Анализ бюджета области
16.3 Анализ бюджета
Бюджетный анализ включает:
1) анализ исполнения бюджета;
2) анализ финансового состояния территории.
Цели бюджетного анализа:
— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
— обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.
Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
· уровень финансовой самодостаточности территории;
· уровень устойчивости территориального бюджета;
· факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет;
Финансовые и контролирующие органы проводят:
· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;
· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;
· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.
Методы и инструментарий для анализа бюджета:
1. Метод сравнения
Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.
2. Метод группировки
Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
4. Бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1) горизонтальный анализ — сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2) вертикальный анализ — определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3) трендовый анализ — проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4) факторный анализ — выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.
Методы анализа устойчивости территориального бюджета
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов.
Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:
1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;
2) нормальное состояние бюджета;
3) неустойчивое состояние бюджета;
4) кризисное состояние бюджета.
I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рмин Дс + Дп. (16.4)
II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1
Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов
Уровень устойчивости бюджета | |||
абсолютно устойчивое состояние | нормальное состояние | неустойчивое состояние | |
Дс / Д | 60-70% | 40-50% | 5-10% |
Дп / Д | 30-40% | 50-60% | 90-95% |
3 / Р | 10-15% | 30-35% | 40-50% |
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
3 — бюджетная задолженность.
Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.
III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.
1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
2) коэффициент автономии:
3) коэффициент внешнего финансирования:
4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
5) коэффициент бюджетного покрытия:
6) коэффициент налогового покрытия:
где Дн — налоговые доходы бюджета
7) коэффициент неналогового покрытия:
Кнн.п = Днн.п /Рмин
где Днн.п — неналоговые доходы бюджета
8) коэффициент трансферного покрытия
где Дт.п — доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)
9) коэффициент дефицитности бюджета
где БД — бюджетный дефицит
10) коэффициент бюджетной задолженности
11) коэффициент бюджетной результативности региона:
где Дт — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч — среднегодовая численность населения региона;
12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
Контрольные вопросы к теме 16:
1. Перечислите основные задачи финансового контроля.
2. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?
3. Назовите специализированные органы финансового контроля.
4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.
5. Перечислите цели анализа бюджета.
6. Какие методы используются при проведении анализа бюджета?