Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Место россии на мировом рынке

Место России в мировой торговле.

Россия — это активный участник международных экономических отношений и международных экономических интеграций, например, ВТО, АТЭС, БРИКС, ШОС, Таможенный союз и др.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.

В целом, несмотря на сохранившуюся напряженность на мировых финансовых рынках, ситуация во внешней торговле России характеризовалась положительными тенденциями. Однако некоторые неблагоприятные признаки в макропоказателях коснулись внешнеэкономической сферы. Это быстрый рост импорта в основном за счет роста физических объемов.

Россия на сегодняшний день выполняет одну из главенствующих ролей в системе мировой торговли, поскольку является важнейшим торговым партнером по поставкам нефти, газа и угля.

Россия вторая в мире по экспорту вооружения и военной техники.

Российская Федерация является могущественной державой с огромным ресурсным потенциалом, позволяющим занимать высокие лидирующие позиции на мировой арене. Изменения в законодательстве РФ, а также ориентир, направленный на внедрение и разработку новых инноваций, позволят России и прежде сохранять ведущие места в мировой торговле

Евросоюз является крупнейшим торговым партером России и на него приходится более половины объема российской внешней торговли, всё более существенную роль в наших отношениях играют инвестиции, услуги, кооперационные связи.

Значительное преобладание российского экспорта над импортом характерно для торговли с Нидерландами, Италией. Такие же отношения в российском товарообороте были характерны для торговли с Польшей, Финляндией, Индией, Турцией, Белоруссией и Казахстаном. Почти равные пропорции между экспортом и импортом сложились в товарообороте России с Германией и США.

Если рассматривать российско-китайские отношения, отчетливо видно, что, в последние годы российско-китайские отношения можно характеризовать так: сотрудничество между нашими странами в политической, торгово-экономической, гуманитарной областях, а также в области народной дипломатии получило всестороннее и углубленное развитие и приносит обеим сторонам большие выгоды.

Активизация отношений с латиноамериканским миром является объективной необходимостью. Тем более что нынешнее положение в странах континента открывает определенные перспективы для России. Установлены дипломатические отношения со всеми 33 суверенными республиками региона. Правда, объем годового товарооборота едва превышает 6 млрд. долларов, что далеко не отвечает возможностям сторон. Россия сегодня не способна претендовать на нечто серьезное в геополитическом плане в Южном полушарии. Но и она может сотрудничать и расширять свою нишу в таких областях, как высокие технологии, мирное использование атомной энергии и освоение космоса, энергетика, нефтегазодобыча, металлургия, фармацевтика, рыбная отрасль, сельскохозяйственное и дорожное машиностроение, агропромышленный комплекс. По крайней мере, ведущие страны Южного конуса считают Россию перспективным партнером.

Рассматривая российско-американские отношения, мы видим, что структура российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью. Доля машин и оборудования в нем продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ возможностей американских компаний показывают: Россия мало и плохо использует США в качестве поставщика новой техники и партнера в разработке новых технологий.

Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Отношения между Россией и Европейским союзом можно характеризовать в терминах энергетической взаимозависимости. Поэтому неудивительно, что энергетическая безопасность является предметом общей озабоченности. Европейские лидеры боятся попасть в зависимость от одного поставщика, а их российские коллеги не хотят полагаться лишь на один рынок. Вероятно, каждая из сторон постарается избежать такой ситуации, однако практические проблемы производства и поставок энергии легче решать совместными усилиями.

Торгово-экономические отношения России и США в настоящее время приобретают довольно сложный характер в связи с последними событиями в мировой политики.

Сотрудничество России со странами АТЭС имеет положительные тенденции к развитию. Торговые отношения с ними взаимовыгодны, что ведет к увеличению товарооборота и развитию экономики.

Торговая деятельность со странами Латинской Америки пока находится на довольно низком уровне, однако имеются посылы к увеличению и упрочнению экономических отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Место и роль России на мировом рынке нефти, угля и газа согласно Энергетической Стратегии 2020 и 2030

Р ост экономик развивающихся стран, повышение их доли в структуре спроса на энергоресурсы, неизбежность роста цен на энергоресурсы вследствие исчерпания наиболее дешёвых и доступных запасов, появление на энергетическом рынке новых игроков и новых форм сотрудничества, и противодействие этим процессам со стороны традиционных монопольных хозяев мирового энергорынка порождают напряжённость и делают рынок непредсказуемым.

Человечество стоит на пороге зарождения нового, постнефтяного энергетического уклада. Трансформационные процессы могут повлечь за собой коренные изменения в динамике и структуре внешнего спроса на российские энергоресурсы, а также к переосмыслению роли энергетического сектора в российской и мировой экономике.

Российская Федерация — одна из ведущих держав в мировой системе торговли энергоресурсами. Особенно прочны позиции России на мировом рынке углеводородов.

Россия традиционно лидирует по объемам добычи сырой нефти, обеспечивая более 12% мировой нефтеторговли [7]. Более 80% российской нефтедобычи предназначено для экспорта в страны Европы, где доля России превышает 30% [7]. Для российских нефтепродуктов главным направлением экспорта также являются рынки стран Европы [1].

Россия, безусловно, лидирует в мире по запасам природного газа, в российских недрах находятся более 23% мировых запасов этого сырья [5]. Столь же, безусловно, лидерство России и по объемам ежегодной газодобычи, которая обеспечивает четверть объёмов мировой торговли этим энергоносителем, что позволяет российским компаниям господствовать как на европейском рынке природного газа, так и на рынках СНГ. В газопотреблении стран Европы на российский природный газ приходится около 30% [5]. Обладание уникальной газотранспортной системой обеспечивает России решающую роль в обеспечении поставок в Европу и СНГ центрально-азиатского газа.

Российской Федерации принадлежит также второе место в мире по запасам каменного угля, которые составляют почти пятую часть мировых запасов. Это позволяет России, добывая 5% угля в мире, обеспечивать около 12 % мирового оборота энергетических углей [2].

Российская атомная энергетика обеспечивает 45% рынка обогащения урана, 15% рынка переработки ядерного топлива, 5% рынка атомной электрогенерации, 15% рынка атомного реакторостроения в мире, и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана [2].

Разработанная правительством России и принятая в 2003 г. Энергетическая Стратегия на период до 2020 г. определила ключевые задачи энергетического сектора России и пути их достижения. Однако она исходила всё же из благоприятного сценария развития мирового энергетического рынка, не учитывала существенные факторы, породившие кризис 2008-2009 гг. Поэтому, на её основе в 2009 г. была разработана Энергетическая Стратегия — 2030, учитывающая новые вызовы энергетической безопасности России.

Читать еще:  Условия рынка монополистической конкуренции

Основные факторы, определяющие основы внешней энергетической политики России и ее положение на мировых энергетических рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу, связаны с особенностями нынешнего периода развития мировых рынков энергоресурсов. Они характеризуются, в первую очередь, процессами их реструктуризации, что сопровождается обострением конкуренции, порождённой ростом удельного веса развивающихся стран, как в добыче, так и в потреблении энергоносителей. При этом наблюдается существенный рост рисков, связанных с ыепрогнозируемостью перспектив развития мировых рынков [3].

Примером является динамика цен на нефть. Основные факторы, которые делают её непредсказуемой: негативные последствия мирового финансового кризиса и угроза его нового витка, опасность дефицита поставок энергоресурсов, неоднозначные перспективы последствий подписания ведущими державами Киотского протокола и заключения других международных договоров в сфере экологической политики с целью борьбы с глобальным потеплением климата [6]. В то же время, в мире растёт осознание необходимости координации действий и концентрации усилий для повышения долгосрочной устойчивости рынков энергии и энергоносителей, повышения уровня глобальной энергетической безопасности на основе таких механизмов её обеспечения которые не ущемят, чьи бы то ни было национальные интересы.

В истории человечества уже неоднократно осуществлялись революционные изменения, связанные с новыми подходами к использованию энергии, которые кардинально изменяли лицо мировой цивилизации — от технологического уклада, образа жизни и форм политических структур до способов ведения военных действий.

Сегодня человечество вновь находится на стыке двух технологических укладов: прежнего, нефтяного, и нового, который лишь зарождается. Транснациональные корпорации, привыкшие к мировому господству в рамках традиционного нефтяного уклада, стремятся к сохранению монополии, однако высочайшие темпы модернизации развивающихся, в первую очередь, азиатских стран, обещают серьёзные испытания существующему на мировом энергорынке балансу сил. Доля развивающихся стран в мировой торговле энергоресурсами неуклонно растет. В последние 10 лет спрос на нефть вырос на 10.8 Mbpd, причем доля Китая в этом приросте составила 4.6 Mbpd, прирост стран Ближнего Востока — 2.8 Mbpd, Индия добавила 1.1 Mbpd. В то же время в странах ЕС спрос на нефть сократился на 0.8 Mbpd, а в государствах Северной Америки на 0.2 Mbpd [10]. Результатом этих процессов является ожесточенная борьба за ресурсы в Африке и Латинской Америке, на Ближнем Востоке, где она подчас сопровождается социальными потрясениями, переворотами, революциями и гражданскими войнами, а то и прямыми внешними интервенциями.

Экономический кризис и сопутствующее ему падение спроса вместе с ростом предложения нефти в Северной Америке на время сняли проблему дефицита энергоресурсов. Однако трансформационные процессы в развивающихся странах, в первую очередь, Индии и Китае неизбежно приведут к перестройке с экспортного роста на внутренний и это резко повысит опасность конфликтов, порожденных борьбой за энергоресурсы [4].

Указанные тенденции ставят Россию перед рядом вызовов, как в геополитическом плане, так и в сфере внешней энергетической политики. Без сомнения, Россия в новых условиях не только будет оставаться ведущим оператором мирового рынка углеводородного сырья, но и примет активное участие в дальнейшем развитии рынков угля и электроэнергии, значительно усилит свои позиции в мировой атомной энергетике.

Основополагающим принципом при этом должно являться сохранение и развитие стабильных и предсказуемых отношений с потребителями на традиционных рынках российских энергоресурсов и формирование таких же устойчивых связей на новых для российских энергетиков рынках.

Как предусмотрено Энергетической стратегией России на период до 2030 г., при сохранении объемов экспорта первичных энергоносителей, главное внимание в ближайшей и среднесрочной перспективе будет уделяться развитию экспорта продуктов с глубокой степенью переработки, инвестированию в развитие их производства российскими компаниями за рубежом. В первую очередь, значительный интерес для России будут представлять высококонкурентные рынки нефтехимической и газохимической продукции [9].

Важнейшим приоритетом энергетической политики России остаётся поставленная в Стратегией-2020 задача вхождения в мировые рынки энергетики, основанной на возобновляемых источниках. Основой поэтапного наращивания вклада России в эти рынки, наряду с развитием международного сотрудничества, является уже имеющийся потенциал научно-технических разработок в области возобновляемых источников энергии.

Стратегией-2020 и -2030 также предусмотрена решительная диверсификация товарной структуры экспорта энергоносителей путём увеличения доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью в экспорте. Это, в первую очередь, нефтепродукты, продукция газохимии и нефтехимии, СПГ, газомоторное топливо, электроэнергия [8].

Решение этих задач позволит России, при сохранении лидерства на мировом рынке энергоносителей, качественно изменить характер своего присутствия на энергетических рынках, диверсифицировать направленность и товарную структуры энергетического экспорта страны. Решающую роль здесь будет играть активное развитие новых форм сотрудничества в сфере международного энергетического бизнеса, всемерное расширение присутствия российских компаний за рубежом. Это в значительной мере снизит риск зависимости энергетического сектора России от экспорта энергоносителей в страны Европы, повысит доходность и эффективность внешнеэкономической деятельности топливно-энергетических компаний России без значительного наращивания объемов добычи и экспорта первичных энергоносителей.

Энергетической стратегией России предусматривается комплекс первоочередных задач, направленных на достижение стратегических целей внешней энергетической политики России:
— обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координации ее Энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиями
других участников рынка;
— диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
— обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность
спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;
— укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
— обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях) [9].

Для решения поставленных задач необходим системный подход к разработке и реализации внешней энергетической политики, учитывающий особенности и характер развития мировых энергетических рынков, изложенные в настоящей статье. Мир находится в преддверии коренной трансформации всего нефтегазового бизнеса, и эффективность внешней энергетической России будет зависеть от готовности к новым вызовам.

Автор:
К. Харина, аспирантка кафедры экономической теории, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012

Место россии на мировом рынке

Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировыерынки хозяйствующих субъектов. В условиях глобализации объективные процессы активного включения Российской Федерации в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики России выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка. Динамика тенденций изменений экономической ситуации (и мировой и российской) подтверждает необходимость дальнейшего осуществления институциональных преобразований в стране, формирования новой системы социально-экономических взаимоотношений, развития рыночных механизмов, обеспечивающих углубление взаимовыгодного сотрудничества Россиис иностранными государствами. Для раскрытия темы реферата поставлена цель: изучить место России на мировом рынке. Для этого мы поставили следующие задачи: рассмотреть динамику и товарную структурувнешней торговли России; изучить роль России в мировой экономике; проанализировать международнуюконкурентоспособность России; Методы исследования: синтез литературы, обобщение теоретических знаний и их анализ. Динамика и товарная структура внешней торговли России В условиях благоприятной для страны конъюнктуры на мировых товарных рынках (прежде всего на рынках энергоносителей и металлов), оздоровления внутриэкономической ситуации, наблюдавшихся до наступления мирового финансово-экономического кризиса, этот комплекс оказывал исключительно стимулирующее воздействие на экономику России. Внешняя торговля стала крупнейшим донором федерального бюджета, источником первоначального накопления капитала и опыта рыночного хозяйствования для многих отечественных производств. В последнее десятилетие прирост ВВП страны увеличивался, приближаясь к значению 7-8 % в год, при этом доля прироста, обеспеченная внешнеэкономическим сектором, составляла более 30 %. Российская экономика приобрела ярко выраженную внешнеторговую ориентацию, где экспорт в отдельные годы достигал свыше 40 % (в 2011 г. — 27,8 % ВВП), а за счет импорта формировалось около 50 % ресурсов розничного товарооборота [7, 22]. Благоприятная конъюнктура на мировом рынке минерального сырья привела к повышению доли России в мировом экспорте с 1,05 % в 2000 г. до 2,9% в 2008 г. Однако резкое падение уровня цен на энергоносители, отмеченное в конце 2008 г. — начале 2009 г., привело к сокращению этой доли до 2,17 %. В целом мировой финансово-экономический кризис оказал существенное сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в частности, внешнеторговую сферу. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, достиг лишь 495,8 млрд. долл. против 763,5 млрд. долл. в 2008 г., по данным таможенной статистики — 469,3 млрд. долл. против 734,7 млрд. долл. в 2008 г. Однако в 2009 г. произошло падение средних экспортных цен на 33,5 % [5], что стало логичным продолжениемтенденции, отмеченной в 2006 г., когда впервые с 2003 г. наблюдалось замедление роста средних экспортныхцен. И хотя экспортная деятельность по-прежнему продолжает оказывать стимулирующее влияние на развитие экономики, ее вклад в прирост ВВП заметно снижается. Рост стоимостных объемов импорта до наступления мирового финансово-экономического кризиса был обусловлен расширением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а также позитивным влиянием укрепления рубля, и происходил в основном за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров. На фоне роста экономики увеличивался спрос на инвестиционную компоненту в составе импорта. Наблюдалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары, однако темпы их роста были преимущественно ниже темпов роста физических объемов. Кризис оказал существенное влияние на объем и структуру импорта, в результате чего последний (в физическом выражении) сократился в 2010 г. на 36,7% [5] на фоне практически неизменных цен (сокращение составило 0,9% за год). Одной из основных позиций по импортируемым товарам традиционно являются машины и оборудование. Именно ее сокращение, связанное с падением внутреннего спроса, сформировало основную часть снизившегося объема импорта. Рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности, достигнутые в последние годы, нельзя рассматривать как однозначно положительные, поскольку сохраняются негативные моменты, связанные с внешней торговлей, а некоторые из них даже усилились. Качественные, структурные параметры интеграции национальной экономики страны в мировое хозяйство далеки от оптимальных. Кроме того, внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Товарная структура отечественного экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других вывозимых Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела еще более ярко выраженный топливносырьевойхарактер [11, 53]. Так, доля топливно-энергетических продуктов в общем объеме экспорта [— Image: Рисунок 1 —]выросла с 44,9 % в 1999 г. до 67,4 % в 2009 г., достигнув максимального значения в 2008 г. (69,8 %).

Читать еще:  Стратегии поведения на рынке

Выявленные в результате проведенного анализа основные тенденции развития внешнеторговой сферы Россиив 1999-2011 гг. фактически сводятся к следующим: с одной стороны, наблюдается рост количественных показателей, характеризующих ее состояние, омраченный кризисными явлениями, начавшимися в 2008 г. С другой стороны, очевидно ухудшение качественных характеристик состояния рассматриваемой сферы. В целом внешнеэкономический сектор развивается динамично, чутко реагируя на изменения среды. Однако для оптимизации его структуры необходимо выработать стратегически ориентированный комплекс мероприятий. Перспективы развития внешней торговли России во многом определяются реализацией того или иного сценария социально-экономического развития страны. Известны инерционный и инновационный сценарии, последнему из которых по понятным причинам отдается предпочтение. В случае реализации инновационного сценария страну ожидают гораздо более благоприятные перспективы развития внешнеторговой сферы. Формирование новой специализации России на мировых товарных рынках требует радикальных структурных преобразований во внешнеторговой сфере, а это может занять немало времени. Представляется, что на начальном этапе (до 2020 г) основу современного отечественного высокотехнологичного экспорта должны составить товарные позиции, которые уже завоевали признание на мировом рынке или близки к этому. Прежде всегоречь идет о продукции оборонной, атомной,авиакосмическойотраслей и др. В дальнейшем номенклатура этих товарных позиций будет расширяться за счет продукции, изготовленной по технологиям шестого технологического уклада [8, 287]. В таких сферах, как утилизация ядерных отходов, отдельные области информационных технологий (математическое моделирование, нейроинформатика).лазерная техника для медицинских и иных целей, газотурбинные двигатели нового поколения, гражданское судо- и авиастроение и др., у России имеются хорошие перспективы укрепления позиций на мировом рынке. Что касается новейших научно-технических направлений (нано-и биотехнологии, водородная энергетика и др.), то здесь страна фактически выступаете одинаковых стартовых позиций с развитыми государствами. В этом случае важную роль играет фактор времени и концентрация усилий и ресурсов на данных направлениях [9. 56]. Оценивая возможности увеличения российского высокотехнологичного экспорта, основанного на прошлых технологических заделах, можно заключить, что, в принципе, наша страна имеет шансы уже к 2020 г. добиться некоторой диверсификации экономики и экспорта, изменить свою специализацию на мировых рынках. Вполне достижимой выглядит и одна из целей Концепции долгосрочно го социально-экономического развития России на период до 2020 гг. — довести долю нашей страны на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг как минимум до 10% по четырем-шести и более позициям.

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ

студент, факультет экономики и управления, Институт Сервиса Туризма и Дизайна СКФУ (филиал) в г. Пятигорске

студент, факультет экономики и управления, Институт Сервиса Туризма и Дизайна СКФУ (филиал) в г. Пятигорске

канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела, факультет экономики и управления, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске,

Мировой рынок услуг, как и торговля товарами, является неотъемлемым элементом международных экономических отношений.

Читать еще:  Какие виды рынков вы знаете

Развитая сфера услуг положительно сказывается на экономике государства, делает страну более конкурентоспособной на мировой арене. Именно развитый сектор услуг является одной из отличительных черт развитых стран-лидеров. Таким образом, развитие данного сектора экономики является залогом достижения высокого экономического роста и процветания государства. Это и обуславливает актуальность данной статьи.

Услуга представляет собой деятельность, не имеющую материального выражения и нацеленную на удовлетворение нужд других лиц [4, с. 29]. Услуги предоставляются и потребляются, в основном, одновременно и не подлежат хранению. Важно отметить, что услуга является предметом международной торговли лишь тогда, когда производитель и потребитель данной услуги – резиденты различных государств вне зависимости от места заключения сделки.

В статье 2 первой главы Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается следующее определение внешней торговле услугами: «оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ)» [1].

Данный ФЗ дает возможность регулирования международной торговли услугами посредством «введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг» [1].

В основном для этого используются нетарифные методы контроля, к которым в первую очередь относятся квотирование и лицензирование.

Квотирование заключается в определении наибольшей доли участия зарубежного капитала в данной сфере. Оно чаще применяется при регулировании банковских, финансовых и страховых услуг.

Порядок лицензирования услуг определен ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно данному ФЗ лицензия представляет собой «специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа». В этом же законе говорится, что лицензированию подлежат 49 видов деятельности, среди которых подавляющее большинство связано со сферой услуг [1].

В современном мире развитие международной торговли услугами происходит стремительными темпами. Основными факторами, воздействующими на динамику ее развития, являются научно-техническая революция, увеличение потребительского спроса на услуги, взаимосвязь различных видов услуг [3, с. 53].

Согласно данным Международной экономической статистики неизменным лидером на мировом рынке торговли услугами на протяжении двух последних лет является США, экспорт услуг которых составляет 14,1 % от объема мирового экспорта. Уже несколько лет вторую позицию занимает Великобритания, чей экспорт услуг составляет 6,8 % от мирового. За ней следует Германия – 5,5 % от мирового экспорта услуг [6].

В России, как и в остальных государствах, сфера торговли услугами развивается довольно динамично. Она занимает 21 место по экспорту услуг, который в денежном выражении составляет 66 млрд., а в процентном 1,3 % от мирового экспорта, и 11 место по импорту – 119 млрд. и 2,4 % от общемирового импорта.

Следует отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики Россия на международном рынке услуг больше выступает импортером, нежели экспортером, и постоянно имеет отрицательный баланс в сфере торговли услугами (Таблица 1) [7].

Таблица 1.

Платежный баланс России, млн дол.

Счет текущих операций

Товары и услуги

Отрицательный баланс в сфере торговли услугами можно объяснить недостаточным уровнем развития в России большинства инфраструктур, финансовых и других организаций, возрастающей конкуренцией на мировом рынке услуг, сокращением реально располагаемых доходов населения. Все это способствует значительному уменьшению возможностей оказания услуг иностранным потребителям.

Таким образом, в РФ по-прежнему сохраняется необходимость импорта ряда определенных услуг из-за рубежа [3, с. 96-97].

Основными экспортерами и импортерами рынка услуг РФ являются страны ЕС (экспорт – 41 %, импорт – 47 %), страны АТЕС (экспорт – 13 %, импорт – 12 %). Структура экспорта и импорта услуг со странами представлена на рисунке 1 [7].

Рисунок 1. Экспорт и импорт российских услуг со странами

Анализ структуры экспорта и импорта услуг РФ с 2012 по 2016 год по укрупненным позициям на основе данных Департамента статистики Центрального банка РФ показывает, что в последние годы она имела довольно устойчивый характер.

Наиболее значимым элементом структуры экспорта услуг РФ являются транспортные услуги. Их доля в общем экспорте услуг составляет 31,2 %. Следующим по значимости элементом является категория прочих деловых услуг, удельный вес которой — 25,4 % в совокупном экспорте; доля услуг, связанных с поездками — 17,9 %; услуг строительства — 7,9 %; телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг – 7,2 %; услуг по техническому обслуживанию – 3,2 % [5].

В структуре импорта услуг РФ устойчивые лидирующие позиции занимают услуги, связанные с поездками, удельный вес которых составляет 41,7 % от общего объема импорта. Вторым по значимости элементом структуры импорта является категория прочих деловых услуг – 19,1 % от совокупного импорта. Далее располагаются транспортные услуги – 12,9 %; строительство – 6,8 %; телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги – 5,9 % [5].

Для развития сектора услуг России необходимо более эффективно использовать свои национальные конкурентные преимущества, в частности – интеллектуальный, научный, технологический потенциалы, интереснейшее культурно-историческое прошлое, а также свое выгодное географическое положение, обуславливающее наличие большого объема ресурсов. Именно рациональное использование данных преимуществ будет предпосылкой для развития экспорта туристических, транспортных и иных видов услуг.

Для увеличения экспорта российских услуг отечественным экспортерам следует расширять спектр предоставляемых услуг и ориентировать их на современные и наукоемкие виды. Также важно способствовать повышению конкурентоспособности традиционных услуг, которые связаны непосредственно с транспортом и туризмом, и внедряться на новые перспективные рынки услуг [3, с. 103].

Таким образом, позиции России на международном рынке услуг на сегодняшний день недостаточно устойчивы. Она является одной из тридцати крупных стран-участниц торговли услугами на мировом рынке, однако все еще остается нетто-импортером услуг. На долю РФ выпадает 1,3 % мирового экспорта и 2,5 % мирового импорта.

Необходимо отметить, что развитие сектора услуг, повышение его конкурентоспособности на мировом рынке представляется мало возможным без модернизации данной сферы. Важную роль здесь играет государственная поддержка отечественного сектора услуг, которая должна заключаться в создании правовых мер регулирования данной деятельности, предоставлении льготных режимов и выделении прямых ценовых субсидий из бюджета экономическим субъектам, предоставляющим услуги, оптимизации тарифов. Осуществление этих условий возможно через создание программ государственной поддержки организаций сферы услуг, использование механизма государственно — частного партнёрства, усовершенствование кредитной системы и нормативных актов в секторе услуг, оптимизации системы налогового регулирования для организаций, предоставляющих услуги населению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector