Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная регистрация прав на недвижимые вещи

Недвижимость как вещь, подлежащая государственной регистрации

Недвижимое имущество группы Б относится к недвижимости по причине необходимости государственной регистрации этих объектов. Признак государственной регистрации не является личным признаком группы Б. Это общий признак для всех групп, для всего недвижимого имущества, просто для группы Б он оказывается единственным. То, что недвижимое имущество – это такое имущество, которое подлежит государственной регистрации, определяется в статье 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации:

«Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренным настоящим кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.»

Как мы видим часть 1 статьи 131 определяет необходимость регистрации прав на недвижимое имущество. В этой части даже перечислены те права, которые должны быть зарегистрированы. Кроме того, указано, что регистрации могут подлежать и другие права, если это предусмотрено какими-либо законами.

В то же время, часть 2 той же статьи говорит о регистрации не прав, а самих объектов недвижимого имущества. Это происходит только в том случае, если имеется соответствующий закон, указывающий необходимость регистрации недвижимых вещей.

Таким образом, государством может регистрироваться как сам объект недвижимости, так и различные права на него, которыми обладают конкретные граждане.

Так объекты группы А, должны быть подвергнуты специальному государственному учету с описанием их важнейших характеристик и с присвоением уникального идентификационного номера (кадастрового – для земельного участка и идентификационного для строения и сооружения, а также кадастрового для лесов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, для поверхностных и подземных вод).

Объект регистрируется и учитывается в базе данных (кадастре) по месту расположения. Такой способ идентификации и регистрации «привязывает» объект к неперемещаемой относительно поверхности Земли (неподвижной) географической (адресной) системе координат. Такая регистрация осуществляется на основании 2 части 131 статьи.

Первая же часть этой же статьи требует государственной регистрации прав на уже зарегистрированный объект недвижимости. Регистрация сделок (переходов прав) и прав осуществляется по месту нахождения объекта. Таким образом, к неподвижной системе координат посредством государственной регистрации «привязываются» также имущественные права и сделки.

Системой государственной регистрации объектов группы Б (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) предусматривается однозначная идентификация физической сущности объекта, указание владельца (собственника) и его адреса, а также порта (аэропорта) приписки (регистрации) объекта. Таким образом, перемещаемые объекты группы Б оказываются «привязанными», как и объекты группы А к неподвижной системе координат.

Осталось упомянуть об объектах группы В. Государственная регистрация имущественных прав на предприятие как имущественный комплекс осуществляется органом юстиции с указанием юридического адреса, также однозначно «привязанного» к упомянутой выше неподвижной системе координат. Регистрация прав на предприятия – это, прежде всего, регистрация той организации, которая обладает правом по отношению к предприятию. Организации регистрируются согласно 51 статьи Гражданского Кодекса:

«Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.»

У предприятия как объекта группы В есть одна интересная особенность: он состоит из объектов группы А, которые должны регистрироваться как объекты группы А (см. выше). То есть объекты недвижимости, входящие в предприятие регистрируются как объекты недвижимого имущества по месту расположения (получают кадастровый и (или) идентификационный номер). Вместе с тем право собственности на это предприятие (как и все остальные права и обременения, которые необходимо регистрировать) тоже регистрируется как юридическое лицо по месту расположения этого юридического лица. Если юридическое лицо находится в Нижнем Новгороде, а в Саратове располагается предприятие, принадлежащее этому юридическому лицу. То юридическое лицо будет зарегистрировано в Нижнем Новгороде, а в Саратове будут зарегистрированы здания, сооружения, земельные участки, находящиеся в собственности у нижегородской фирмы. Вся эта информация разместится в двух всероссийских реестрах – прав на недвижимость и юридических лиц, а также в кадастрах, и будет учтена в полном объеме.

Таким образом, объекты группы А (здания, сооружения, земельные участки и так далее), имеющиеся в составе предприятия регистрируются (вносятся в Единый государственный реестр) в месте нахождения объекта, в общем случае отличном от места регистрации юридического лица. Таким образом, эти объекты также жестко привязываются к неподвижной системе координат. Для целей управления недвижимым имуществом необходимо отметить, что при купле-продаже предприятия процедуре регистрации имущественных прав предшествует детальная инвентаризация всех компонентов имущественного комплекса, включая данные кадастрового учета земельных участков, а также инвентаризации строений и помещений, находящихся в составе предприятия.

Наряду со статьей 131, механизм государственной регистрации недвижимости определяется также специальным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 131 ГК РФ. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарии к ст. 131 ГК РФ

1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение учреждениями юстиции общегосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделок с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемых на практике злоупотреблений.

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130 ГК.

2. Помимо государственной законом может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества, который не носит правоустанавливающего значения. Это — дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости, например за предприятиями с участием иностранных инвесторов.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г., опубликован в Российской газете от 30 июля 1997 г. Он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание же всей системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется поэтапно субъектами РФ и должно быть завершено к 1 января 2000 года (см. ст. 33 Закона). В Законе определены система учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации.

Читать еще:  Работа по совместительству как оформить правильно

С момента введения в действие названного Закона потеряют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренных ст. ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (см. ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (см. ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК). Аналогичное положение содержится и в п. 14 Указа Президента РФ от 28 февраля 1996 г. N 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» (СЗ РФ. 1996. N 10. Ст. 880), согласно которому впредь до принятия федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним регистрацию проводят органы, осуществляющие эту деятельность на дату издания Указа.

В настоящее время, например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (СА РФ. 1993. N 50. Ст. 4868) Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальные органы на местах регистрируют и оформляют документы о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России заложена и в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 932 (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4003).

Органами местного самоуправления, Комитетом муниципального жилья г. Москвы и его филиалами проводится регистрация жилых помещений и сделок с ним. Комитетами по управлению государственным имуществом производится регистрация объектов недвижимости производственного назначения.

Предприятия технической инвентаризации регистрируют недвижимое имущество на основании Инструкции, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 января 1968 г. N 83. Выдаваемые ими акты по договорам купли-продажи этого имущества свидетельствуют о возникновении, переходе и прекращении права собственности, т.е. носят правоустанавливающий характер. Они могут быть предметом рассмотрения в суде по требованию лица, права и интересы которого этим актом нарушены.

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. Указом Президента РФ от 27 августа 1996 г. N 1270 (СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4198) был утвержден Порядок представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация представляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ. Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, представляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам представляется бесплатно.

Представление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (РГ. 21 сентября. 1993).

После вступления в действие Закона о регистрации недвижимости выдача информации будет осуществляться по правилам ст. ст. 7, 8 названного Закона.

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685); гл. 24.1 ГПК РСФСР; арбитражные суды — по правилам АПК.

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

СТ 131 ГК РФ

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 Гражданского кодекса РФ

1. По смыслу комментируемой статьи ГК РФ в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. О понятии недвижимых вещей см. комментарий к ст. 130 ГК РФ.

Государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными органами, в Едином государственном реестре, в частности, подлежат:

— право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления;

— право пожизненного наследуемого владения;

— право постоянного пользования;

— иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Так, например, согласно ч. 3 ст. 33 ЖК РФ гражданин, проживающий в жилом помещении, предоставленном по завещательному отказу, вправе потребовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа.

Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).

По состоянию на 01.08.2016 основным актом, регулирующим в соответствии с ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав, является ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Однако здесь необходимо принимать во внимание ряд следующих изменений:

1) с 01.01.2017 в основной части (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки) вступает в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, с 01.01.2017 кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся на сегодняшний день в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В ЕГРН, в частности, войдут реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ (сведения о границах в настоящее время содержатся в кадастре недвижимости). Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах. Отметим, что на сегодняшний день кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, при этом последние имеют приоритет;

2) согласно ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы. Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. По состоянию на 01.08.2016 государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), а кадастровый учет — подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ;

Читать еще:  Как правильно вести личное дело

3) в силу ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный до дня вступления в силу данного Закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Также по вопросу особенностей осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях см. ст. 70 указанного Закона;

4) со дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (см. ч. 6 ст. 72 данного Закона) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 данного Закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Из чего следует, что осуществлять перерегистрацию ранее учтенных объектов недвижимости не нужно;

5) согласно ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»:

а) с 01.01.2017 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменит свое наименование — ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и будет регулировать отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

б) с 01.01.2017 признаны утратившими силу главы I — IV, ст. 31 и глава VI ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

в) с 01.01.2020 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признан утратившим силу.

2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида).

Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. В соответствии с данным Законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВзК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством РФ.

В рамках ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.

3. В силу п. 3 комментируемой статьи на уполномоченный государственный орган возложена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:

1) выдача документа о зарегистрированном праве;

2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.

4. Информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется уполномоченным органом любому лицу, к нему обратившемуся. Такая информация предоставляется в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Обратим внимание, что любому лицу предоставляется только та информация о зарегистрированных на недвижимые вещи правах, которая признана общедоступной. Сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав только по запросам субъектов, имеющих право на получение соответствующей информации.

Более подробно аспекты предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы в гл. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Судебная практика по ст. 131 ГК РФ:

— Определение КС РФ от 22.12.2015 N 2791-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Лаптевой Нажмии Мухамедовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 292, статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 198, 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

— Определение КС РФ от 23.06.2015 N 1529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Болявина Андрея Петровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 3 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпунктом «к» пункта 9, подпунктом «к» пункта 21, подпунктом «е» пункта 45 и пунктом 46 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 17, 38);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (см. п. 1).

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

Комментарий к статье 131 Гражданского Кодекса РФ

1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделкам с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемые на практике злоупотребления.

Читать еще:  Признать малозначительным административное правонарушение

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130.

2. Для некоторых видов недвижимости установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Так, в соответствии со ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Названные воздушные суда могут быть также зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

В порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, регистрируются государственные воздушные суда.

Статья 33 КТМ предусматривает необходимость регистрации морского судна в одном из реестров судов Российской Федерации — Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре — в зависимости от характеристики судна. Регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить лишь в судебном порядке.

Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России была заложена в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 932 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 4003) и продленной на 2001 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 183).

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149) государственный кадастровый учет земельных участков производится в Едином государственном реестре земель. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами непосредственно и через свои территориальные органы на местах.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон был подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г. и введен в действие 31 января 1998 г. Однако создание всей системы органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось поэтапно субъектами Российской Федерации и было завершено к 1 января 2000 г. (ст. 33 Закона о регистрации прав на недвижимость).

В Законе определены система органов, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации (подробнее см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общей ред. П.В. Крашенинникова. Изд. 2-е. М.: Спарк, 2001, учитывая при этом изменения и дополнения, внесенные в Закон в 2001 — 2004 гг. — СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711).

С момента введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость потеряли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применялся действующий ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК).

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. После вступления в действие Закона о регистрации прав на недвижимость выдача информации осуществляется по правилам ст. 7, 8 названного Закона.

Информация предоставляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.02.98 N 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах» — СЗ РФ, 1998, N 9, ст. 1121. Изменения и дополнения в указанное Постановление были внесены Постановлениями Правительства РФ от 16.07.2002 N 529 — СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2968; от 13.10.2003 N 620 — СЗ РФ, 2003, N 42, ст. 4071). Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, предоставляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам предоставляется бесплатно.

Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» с изм. на 29.06.2004 (СЗ РФ, 1997, N 41, стр. 8220 — 8235; 2004, N 27, ст. 2711).

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с гл. 23, 25 ГПК; арбитражные суды — по правилам АПК (гл. 24).

Другой комментарий к статье 131 ГК РФ

1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 — 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.

В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

Остались вопросы по ст 131 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 131 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector