Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ природно ресурсного потенциала россии

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕЕ ТЕРРИТОРИИ

канд. пед. наук, доцент Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского,

NATURAL RESOURCE POTENTIAL OF RUSSIA AS A BASIS FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF ITS TERRITORY

Tatyana Rebrina

the candidate of pedagogical Sciences,

associate Professor of Bryansk state University them. AK. I. G. Petrovskogo,

АННОТАЦИЯ

Природно-ресурсный потенциал, представляет собой все естественные ресурсы, которые создают основу экономического развития территории, на которой находятся. Актуальность изучения рассматриваемой проблемы обоснована понятием природно-ресурсного потенциала России. Потенциал нашей страны огромен и практически неисчислим, но необходимо его оценить и представить ситуацию, что происходит в этой сфере на сегодняшний день. Требуется задать направления для использования природно-ресурсного потенциала на благо России. Огромный ресурсный потенциал России, используется не полностью и необходимо преодолеть этот недостаток.

ABSTRACT

Natural-resource potential, represents all the natural resources that form the basis of economic development of the territory where you are. The urgency of studying of the problem justified the concept of natural resource potential of Russia. The potential of our country is enormous and almost incalculable, but it is necessary to assess and present a situation that is happening in this sphere to date. You want to set the direction for the use of natural resources for the benefit of Russia. huge resource potential of Russia is not fully used and it is necessary to overcome this deficiency.

Ключевые слова: природно-ресурсный потенциал, экономическое развитие, потребности.

Keywords: natural-resource potential, economic development, needs.

Природно-ресурсный потенциал, представляет собой все естественные ресурсы, которые создают основу экономического развития территории, на которой находятся. Природно-ресурсный потенциал можно еще представить, как элементы в окружающей среде, что необходимы в обеспечении процесса производства, цель которого – удовлетворить потребности людей [1, с. 24] .

Актуальность изучения рассматриваемой проблемы обоснована понятием природно-ресурсного потенциала России. Потенциал нашей страны огромен и практически неисчислим, но необходимо его оценить и представить ситуацию, что происходит в этой сфере на сегодняшний день. Кроме этого требуется задать направления для использования природно-ресурсного потенциала на благо России.

Для изучения природно-ресурсного потенциала России необходимо для начала понять и определить, как он подразделяется:

  • По природной среде. Это могут быть водные или земельные ресурсы, минеральные или ископаемые.
  • По исчерпаемости. Солнечный свет – неисчерпаем. Леса — возобновляемый ресурс. Нефть – не возобновляемый.
  • Способ использования ресурсов. В сельском хозяйстве или при промышленном производстве.

Природно-ресурсный потенциал России имеет следующие особенности:

  • Огромные запасы ресурсов сосредоточенны и насыщенны в определенных областях России. Так, огромные запасы нефти располагаются в Западной Сибири, составляя большую часть потенциала нефтедобычи России (рис. 1).
  • Огромные объемы ресурсов сосредоточенны в малонаселенных областях России, которые отличаются суровыми природными условиями и климатом. Так в Ненецкой Автономной области, нефтедобыча зимой может проходить при -35 градусов, что не редкость для этого края.
  • Неравномерное распределение природно-ресурсного потенциала. Например, в Сибири расположено до 50% всех лесов России, а в районах Предкавказья леса практически отсутствуют.
  • Недостаточная изученность природно-ресурсного потенциала России.

Рисунок 1. Основные месторождения нефти и нефтедобыча России на 2016 год

Минеральные ресурсы являются частью природно-ресурсного потенциала и представляют собой образования в земной коре естественного происхождения, которые человек может использовать в ведении своего хозяйства.

Минеральные ресурсы подразделяются:

  • На топливно-энергетические. Сюда входит нефть, газ, уголь, торф и пр.
  • На металлические руды. Это — железо, золото, вольфрам и т.д.
  • И на неметаллическое сырье. Это гранит, камень, мел и многое другое.

В настоящее время стоимость всех разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов оценивается в сумму 40 триллионом долларов США. Объем потенциальных запасов оценивается более чем в 150 триллионов долларов США [3, с. 378]. Такие огромные запасы минерально-сырьевых ресурсов обеспечивают России определенную роль в мировой экономике. В условиях промышленного развития и исчерпания ресурсов, к потенциалу России всё чаще обращаются другие страны, такие как Германия, Китай, Япония и многие другие. Рост их промышленности во многом зависит от тех ресурсов, что им продаст Россия.

Читать еще:  Цели задачи и содержание экономического анализа

На территории России находится более 18 тысяч месторождений минеральных ресурсов. Характерно, что в 10% месторождений содержится 60% разведанных минеральных ресурсов.

Россия по объему разведанных ресурсов занимает:

  • Первое место по запасам природного газа.
  • Первое место по запасам железных руд.
  • Второе место по запасам угля.
  • Четвертое место по запасам нефти.
  • Шестое по запасу платины и алмазов.

Основная добыча минеральных ресурсов приходится на нефть, газ и уголь, обеспечивая около ¾ всей добычи.

Огромные водные ресурсы находятся на территории России. Суммарный объем водных ресурсов составляет примерно 7500 километров кубических. Это один из самых больших запасов водных ресурсов в мире. Водные ресурсы суммируются из объема рек, озер, ледников и водохранилищ. В России протекают крупнейшие реки в Евразии: Лена, Енисей, Обь, Амур, Волга. Пять рек составляют больше половины водных ресурсов России, и их объем оценивается в 2100 кубических километров.

Водные ресурсы России неравномерно распределены по территории. Большая часть крупнейших сельскохозяйственных областей располагаются вдали от 5 крупнейших рек и от больших скоплений пресной воды. По статистике до 80% всех рек стекают в Северно-Ледовитый Океан, на берегу которого нет сельскохозяйственных угодий. Около 10% хозяйств расположены в засушливых областях (рис. 2).

Земельные ресурсы – это земля, которая используется или пригодна для использования в целях хозяйственной деятельности. Россия является страной с самой крупной территорией в мире. На одного человека приходится по 15 гектар пригодной для хозяйства земли, что в 5 раз выше мирового показателя в 3 гектара.

Вместе с этим большая часть земли находится в области с жестким климатом, где ведения сельского хозяйства практически невозможно и требует специализации, например, разведения оленей.

Рисунок 2. Распределение гидроресурсов по России.

Земельные ресурсы распределяются следующим образом:

  • 65% всей земли занимают леса;
  • 25% отошли под сельское хозяйство;
  • 5% под промышленные и военные объекты;
  • 5% – это населенные пункты.

Теперь проанализируем полученные данные.

Огромная территория России наполнена громадным количеством ресурсов. Особенно выделяются нефти — газовые ресурсы, водные и земельные. По всем этим показателям – Россия на первом месте в мире [2, с. 327] . Понимания значение такого богатства, Россия может развивать свой ресурсный потенциал, следующим образом:

  • Необходимо развивать сельское хозяйство, что осуществимо с помощью огромных водных и земельных ресурсов. Среди полезных ископаемых – огромные запасы ресурсов, что могут пойти на удобрения. Государству необходимо создать единый сектор сельского хозяйства для становления России как мощного производителя сельскохозяйственной продукции.
  • Дальнейшее развитие нефтяной и газовой добычи, но в сторону инноваций. Например – разработка новых месторождений на шельфах. Такие разработки выводят саму добычу на новый уровень.
  • Развитие крайне потенциальных отраслей России – металлургии. Огромные запасы железа, но недостаточные технологии по их обработке, приводят к низкой роли этой отрасли в промышленности страны. Необходимо пользоваться данным потенциалом.

Следует вывод, что огромный ресурсный потенциал России, используется не полностью и необходимо преодолеть этот недостаток.

Список литературы:

  1. Мишуров С.С., Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. — ИГТА, Иваново, 2002. – 58с.
  2. Ребрина Т.Г. Сущность и значение развития внешнеэкономической деятельности на современном предприятии // Вестник БГУ.- 2015.- №1 . – С. 327-329.
  3. Ребрина Т.Г., Силаева В.В. Регулирование и стратегическое планирование развития производственной инфраструктуры народного хозяйства // Инновационный потенциал, состояние и тенденции развития в экономике: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30-31 окт. 2013г.). — Санкт-Петербург, 2013.- С.378-380.

Природно-ресурсный потенциал России

Природно-ресурсный потенциал — все естественные ресурсы , которые являются основой экономического развития страны. Природные богатства России в почти 4 раза выше, чем в США, и в 4,5 раза выше чем в Китае. Природные ресурсы России отличаются величиной и разнообразием. Они неравномерно распределены по территории и отличаются недостаточной изученностью.

Читать еще:  Платежное поручение на подотчет образец

Минеральные ресурсы

Минеральные ресурсы используются в сфере материального производства. Они делятся на 3 части: топливно-энергетические, металлорудные и неметаллические. В нашей стране разведано приблизительно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых. Россия занимает 1 место в мире по добычи газа, второе — по добычи угля , шестое — нефти.

К рудам черных металлов железные, марганцевые и хромовые.Наша страна выделяется по запасам свинца, меди,цинка.Обладает запасами титановых руд, олова; крупными запасами золота, серебра, алмазов.

Водные ресурсы

Ресурсы подземных вод составляют около 790км^3/год.Водные ресурсы распределены по территории неравномерно.К водным ресурсам относятся возобновляемые воды — озера, ледники, водохранилища.Ежегодно возобновляемый речной сток находитсяв бассейнах рек: Лена,Енисей,Обь,Волга.

Земельные ресурсы

Россия обладает самым большим в мире фондом земель (1709 млн.га), они пригодны к использованию в хозяйственных целях.Земли лесного фонда состовляют 64%, сельскохозяйственного назначения — 24 %, земли госзапаса — 6,5 %. Земли, относящиеся к хозяйственной деятельности, оцениваются не очень хорошо (неуд.)

Биологические ресурсы

Биологические ресурсы бывают разных видов — лесные, охотничьи , рыбные ресурсы. Важное место занимают лесные ресурсы, очень большие запасы древесины позволяют производить более 20 тыс. видов продукции.России принадлежит 1/5 мировых запасов древесины. Преобладают хвойные породы — около 80%.

Животные ресурсы

Хоть и животный мир России разнообразен, фауна по числу видов небогата.Среди 20 видов пушных зверей 1 место по экономическому значению занимает соболь.В тундре основным пушным видом является писец. Богатые рыбные ресурсы преобладают в пресноводных водоемах и в морях Дальнего Востока(сельдь, сайра, морской окунь).Важный объект дохода — камчатский краб.

Оценка природно-ресурсного потенциала России

Природные ресурсы России расположены неравномерно между западными и восточными районами.

Европейская часть мало обеспечена ресурсами, особенно энергитическими.На юге малообеспечена лесными и водными.Зато здесь большие запасы железных руд .

В России природно-ресурсный потенциал состоит из ресурсов сельскохозяйственного и промышленного использования. В районах Дальнего Востока и Сибири преобладают промышленные ресурсы.Во всех остальных районах выделяются сельскохозяйственные ресурсы.По территории Российской Федерации природные ресурсы расположены неравномерно.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Биологические ресурсы: охрана растительного и животного мира
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПриродные зоны России: арктика, тундры, лесотундры, тайга, пустыни

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России» К уроку «Проблемы ресурсной основы экономики России»9 класс

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязи РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России»

К уроку «Проблемы ресурсной основы экономики России»

Практическая работа разработана на основе

Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.

для курса географии 9 класса к учебнику «В.П. Дронов, В.Я.Ром 9 класс. География России. Население и хозяйство. М.: Дрофа, 2011.

Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения на начальном этапе материала по теме « Экономика Российской Федерации ».

: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

обучающая – закрепление систематизация знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

развивающая — способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности России ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

В.П. Дронов, В.Я.Ром 9 класс. География России. Население и хозяйство. М.: Дрофа, 2011.

О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

Время выполнения работы – 40 мин.

Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала России»

1. Рассчитать обеспеченность России следующими ресурсами:

193из них 87 каменный уголь

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность природными ресурсами населения России:

Общая площадь леса

Сопоставить данные таблицы.

3.Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Учащиеся должны проанализировать и сделать вывод — ресурсообеспеченность России зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того чтобы выполнить задание, учащиеся должны вспомнить величину численности населения России и вычислить обеспеченность природными ресурсами по формуле Р. = ;

Сопоставив полученные результаты, учащиеся, воочию видят, как обеспечена природными ресурсами Россия на душу населения. И учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах Росии, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности, прежде всего, влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector