Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классическая и неоклассическая теории рынка

Классическая и неоклассическая теории

Вопросы занятости и безработицы были предметом внимания многих виднейших представителей экономической науки и различных научных школ.

Адам Смит (1723-1790) — выдающийся английский экономист — по праву считается создателем классической школы экономической теории, «отцом» политический экономии как науки.

Смит представлял экономику как систему, в которой действуют объективные законы, подобно законам природы, которые определяют развитие общества и поддаются человеческому познанию. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он показал возможности и пути увеличения национального продукта, принципы равновесия спроса и предложения. Его огромная роль в науке состоит в том, что он создал основы трудовой теории стоимости, поставив труд в центр своих исследований. Им разработаны важные положения о товарном производстве и рынке, движущих силах развития, заработной плате, прибыли и земельной ренте, рыночном саморегулировании, минимальном вмешательстве государства в экономику.

А. Смит утверждал, что деятельность людей, их устремления определяются их собственными интересами, личной выгодой; считал, что человек достигнет своей цели, если сумеет показать, что в его собственных интересах сделать для людей то, что он требует от них. Именно таким путем люди получают необходимую долю потребительских благ. Главная его идея состоит в том, что в условиях рынка и свободной конкуренции личный интерес, «невидимая рука», обеспечивает равновесие и совершенство в обществе, достижение индивидуального и всеобщего блага. «Никакой человек в отдельности, — писал А.Смит, не намеревается способствовать интересам общества» [4]. А. Смит имел в виду лишь собственную выгоду и то, что в этом, как и во многом другом, «невидимая рука» ведет человека к результату, который ни в коей мере не входил в его намерения.

Рыночные силы, по мнению А. Смита, обеспечивают как покупателям, так и продавцам стимул к экономически эффективным действиям. Свободная конкуренция, рынок — главные регуляторы экономики. Ничего не надо планировать. Рынок ответит на все вопросы. Применительно к занятости это означает, что спрос и предложение на рынке труда сбалансированы и полная занятость обеспечена. Из этого делается вывод о вредных последствиях вмешательства государства в сферу свободной конкуренции. Пусть все идет, как идет, считал А. Смит, показав ряд ярких примеров отрицательного воздействия государственного вмешательства на экономику.

Один из главных и очень важных выводов учения А. Смита — разработка трудовой теории стоимости и применение ее к анализу рыночного хозяйства, обоснование того, что источником всякого богатства является труд, и он создает стоимость, определяющую не только заработную плату, но также прибыль и ренту. В названной ранее работе он писал: «Труд определяет стоимость не только той части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей, которые приходятся на ренту и прибыль».

Были у А. Смита и весьма спорные положения. Так, он считал, что стоимость общественного продукта равняется сумме доходов: заработной платы, прибыли и ренты. Но в этом случае происходит отождествление стоимости годового продукта со вновь созданной за год стоимостью, исчезает постоянный капитал.

А. Смит утверждал, что богатство увеличивается бережливостью, что каждый экономный человек является благодетелем общества, и увеличение богатства зависит от превышения производства над потреблением. Впоследствии экономисты доказали, что чрезмерное сбережение обедняет общество, выбрасывает рабочих на улицу, сокращает заработную плату, сеет уныние и подавленность в деловом мире.

Интересны соображения и позиция А. Смита относительно заработной платы. Он не рассматривал непосредственно ее связь с занятостью, но утверждал, что заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности труда, его чистоты или неопрятности, почетности самого занятия или его унизительности.

Давид Рикардо (1772-1823) — второй крупнейший представитель классической школы — был признанным главой английских экономистов своего времени. Его основной труд «Начала политической экономии и налогового обложения» вышел в свет в 1817 г. В нем он продолжил разработку основных положений А. Смита, преодолев целый ряд недостатков его учения. Давид Рикардо твердо стоял на позиции трудовой теории стоимости, считал закон трудовой стоимости самым общим регулирующим принципом рыночного хозяйства, утверждал, что меновая стоимость товаров пропорциональна труду, затраченному на его производство. Широко распространенное мнение о том, что цена товара зависит только от спроса и предложения, считал причиной многих ошибок в науке и практике.

По вопросам денежного обращения высказывался против необоснованного, бесконтрольного увеличения денег в обращении, ведущего к росту цен и обогащению одних членов общества за счет других. Он обосновал обратно пропорциональную зависимость между заработной платой работников и прибылью предпринимателей; полагал главной задачей политической экономии исследование законов распределения национального продукта между основными слоями общества в форме заработной платы, прибыли и ренты.

Рикардо был сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику, свободы торговли, считал систему рыночного капитализма самой рациональной системой хозяйствования. Придавая большое значение норме прибыли как стимулу роста производства, он обосновал тенденцию нормы прибыли к понижению и обусловленное ею недонакопление, влияющее на развитие производства и занятость.

Таким образом, классики полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе и ресурсов рабочей силы. Они утверждали, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей экономической политикой — политика невмешательства государства в экономическую жизнь.

Свой вклад в теорию рынка и занятости внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767-1832), который считал себя последователем и популяризатором идей А.Смита. Однако Сэй не разделял теорию стоимости и стал одним из родоначальников теории полезности. Его главные работы: «Трактат политической экономии» (1803) и «Курс политической экономии» (1828-1830) в шести томах. В основе его теории лежат три фактора производства: труд, капитал и земля, которым соответствуют три источника дохода: заработная плата, прибыль и рента. И каждый участник получает соответственно свою долю. Сэя нельзя отнести к классикам. Он, скорее, родоначальник нового направления в политической экономии. Сэй сформулировал так называемый закон рынка, по которому обмен продукта на продукт якобы автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей. По этому закону увеличение предложения товаров на определенную сумму ведет к увеличению спроса на такую же сумму, так как спрос и предложение товаров не могут не совпадать. В целом ряде вопросов позиции Сэя совпадали с классиками, которые придавали рынку главную роль в развитии экономики, считали, что в экономике не может быть ни перепроизводства, ни дефицита, ни безработицы, ни нехватки рабочей силы, что рыночное регулирование обеспечивает полную занятость. Подтверждение этому они видели в том, что спрос на рынке всегда равен предложению, а получатели дохода полностью его расходуют.

Однако здесь возникает первый вопрос и первая проблема. Где гарантия того, что получатели дохода полностью используют (израсходуют) его на рынке, а не направят часть на сбережения? Это вызовет недостаточность потребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства, безработица. Однако эту проблему классики считали преодолимой путем изменения ставки процента. Стремление к сбережениям тем сильнее и их величина тем больше, чем выше ставка процента. Но сбережениям, считали они, противостоят инвестиции, которые будут расти, если процентная ставка будет снижаться.

Читать еще:  Характеристики структуры рынка

Экономисты-классики дополнительно обосновывали свой вывод о том, что полная занятость является нормой для рыночного хозяйства, еще одним аргументом — эластичностью соотношения цен и заработной платы.

Объем продукции, которую можно реализовать, зависит не только от уровня общих расходов, но и от уровня цен. Если расходы составили 1000 долл., а цена — 10, то можно реализовать 100 изделий, если же расходы сократились до 800 долл., то 100 изделий можно реализовать только по цене 8 долл., поэтому сбережения, уменьшая сумму расходов на покупки, не только уменьшают объем производства и занятость, но и приводят к снижению цен. Последнее требует снижения издержек производства, в том числе и по заработной плате. Предприниматели будут снижать ставки оплаты. Конкуренция со стороны безработных заставляет их с этим соглашаться. Этому способствует и снижение цен на другие товары.

Так экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Такие рычаги рыночного регулирования, как ставка процента и эластичность соотношения цен и зарплаты способны поддерживать полную занятость. Помощь государства при этом не только излишня, но и вредна.

В конце XIX столетия последователи классиков, развивая их взгляды, сформировали неоклассическое направление экономической теории. Его основателем был Альфред Маршалл (1842-1924), профессор Кембриджского университета. Его новые теоретические положения о рыночной цене, предпринимательстве, потребительском поведении и другие используются до сих пор.

В его главной работе «Принципы экономической науки» (1890) представлены идеи плавного бескризисного развития рыночной экономики. Эта работа на протяжении многих лет была основным учебником экономической теории во многих странах.

Маршалл считал, что для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и предложения. При этом он полагал, что конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос и это регулирование осуществляется рынком автоматически. По его образному выражению, «когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно так же, как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение» [4].

А. Маршалл, как и другие представители неоклассической теории, полагал, что высокая заработная плата неизбежно уменьшает занятость и увеличивает безработицу. Для обоснования этого он использовал «теорию предельной производительности» [4]..

Во время появления его публикации уровень безработицы был еще невелик, и непостоянная занятость не была столь острой проблемой. «Непостоянство занятости, — писал Маршалл, — большое зло и по справедливости привлекает внимание общества. Однако, по совокупности причин, оно кажется большим, чем есть в действительности. Нет достаточных оснований полагать, что непостоянство занятости в целом растет» [4]. Считая рыночную экономику саморегулирующейся, он не видел необходимости в государственном регулировании занятости.

Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу (1877-1955). Его основная работа по занятости — «Теория безработицы» — вышла в 1933 г. В ней наиболее полно были изложены основные положения классической теории занятости. Пигу полагал, что причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, а ее сокращение увеличивает занятость, так как уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих. Уменьшение издержек производства ведет, по его мнению, к общему снижению товарных цен и увеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработную плату, что создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производства и занятости. Другим фактором, определяющим объем занятости, служит, по Пигу, функция реального спроса на труд. В итоге он приходит к следующему заключению: «При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи (между ставками реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд) будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты» [4].

Пигу был приверженцем «теории добровольной безработицы», согласно которой рабочие сами добровольно обрекают себя на безработицу, не соглашаясь работать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

§ 1. Классическая и неоклассическая теории

Вопросы занятости и безработицы были предметом внимания многих виднейших представителей экономической науки и различных научных школ, начиная с классиков.
Адам Смит (1723-1790) — выдающийся английский экономист — по праву считается создателем классической школы экономической теории, отцом политический экономии как науки.

Подтверждение этому они видели в том, что спрос на рынке всегда равен предложению, а получатели дохода полностью его расходуют.
Однако здесь возникает первый вопрос и первая проблема. Где гарантия того, что получатели дохода полностью используют (израсходуют) его на рынке, а не направят часть на сбережения? Это вызовет недостаточность потребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства, безработица. Однако эту проблему классики считали преодолимой путем изменения ставки процента. Стремление к сбережениям тем сильнее и их величина тем больше, чем выше ставка процента. Но сбережениям, считали они, противостоят инвестиции, которые будут расти, если процентная ставка будет снижаться.
Экономисты-классики дополнительно обосновывали свой вывод о том, что полная занятость является нормой для рыночного хозяйства, еще одним аргументом — эластичностью соотношения цен и заработной платы.
Так экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Такие рычаги рыночного регулирования, как ставка процента и эластичность соотношения цен и зарплаты способны поддерживать полную занятость. Помощь государства при этом не только излишня, но и вредна.
В конце ХТХ столетия последователи классиков, развивая их взгляды, сформировали неоклассическое направление экономической теории. Его основателем был Альфред Маршалл (1842-1924) — профессор Кембриджского университета.
Маршалл считал, что для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и предложения. При этом он полагал, что конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос и что это регулирование осуществляется рынком автоматически. А. Маршалл, как и другие представители неоклассической теории, полагал, что высокая заработная плата неизбежно уменьшает занятость и увеличивает безработицу. Для обоснования этого он использовал «теорию предельной производительности.
Во время появления его работы уровень безработицы был еще невелик и непостоянная занятость не была столь острой проблемой. «Непостоянство занятости, — писал Маршалл, — большое зло и по справедливости привлекает внимание общества. Однако, по совокупности причин, оно кажется большим, чем есть в действительности. Нет достаточных оснований полагать, что непостоянство занятости в целом растет». Считая рыночную экономику саморегулирующейся, он не видел необходимости в государственном регулировании занятости.
Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу (1877-1955).
Его основная работа по занятости «Теория безработицы» вышла в 1933 г. В ней наиболее полно были изложены основные положения классической теории занятости. Пигу полагал, что причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, а ее сокращение увеличивает занятость, так как уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих. Уменьшение издержек производства ведет, по его мнению, к общему снижению товарных цен и к увеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработную плату, что создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производства и занятости. Другим фактором, определяющим объем занятости, служит, по Пигу, функция реального спроса на труд. В итоге он приходит к следующему заключению: «При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи (между ставками реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд) будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты».
Пигу был приверженцем «теории добровольной безработицы», согласно которой рабочие сами добровольно обрекают себя на безработицу, не соглашаясь работать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения.

Читать еще:  Институциональная структура страхового рынка

Становление экономической теории. Классическая и неоклассическая школа.

Под экономической теориейпонимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские «ЗаконыМану» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в ДревнейГреции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей ДревнегоРима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Как наука Экономическая теориявозниклавXVIXVIIвв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8экономическихшкол.

Экономические школыПериод развитияПредставители
Меркантилизм16-17 вв.Томас Ман (1571-1641)
Физиократы18 век.Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономикаконец 18 — 1-я пол.19 вв.Адам Смит (1723-1790)
Марксизм2-я пол. 19 — 20 вв.Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теорияконец 19 — начало 21 вв.Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство20 — начало 21 вв.Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм20 — начало 21 вв.Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм20 — начало 21 вв.Милтон Фридмен (1912-2006)

Классическая школа

Развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности.Он считал, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, все нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

Классической политической экономии принадлежит ряд важных научных открытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений материального производства и изучении объективных закономерностей его функционирования и развития. Классики, создавшие основы трудовой стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и экономической политике. Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной и оборотный капиталы.

Рыночную экономику представители классической политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходима наибольшая экономическая свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По мнению А. Смита, государство не должно вмешиваться (или может вмешиваться лишь минимально) в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская ее ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, стоить дороги, мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли – продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентаций функционирования промышленности и внутренней торговли.

Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего.

Неоклассическая школа

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка — трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Читать еще:  Сегменты фин рынка

Одна из особенностей неоклассической школы — широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Классическая и неоклассическая теории

Вопросы занятости и безработицы были предметом внимания многих виднейших

представителей экономической науки и различных научных школ, начиная с классиков.

Адам Смит(1723-1790) — выдающийся английский экономист- по праву считается создателем

классической школы экономической теории, отцом политический экономии как науки.

А.Смит представлял экономику как систему, в которой действуют объективные законы, подобно

законам природы, которые определяют развитие общества и поддаются человеческому познанию. Его

роль в науке состоит в том, что он создал основы трудовой теории стоимости, поставив труд в центр

экономики и своих исследований. Им разработаны важные положения о товарном производстве и

рынке, о движущих силах развития, о заработной плате, прибыли и земельной ренте, о рыночном

саморегулировании, о минимальном вмешательстве государства в экономику.

А.Смит утверждал, что деятельность людей, их устремления определяются их собственными

интересами, личной выгодой; считал, что человек достигнет своей цели, если сумеет показать, что в его

собственных интересах сделать для людей то, что он требует от них. Именно таким путем люди

получают необходимую долю потребительских благ.

Главная его идея состоит в том, что в условиях рынка и свободной конкуренции личный интерес,

«невидимая рука», обеспечивает равновесие и совершенство в обществе, достижение индивидуального

и всеобщего блага. Никакой человек в отдельности, писал А.Смит, не намеревается способствовать

интересам общества. А.Смит имеет в виду лишь собственную выгоду, и в этом, как и во многом

другом, «невидимая рука», ведет его к результату, который ни в коей мере не входил в его намерения.

Интересны соображения и позиция А.Смита относительно заработной платы. Он не

рассматривал непосредственно ее связь с занятостью, но утверждал. что заработная плата изменяется в

зависимости от легкости или тяжести труда, его чистоты или неопрятности, почетности самого занятия

или его унизительности.

Давид Рикардо(1772-1823) — второй крупнейший представитель классической школы, был

признанным главой английских экономистов своего времени. Его основной труд«Начала

политической экономии и налогового обложения» вышел в свет в1817 г.

В нем он продолжил разработку основных сложений А.Смита, преодолев целый ряд недостатков

Рикардо был сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику,

свободы торговли, считал систему рыночного капитализма самой рациональной системой

Таким образом, классики„полагали, что рыночная система способна обеспечить полное

использование ресурсов, в том числе и ресурсов рабочей силы. Они утверждали, что полная занятость

является нормой рыночной экономики, а наилучшей экономической политикой- политика

невмешательства государства в экономическую жизнь.

Свой вклад в теорию рынка и занятости внес французский ученый Жан Батист Сэй(1767-1832). В

целом ряде вопросов позиции Сэя совпадали с классиками. Они придавали рынку главную роль в

развитии экономики, считали, что в экономике не может быть ни перепроизводства, ни дефицита, ни

безработицы, ни нехватки рабочей силы, что рыночное регулирование обеспечивает полную занятость.

Подтверждение этому они видели в том, что спрос на рынке всегда равен предложению, а получатели

дохода полностью его расходуют.

Однако здесь возникает первый вопрос и первая проблема. Где гарантия того, что получатели

дохода полностью используют(израсходуют) его на рынке, а не направят часть на сбережения? Это

вызовет недостаточность потребления. В результате- непроданные товары, сокращение производства,

безработица. Однако эту проблему классики считали преодолимой путем изменения ставки процента.

Стремление к сбережениям тем сильнее и их величина тем больше, чем выше ставка процента. Но

сбережениям, считали они, противостоят инвестиции, которые будут расти, если процентная ставка

Экономисты-классики дополнительно обосновывали свой вывод о том, что полная занятость

является нормой для рыночного хозяйства, еще одним аргументом- эластичностью соотношения цен и

Так экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Такие

рычаги рыночного регулирования, как ставка процента и эластичность соотношения цен и зарплаты

способны поддерживать полную занятость. Помощь государства при этом не только излишня, но и

В конце ХТХ столетия последователи классиков, развивая их взгляды, сформировали

неоклассическое направление экономической теории. Его основателем был Альфред Маршалл(1842-1924) — профессор Кембриджского университета.

Маршалл считал, что для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и

предложения. При этом он полагал, что конечным регулятором всего спроса является потребительский

спрос и что это регулирование осуществляется рынком автоматически. А. Маршалл, как и другие

представители неоклассической теории, полагал, что высокая заработная плата неизбежно уменьшает

занятость и увеличивает безработицу. Для обоснования этого он использовал«теорию предельной

Во время появления его работы уровень безработицы был еще невелик и непостоянная занятость

не была столь острой проблемой. «Непостоянство занятости, — писал Маршалл, — большое зло и по

справедливости привлекает внимание общества. Однако, по совокупности причин, оно кажется

большим, чем есть в действительности. Нет достаточных оснований полагать, что непостоянство

занятости в целом растет». Считая рыночную экономику саморегулирующейся, он не видел

необходимости в государственном регулировании занятости.

Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу(1877-1955).

Его основная работа по занятости«Теория безработицы» вышла в1933 г. В ней наиболее полно

были изложены основные положения классической теории занятости. Пигу полагал, что причиной

безработицы является высокий уровень заработной платы, а ее сокращение увеличивает занятость, так

как уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих.

Уменьшение издержек производства ведет, по его мнению, к общему снижению товарных цен и к

увеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработную плату, что

создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производства и занятости. Другим

фактором, определяющим объем занятости, служит, по Пигу, функция реального спроса на труд. В

итоге он приходит к следующему заключению: «При наличии совершенно свободной конкуренции

среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи(между

ставками реальной заработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд)

будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого

соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты».

Пигу был приверженцем«теории добровольной безработицы», согласно которой рабочие сами

добровольно обрекают себя на безработицу, не соглашаясь работать за«нормальную» заработную

плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector