Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины изъянов рынка

Изъяны рынка и необходимость государственного регулирования экономики

«провалы» рынка + незащищенные группы на селения = гос-во вынуждено вмешиваться

Рынок, являясь одним из важнейших механизмов координации экономической деятельности, призван обеспечивать эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Существуют экономические проблемы, которые принято называть иъянами рынка.

— это неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов;

Традиционная классификация изъянов (провалов) рынка включает:

• возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

• проблема производства общественных благ;

• наличие внешних, или побочных, эффектов;

• проблема асимметричной информации;

• макроэкономическая нестабильность – колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

• неравенство в распределении ресурсов и доходов.

3. Тенденция к установлению монопольного контроля. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные – остаются и расширяют свое производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Две основные разновидности:

5) Естественная монополия –неравенство положения естественной монополии по сравнению с другими компаниями, которые хотят выйти на рынок.

6) Ограниченный рынок – предоставление услуги клиентам, которых меньше, чем могло бы быть исходя из, производственных возможностей. (В маленьком отдаленном по­селке услуги врача, учителя и, быть может, даже сапожника обла­дают свойствами естественной монополии. Появление второго врача имеет смысл, лишь если он способен предложить услуги на гораздо лучших условиях, чем первый. Но в этом случае первый скоро окажется вытесненным с рынка, недостаточно широкого для двоих)

5. Неполнота информации (информационная асимметрия) На идеальном рынке совершенной конкуренции продавцы и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между участниками. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, существенная для принятия решений о покупках, инвестициях, заключении контрактов, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. государство может сглаживать ассиметричность инф путём контроля за качеством товаров и услуг, распространению нужных потребителям сведений, препятствуя распр вводящей в заблуждение инф. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьёзные санкции против продажи некачественных товаров

6. Неспособность рынка производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, обеспечение правопорядка, объекты общедоступной инфраструктуры. Ввиду неспособности рынка производить общественные блага эта функция возлагается на государство. Оно обеспечивает их производство, как правило, мобилизуя средства потенциальных потребителей посредством системы налогообложения— «проблема безбилетника», или фрирайдера — незаконного и бесплатного пользователя общественными благами.

7. Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии). Внешние эффекты – это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара. Примерами государственного вмешательства в связи с экстерналиями являются государственное обеспечение благами с положительными внешними эффектами по субсидированным ценам (например, образование, здравоохранение, социальная инфраструктура), субсидирование тех, кто создает положительные внешние эффекты (например, субсидии в исследования и инновации), а также налогообложение тех, кто создает отрицательные экстерналии (например, налог на загрязнение).

8. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике. Распределение доходов и ресурсов, порождаемое рынком, может не отвечать нормам общечеловеческой нравственности, нормам справедливости. В частности, рынок не обеспечивает всех членов общества насущными благами (питание, жилье, лечение и т. д.). Рыночная система обеспечивает тех, кто может заплатить, кто владеет факторами производства. Ресурсы распределены неравномерно среди людей не только в силу различий в трудовом вкладе, но и в силу неравномерности рыночной конъюнктуры, в силу различий физических и умственных способностей. Несправедливость и неравенство в распределении благ и ресурсов могут снижать стимулы к эффективной работе.

9. Макроэкономическая нестабильность характерна для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объем продукции, а увеличение безработицы на 1 % означает сокращение темпов роста экономики на 2–3 %.

Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведет к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика.

10. Неполные рынки представляют собой ситуацию, когда рынок не в состоянии обеспечить какое-то частное благо, даже если издержки при этом меньше, чем цена на это благо.

К неполным рынкам относятся некоторые сегменты страхового рынка, рынка капиталов и так называемые дополняющие рынки. В частности, на страховом рынке эта неспособность рынка обеспечит страхование потерь вкладчиков при банкротстве банков.

На рынках капиталов проблема неполных рынков возникает в случае с финансированием обучения в вузах (риск финансирования студентов), малого бизнеса, внешней торговли, в сфере ипотечного кредитования.

Общие причины существования проблемы неполноты рынков могут быть следующие:

• во-первых, это большие трансакционные издержки, прежде всего связанные с инновациями, с производством новых благ;

• во-вторых, асимметричная информация также формирует неполноту рынков. Отсутствие информации в случае со страхованием может потребовать высоких цен на услуги страхования, что, в свою очередь, делает эти услуги недоступными для потребителей, и рынок услуг не формируется.

Читать еще:  Инфраструктура рынка и ее основные элементы

Вывод: В целом, политика, направленная на компенсацию провалов рынка, обычно выражается в наделении законодательными или административными полномочиями тех или иных государственных органов (агентств) с тем, чтобы позволить им выпускать специфическую «нерыночную» продукцию, которая предназначена «заполнить» эти провалы.

Изъяны государственного управления:

2 главных по Мысляевой:

4. — закон непреднамеренных действий (действия могут привести к негативным последствиям (страхование безработицы — «провал» — иждивенческое поведение)

5. — провалы правительства (правительство очень часто руководствуется политическими интересами и не всегда принимают экономически обусловленные решения).

+ депутаты избираются на определенный срок => стараются принять краткосрочные проекты в ущерб долгосрочным

1. Провалы рынка. Внешние эффекты. Роль государства.

Поскольку никакая монополия небезвредна, государство обычно ликвидирует исключительные права патентовладельцев по прошествии некоторого времени.
2. Асимметрия информации — другая причина провалов рынка. Примеры асимметрии информации дают сферы здравоохранения и образования. Здесь покупатель услуги не имеет возможности контролировать производителя, поскольку он вынужден выбирать производителя, прежде чем реальная услуга будет оказана, а оценка качества будущей услуги строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте.
Проблема асимметрии информации часто решается на основе учета репутации. Однако в некоторых случаях полезным оказывается вмешательство государства в форме лицензирования, прямого производства определенных товаров и услуг, а также государственного контроля за их производством и сбытом.
Недостаток информации, как и ее асимметрия, также порождает неэффективность рынка. В частности, эффективное функционирование рынков капитала возможно при известных параметрах рынков будущих благ. На практике функционируют фьючерсные рынки (от англ. future— будущее). Но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, невелики. Государство не может преодолеть общий недостаток информации, но оно способно распределить риск между гражданами, чего не могут делать частные инвесторы. Поэтому государство финансирует и осуществляет долгосрочные проекты, страхует банковские вклады и предпринимает другие действия, которые улучшают общий инвестиционный климат в стране.
3. Причиной провалов рынка также являются внешние эффекты.
Внешние эффекты (экстерналии)
Мы уже разобрались в рыночных взаимосвязях рыночных субъектов (например, когда продавцы и покупатели взаимодействуют посредством рыночного спроса и предложения). Теперь рассмотрим нерыночные взаимодействия экономических субъектов.
Положительный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.
Пример 1. На рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и многие другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Таким образом, потребление продуктов одними индивидами привело к увеличению полезности для других индивидов.
Пример2. Издательство выпускает бесплатную рекламную газету, которую распространяет по офисам многих фирм. В результате выигрывают не только издательство и рекламодатели (они взаимодействуют на рыночных основах), но и другие фирмы, которые с помощью данной газеты сокращают свои издержки на поиск нужной информации.
Отрицательный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм.
Пример 3. Отдельные рабочие употребляют спиртные напитки на рабочем месте, в результате увеличивается количество бракованных деталей. Таким образом, потребление алкоголя приводит не только к уменьшению прибыли фирмы, но и к моральным издержкам людей, которыевынуждены контактировать с нетрезвыми гражданами.
Пример 4. Нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате увеличиваются моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей. Здесь процесс производства в одной фирме приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.
Внешние эффекты также называют побочными эффектами, или экстерналиями (от англ. external— внешний). Положительные внешние эффекты называют также выгодами перелива, а отрицательные внешние эффекты — издержками перелива. Говорят, что выгоды и издержки перелива несут третьи лица, не участвующие в производстве, потреблении и торговле данным товаром.
Основные способы увеличения положительных внешних эффектов.
Государственные субсидии фирмам, которые производят продукты, порождающие положительные внешние эффекты (детские товары, учебники, лекарства).
Государственные трансферты и налоговые льготы для индивидов, которые потребляют продукты, порождающие положительные внешние эффекты. Например, налогоплательщик, затративший до 25 тыс. руб. в год на свое лечение или образование детей, имеет право на социальный налоговый вычет, который фактически означает 13%-ную скидку на эти «общественно полезные» услуги.
Косвенные выплаты работникам предприятия, стимулирующие потребление «полезных» товаров (оплата обучения, книг, журналов).
Социальная реклама.
Производство государством некоторых особо значимых продуктов.
Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов.
Запрет на производство и потребление некоторых продуктов. Так, во многих странах запрещено курение в государственных учреждениях. Полный запрет налагается на производство наркотиков, оружия и т.д.
Введение акциза на «вредные» товары (спиртные напитки, табачные изделия, бензин и пр.).
Социальная антиреклама. Пример тому — акции организации «Гринпис», предупредительные надписи на упаковке сигарет и др.
Рынок прав на производство отрицательных внешних эффектов. Эта мера значительно жестче, чем введение акциза, но несколько мягче, чем полный запрет; обычно применяется в тех случаях, когда величина отрицательных внешних эффектов не должна превышать некоторого критического значения.

Реферат: Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Раздел I. Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА. изъяны РЫНКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКУ

1. Предмет экономики общественного сектора.

2. Сущность государства в экономической теории.

3. Экономическая роль государства.

4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития.

5. Изъяны рынка и необходимость государственного

вмешательства в экономику.

1. Предмет экономики общественного сектора

Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики , или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации и предприятия, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории.

Важнейшими задачами курса экономики общественного сектора являются:

· обоснование необходимости развития государственного сектора, как в рыночной, так и в переходной экономике;

· теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

· ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики, другими словами, выявление недостатков («изъянов») государства, сопоставление их с недостатками («изъянами») рынка.

· более подробное ознакомление с основными направлениями развития государственного сектора в экономической и социальной сферах, механизмом и инструментами государственного вмешательства в экономику.

Экономическая деятельность государства включает в себя такие важнейшие элементы как

  • административно-правовое регулирование, например, принятие и контроль за действием законов по защите прав собственности,
  • установление и контроль за ценами на некоторые товары и услуги, как напрямую, так и через механизм налогов и субсидий, в частности, контроль над тарифами на продукцию и услуги естественных монополий,
  • производство определённых товаров и услуг, например, в сфере образования и обороны.

2. Сущность государства в экономической теории

В философии и политологии государство в самом общем виде определяется как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Важнейшие политические функции государства:

  • организационная, управляющая, преследующая общие цели сохранения и жизнедеятельности, достижения общего блага, единства, установления порядка;
  • специфическая функция господства и подавления, когда государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами;
  • функция «юридического государства» – создание правовой системы и управление ею, регулирование работы государственного аппарата.

В экономической теории акцент делается на особенностях государства как механизма общественной координации экономической деятельности, отличающегося от рыночного механизма координации экономической деятельности.

Во-первых, государство — это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действий членов общества, преследующих общие цели.

Во-вторых, государство – это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где общество выступает как нечто единое, и где координация достигается на основе сознательных усилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.

Важнейшими чертами демократического государства являются:

  • принуждение,
  • ответственность и подотчётность,
  • особая мотивация работающих в государственных органах и вообще работающих на государство.

Принуждение с экономической точки зрения – это осуществляемое государством ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным приносить выгоды тем или иным индивидам.

Подотчётность – ограничения в деятельности демократического государства, его политической власти со стороны членов общества, связанное с действием конституции и ранее принятых законов, действием механизма выборов на всех уровнях государственной власти.

Особая мотивация — мотивы и стимулы тех людей, которые работают на государство, являются его представителями, предполагается, что их деятельность мотивируется стремлением служить интересам страны и её граждан.

3. Экономическая роль государства

Смешанная экономика – это экономика, где наряду с частным сектором функционирует и государственный (общественный) сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

В широком смысле слова государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.

Рис.1.1 . Экономический кругооборот с участием государства

Этапы в развитии государственного сектора в развитых странах (с середины ХХ до начала ХХ I века).

  1. После второй мировой войны («максималистское государство», пик развития ГС).
  2. Середина 1970-х– конец 1990-х годов («минималистское государство», наименьший уровень развития).
  3. Начало нынешнего столетия («эффективное государство», стабилизация роли ГС, рост производства социальных и общеэкономических услуг).

Рис. 1.2. Государство и экономика в экономической истории и истории экономической мысли

4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития

Рис. 1.3. Государственные расходы в развитой рыночной экономике

В целом, если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в ХХ столетии:

  1. На протяжении большей части столетия наблюдалось увеличение доли государственных расходов в ВВП этих стран.
  2. Наряду с общим увеличением доли государственных расходов в ВВП имели место циклические колебания этой доли, её увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъёмов.
  3. Для большинства стран тенденция роста госрасходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.
  4. В последние два десятилетия отношение госрасходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.
  5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.
  6. Государственное потребление увеличилось в ХХ столетии в меньшей степени, чем государственные расходы.
  7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережал рост всех остальных направлений расходов.

Закон Вагнера — это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

· В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) доля государственных расходов в ВВП в конце ХХ — начале XXI столетия наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растёт.

· Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран , но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.

· Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой . Доля госрасходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора (2008):

· расходы консолидированного государственного бюджета составляют 33,6 % ВВП,

· доходы консолидированного государственного бюджета составляют 38,4 % ВВП,

· государственные и муниципальные предприятия составляют 8,2 % общего числа предприятий,

· объём производства на государственных и муниципальных предприятиях составляет 11 % ВВП,

· на государственных предприятиях и в государственных организациях работают 31,4 % всех занятых в народном хозяйстве.

Таблица 1.1. Модели государственного сектора экономики

Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений

Объём производства общественных благ и трансфертов

Изъяны рынка и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:45, творческая работа

Краткое описание

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение. Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Вложенные файлы: 1 файл

2012 Изъяны рынка и их типы — 167.ppt

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка

Презентация по дисциплине: «Экономика общественного сектора» на тему: «Изъяны рынка и их типы»

Понятие изъянов рынка

  • Изъянами рынка называются ситу ации, в которых свободное действие р ыночных сил не обеспечивает Па рето-оптимального использовани я ресурсов.
  • Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.
  • Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.
  • Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Графическое представление изъянов рынка

  • Проблему распределения ресурсо в и критериев эффективности мо жно рассмотреть на примере сле дующего графика, отражающего определение ресурс ов между двумя автономными инд ивидами, действующими без договорённост ей. С (200; 100) — ресурсы полностью не использов аны. А (900; 100), В (200;800), АВ — размеры максимальной полезност и — граница эффективного распредел ения ресурсов при заданных огр аничениях, основанная на критерии Парето.
  • АВ — потенциальная граница Парето. Критерий Парето: основание оценки эффективности распределения ресурсов; если при любом изменении данного распределения положение одного субъекта улучшается, а положение других субъектов не ухудшается. Описывает ситуацию оптимального распределения ресурсов.

Ограничения критерия эффективности

Сущность изъянов рынка

  • В отличия от критерия эффектив ности, экономика благосостояния — нормативная категория и имеет ценностную нагрузку.
  • Ситуации, которые выходят за рамки эффективности Парето называются «изъянами рынка». Таким образом, первым рациональным обоснованием вмешательство государства являются «изъяны рынка» — случаи, когда рынок не может обеспечить Парето-оптимальное использование общественных ресурсов.
  • Первый «изъян рынка» связан с так называемыми общественными товарами. Если бы не существовало общественных товаров, роль государства сводилась бы к обеспечению совершенной конкуренции. Общественные товары обладают свойством неисключаемости (без дополнительных издержек нельзя исключить какого-либо потребителя) и несоперничества (каждый дополнительный потребитель не влияет на качество и количество употребляемого товара).
  • Основной проблемой, связанной с общественными товарами является проблема «зайца» или «безбилетника».

Типы изъянов рынка

  • 1. Тенденция к установлению монопольного контроля является внутреннее присущей рыночному механизму
  • 2. Неполнота информации — следующее фундаментальное несовершенство рынка.
  • 3. Неспособность рынка производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами.

Типы изъянов рынка

  • 4. Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии) — также является его фундаментальной характеристикой.
  • 5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике.
  • 6.Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.

Типы изъянов рынка

  • 7.Несовершенство политического процесса — серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
  • 8.Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
  • 9.Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым «провалом» государства.
  • 10.Самодетерминация криминальной экономической деятельности.
  • Неполнота информации — фундаментальное несовершенство рынка. На идеальном рынке совершенной конкуренции продавцы и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между участниками. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, существенная для принятия решений о покупках, инвестициях, заключении контрактов, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Сюда относятся ситуации, когда невозможно оценить качество товара, услуги, выполненной работы, намерения контрагента и его возможности и ряд других. Монопольное владение значимой информацией позволяет ее владельцу использовать ее в своих целях и в ущерб контрагенту без ведения последнего. Данный феномен характерен для многих рынков.

Асимметричность информации на рынке

Природа асимметрии информации

  • Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 2010.
  • Безденежных М.М. Экономика общественного сектора. Новосибирск: изд – во НГТУ, 2009.
  • Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М.: экономический факультет, ТЕИС, 2008.
  • Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 2009.
  • Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора. М.: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2009, 720 с.
  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.: 2010.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×
Название: Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат Добавлен 10:48:08 01 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 1914 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать