Особенности страхового рынка
Особенности страхового рынка
Страховой рынок –особая сфера финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая финансовая услуга — страховая защита различных рисков.
Функции страхового рынка: удовлетворение потребностей государства, юридических и физических лиц в страховой защите их имущественных и неимущественных рисков; мобилизация финансовых ресурсов общества с последующим использованием их на других финансовых рынках; рисковая – оказание денежной помощи пострадавшим; предупредительная — использование части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска; сберегательная — сбережение средств с помощью страхования на дожитие; контрольная – строгое целевое формирования и использование средств страхового фонда.
Структура страхового рынка:
Департамент Министерства финансов РФ по надзору за страховой деятельностью – специализированный орган централизованного управления финансовой системой общества, наделенный контрольными и регулирующими функциями на страховом рынке;
страховщики – специальная организация (страховые компании – государственные, акционерные, кооперативные, смешанные), осуществляющие страхование различных рисков;
страхователи – государство, юридические и физические лица, уплачивающие страховые взносы и вступающие в конкретные страховые отношения со страховщиком;
страховое законодательство – Гражданский кодекс, закон «Об организации страховой деятельности в РФ», другие нормативные и законодательные акты.
Классификация страхования: отрасли — имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков, социальное;
подотрасли – страхование имущества государственных предприятий, арендаторов, кооперативных и общественных организаций; страхование пособий, пенсий и льгот, страхование жизни и от несчастных случаев, долговое страхование и гражданской ответственности (вреда);
виды страхования – страхование строений, животных, домашнего имущества, урожая сельскохозяйственных культур, страхование пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, страхование конкретных пособий, смешанное страхование жизни, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности, страхование непогашения кредита, гражданской ответственности и др.
Страхование— финансовая услуга по защите интересов. Страховщик является производителем этой услуги, а страхователи, выгодоприобретатели и застрахованные- ее потребителями.
Потребительная стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. В случае страхового события эта страховая защита материализуется в форме страхового возмещения, покрытия убытков пострадавшего лица на условиях договора страхования или в форме страхового обеспечения в страховании жизни.
Стоимость страховой услуги (цена) выражается в страховом тарифе, который страхователь уплачивает страховщику, Т=(НТ+Набс)/(1-Н%), НТ-нетто-ставка, предназначенная для формирования страхового фонда для страховых выплат, Набс-статья нагрузки, предусмотренная в тарифе; Н%- доля статей нагрузки, закладываемые в тариф в процентах к страховому тарифу.
Расходы на ведение дела + прибыль | Резерв предупредительных мероприятий | Нетто-ставка |
Рис.21. Структура страхового тарифа (брутто-ставки)
Страховая премия (СП) устанавливается при подписании договора и остается неизменной в течении срока его действия, если иное не оговорено условиями договора, СП= Т*СС/100%, где СС- страховая сумма, Т- страховой тариф, выраженный в %. Величина премии должна обеспечить: покрытие ожидаемой претензии в течении страхового периода, создание страховых резервов, покрытие издержек страховой компании на ведение дел, обеспечение определенного размера прибыли.
Цена страховой услугиимеет нижний предел, который зависит от статистики страховых случаев. Поэтому контрольный страховой орган при выдачи лицензии требует от страховщика расчета тарифа, проверяет этот расчет и оставляет себе документ для информации. Страховщик, меняя тариф, должен об этом сообщить контрольному органу, иначе лишится лицензии. Нижняя граница определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уровне цены страховщик не получает никакой премии по страховым операциям.
Надзор над ценами связан с тем, что страхование — общественно необходимая услуга и обществу небезразличны вопросы финансовой устойчивости страховщиков и наличие у них полноценной конкурентной среды. Верхний предел страховой услуги формирует конъюнктура рынка — размер спроса на страховую услугу, величина банковского процента по вкладам. Страховая услуга может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждении которого выдается страховой полис (свидетельство). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10380 — | 8014 —
или читать все.
Особенности страхового рынка в России
Определение понятия страхового рынка. Изучение предпосылок развития и современного состояния страхового дела в России. Анализ динамики структуры премии по добровольным видам страхования физического лица и имущества. Влияние инфляции на данный рынок.
Рубрика | Банковское, биржевое дело и страхование |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.06.2014 |
Размер файла | 295,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий. При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.
Рассмотрим более подробно состояние и перспективы страхового рынка в России. Основной ролью страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.[3; 247 с.]
В последнее время Федеральное собрание и правительство России приняли целый ряд важных решений в области государственного регулирования страхования. Цель этих решений — преодолеть складывающуюся негативную тенденцию, которая, с одной стороны, связана с неблагоприятной демографической ситуацией, а с другой — с кризисом перераспределительной системы страхования. Однако при еще более подробном анализе состояния дел со страхованием жизни в России становится очевидно, что до сих пор в его основании имеется целый ряд зыбких мест, которые необходимо устранить как можно быстрее.
В настоящий момент в России действует несколько страховых ассоциаций и союзов, объединяющих страховые компании в основном по географическому признаку, главным из которых является Всероссийский Союз Страховщиков (ВСС). Проблемы развития страхования в России исследуются и обсуждаются широким кругом учёных: профессиональных страховщиков и экономистов. Можно говорить о том, что проблематика Российского страхования проработана достаточно глубоко. Более того, наблюдается определённое единство мнений относительно способов решения этих проблем. Однако различные учёные по разному расставляют акценты, отдавая приоритет решению той или иной обозначенной проблемы, при этом сходясь во мнении, что лишь комплексное решение всех этих проблем позволит развиваться страховой системе России.
Российский рынок страхования имеет большие перспективы, в нашей стране система страхования развита не так как на Западе, рынок страхования не до конца освоен. Экономисты прогнозируют в скором времени развитие данного риска, хотя на данный момент он существенно тормозиться финансовым кризисом. Актуальность данной темы обосновывается тем, что страхование является действенным инструментом стабилизации экономики. [1; 159 с.]
1. Общая характеристика страхового рынка
1.1 Понятие страхового рынка, этапы его развития
Страховой рынок является специфической рыночной сферой, которая существует в единстве с товарным рынком, является его разновидностью и развивается в рамках общих законов.
Страховой рынок — это сфера формирования спроса и предложения на страховые услуги. Он выражает отношения между различными страховыми организациями (страховщиками), предлагающими соответствующие услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающимися в страховой защите (страхователями).
Так же как и рынок любых других товаров, работ, услуг, страховой рынок подвержен цикличности, экономически закономерным колебаниям в росте и снижении цен на страховые услуги. [2; 351 с.]
Этапы развития страхового рынка в России.
* страхование в царской России 1786—1917 гг.;
1-ый этап: крушение принципа государственной страховой монополии и идей государственного страхования.
2-ой этап: становление страхования в России, связанное с началом формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных компаний.
3-ий этап: зарождение национального страхового рынка.
4-ый этап: возникновение новых видов взаимного страхования — в среде землевладельцев и фабрикантов.
* страхование в Советской России 1917—1991 гг. (имеется в виду территория бывшего СССР);
национализация страхового дела:
1-ый этап: установление государственного контроля над всеми видами страхования
2-ой этап: объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
* страхование в Российской Федерации после 1991 г. (имеются в виду крупные геополитические изменения новейшего времени).
В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование страхового рынка продолжается.[5; 231 с.]
2. Состояние страхового рынка в России
2.1 Современное состояние страхового рынка России
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
— укрепление негосударственного сектора экономики;
— рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.
— сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. [3; 247 с.]
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
В условиях огосударствленной социалистической экономики потребность в страховании была минимальной. При переходе к рыночной экономике потребность в страховании резко возрастает, создавая основу для быстрого развития страхового рынка. В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Во-первых, это негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Однако неудовлетворительное финансовое положение большинства предприятий в условиях затянувшегося экономического кризиса и депрессии не способствует массовому росту спроса с их стороны. В значительной степени существующий спрос обусловлен обязательностью некоторых видов страхования (страхование государственного нежилого фонда, сдаваемого в аренду) и использованием страховых схем, позволяющих страхователям уходить от чрезмерно высоких налогов. [2; 447 с.]
До недавнего времени финансовые условия страхования, установленные государством, препятствовали его использованию юридическими лицами. Почти все расходы на выплату страховых взносов шли за счет чистой прибыли предприятий. С 1996 г. было разрешено относить расходы на страхование на себестоимость продукции и услуг в размере 1% от объема реализуемой продукции, позднее, в середине 2000 г., этот норматив был увеличен до 3%. С введением главы 25 Налогового кодекса РФ, начиная с 2002 г. возможности предприятий по отнесению расходов на страхование на себестоимость значительно расширены как в имущественном, так и в личном страховании.
Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой жилищно-коммунального хозяйства, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения. Для приватизированного жилого фонда, доля которого в общем количестве квартир составляет уже свыше 30%, необходимость страхования является бесспорной. Дело только за соответствующими организационными формами, и в частности за полноценной реализацией Федерального закона «О товариществах собственников жилья», принятого в мае 1996 г.
Третий источник спроса на страховую защиту — это широкие массы населения. Гарантии, предоставляемые системой государственного социального страхования, находятся значительно ниже планки жизненного уровня. Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами, предоставляя им виданную ранее свободу действий. В этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку граждан и домашних хозяйств в критических ситуациях, материальное обеспечение в старости, предоставление качественных медицинских услуг многое другое.
В 2002 г. в Государственном реестре было официально зарегистрировано 1408 страховых компаний, из них реально работают на страховом рынке 1176. В динамике их число заметно уменьшается в связи с возрастанием минимальной величины уставного капитала и естественными процессами концентрации капитала.
На страховом рынке России уже в середине 90-х гг. преобладал частный капитал. В общем числе страховых организаций частные компании составляли 36%, находящиеся в смешанной собственности — 58, государственные — 5, муниципальные — 1%. Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже пакетов акций, принадлежащих государству в капитале крупных страховых, компаний. Например, «Росгосстрах» передан в управление компании «Тройка Диалог», принято решение о выходе государства из числа владельцев «Ингосстраха». [4; 341 с.]
В настоящее время кроме «Росгосстраха» и «Ингосстраха» государство косвенным образом участвует в капитале страховых компаний «Гута-Страхование», «Инкасстрах», «Чрезвычайная СК», «СК правоохранительных органов», «Российский страховой центр».
Доля обязательного страхования в общем объеме поступлений составляет около 21%. Структура добровольного страхования представлена следующим образом: страхование жизни — 44%, другие виды личного страхования — 13%, страхование имущества — 38%, страхование ответственности — 5%.
2.2 Анализ страхового рынка в России
На рынке продолжается сокращение числа операторов. В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.03.2010 было зарегистрировано 685 страховых организаций. Из них 13 не проводили страховые операции и 24 не представили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работали 768 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 83 компании, что составляет 12% от общего количества работающих страховых организаций. [10; 381 с.]
Количество компаний, которые находятся на рынке, но не собирают страховых премий (их сборы равны нулю) сохраняется на прежнем уровне. В 1 квартале 2009 года насчитывалось 58 таких компаний, а в 1 квартале 2010 — 57.
Динамика общего количества страховых компаний на рынке представлена на графике.
На рынке по-прежнему наблюдается тенденция к увеличению концентрации страхового бизнеса. В целом по рынку (с ОМС) десятка лидеров собирает 46% премий (на 3 процентных пункта выше, чем в прошлом году), сотня лидеров — 90% совокупных премий.
На рынке добровольного страхования в сумме с ОСАГО концентрация выше, и также растет по сравнению с 1 кварталом 2009 года. 10 компаний собирают 58% совокупного объема (рост на 4 процентных пункта), 100 компаний — 92%.
Таблица 1 — Динамика концентрации страховых компаний на рынке в 2009-2010 гг.
Всего по страховому рынку (включая ОМС) 1 кв 2009
Добровольное страхование + ОСАГО 1 кв 2009
Всего по страховому рынку (включая ОМС) 1 кв 2010