Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формализованные и неформализованные методы анализа

Формализованные методы и приемы, используемые в анализе

Классификация методов и приемов экономического анализа

Все приемы, используемые в экономическом анализе можно разбить на три группы:

1.всеобщий метод познания — материалистическая диалектика;

2.общенаучные методы познания — наблюдение, сравнение, системный, комплексный, логический подходы, и др.;

3.конкретные научные приемы — общеэкономические приемы (построение системы показателей, динамических рядов, экономико-математическое моделирование); специальные приемы, которые использует экономический анализ (построение аналитических моделей, корректировка базовых показателей, приемы элиминирования).

На различных этапах аналитического процесса используются различные приемы и способы экономического анализа. Укрупнено весь аналитический процесс можно разбить на следующие этапы:

1 этап связан с изучением явления (процесса) и факторов его определяющих. На этом этапе широко используются такие приемы как наблюдение, системный и комплексный подход, группировка, экономико-математическое моделирование, построение динамических рядов, расчет средних величин.

2 этап связан с измерением влияния факторов на результативный показатель. На этом этапе широко используются приемы факторного анализа.

3 этап связан с обобщением результатов анализа и формулированием выводов, а также с выработкой рекомендаций по улучшению работы предприятия. На этом этапе широко используются примы индукции, дедукции, приемы комплексной оценки, аналогии.

Кроме того, все приемы и способы можно разделить на две группы: неформализованные (логические) и формализованные (математические).

К неформализованным относятся такие, как разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, сравнение, детализация, эвристические методы и приемы.

Формализованные методы и приемы , в свою очередь, подразделяются на:

· традиционные приемы экономической статистики (расчет средних величин, группировки, индексный метод, метод обработки расчетных данных),

· методы математической статистики (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, компонентный анализ),

· методы теории принятия решений (линейное, динамическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания),

· классические приемы экономического анализа (способ цепных подстановок, абсолютных разниц, интегральный метод, балансовый метод, способ долевого участия, способ логарифмирования).

2.3 Характеристика неформализованных приемов, используемых
в анализе

Разработка системы показателей, характеризующих явление предполагает разработку совокупности взаимосвязанных величин, всесторонне отражающих состояние и развитие этого явления.

Построение аналитических таблиц необходимо для наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки.

Детализация — предполагает расчленение показателей, описывающих сложные явления, по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности для всесторонней оценки явления и вскрытия причин сложившегося положения.

Сравнение – действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности.

При проведении сравнения необходимо выполнение определенных условий (требований) сопоставимости показателей:

— единство структурных, объемных, качественных факторов;

— единство промежутков времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;

— сопоставимость исходных условий производства: технических, природных и других;

— единство методики исчисления показателей, их состава.

В анализе хозяйственной деятельности используются следующие виды сравнения:

1) Сравнение фактических данных с плановыми

Такое сравнение позволяет определить степень выполнения плана, может быть использовано для проверки обоснованности плановых показателей, для выявления резервов производства.

2) Сравнение с нормативными и предельными значениями позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3) Сравнение с показателями прошлых лет

Этот вид сравнения направлен на выявление тенденций и закономерностей развития экономических явлений и процессов.

4) Сравнение со среднестатистическими значениями.

Такое сравнение позволяет определить положение предприятия на рынке, определить его конкурентные позиции.

5) Сравнение с достижениями науки и передового опыта.

Такое сравнение необходимо для поиска резервов.Оно может проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

6) Сравнение разных вариантов решения экономических задач

Такое сравнение позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант и тем самым более полно использовать возможности производства.

7) Сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора

Данный вид сравнения используется при расчете влияния факторов и подсчете величины резервов.

8) Сравнение параллельных и динамических рядов

Данный вид сравнения применяется для изучения взаимосвязей исследуемых показателей.

В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный,. вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

Горизонтальный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня).

Вертикальный анализ направлен на изучение структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерные сравнения — особый вид сравнения. Он используется для комплексной оценки результатов хозяйствования. Необходимость сравнительной комплексной оценки хозяйственной деятельности возникает обычно в двух случаях:

1)когда требуется сопоставить результаты деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей;

2)когда требуется сопоставить результаты деятельности какого-либо одного предприятия во времени.

Для проведения многомерных сравнений используются следующие методы:

1. метод суммирования значений всех показателей;

2. метод суммы мест;

3. метод суммы баллов;

4. метод расстояний;

5. таксометрический метод;

6. метод перемножения частных коэффициентов;

7. матричный метод и др.

Исходной информацией при использовании этих методов является матрица, элементами которой являются значения показателей.

n-количество показателей, по которым проводится оценка;

Xmn-значение n-го показателя для объекта m.

Показатели должны быть выражены в сопоставимых величинах. Обычно к исходной матрице добавляют 2 строки:

Первая строка характеризует значимость показателя при проведении оценки;

Вторая строка связана с тем, что среди множества показателей могут быть показатели двух групп:

а) стимуляторы – показатели, увеличение которых свидетельствует об улучшении работы предприятия (например, рентабельность, объем выпуска и др.)

б) дестимуляторы – показатели, уменьшение которых дает улучшенную общую оценку работы предприятия (например, себестоимость, материалоемкость).

Метод суммирования значений всех показателей. Данным методом пользуются в случае одинаковой направленности исходных показателей и их общей сопоставимости. Наилучшие предприятия определяются по максимальной сумме показателей стимуляторов и по минимальной сумме показателей дестимуляторов.

Метод суммы мест. При использовании данного метода по исходным данным строится вспомогательная матрица по следующим правилам:

— по показателям-стимуляторам — показатели упорядочиваются по убыванию и новому элементу матрицы придается значение, соответствующее месту этого показателя среди упорядоченных;

— по показателям-дестимуляторам — показатели упорядочивают по возрастанию и новому элементу матрицы придается значение, соответствующее месту этого показателя среди упорядоченных.

,

где — сумма мест по каждому предприятию.

Метод суммы баллов. Применяя этот метод строят дополнительную матрицу. Для этого задается шкала для оценки каждого показателя, т.е. каждому показателю в зависимости от его значимости присваивается соответствующий ранг (количество баллов). Дополнительная матрица как раз состоит из таблицы баллов. На основе этой матрицы рассчитывается общая оценка:

,

где — сумма баллов показателей по каждому предприятию.

Метод перемножения частных коэффициентов. В этом случае обобщающая оценка получается в виде интегрального коэффициента:

Читать еще:  Платежное поручение на подотчет образец

,

где — частные коэффициенты по j-му показателю на i-ом предприятии.

Матричный метод. Метод заключается в том, что к исходной матрице строят матрицу дестандартизированных коэффициентов. Для этого необходимо определить предприятие-эталон (т.е. условное предприятие, у которого по каждому показателю – наилучшее значение). Дестандартизированный коэффициент определяется путем деления каждого значения в матрице исходных данных на значения показателей предприятия-эталона. Затем строится матрица квадратов этих коэффициентов. После этого строится матрица взвешенных величин. Для этого значение предыдущей матрицы умножают на соответствующий ранг (балл) показателя. По значениям этой матрицы рассчитывается рейтинг путем суммирования ее значений по каждому предприятию. Из полученной суммы необходимо извлечь корень. Лучшее предприятие – у которого высший рейтинг.

Приемы экспертных оценок

В последнее время в экономических науках усилился интерес к методам эмпирического поиска оптимальных условий протекания хозяйственных процессов. Эти методы используют человеческий опыт и интуицию.

1. Одним из таких методов является дельфийский метод. Он представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив того или иного экономического субъекта, при этом опрос субъектов проводится последовательно, индивидуально, анонимно. Методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой, тем самым исключается групповое влияние на ответы экспертов. На основе собранного материала делаются выводы.

2. Морфологический анализ – это экспертный метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов изучаемой системы. Анализ строится на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров.

3. Приемы ситуационного анализа и прогнозирования:

имитационное моделирование. Этот прием основан на сочетании математических методов и экспертных оценок специалистов и руководства хозяйствующего субъекта.

метод сценариев. Предполагает проведение анализа ситуации в условиях неопределенности, при этом действия аналитика сводятся к следующему: прогнозируются возможные исходы, каждому исходу присваивается вероятность, выбирается критерий, по которому выбирается вариант, удовлетворяющий этому критерию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9916 — | 7557 — или читать все.

Неформализованные методы экономического анализа

Формализованные и неформализованные методы в экономическом анализе

Методы и приемы экономического анализа можно классифицировать по-разному. Основу любой классификации составляет конкретный признак. По мнению В.В. Ковалева и О.Н. Волковой наиболее информативным делением методов и приемов является их разбивка по степени формализуемости, другими словами, по степени описания данным методом некоторых формализованных процедур. Таким образом, вся совокупность аналитических методов делится на формализованные и неформализованные.

Основой неформализованных методов является описание аналитических процедур на уровне логики, а не заданных аналитических зависимостях. При использовании таких методов наличествует определенный субъективизм, так как большую роль играют опыт, интуиция и знания исследователя.

Неформализованными методами являются:

  • Метод сравнений;
  • Разработка системы показателей;
  • Метод построения аналитических таблиц;
  • Детализация;
  • Методы экспертных оценок;
  • Метод прогнозирования;
  • Метод ситуационного анализа.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формализованные, т.е. математические методы включают:

  • Традиционные способы экономического анализа;
  • Классические методы статистики;
  • Статистические методы исследования взаимосвязей;
  • Метод финансовых вычислений;
  • Различные способы теории принятия решений.

К первой группе Ковалев и Волкова относят традиционные способы анализа экономических процессов: балансовый метод, детерминированный факторный анализ, прогнозирование, основанное на пропорциональных зависимостях.

К классическим статистическим методам относятся: метод средних, метод группировок, методы обработки данных и индексный метод.

Статистические методы – это регрессионный и корреляционный анализ, кластерный и дисперсионный анализ.

К методам теории принятия решений относятся: построение дерева решений, анализ чувствительности и линейное программирование.

Постольку каждый из перечисленных методов имеет свои особенности, то их применение осуществляется разными способами.

Способами экономического анализа являются: способ сравнения, графический способ, балансовый, относительных и средних величин, способ аналитических группировок.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Чтобы изучить влияние факторов на результаты экономической деятельности и подсчитать резервы используется детерминированный факторный анализ, стохастический анализ факторов и способ оптимизации показателей.

Характеристика неформализованных методов

Способ сравнения экономического анализа является основным или вспомогательным приемом при решении задач. Применяется в таких случаях:

  • Когда необходимо сопоставить плановые и фактические показатели, чтобы определить степень выполнения плана и проверить обоснованность плановых показателей;
  • Когда необходимо сопоставить фактические и нормативные показатели, чтобы контролировать затраты и стимулировать внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • Когда нужно сравнить фактические показатели с показателями прошлых периодов, чтобы определить тенденции развития процессов в экономике;
  • Чтобы сравнить показатели исследуемого хозяйства со средними по области, региону и т.д.;
  • Чтобы сопоставить различные варианты управленческих решений для определения самого оптимального;
  • Чтобы сопоставить результаты деятельности до изменения фактора и после.

Сравнительный анализ может быть горизонтальным, вертикальным, трендовым, а также одномерным и многомерным.

Важным условием при проведении анализа является необходимость сохранения сопоставимости показателей, так как сравнению поддаются только однородные величины.

Метод сравнения в экономическом анализе предполагает соблюдение следующих требований:

  1. Единство стоимостных, объемных, структурных и качественных факторов;
  2. Единство моментов и временных промежутков, за которые исчислены сравниваемые показатели;
  3. Сопоставимость начальных условий производства;
  4. Единство методики определения показателей.

Другим неформализованным методом является метод построения аналитических таблиц. Аналитическая таблица – это форма наглядного, рационального, наиболее систематизированного представления начальных данных, простых алгоритмов обработки и определения результатов. Аналитическая таблица – это комбинация горизонтальных строк и вертикальных столбцов. Если в таблице заполнена часть текста, а числовые данные отсутствуют, то она называется макетом аналитической таблицы. Применение таблиц в анализе обусловлено необходимостью систематизации данных, проведения расчетов и оформления аналитических результатов.

Если использовать таблицы при аналитических процедурах, то можно:

  • Уменьшить объем исходных данных в отчетности, систематизировать данные и выявить закономерности;
  • Добиться наглядности;
  • Уменьшить объем аналитических записок.

Еще один неформализованный метод – это метод экспертных оценок, в рамках которого обобщаются оценки экспертов, которые относятся к перспективам развития какого-либо субъекта экономики. Особенностью метода является последовательный, индивидуальный анонимный опрос экспертов. При такой методике исключается непосредственный контакт экспертов, а значит, и групповое влияние, которое возникает в процессе совместной работы. Цель данного метода состоит в определении, на основе опыта и знаний, производственных факторов, существенно влияющих на тот или иной показатель.

Анализ при помощи рассматриваемого метода проводится в несколько стадий, а обработка его результатов производится статистическим методом.

Как правило, последовательность вычислительных процедур следующая:

  1. Задаются факторы, на основе которых необходимо провести оценку;
  2. Определяется количество экспертов;
  3. Устанавливается шкала оценки в баллах;
  4. Оценка каждого эксперта заносится в специальную таблицу, называемую матрицей рангов;
  5. На основе полученных оценок производится расчет суммы значений рангов для каждого фактора, а также среднее арифметическое;
  6. По результатам вычислений определяется степень согласованности экспертных мнений.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Формализованные и неформализованные методы психодиагностики

Формализованные методы включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), опросники, проективные техники и психофизиологические методики.

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

Читать еще:  Системный анализ в экономике 2020

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку моционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях.

ОПРОСНИКИ. Это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений Они предназначены для получения данных со слов обследуемого Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни) Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА. Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, даваггь толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ. Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Теплова — В.Д. Небы.»ицына и их последователями в рамках нового

научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность). По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными- используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве Кроме того, некоторые из них могут быть представлены в компьютерном варианте Как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.

Характеристика неформализованных методов диагностики

Теперь рассмотрим некоторые приемы, которые включаются в понятие неформализованные диагностики. К числу таких приемов относятся наблюдения, опросы, беседы (интервью), анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения. Это старейший метод психологической диагностики С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек

Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях, чем метод наблюдения.Было бы ошибкой считать, что опрос — самый «легкий» для применения метод Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Интервью. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим) По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная) Психолог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру

а) введение- настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»),

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства,

материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания») Впервые он начал применяться начиная с 20-х

гг. нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления .Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т е выделить смысловые единицы Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

9. Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре:

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

Читать еще:  Анализ конкурентной позиции организации

6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения. При проведении психодиагностического обследования необходимо иметь в виду, что главным условием получения достоверных данных является установление контакта с ребенком.

10.Для этого должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка. Необходимо соблюдать приветливое отношение к ребенку, поощрять его действия, одобрять успехи.

Обследование необходимо начинать заданий, заведомо доступных для ребенка. Очень важно, чтобы можно он мог успешно выполнить эти задания без помощи психолога. Затем можно постепенно усложнять задания.

Более сложные задания должны быть построены так, чтобы можно было оказывать ребенку дозированную, постепенно увеличивающуюся в объеме помощь. Виды помощи могут быть разными, начиная с простого побуждения к повторной попытке выполнить задание. Затем часть задания может выполнить экспериментатор, предлагая затем ребенку продолжить задание. Если это не удается, экспериментатор может выполнит задание сам, а затем попросить ребенка повторить решение и выполнить другое аналогичное задание. При выполнении заданий наглядно-образного характера (типа матриц Равена) помощь может быть организована в форме заложения вырезанных вариантов решения на недостающий участок матрицы, т. е. в форме замены мысленного, «образного» решения практическим действием. Обследование нужно проводить в отдельной комнате, без посторонних людей. Допускается присутствие одного из родителей при условии их полного невмешательства в действия психодиагноста и ребенка. В помещении не должно быть лишних предметов, которые могут отвлекать внимание ребенка.

Психолог, проводящий психодиагностическое обследование, должен иметь в виду, что, помимо результатов выполнения заданий, для оценки особенностей психического развития ребенка необходимо использовать ряд так называемых «надтестовых» показателей. К ним относятся такие, как легкость установления контакта с ребенком, его ориентировка в ситуации обследования, активность и целенаправленность в выполнении заданий, вербализация ребенком выполняемых заданий и результатов собственных действий, оценка им самим успешности собственной деятельности, эмоциональная реакция на успехи и неудачи.

На основе данных психодиагностики может быть определен психолого-педагогический диагноз. Поскольку ребенок должен быть обследован также и педагогически (причем в случае наличия трудностей в обучении или других каких-либо недостатков в числе обследующих педагогов могут быть специалисты по обучению умственно отсталых, детей с недостатками речи и др.), окончательный психолого-педагогический диагноз определяется вместе с ними.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Методы финансового анализа

Автор: Андрей Нестеров ✔ 26.09.2019

Нестеров А.К. Методы финансового анализа // Энциклопедия Нестеровых

Методы финансового анализа позволяют объективно проводить анализ на основе достоверных данных. Применяемые методы при анализе нивелируют субъективное восприятие отдельных показателей характеризующих финансовую деятельность предприятия.

Классификация методов финансового анализа

Многообразие методов финансового анализа различается по трём признакам:

  1. Степень формализации;
  2. Применяемый инструментарий;
  3. Используемые модели.

Методы финансового анализа

Стандартизированные методы финансового и экономического анализа

Комплексные методики финансового анализа

Методы финансовых вычислений

Методы анализа бухгалтерской отчетности

Построение систем показателей

Построение аналитических таблиц

Методы экспертных оценок (для формулирования выводов)

Метод чтения бухгалтерской отчетности

Метод абсолютных величин

Метод относительных величин

Метод арифметических разниц

Методы оптимального программирования

Линейное и нелинейное программирование

Прогнозные методы на основе финансовых показателей за последние 5-10 лет с помощью:

— Моделей динамических данных

Сравнение фактических результатов деятельности предприятия с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия.

Из приведенной классификации очевидно, что какая-либо группа методов не может использоваться обособленно для проведения финансового анализа. На практике в каждом конкретном случае комбинируется несколько методов. Выбор производится исходя из целей, задач и глубины проводимого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Характер использования методов определяет объем информационной базы финансового анализа.

Формализованные и неформализованные методы

Эти две группы методов являются основными при проведении финансового анализа предприятия. Формализованные методы максимально объективны и опираются на строгие аналитические зависимости, неформализованные – основаны на логическом описании выявленных зависимостей, подвержены субъективному влиянию.

На практике проведение финансового анализа обычно опирается на какую-либо комплексную методику (например, методику Савицкой), в рамках которой необходимо использовать инструментарий экономических и статистических методов. Основу любой комплексной методики финансового анализа составляют дескриптивные модели, с помощью которых анализируется баланс предприятия, динамика показателей, выявляются тенденции изменений и т.д.

Инструментарий применяемых методов финансового анализа

Рассмотрим группу экономических методов:

  • Абсолютные и относительные величины составляют основу расчетов финансовых показателей. Данные методы применяются в динамическом (горизонтальном) анализе для выявления динамики показателей и в структурном (вертикальном) анализе для выявлений соотношений между различными показателями. Это основные методы для расчета финансовых коэффициентов в любой методике анализа хозяйственной деятельности предприятия.
  • Балансовый метод предназначен для построения сравнительного аналитического баланса-нетто.
  • Метод дисконтирования – применяется для приведения различных показателей к единому моменту времени. Пример расчета чистого дисконтированного дохода ЧДД

На практике чаще всего применяются методы абсолютных и относительных величин.

Группа статистических методов финансового анализа отличается разнообразием:

  • Метод арифметических разниц – применяется при оценке ликвидности и платежеспособности предприятия, достаточности ресурсов для финансирования экономической деятельности и т.д.
  • Факторный анализ – при анализе показателей прибыли позволяет выявить факторы, повлиявшие на финансовый результат предприятия.
  • Индексный метод – позволяет оценить отношение текущего конкретного показателя к его уровню в прошлых периодах.
  • Метод сравнений – наиболее ранний и распространенный метод финансового анализа. Применяется для сопоставления значения показателей с прошлыми периодами, с плановым значением или с определенным уровнем (среднеотраслевым, конкурентным, по группе предприятий и т.д.)
  • Метод группировки – направлен на анализ взаимосвязанных и взаимозависимых показателей, позволяя оценить влияние на результаты финансовой и хозяйственной деятельности наиболее существенных факторов, а также выявить закономерности в изменении показателей.

Весь инструментарий из группы статистических методов используется при проведении финансового анализа любого предприятия.

Математико-статистические методы и методы оптимального программирования в настоящее время применяются в рамках программно-аппаратных комплексах информационно-аналитического обеспечения для автоматического расчета заданных показателей и коэффициентов, построения графиков, формирования стандартизированных выводов и т.д. В информационно-аналитических системах, основанных на применении данных методов, обработка массивов информации для финансового анализа может происходить в непрерывном режиме.

Дескриптивные, предикативные и нормативные модели финансового анализа

Дескриптивные модели финансового анализа – это группа основных методов, используемых при оценке хозяйственной деятельности предприятия на базе бухгалтерской отчетности.

Механизм их применения следующий:

  1. Бухгалтерская отчетность представляется в нескольких разрезах, различающихся характером представления данных и степенью детализации. Используется табличная форма представления информации.
  2. Производится вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ представленных данных.
  3. Формулируются аналитические выводы по выявленным закономерностям.

Дескриптивные модели финансового анализа

Предикативные модели финансового анализа – это комплекс методов, основанных на построении моделей-прогнозов финансового отчета, данные для которого формируются на базе результатов динамического анализа за последние 5-10 лет. В основном применяются факторные или регрессионные модели. При разработке прогнозных моделей вне привязки к динамическим данным прошлых лет (например, при формировании финансовой стратегии предприятия) применяются только при использовании экспертных методов оценок будущих показателей, что снижает объективность таких методов.

Нормативные модели финансового анализа – это совокупность методов, основанных на установлении нормативов по каждому показателю и анализу отклонений фактических значений от нормативных. В качестве нормативных значений показателей могут применяться стреднеотраслевые, законодательно установленные, средние по группе предприятий и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector