Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выявление административного правонарушения это

Выявление правонарушения

Особенности административной юрисдикции

Административное право представляет собой отрасль права, которая регулирует общественные отношения, появляющиеся в процессе реализации государственным органами исполнительной власти.

Административная ответственность – это меры государственного принуждения, применяемые за совершение проступка, предусмотренного КоАП РФ. Административная ответственность является наиболее распространенной разновидностью правовой ответственности.

Процедура производства по делу об правонарушении включает несколько стадий, последовательно следующих одна за другой:

  • выявление правонарушения;
  • применение мер, предусмотренных производством по делу;
  • сбор и фиксация доказательств вины правонарушителя;
  • составление административного протокола;
  • рассмотрение дела о правонарушении, вынесение решения по данному делу;
  • обжалование решений и постановлений в деле о правонарушении.

На предотвращение свершения правонарушений направлены административно-предупредительные меры, которые носят профилактический характер. Меры административного пресечения подразумевают принудительное прекращение противоправного действия, а также создание условий, обеспечивающих привлечение нарушителей к административной ответственности. На выявление правонарушения и установление личности, совершившей его, на выявление и исследование доказательств истинности дела, используются меры процессуального обеспечения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Административное наказание – меры административной ответственности, которые применяются в наказание за административное правонарушение и носит штрафные санкции в воспитательных целях. Восстановительные меры используют для возмещения причиненного ущерба, а также восстановления прежнего положения дел (изъятие документов и имущества, отмена незаконных актов, взыскание незаконно полученного, прекращение права собственности и др.).

Виды административных правонарушений и наказаний

К административным правонарушениям относятся нарушения, которые посягают на права человека и гражданина, санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и общественную нравственность, правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере охраны собственности, на транспорте, в строительстве и энергетике, в промышленности, в области связи и информации, дорожного движения, в области воинского учета, предпринимательской деятельности.

К административной ответственности могут привлекаться лица с 16 лет, индивидуальные предприниматели, должностные лица, военнослужащие и призванные на службу лица, юридические лица, сотрудники внутренних дел, лица без гражданства, иностранные граждане, иностранные юридические лица, совершившие правонарушения на территории РФ.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

К видам административных наказаний относятся:

  • административный штраф;
  • предупреждение;
  • возмездное изъятие (конфискация) предмета или орудия нарушения;
  • лишение специальных прав;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • выдворение за пределы РФ лица без гражданства или иностранного гражданина.

Административное принуждение – это применение в деятельности правоохранительных органов мер, направленных на профилактику и выявление правонарушения, определение личности нарушителя, создание условий для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела для осуществления норм материального права, которое устанавливает ответственность за нарушения, для осуществления отдельных административно-правовых санкций.

Технология выявления правонарушений

Анализ противоправных действий носит типовой характер, он соответствует последовательности действий с момента, как пострадавшая сторона поняла, что были нарушены ее права, до момента восстановления пострадавшего в правах, взыскания нанесенного ущерба, наказания виновных.

Схема выявления и оценки правонарушения:

  1. Выявление правонарушения. Устанавливается, по каким признакам выявляется правонарушение и какие нормативные акты при этом были нарушены. Каждую группу противоправных действий представляет классификатор правонарушений.
  2. Установление последствий правонарушений. Проводится анализ причинно-следственных связей, создающих состав правонарушений и которые ведут к наступлению ущерба. Так как большая часть правонарушений совершается осознанно и умышленно, поэтому изучение ситуации выстраивается с учетом концепции конфликта интересов, которая позволяет понять род противоречия в интересах.
  3. Определение формы и объемов нанесенного ущерба.
  4. Оценка величины ущерба. Для определения стоимостной величины ущерба разработан стандартизированный подход: последовательность действий, основные принципы определения ущерба, методы оценки, информационная база.
  5. При проведении оценки последовательность работ представлена следующим образом: аналитическая работа, сбор информации, оценочные работы, экспертное заключение.
  6. Основные принципы оценки базируются на общепринятых стандартах оценки и нормативных актах, которые регулируют оценочную деятельность.

Протокол об административном правонарушении

Должностное лицо при выявлении правонарушения, осуществляет производство по делу и составляет административный протокол. Административный протокол должен быть составлен в присутствии лица, совершившего правонарушение. Нарушителю перечисляются его права и обязанности, в протоколе указываются место, время и порядок рассмотрения правонарушения.

В административном протоколе отображаются доказательства, которые подтверждают правонарушение, создается фабула нарушения, предоставляется правовая квалификация, указываются понятые и очевидцы нарушения. Лицо, на которое составили административный протокол, может давать в письменном виде пояснения, которые также прилагаются к материалам дела.

Правонарушитель может подать ходатайство о рассмотрении дела о правонарушении по месту жительства (об этом делается соответствующая пометка в административном протоколе). Правонарушителю и пострадавшему вручаются копии административного протокола.

Дело о правонарушении рассматривается на основании сведений, которые содержатся в протоколе. При составлении административного протокола, правонарушитель может воспользоваться помощью адвоката.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Выявление административного правонарушения это

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Читать еще:  Как правильно заполнить акт скрытых работ

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Административное правонарушение: виды, примеры, последствия

За нарушения закона в РФ предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность. Разграничение видов ответственности происходит по тяжести наступивших последствий и характеру общественной опасности. В этой статье рассмотрим, по каким признакам определяется административное правонарушение, и какие последствия влечет совершение проступка.

Что это такое

Правовое определение административного правонарушения раскрыто в ст. 2.1 КоАП РФ, оно характеризуется следующими признаками:

  • совершение противоправных действий или бездействия;
  • наличие вины в совершении проступка;
  • ответственность за допущенное нарушение закона должна быть предусмотрена статьями Особенной части КоАП РФ.

Противоправность поведения может заключаться в нарушении, несоблюдении или игнорировании законодательных норм, подзаконных актов, ведомственных приказов и инструкций, условий разрешительных документов.

Выявление правонарушений происходит в результате деятельности уполномоченных служб и ведомств, либо по заявлениям граждан или юридических лиц. Например, на составление процессуальных протоколов о нарушении правил дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а назначение санкций за проступок может входить в компетенцию суда.

Читать еще:  Как правильно списать спецодежду в 1с

Виды и примеры правонарушений

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

  • проступки, связанные с нарушением прав граждан (глава 5 КоАП РФ) – различные нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового законодательства, дискриминация и т.д.;
  • проступки в сфере охраны собственности – нарушения правил пользования жильем, мелкие хищения, проступки в сфере государственной и муниципальной закупочной деятельности, и т.д.;
  • правонарушения на транспорте;
  • проступки в сфере безопасности дорожного движения;
  • нарушения налогового законодательства;
  • иные группы проступков, зафиксированные в Особенной части РФ.

Для каждого состава правонарушений закон предусматривает перечень обязательных признаков. В него входят:

  • объект проступка – тип общественных отношений или сфера законодательства (например, безопасность дорожного движения);
  • объективная сторона – перечень конкретных действий иди бездействия, которые зафиксированы в рамках административного дела;
  • общий или специальный субъект – гражданин, иностранец, должностное лицо, предприятия и т.д.;
  • субъективная сторона – форма вины в противоправном поведении субъекта (умысел, неосторожность и т.д.).

Помимо этого, в отдельных статьях КоАП РФ могут устанавливаться перечень квалифицирующих признаков. Такие обстоятельства повышают общественную опасность проступка и, соответственно, влекут ужесточение наказания. Типичным примером таких признаков будет являться размер причиненного ущерба, состояние опьянения в момент нарушения, и т.д.

Процедура выявления и наказания

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Составление протокола может происходить непосредственно на месте обнаружения проступка, либо значительно позже. Нужно учитывать, что законом установлены предельные сроки привлечения к ответственности (два месяца, три месяца, один год и т.д.). Этот срок начинает течь с момента совершения проступка, поэтому факт длительного или несвоевременного обнаружения нарушений может привести к освобождению от наказания.

Санкции за совершение проступка назначаются по следующим правилам:

  • наказание может быть назначено только путем вынесения постановления;
  • в КоАП РФ приведен перечень должностных лиц и ведомств, уполномоченных на рассмотрение дел и вынесение постановлений;
  • в каждой статье Особенной части КоАП РФ зафиксирован полный перечень мер воздействия, которые можно применять за совершение правонарушения.

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

Если потенциальный нарушитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, такое заочное постановление будет являться законным. Законность уведомления подтверждается фактом направления судебной повестки, либо иного аналогичного документа.

На практике, такой порядок порождает ситуации, когда граждане или юридические лица могут не знать о назначенном наказании, пока не столкнутся с принудительным взысканием штрафа или исполнением иной санкции. Например, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью камер видеофиксации, сотрудники ГИБДД могут выносить постановление в заочном режиме, после чего документ будет направлен нарушителю. Узнать о наличии административных дел или характере назначенных санкций можно следующими способами:

  • через картотеку судебных дел – по номеру постановления о назначении наказания, по номеру дела, назначенному к рассмотрению, по личным данным нарушителя;
  • через базу данных ФССП – если штраф или иная мера воздействия вступили в силу, а постановление передано на принудительное исполнение приставам;
  • путем запроса в уполномоченные ведомства – например, для уточнения информации о штрафах за нарушение ПДД соответствующий запрос можно направить в территориальные органы ГИБДД,

Наиболее серьезной санкцией по КоАП РФ является арест, который заключается в ограничении свободы на срок до 15 или 30 суток.

Последствия административного правонарушения

Санкции и последствия за проступок по КоАП РФ существенно мягче, чем судимость по нормам УК РФ. Большинство видов наказания за административное правонарушение можно исполнить в добровольном порядке (например, уплатить штраф в пределах 60 дней после его назначения). Кроме того, суд, или иной уполномоченный орган, может назначать санкцию по низшему пределу, если это предусмотрено статьей Особенной части КоАП РФ.

Малозначительное правонарушение позволяет обойтись устным замечанием или предупреждением. В этом случае виновному лицу не придется платить даже незначительный штраф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРИ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОБНАРУЖЕНИИ

студент, кафедра административного и таможенного права Ростовский филиал Российской таможенной академии,

АННОТАЦИЯ

Административные правонарушения в таможенной сфере в современный период развития ЕАЭС остаются весьма распространенными. Остается приоритетной задачей должностных лиц таможенных органов эффективно выявлять и предотвращать правонарушения в таможенной сфере. Данная статья посвящена анализу выявления административных правонарушений должностными лицами таможенных органов и изучению порядка документирования правонарушений при их непосредственном обнаружении.

Ключевые слова: непосредственное обнаружение, Кодекс РФ об административных правонарушениях, административные правонарушения, выявление административных правонарушений.

Административные правонарушения в таможенной сфере довольно распространены, однако таможенные органы должны выявлять такие правонарушения, и своей эффективной деятельностью пресекать их.

Административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное деяние физического либо юридического лица, за совершение которого предусматривается административная ответственность. Административная ответственность за нарушения в таможенной сфере устанавливается только КоАП РФ.

Административные правонарушения в таможенной сфере (нарушения таможенных правил), совершение которых влечет административную ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций, содержатся в главе 16 КоАП РФ. Эта глава содержит 24 статьи, большинство из которых содержат несколько отдельных правонарушений.

Таким образом, исследовав основные виды административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, выявлено, что производство по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере являются наиболее распространенными. Несмотря на большое количество доступных источников нормативного регулирования данной сферы и четкого определения правонарушений данной сферы, тенденция возбужденных дел об административных правонарушениях в таможенных органах продолжает расти. Ранее в работе приводилась статистика ФТС России по факту роста административных правонарушений в области таможенного дела, и также важно упомянуть о том, что, несмотря на такой рост, деятельность должностных лиц таможенных органов, направленная на выявление, пресечение и расследование, также приносит свой результат.

Именно поэтому важно исследовать и проанализировать производство по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере с целью четкого понимания структуры данного вида административной юрисдикционной деятельности, а также выявить проблемные аспекты с целью их дальнейшего устранения и совершенствования системы в целом.

Стоит отметить, что каждое правонарушение, отнесенное к компетенции таможенных органов, имеет свои особенности, которые обусловлены той сферой, в которой они совершаются, и на тех этапах таможенных процедур, в рамках которых они наиболее характерны. По этой причине необходимо охарактеризовать виды административных правонарушений в таможенной сфере для общего понимания направления административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в данной области правового регулирования.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст.28.1 КоАП РФ, непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа правонарушения, является одним из поводов возбуждения дела об административном правонарушении. В случае наличия достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, должностным лицом таможенного органа составляется протокол об административном правонарушении. При проведении контрольных мероприятий и наличия достаточных оснований возбуждается дело об административном правонарушении. В частности, возбуждение дела об административном правонарушении в таможенной сфере возможно при проведении должностными лицами таможенного органа таможенного контроля. В свою очередь, таможенный контроль одно из основных понятий таможенного регулирования. Термин таможенный контроль определяется как совокупность проверочных мероприятий в определенной форме, которых достаточно для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства. Особенностью таможенного контроля является то, что данный вид контроля характеризуется наличием контролирующей функции государственного контроля, а также то, что правовое регулирование данного вида государственного контроля обусловлено наличием обширного числа актов государств-участников ЕАЭС [5].

Читать еще:  Постановление правительства республики карелия

В механизме выявления административных правонарушений важное значение имеет правовая регламентация форм и способов таможенного контроля [3].

Правильная квалификация нарушений таможенных правил является предпосылкой легитимности всей деятельности правоохранительных органов. Совершение административного правонарушения – это юридический факт, который документируется процессуальными документами: протокол об административном правонарушении, протокол применения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования, постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правильная квалификация нарушения необходима при составлении указанных документов [4].

Целесообразно также уделить внимание вопросу правоприменения должностными лицами таможенных органов в части повышения эффективности применяемых мер, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений. В частности, необходимо отметить Распоряжение ФТС России от 08.11.2016 № 291-р «О повышении эффективности выявления и пресечения административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов». В частности данный акт направлен на урегулирование и систематизацию вопроса совершенствования практики таможенных органов по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере таможенного дела. Согласно указанного распоряжения важно обеспечение взаимодействия должностных лиц таможенных органов по направлениям деятельности, в рамках которой наиболее распространены факты совершения административных правонарушений, в целях дачи правовой оценки согласно КоАП РФ деяниям лиц, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела, в случаях, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ. Тем не менее, указанное положение исследуемого распоряжения не несет в себе полного и всестороннего определения такого взаимодействия. В частности, само собой разумеющийся факт необходимости обеспечения взаимодействия между должностными лицами таможенных органов, однако нет четкости и ясного понимания направлений такого взаимодействия, характерных особенностей и порядка исполнения самого положения данного пункта распоряжения.

Также, данным распоряжением предусмотрено требование обеспечения методического руководства, координации и контроля за деятельностью таможенных органов региона в части исполнения мероприятий, предусмотренных первым пунктом данного распоряжения. В данном случае, также отсутствует прямое указание на характер такого контроля и координации. Если говорить о взаимодействии должностных лиц таможенных органов в целях выявления и пресечения административных правонарушений, то, как уже было отмечено, данное положение не содержит в себе четкого порядка исполнения, а также способов осуществления взаимодействия между должностными лицами таможенных органов. В таком случае, ставится спорным вопрос о проведении мероприятий, направленных на контроль данного положения. В частности, необходимо данное положение сформулировать более четко, в целях недопущения искажения смысла отраслевого законодательства. Для того, чтобы правильно скоординировать данное направление важно иметь внятное понимание порядка и способа исполнения положения указанного пункта распоряжения.

Также, стоит обратить внимание на то, что данным распоряжением предусмотрено, что начальникам региональных таможенных управлений и таможен, которые непосредственно подчинены ФТС России, до 30 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, необходимо предоставлять обобщенные за регион деятельности сведения о результатах проведенной работы в рамках исполнения первого пункта распоряжения, а также о тех мерах, которые приняты в целях повышения эффективности выявления административных правонарушений и предложения по совершенствовании этих мер. В частности, втора часть данного положения по своей сути содержит в себе положительный аспект, направленный на устранение проблемных вопросов, связанных с правоприменительной практикой в части административного производства. Принятые меры в общей сложности дают четкое понимание результативности в области применения своих полномочий по выявлению административных правонарушений должностными лицами таможенных органов. Из списка таких мер можно, в целом, выделить наиболее важные направления, которые следует развивать в практической деятельности, и которые, в дальнейшем, дадут возможность оперативно и своевременно принимать комплекс мер, направленных на урегулирование вопроса выявляемости, как одного из показателей деятельности должностных лиц таможенных органов в области административной юрисдикции. Что же касается предложений по совершенствованию таких мер, то в данном случае, речь идет о сводном анализе принятых мер, полученного результата, и соответственно, вывод о сочетании принятых мер с полученным результатом, так называемая причинная связь. Это означает, что ведется аналитическая работа по повышению эффективности принимаемых мер в целях выявлении и пресечения административных правонарушений таможенным органом. Предложения по совершенствованию мер по повышению эффективности выявления административных правонарушений, предоставляемые заместителю руководителя ФТС России, строятся на основе анализа практической деятельности отдельно взятого регионального таможенного управления либо таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, путем выявления проблемных аспектов, присущих конкретному региону, а также на основе статистических данных о наиболее характерных для конкретного региона правонарушений в области таможенного дела. Это позволяет для каждого отдельно взятого региона выработать ряд методических рекомендаций руководителя ФТС России для совершенствования правоприменительной практики и урегулирования спорных аспектов по выявлению и пресечению административных правонарушений.

Информация об административном правонарушении, поступившая в таможенный орган, регистрируется в соответствии с установленным порядком. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо таможенного органа оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в таможенный орган в нерабочее время оформление протокола заявления о совершении административного правонарушения осуществляется оперативно-дежурной службой таможенного органа [5].

Учет поступившей информации об административных правонарушениях осуществляется в ФТС России – Управлением таможенных расследований и дознания; в Региональном таможенном управлении и оперативной таможне учетно-регистрационным отделением оперативной таможни; в таможне – УРО таможни, на таможенном посту – УРО таможенного поста.

В заключение хотелось бы отметить, что повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения лиц к административной ответственности остаются приоритетными задачами в деятельности таможенных органов ЕАЭС.

Список литературы:

  1. О службе в таможенных органах: Федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ. — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Российская газета. — 2010.
  3. Зубач А.В., Сафоненко П.Н. Выявление и основы расследований административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебное пособие. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. C. 69.
  4. Костенников М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // Административное право и практика администрирования. — 2013. — № 4. — С. 71-95.
  5. Сидоров Е.И., Хомяков Л.Л. Правовая характеристика и особенности применения административных наказаний за нарушение таможенных правил // Вестник Российской таможенной академии. — 2013. — № 2. — С. 20-26.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector