Провалами рынка называются - Лайфхаки от Кризиса
Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Провалами рынка называются

Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка

«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.

Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов.

Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации.

Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек.

В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Читать еще:  Принципом рынка является

Производство общественных товаров.

Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 13. Провалы рынка

В главе «Функционирование рынка» мы говорили о том, что рыночная экономика с наличием конкурентного ценообразования и множеством рынков в отсутствие «сил трения» (то есть при определённых предпосылках об идеальных рынках) приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. Мы также говорили, что критерием эффективности является распределение благ и ресурсов в соответствии с предельными издержками на их производство. То есть распределение ресурсов оказывается эффективным, когда цены равны предельным издержкам.

Однако рыночный механизм не всегда приводит к эффективному распределению ресурсов, даже в отсутствие «сил трения». Ситуации, когда рынок не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, называются «провалы рынка» или «фиаско рынка» (англ. market failures) . В этих случаях государство может улучшить результаты деятельности рынка, вмешиваясь в работу рыночного механизма. Одним из рыночных провалов является монопольная (или монопсоническая) власть, мы рассмотрели этот провал достаточно подробно в предыдущих главах.

Другие два провала рынка — это внешние эффекты и отсутствие стимулов для производства общественных благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. Рыночная власть (монополия или монопсония)
  2. Внешние эффекты
  3. Общественные блага

13.1 Внешние эффекты

13.2 Общественные блага

Краткое повторение

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Остается около 10 мест на учебный сезон 19/20

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

  • Лекция «За что были получены Нобелевские премии по экономике»
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)
  • Пример видео-разбора тура олимпиады
    (Уровень сложности: Всероссийская олимпиада)

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика — Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель — победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий — будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Провалами рынка называются

Общественный сектор экономики и государственная макроэкономическая политика

1. Обоснование государственного вмешательства в экономику.

2. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики.

3. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления.

4. Финансовая система государства и её особенности.

5. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики.

6. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты.

7. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги. Количественная теория денег.

8. Предложение кредитных денег коммерческими банками. Банковские резервы и их виды. Банковский (депозитный) мультипликатор.

9. Предложение денег центральным банком. Денежная база. Денежный мультипликатор.

10. Равновесие денежного рынка и механизм его установления.

11. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, результаты.

12. Кредитно-денежный трансмиссионный (передаточный) механизм: теоретические представления, цепочка последствий.

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Читать еще:  Ценообразование на мировом рынке

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Структурный дефицит определяется по формуле

, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом:

г) защита от наводнения.

2. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада – это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

3. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

4. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

5. Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

7. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»?

а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

8. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными:

а) фискальная политика;

б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;

в) антимонопольное регулирование;

г) создание государственных заказников.

9. Основными экономическими функциями государства являются:

1. Обеспечение правовой основы функционирование экономики;
2. Регулирование общего уровня цен;
3. Защита конкуренции;
4. Перераспределение доходов;
5. Организация и стимулирование НТП;
6. Политика снижения издержек производства;
7. Воздействие на размещение ресурсов;
8. Создание рыночной инфраструктуры;
9. Распределение общественного продукта;
10. Политика макроэкономической стабилизации. —

10. К «провалам рынка» относят такие процессы как:

а) производство общественных благ;

б) побочные эффекты от перелива ресурсов;

в) эффективность использования ресурсов.

1. Одним из проявлений «провалов рынка» является наличие:

а) внешних эффектов;

б) внутренних эффектов;

в) смешанных эффектов;

2. Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

3. Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

4. Общественный сектор – это часть экономического пространства, где:

а) рынок не срабатывает;

б) осуществляется производство общественных благ;

в) действуют некоммерческие организации;

г) все перечисленное.

5. Неконкурентность общественного блага означает, что:

а) благо неделимо;

б) благо не может быть продано поштучно;

в) благо потребляется совместно;

г) все перечисленное.

6. Внешние эффекты – это:

а) побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага

б) увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага

в) воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

7. Доминирующее место в общественном секторе занимают:

а) добровольные организации

б) коммерческие предприятия

в) государственные предприятия и организации

г) политические партии

8. «Провалами рынка» называются:

а) ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично;

б) когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ;

в) верно все перечисленное;

г) наличие «внешних эффектов».

9. Государственное регулирование рыночной экономики:

а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;

в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;

г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

10. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего:

а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;

б) отсутствием необходимой базы для их реализации;

в) недоразвитостью личного потребления населения;

г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

1. Несостоятельность рынка может заключаться…

а) только в перепроизводстве некоторых товаров;

б) только в недопроизводстве некоторых товаров;

в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;

г) только в возникновении нехватки товаров.

2. Проявление несостоятельности рынка – это:

а) повышение темпа инфляции;

б) уменьшение маржинальной отдачи;

в) внешние (побочные) эффекты;

3. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

а) законотворческая деятельность;

б) обеспечение распределения ресурсов;

в) формирование рыночных цен;

4. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

5 Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада – это:

а) рост процентных ставок по ссудам банка;

б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;

в) сдерживание дополнительного кредитования;

г) снижение налоговых ставок.

6 Широкое применение экономических методов государственного регулирования:

Читать еще:  Спекуляция на фондовом рынке

а) может ослабить эффект рыночных механизмов;

б) оставляет нейтральным рыночный механизм;

в) не влияет на рыночный механизм;

г) может укрепить действие рыночных механизмов.

7 Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение:

а) потребителей общественными товарами и услугами;

б) условий конкуренции;

в) полной занятости;

г) экономической свободы.

8 Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что:

а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;

б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;

в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;

г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

9 Производство общественных благ убыточно, так как:

а) цена предложения больше цены спроса;

б) цена спроса больше цены предложения;

в) цена спроса = 0;

г) цена предложения = 0.

10 Первым принципы смешанной экономики сформулировал:

Провалы рынка

«Провалы» рынка (market failures) — обобщенный термин, принятый в западной литературе: характеристика ограниченности возможностей рынка в решении задач, стоящих перед любой экономикой (терминология не устоялась : иногда о том же пишут: «недостатки рынка», »дефекты рынка», даже «фиаско рынка»).

Объясняют его обычно от «противного»: сначала выясняют, что есть «успех» идеализированного «чистого», конкурентного рынка: его способность достигать общего равновесия и оптимального по Парето распределения ресурсов экономики (например, так, как эта способность определяется современной теорией экономического благосостояния). А затем говорят: все, что не обеспечивает этой способности, является несовершенством или дефектом рынка. К таким проявлениям можно отнести, следовательно, монополию и сговор производителей, , разного рода внешние экономические эффекты и т.п. проявления неэффективности рыночного ме­ханизма, влияющие на результаты деятельности фирм. Иными словами, дефект рыночного ре­гулирования это ситуация, когда рыночная конкуренция — как того следовало бы ожидать — не ведет к экономическому оптимуму

Дело в том, что рынок действительно может многое, но он не всесилен. Да, если изобретатель создаст новый продукт, нужный людям, то рынок поможет ему, доведет продукт до потребителей. Если кто-то из производителей вздумает завысить цену на свой товар, рассчитывая получить дополнительную прибыль, рыночная конкуренция быстро заставит его поумерить аппетиты, потому что покупатели от его товара отвернутся и перейдут к другим производителям, предлагающим более низкую цену. Если в обществе возникнет потребность в каком-то новом товаре или услуге, всегда найдется инициативный, смелый и предприимчивый человек (да не один!), который на свой страх и риск, на свои деньги или на полученный в банке кредит (причем без всякой указки от чиновников!) организует фирму, наладит производство этого блага и предложит его потребителям… Многое может сделать рынок! Но не все. Есть важные для общества социально-экономические проблемы, которые рынок не способен удовлетворительно решать. Например, в угоду ценовой конкуренции производитель может предложить продукцию пониженного качества, утаив это от потребителя, и тот ее купит. Рынок не в состоянии решить проблему помощи немощным, не способным трудиться в силу состояния здоровья, а также тем, кто по каким то причинам не сумел добиться успеха в жизни, кто живет в неблагоприятных условиях и т.д.). Не всегда рынок обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов (в частности, если речь идет о природных ресурсах); особенно много нареканий получает рынок со стороны той части общества, которая не признает справедливым распределение доходов, складывающееся в ходе рыночной деятельности.

В подобных ситуациях в любой, самой либеральной стране в дело вмешивается государство, заступаясь за интересы своих граждан. Издаются так называемые антимонопольные законы, учреждаются антимонопольные службы, устанавливаются разного рода нормы и нормативы, окорачивающие аппетиты монополистов и олигополистов… Например, утверждаются в разных отраслях процентные нормы: какую часть общего производства того или иного продукта (это называется долей рынка данного продукта) вправе удерживать одна фирма, чтобы государство не считало ее монополистом (и соответственно, не облагало ее штрафами, дополнительными налогами, не использовало по отношениючестваю к ней другие антимонопольные инструменты). Во многих странах действуют системы государственных стандартов качества продукции (особенно продуктов питания). Впрочем, в последнем случае полезно учитывать, что и в системе централизованного планирования и управления социалистические предприятия, для которых снижение себестоимости было главным критерием оценки, ради него всегда жертвовали качеством своей продукции, и этому точно также пытались противодействовать государственные стандарты.Тут обе системы находятся в равных условиях

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Смотреть что такое «Провалы рынка» в других словарях:

Фиаско рынка — (провал рынка, несостоятельность рынка) это такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Авторы классической экономической школы, сформулировав принципы свободного рынка, доказали его эффективность … Википедия

Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

Рынок — [market] – способ организации экономических отношений между людьми – как правило, действующий в условиях капиталистического общественного устройства. Но бывают и исключения (обычно, временные) – например, в СФРЮ, Венгрии. Сам термин обычно… … Экономико-математический словарь

рынок — Комплекс сооружений в населённом пункте для колхозной и государственно кооперативной торговли преимущественно сельскохозяйственными продуктами [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] рынок Организация,… … Справочник технического переводчика

КОНСЕРВАТИЗМ (в экономике) — КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatism от лат. conservo охраняю, сохраняю), в экономике противоположное реформизму (см. РЕФОРМИЗМ (в экономике)) идеологическое направление, характеризующееся защитой основополагающих устоев капиталистической экономики… … Энциклопедический словарь

Рыночная экономика — (market economy) – Рыночная капиталистическая экономика — прямая противоположность социалистической системе централизованного планирования и управления экономикой. Оговоримся, что это только в теории. На самом деле, как централизованная… … Экономико-математический словарь

рыночная экономика — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] рыночная экономика Рыночная капиталистическая экономика — прямая противоположность социалистической системе централизованного планирования и управления экономикой.… … Справочник технического переводчика

Военная экономика — Основная статья: Экономика Семь главных военных бюджетов мира в 2011 году. Главный источник SIPRI Yearbook 2012 … Википедия

Процедура проведения оценки регулирующего воздействия — Оценка регулирующего воздействия (англ. Regulatory Impact Assessment RIA) представляет собой процесс систематического анализа нормотворческой деятельности государства с целью выявления возможных эффектов от введения им регулятивных мер.… … Википедия

Налоговый грабёж — Налоговый грабёж термин, используемый противниками налогообложения и выражающий мнение, согласно которому правительство нарушает право собственности путём принудительного взимания налогов. Большинство[1] анархистов индивидуалистов,… … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector