Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Либеральная модель рынка

Модели рыночной экономики. Либеральная и социально-ориентированная модели рынка. Особенности белорусской национальной модели

Нац.экономики рыночного типа различаются по: — исторические особенности развития конкретной страны; — уровень развития производительных сил; — степень и характер гос. регулир.; — выбор экономических приоритетов; — особенности системы мотивации; — особенности социальной защиты; — субъектно-этнические особенности страны и др.

Выделяют модели: амери­канская, японская, немецкая и шведская, восточно-азиатская.

Можно свести к двум моделям: либеральной и социально-ориентированной.

Либеральная модель (США, Англия, Япония): господство частной собственности, поощре­ние частного предприним-ва. Экономические функции го­с-ва реализуются, прежде всего, на макроэкономическом уровне. Принцип «социального равенства» в подобной системе не выдвигается, государственная социальная поддержка направле­на на наиболее обездоленные слои населения.

Социально-ориентированная (ФРГ, Швеция, Австрия): сильные позиции гос-ва в регулирова­нии воспроизводственных процессов и решении социальных про­блем. Социальная политика гос-ва направлена на защиту всех слоев населения.

Белорусская модель.Реализуется Программа перехода к социально-ориентированной рыночной экономике. Особенности модели:

1. Рыночные реформы осуществляются последовательно и постепенно. Принцип постепенности проявляется, в частности, в особенностях процессов приватизации государственной собствен­ности.

2. В стране формируется смешанная экономич. сис­тема — сочетание, совмещение в экономи­ке страны двух форм хозяйствования — рыночной и нерыночной (не ориентированной на получение прибыли), а также 2 меха­низмов регулирования — рыночного и государственного.

3. Основа развития — интеллектуально-инновационная деятельность. Относительная бедность экономи­ки Беларуси природными ископаемыми вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития. В условиях, когда тен­денцией мировой экономики становится выход интеллектуально­го капитала на первые роли, у страны есть все возможности сде­лать интеллектуально-инновац. ресурс основой своего ре­формирования.

4. Белорусская экономика — это малая открытая экономи­ка, ориентирующаяся преимущественно на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества.

5. Экономическое реформирование и развитие осуществ­ляются с учетом экологической ситуации, обусловленной катаст­рофой на Чернобыльской АЭС, и носят при этом социально-щадя­щий характер. Масштабы урона, нанесенного стране, окружаю­щей среде и населению в результате катастрофы так велики, что без учета их влияния невозможно говорить об экономике.

6. Все соц.-экономич. изменения, осущ-е сегодня в Беларуси, происходят с учетом менталитета и цен­ностных ориентиров населения. Эта особенность означает сохра­нение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро на­шего общества. Такими основами признаны общинные, коллективистские начала, развитое чувство социальной справедливости, толерантность и неспешность, трудовые ценностные ориентиры, приемлемость многообразия народов и их культур и др.

7. Осн. приоритеты — рост благосостояния и социальное раз­витие народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально-ориентированная модель. Основные черты белорусской экономической модели

В каждой стране рыночная экономика имеет свою специфику, и всё-таки можно выделить несколько базовых моделей рыночной экономики.

Либеральная модель (США). Для неё характерно:

— доминирование частной собственности, поощрение частного предпринимательства. Стремление до минимума снизить налоговую нагрузку на предпринимателя, сопровождается сокращением государственных программ социальной помощи.

— сильная конкуренция, которая обеспечивается жёсткой антимонопольной политикой;

— незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства).

— относительно низкие налоги;

— социальная политика выстраивается исходя из того, что каждый трудоспособный член общества должен сам стремится заработать на себя, на свою семью и свою старость. Эта модель предполагает создание равных возможностей для всех, но результаты деятельности зависят только от самих экономических субъектов.

— сильная социальная дифференциация;

Социально-ориентированная модель. Основополагающими принципами этой модели выступают:

— единство рынка и усилий государства, т.е. признаётся бесспорным необходимость существования рынка и свободного ценообразования, и активное присутствие государства в тех секторах, где рынок даёт сбой. Прежде всего, государство активно вмешивается в социальную сферу. Но здесь признаётся и тот факт, что провалы государства при регулировании рыночных неудач могут происходить так же часто, как и провалы рынка.

— защита свободной конкуренции. В условиях свободной конкуренции каждый собственник получает справедливый пофакторный доход. Конкуренция ограничивает рост цен и обеспечивает для населения доступность товаров и услуг.

— социальное партнёрство труда и капитала. Первейший объект такого сотрудничества – справедливая сделка между продавцами и покупателями рабочей силы, поддержание обоснованного национального уровня заработной платы.

Белорусская экономическая модель формируется в условиях переходного периода от командной экономики к экономической системе рыночного типа. Официально она характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи.

Можно выделить следующие особенности белорусской экономической модели:

— процессы приватизации и разгосударствления носят постепенный характер. Большинство предприятий негосударственной формы собственности представляют собой акционерные общества, в капитале которых определённая доля принадлежит государству, а зачастую и контрольный пакет акций. Частные предприятия в большинстве своём – это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

— система ценообразования носит смешенный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен.

— система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы, однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному (рекомендательному), предполагающему учет мнений самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.

— распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остаётся высокой, что обуславливает значительный уровень налогообложения.

— социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения . Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержки высоких доходов населения и борьбы с бедностью – это высокие темпы экономического роста. Для создания стимулов к эффективной деятельности нужна определённая дифференциация доходов.

Альтернативные затраты (издержки) –это то количество благ, от которых необходимо отказаться, чтобы получить другое благо.

Банковская система, представляющая собой мощную финансовую организацию, осуществляющую финансовые операции в стране. Она включает центральный банк страны, коммерческие банки и небанковские организации (финансовые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные фонды и др.).

Читать еще:  Доминирующая фирма как провал рынка

Биржа труда – специальная организация, которая занимается трудоустройством свободной рабочей силы. Биржи труда могут выступать под разными названиями: центр занятости населения, служба занятости, центр переподготовки кадров и т.д.

Владение – это общественное признание прав субъекта на благо, фактическое обладание имуществом и исключительное право контроля за его применением.

Государственная собственностьозначает, что производственные ресурсы принадлежат не частному лицу, а всему обществу в лице государства.

Двусторонняя монополия – присутствие на рынке одного продавца и одного покупателя.

Добросовестная конкуренция – связана со снижением издержек, повышением качества и т.п.

Домохозяйства – это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи.

Естественная монополия – единственная фирма, обслуживающая весь рынок вследствие низких издержек производства и высокой эффективности, обусловленных экономией на масштабах производства.

Инфраструктура рынка – совокупности институтов рынка (специализированных предприятий, организаций ), которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Конкуренция (от лат. — сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции, за получение максимального дохода.

Монополия — подразумевает присутствие на рынке одного продавца

Монопсония – присутствие на рынке одного покупателя.

Монополистическая конкуренция – эта такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Национализация –это покупка (иногда конфискация) государством собственности частных лиц или фирм.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

Неценовая конкуренция – связана с качеством продукции, послепродажным обслуживанием, упаковка, реклама, торговые знаки и т.п.

Недобросовестная конкуренция– продажа по ценам ниже себестоимости, нарушение стандартов качества, подделка, шпионаж и т.п.

Объект собственности – это всё то, что присваивается: земля, заводы, информация и т.д.

Олигополия – это господство немногих, т.е. такой тип рыночной структуры, который представлен господством нескольких крупных фирм, производящих однородную или разнородную продукцию.

Пользование – это извлечение из вещей их полезных свойств.

Приватизация –это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Разгосударствление –это процесс, который означает постепенный уход государства из экономики, сокращение и упрощение его функций по управлению национальным производством.

Распоряжение – определение судьбы вещи, возможность поступать с нею по своему усмотрению.

Рыночная экономика – саморегулирующаяся экономическая система, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения, а регулятором выступает цена.

Смешенная экономика. Для неё характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем.

Собственность –это отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

Субъект собственности –это те, кто присваивает: отдельный человек, коллектив, общество в целом.

Структура рынка есть внутреннее строение или расположение его отдельных элементов.

Страховая компания –финансово-кредитная организация, осуществляющая страховую деятельность на рынке (по страхованию, нейтрализации рисков).

Сравнительное преимущество –это сопоставление издержек упущенных возможностей производителей товара. Производитель, обладающий самыми низкими альтернативными издержками производства товара, имеет сравнительное преимущество перед другими производителями

Традиционная экономика –это экономическая система, в которой основные вопросы экономики решаются на основе обычаев и традиций.

Товарная биржа – это учреждение, которое проводит крупные оптовые сделки по продаже товаров по образцам;

Ценовая конкуренция – означает снижение цен для подрыва позиций конкурента.

Централизованная (командная) экономика – экономическая система, при которой решения основных вопросов принимается центральным плановым органом.

Частная собственность означает, что средства производства находятся в собственности физического или юридического лица.

Фирма (предприятие) – это малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью

совокупности необходимых ресурсов.

Фондовая биржа – это учреждение, которое создаётся для купли и продажи ценных бумаг;

Либеральная модель рыночной экономики

Разновидности экономических систем

Любая производственная деятельность происходит с привлечением различных ресурсов. Производство нуждается в управлении. Под этим понятием понимается право принимать решения о том, что производить, для кого и в каком объеме, какую назначать цену. Кроме того, произведенный продукт должен быть реализован либо распределен между потребителями.

Совокупность процессов производства продукции, которые происходят с использованием различных ресурсов на основе прав собственности, прав управления и распределения и действуют в определенном нормативно-правовом поле, образуют экономическую систему.

Сочетание различных форм правовых отношений и способов управления и распределения привело к возникновению в ходе истории нескольких типов экономических систем (типов экономик). Они во многом определяли особенности того или иного общественно-экономического строя. Ученые выделяют следующие типы экономик:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Все они, несмотря на разнообразие, имеют общую структуру. Каждая из этих систем состоит из таких составляющих, как:

  • экономические объекты;
  • экономические субъекты;
  • базовые экономические отношения.

Общинная собственность, управление и распределение с помощью сложившихся обычаев и традиций являются характерными чертами самой древней экономической системы – традиционной. Она отличается стабильностью и предсказуемостью. Но, в тоже время, она и крайне консервативна. Новшества в ней приживаются с большим трудом. Это связано с медленным изменением общественного сознания и общественной психологии.

Командно-административная (административная, плановая) экономика формировалась в ходе коренных социальных преобразований (революций). Она развивалась на основе господства государственной формы собственности и при государственной монополи и на управление хозяйством. Плановость хозяйства позволила согласовывать деятельность предприятий всей страны, проводить единую ценовую и социальную политику, длительное время избегать кризисных явлений. Но из-за директивности планирования административная экономика показала свою неспособность быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Это привело к появлению дефицита и спровоцировало кризис политической системы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Понятие о рыночной экономической системе

Рыночной экономической системой (рыночной экономикой) называется совокупность производственных отношений между субъектами хозяйствования на основе частной собственности, которые управляются и регулируются с помощью рыночных механизмов (взаимодействие потребительского спроса и рыночного предложения) в условиях конкурентной борьбы.

Читать еще:  Поведение фирмы на рынке

Формирование рыночных отношений началось еще в условиях феодально-крепостнического общественно-политического строя. Стимулом и движущей силой развития рыночных отношений стало стремление к получению личной выгоды. А следствием развития рыночной экономики стало быстрое насыщение рынков разнообразными товарами.

На начальном этапе развития рыночной экономики государство не вмешивалось в регулирование производство, ограничиваясь лишь фискальной и законодательной деятельностью. Все управленческие решения принимались непосредственно производителями. Но неравномерность экономического развития в условиях рынка (экономические циклы) привели к появлению кризисных процессов как в экономике, так и в обществе.

Разнообразие вариантов (моделей) рыночной системы

Именно проявления кризисных ситуаций привело правительства ведущих государств мира к необходимости пересмотреть роль государственного регулирования в структуре рыночной экономической системы. Предприниматель, преследуя интересы личной выгоды, мог игнорировать общественные интересы, социальные гарантии, вопросы охраны природы. Поэтому государство вынуждено было вмешиваться в экономику с целью согласования деятельности предприятий и сглаживания кризисных явлений с помощью государственного регулирования.

Помимо этого государство брало на себя функцию гаранта социальной безопасности для граждан. Государство также препятствовало усилению монополизации хозяйственной деятельности. Правительство старалось совместить преимущества планового ведения хозяйства с положительными чертами рыночной экономики.

Учитывая исторические особенности развития рыночной экономики в каждой отдельной стране и особенности национальной психологии, национального менталитета в $ХХ $ веке были разработаны и внедрены различные варианты рыночной экономики. Они получили название моделей. Разные ученые выделяют разное количество подобных разновидностей. Большинство из них выделяют такие модели:

  • американскую (либеральную);
  • японскую (азиатскую или патриархально-корпоративную);
  • европейскую (социально-ориентированную).

В пределах социально ориентированной модели выделяют шведскую (скандинавскую), британскую, французскую, германскую модели. В последнее время называют отдельно еще белорусскую и российскую модели рыночной экономики.

Характерные черты либеральной модели рыночной экономики

Либеральная модель рыночной экономики впервые была сформирована в США. Она успешно функционирует и в Канаде. Поэтому название американской стало ее вторым названием.

Либеральная модель сформировалась на основе главенства частной собственности. Но она допускает сосуществование с другими формами собственности.

В хозяйственной жизни, наряду с крупными предприятиями, большое распространение получили среднее и мелкое предпринимательство и сильная конкуренция. Государственное регулирование ограничивается налоговой и кредитно-финансовой политикой, принятием законодательных актов. Главные усилия государства сосредоточены на обеспечение общественных благ (в первую очередь – обороноспособности).

Низкая ставка налогов, распространение акционерных форм собственности и государственная пропаганда стимулируют формирование стремления к личной выгоде. Считается, что главным является обеспечение для всех граждан равных возможностей. А результативность деятельности зависит от самих граждан и стечения обстоятельств. Правительство уделяет внимание социальной помощи малоимущим слоям населения, чтобы не снижать покупательной способности и не уменьшать потребительский спрос.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Эволюционный путь предполагал растущее снизу альтернативное государству частное производство, малый и средний бизнес, постепен­ную либерализацию цен. Реформирование государственной собствен­ности ориентировалось вначале на ее коммерциализацию, т.е. на пол­ный хозяйственный расчет. И лишь на последующих этапах эволюции вставал вопрос о приватизациигосударственной собственности. При этом исключалась «кампанейщина» в этом процессе. Приватизация не становилась тотальной. Эволюционный путь максимально сохранял экономический потенциал страны и делал упор на развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформировался по мере рос­та реального сектора, а не наоборот, как это было в России. Это позво­лило неокрепшему реальному сектору избежать спекулятивных ударов финансовых рынков.

Особенности развития стран с переходной экономикой и трансформирующейся экономикой.

Направлениями хозяйственных реформ в переходной экономике являются: создание рыночной инфраструктуры, либерализация цен, приватизация государственных предприятий и демонополизация. В России реформировалась и внешнеэкономическая деятельность: происходил отказ государства от монополии на внешнеторговые опе­рации, устанавливался более либеральный режим конвертируемости национальной валюты.

В рамках единого процесса рыночных преобразований сформиро­вались два его варианта: радикальный («шоковый») и эволюционный.

Эволюционный вариант характерен для Китаяи, в известной мере Венгрии.

Выбор «шокового» варианта большинством стран с переходной экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания рыночных преобразований. В известной мере жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ. Именно такой вариант реформирования осуществлялся в России, что привело к ис­ключительно высокой «цене» реформ.

Практика показала слабостирадикальных рыночных реформ, а именно:

либерализация цен не смогла обеспечить процесс рыночного балансирования экономики.

приватизация государственных предприятий не способна провести автоматическую замену неэффективного собственника на эффективного;

уход государства из экономики создал вакуум управляемости и привел к разрастанию теневой экономики.

Либерализация цен привела к резкому росту цен, что оказалось для руководства всех стран неприятной неожиданностью. Везде борьба с инфляцией стала первостепенной проблемой. В России вплоть до 1998 г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она засло­нила собой все остальные макроэкономические проблемы. Проводить демонополизацию в условиях спада было очень сложно. Неразумно было ограничивать деятельность монополистов, когда вокруг произ­водство стоит.

Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Он мог созда­ваться и за счет коммерциализации государственных предприятий, развития альтернативного производства. Желание ускорить события заставило сделать акцент на приватизации.

Приватизация, поменявшая собственников, не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленче­ские технологии, адекватные рынку. Приватизация не могла привести в страну в одночасье эффективных собственников. Новые хозяева не рас­полагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством ры­ночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии.Последующее развитие было связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собствен­ности. Он, при неясности в правах и перспектив собственности, созда­вал паузу в инвестиционном процессе.

Опыт России и европейских посткоммунистических стран пока­зал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил свой статус частного собст­венника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими акти­вами.Оглядываясь назад, следует заключить, что приватизация долж­на была постепенно продвигаться по мере укрепления нового типа корпоративного управления. Следовало бы на какое-то время сохра­нить часть государственных предприятий. Именно такой путь выбрал для себя Китай, который строил свои стратегии не на глобальном свер­тывании государственной собственности, а на создании альтернатив­ного частного производства.

Читать еще:  Конкуренция виды конкурентных рынков

В странах, где институциональные условия реформирования эко­номики были более продвинуты, удалось быстрее выйти из инвестици­онного вакуума. В остальных усилились деформационные процессы клановой, теневой и криминальной экономики.

Переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэконо­мической деятельности. Прежде всего, была ликвидирована монопо­лия государства на внешнеторговую деятельность. Теперь сами пред­приятия стали участниками мирового рынка. Страны с переходной экономикой усилили открытость своих экономик, нуждаясь в новых технологиях.

Вхождение на мировой рынок потребовало новых направлений то­варного импорта и экспортных стратегий.

Импорт товаров должен все в большей мере становиться источни­ком экономического роста и не замыкаться потребительским направ­лением. Он должен стать материальным источником новых техноло­гий и оборудования. Все страны стали создавать льготы на ввоз новых технологий и оборудования. Экспорт же, по возможности, должен быть диверсифицированным.

Все посткоммунистические страны пытались с разным успехом препятствовать оттоку национального капитала и создавать условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Политика их при­менения дала наибольший эффект в Китае, а в Европе — в Венгрии и Эстонии.

Фактором роста является экономическая интеграция. Европей­ские посткоммунистические страны это осознают, пытаясь включить­ся в экономическую зону Евросоюза. Россия должна продолжать свои усилия в интеграционных процессах, в том числе учитывая недоста­точно успешный опыт СНГ.

l 3. Модели развития национальной экономики.

Варианты рыночных моделей развития

Высокоразвитые страны, ступив на новый путь цивилизации по­стиндустриального общества, развиваются тем не менее на основе раз­личных моделей рынка.

Либеральная (американская) модель построена на системе всемер­ного поощрения предпринимательской активности, усилий наиболее деятельной части населения. Эта модель ориентирована на достиже­ние личного успеха «экономического человека». В ее основе лежат принципы монетаризма, в то время как Европа больше склоняется к традициям кейнсианской школы.

Снижение уровня финансирования социальных правительствен­ных программ признается обязательным условием оздоровления эко­номики, поскольку позволяет воспрепятствовать иждивенчеству граж­дан и активизирует стимулы их деловой активности. При эффектив­ном рынке работающий человек способен сам заработать и решить свои проблемы (жилищные, медицинские и др.), не прибегая к помо­щи государства. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Одна­ко проблема выравнивания доходов не ставится.

Либеральная модель ориентируется на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах. Поэтому такую мо­дель называют либеральной. Она пропагандирует необходимость отка­за от протекционистских мер и в области внешней торговли, и валют­ных отношений (пошлин, количественных ограничений импорта, ва­лютных интервенций, девальваций и др.).

Строй эффективных производителей может успешно функциони­ровать, если он опирается на столь же эффективную денежно-кредит­ную политику Центрального банка. Центральный банк, а не государст­во в либеральной модели является главным макроэкономическим ко­ординатором. Он должен создать низкий инфляционный фон хозяйственных процессов. Предупреждение возможной инфляции должно происходить на основе бездефицитного государственного бюджета. Таким образом, регулирование реального сектора в либе­ральной модели осуществляется косвенным образом через функции ЦБ. воздействуя на финансовые рынки и на процесс предложения де­нежной массы.

Либеральная модель, которой придерживались США, с самого на­чала своего развития ориентировалась на научно-технический про­гресс (НТП). Он позволял экономить на фонде заработной платы, что было очень важно в условиях дорогой в этой стране рабочей силы. На такой базе сформировался предпринимательский менталитет страны, воспринимающий НТП как неотвратимый процесс. Лидерство в НТП на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать до­полнительные выгоды.

Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рынка ог­раничивает возможность получения на нем монопольной прибыли. Но выход на мировой рынок позволяет использовать такие возможности. Работа на мировом рынке усилила новационную направленность аме­риканского бизнеса, поскольку этот рынок с его жесткими условиями конкуренции заставлял быть еще более динамичным.

Осознание факта, что монопольная рента возможна только при со­хранении лидерства в НТП, естественно, активизировало США в ос­воении этого пути. Они активно включились в процесс всеобщей ком­пьютеризации производства и достигли фактически предела потреб­ностей в персональных компьютерах.

Начиная с послевоенного периода ни одна страна мира не вклады­вала столько средств в образование, научные исследования и техноло­гические разработки, как США. Результатом стало явное лидерство США на рынке технологических достижений. Следует особо подчерк­нуть способ финансирования НТП. Государство осуществляет под­держку не конкретно тому или иному предприятию, а направлению технического прогресса.

Развитие на основе лидерства в НТП строится на вложениях в че­ловека. На «человеческий капитал» приходится примерно ¾ национального богатства США.

США сформировались как большая открытая экономика с чрезвы­чайно емким внутренним рынком и высококонкурентными произво­дителями. Деловая активность США определяет ход экономического Цикла в других странах. Лидирующие позиции США в мирохозяйст­венных связях касаются как внешней торговли, так и экспорта ссудно­го капитала, портфельных и прямых заграничных инвестиций. Хозяй­ственное поле США привлекает мощный поток иностранных инвести­ции. Национальные деньги США, по существу, стали выполнять Функцию мировых денег, что дает стране дополнительные доходы.

Россия, ориентируясь на либеральную модель, должна иметь в виду, что такой путь дает простор для уже действующего развитого ры ночного механизма. В России такого зрелого механизма еще нет. Она стоит перед задачей создания его основ и конкурентного режима. По­этому использование принципов либеральной модели не может стать исключительным и единственным направлением. Такая модель долж­на накладываться на структурные реформы.

Дата добавления: 2015-04-30 ; Просмотров: 3598 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector