для нормального функционирования человека. Например, К. Обуховский выделил нижеследующие типы потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня:

1) потребность самосохранения;

2) потребность размножения;

3) потребности, обеспечивающие правильное развитие личности:

На базе этих общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности их носителей, их личностный опыт. Но вместе с тем схема К. Обу-ховского не выделяет «этажи» потребностей и не может служить основой для построения их иерархии.

Ш.Н. Чхартишвили разделял потребности на три группы по признаку структур человека: биологической, психологической, социальной. В первой структуре возникают биогенные, во второй – психогенные, в третьей – социогенные потребности. Проводя структурный анализ совокупности человеческих потребностей, следует учитывать, что они организуются не только по принципу иерархии, но и по принципу доминанты.

Так, ГЛ. Смирнов показал, что любая типологизация социальных потребностей должна увязываться сосновными характеристиками закономерностей общественного развития. Приняв в качестве критерия необходимость сохранения и развития социального организма и специфику реализации этой необходимости через образ и условия жизни личности в истории общества, в системе социальных потребностей личности можно выделить два уровня: уровень потребностей существования (базисных) – низший уровеньи уровень потребностей всестороннего развития – высший уровень.

На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровни потребностей с учетом времени и сферы их реализации, а также доминирования.

Таких необходимостей несколько:

— необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение);

— необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива);

— необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);

— необходимость самосовершенствования, развития и самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт);

— необходимость коммуникации и передвижения.

Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, а необходимость в самосовершенствовании, развитии, самовыражении – основой потребностей высшего уровня.

Необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями.

Необходимость коммуникации и передвижения подчинена остальным необходимостям и проявляется в виде соответствующих потребностей на всех уровнях. Их можно назвать сквозными по отношению к системе потребностей.

С иерархией необходимостей связаныпять подуровней потребностей:

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 1200 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Структурный анализ системы потребностей

Структурный анализ тесно связан с рассмотрением состава системы потребностей, основными элементами которого являются виды, группы, блоки потребностей. Перед наукой стоит важная задача каталогизировать потребности человека. Некоторые ученые представляют эту каталогизацию как дифференцированную на две или несколько дополняющих подсистем, построенных по принципу: «вертикаль – горизонталь». Система, развернутая в вертикальной плоскости, включает потребности на всех этапах филогенеза человека, а горизонтальная – полный набор потребностей того или другого субъекта в данный момент времени. Чаще всего встречаются схемы потребностей, построенные по принципу происхождения. Выделяются либо две группы потребностей –

естественные(низшие, первичные, соматические, биогенные, висцеро-

генные, физические) и социальные(высшие, вторичные, социогенные, искусственные),

либо три – природные, природно-общественные, общественные (социальные);

либо пять, если общественные потребности разделяются на экономические, интеллектуальные и собственно социальные.

Часто в классификациях социальные потребности не выделяются в самостоятельный класс. Так, Л. Брентано растворил социальные потребности личности в психологических потребностях. И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. Так, вначале выделяется основополагающий критерий (в частности признак их происхождения), который дополняется критериями второго, третьего и т.д. порядков.

Существуют попытки построить структуру потребностей на основе минимального их числа, необходимого для нормального функционирования человека. Например, К. Обуховский выделил нижеследующие типы потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня:

1) потребность самосохранения;

2) потребность размножения;

3) потребности, обеспечивающие правильное развитие личности:

4) познавательная потребность;

5) потребность эмоционального контакта;

6) потребность смысла жизни.

На базе этих общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности их носителей, их личностный опыт. Но вместе с тем схема К. Обуховского не выделяет «этажи» потребностей и не может служить основой для построения их иерархии.

Читать еще:  Анализ трудоемкости производства

Ш.Н. Чхартишвили разделяет потребности на три группы по признаку структур человека: биологической, психологической, социальной. В первой структуре возникают биогенные, во второй – психогенные, в третьей – социогенные потребности. Проводя структурный анализ совокупности человеческих потребностей, следует учитывать, что они организуются не только по принципу иерархии, но и по принципу доминанты.

Так, Г.Л. Смирнов показал, что любая типологизация социальных потребностей должна увязываться с основными характеристиками закономерностей общественного развития. Приняв в качестве критерия необходимость сохранения и развития социального организма и специфику реализации этой необходимости через образ и условия жизни личности в истории общества, в системе социальных потребностей личности можно выделить два уровня: уровень потребностей существования (базисных) – низший уровеньи уровень потребностей всестороннего развития – высший уровень.

На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровни потребностей с учетом времени и сферы их реализации, а также доминирования.

Таких необходимостей несколько:

необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение);

необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива);

необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);

необходимость самосовершенствования, развития и самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт);

необходимость коммуникации и передвижения.

Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, а необходимость в самосовершенствовании, развитии, самовыражении – основой потребностей высшего уровня.

Необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями.

Необходимость коммуникации и передвижения подчинены остальным необходимостям и проявляются в виде соответствующих потребностей на всех уровнях. Их можно назвать сквозными по отношению к системе потребностей.

С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей:

Базисные потребности человека:

Первый– бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей;

В первом подуровне можно выявить комплексы потребностей:

А) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, в домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении);

Б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.);

В) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности).

Второй –трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем).

Третий –потребности, связанные с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот уровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым уровнями.

Высшие потребности:

Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека.

Среди них выделяют:

Четвертый –культурно-досуговые потребности пассивного характера:

А) познавательные потребности;

Б) потребности в художественном чтении;

В) потребности в общении с искусством;

Г) потребности в игре и др.

Пятый –культурно-досуговые потребности активного характера:

А) потребность творчества;

Б) потребность в самодеятельности;

В) потребность в самовыражении;

Г) потребности социально-политические и нравственные.

Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности восестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей, связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования.

Необходимость в коммуникации самостоятельного подуровня не образует.

Подобный подход в структурном анализе человеческих потребностей можно проследить у С.С. Корнеенкова, который подразделяет потребности следующим образом:

по генезису –

А) врожденные (сексуальные, потребности в пище, питье, продолжении рода, в защите, в свободе, в исследовании и т.д.)

Б) социально-приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.)

по разумности –

А) разумные (способствующие добру и созиданию);

Б) неразумные (ведущие к разрушению, болезням, ненависти);

по территориальному признаку –

по времени удовлетворения –

по социальному характеру –

А) прогрессивные и реакционные;

Б) главные и второстепенные;

В) исторически преходящие и устойчивые.

Можно выделять потребности мужские и женские, детей и взрослых, здоровых и больных людей, экстравертов и интровертов и т.д. Но исходным положением для своей классификации Корнеенков выбирает составляющие человека модусы: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность или же тримерию: телесное, душевное, духовное бытие. Предложенное подразделение потребностей построено на положении о том, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Человек имеет тело животного, но он может выйти из-под влияния потребностей своего животного существа, животной души благодаря свободной воле и духовному началу. Человек – существо разумное, наделенное индивидуальностью и самосознанием, которые регулируют его поведение. В за-

висимости от степени развития сознания акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что в свою очередь гармонизирует потребности земного уровня.

Представляет интерес и другая типология потребностей, автором которой является Генри Меррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия тех или иных благ, необходимых для их удовлетворения. Причем под благом понимаются не только товары и услуги, но и различные социально-психологические факторы (любовь, радость, престиж и др.). В персонологии Г.Меррея потребности классифицируются по четырем основаниям:

Читать еще:  Анализ товарных потоков

– первичные и вторичные,

– позитивные и негативные,

– явные и латентные,

– осознанные и неосознанные.

На этой основе Г. Меррей выводит 20 потребностей, которые приведены в таблице. Данные потребности существуют в трех состояниях:

рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

активном, когда потребность определяет поведение индивида.

В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Г. Меррей принимает положение об иерархии потребностей, но вводит понятие доминирования по отношению к тем потребностям, которые «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой». Минимальное удовлетворение доминирующих потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном о том же поведении индивида, Г. Меррей говорит о смещении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой, является лишь инструментом удовлетворения другой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Структурный анализ системы потребностей

1.2 Структура потребностей человека

Потребности, их виды. Классификация потребностей

Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.

Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.

Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу

Выдвинутая Мас­лоу классификация человеческих потребностей включает:

  1. Физиологические потребности: потребность в возду­хе, пище, воде, жилище и т. д.
  2. Потребности в безопасности и защищенности: безо­пасность на рабочем месте, страхование от болезней, пен­сионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

Потребность в принадлежности к определенной соци­альной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости ок­ружающим, человеческие контакты.

  1. Потребность в уважении: потребность в чувстве соб­ственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.
  2. Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, воз­можность гордиться своей работой.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей прису­щи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и разви­тие людей с тремя основными потребностями: власти, ус­пеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естествен­ный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обыч­но искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышен­ного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стрем­ление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответ­ственность за решение проблем, предпочитают ставить пе­ред собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим резуль­татам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружес­ких взаимоотношений, оказании помощи коллегам по ра­боте.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигие­нические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, колле­гами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.

Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей

Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности – это потребности, опосредован­ные производственными отноше­ниями. В их систему входят, прежде всего, предметные по­требности (материальные и ду­ховные) – в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности – в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические по­требности опосредуются деньга­ми и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Обще­ственные потребности реализуются частично внеспроса – через социальные функ­ции государства (например ис­пользование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потреб­ность – результат реальных про­тиворечийобщественного произ­водства, выражает несоответст­вие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противо­речий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению по­стоянно возрастающих потребно­стей.
Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда – отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Читать еще:  Анализ организационно технического уровня предприятия

Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов

В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства на­ряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Че­ловек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономи­ческих успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально но­вых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социо­культурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и раз­витию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обще­стве необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не про­сто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступа­ет особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию ин­вестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использова­ние лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного ме­неджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является чело­век. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человече­ских ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, эконо­мической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономиче­ского поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гаран­тированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при мини­муме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффектив­ность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к произ­водству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, за­траты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельно­сти, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, на­выков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование – годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения – процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум (табл.23).

Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector