Государственная политика на рынке труда - Лайфхаки от Кризиса
Star-company.ru

Лайфхаки от Кризиса
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная политика на рынке труда

Государственная политика на рынке труда

Рынок труда подобно любому другому развивается на основе динамики спроса и предложения. Человек всегда имеет потребность в осуществлении трудовой деятельности: он стремиться удовлетворить свои первичные биологические желания и найти свое место в системе хозяйственных отношений. Зачастую человеком движет потребность в самореализации, признании и уважении, в этом случае он ставит своей целью профессиональный рост.

Таким образом, все экономические субъекты, которые по самым различным причинам стремятся найти место работы для обеспечения собственных потребностей, составляют величину предложения труда. Они продают свои навыки, умения, знания, опыт и другие профессиональные способности и получают за это заработную плату, которая включает в себя не только оклад по тарифной ставке, но и систему премиальных и иных доплат. Спрос на рынке труда обеспечивается потребностями организаций, государства и иных лиц в приобретении дополнительных трудовых единиц в лице рабочих.

Государственная политика представляет собой совокупность мер, оказывающих самое непосредственное влияние на социально-экономическую структуру и состояние общества в целом и каждого отдельно взятого индивида. Такое влияние может иметь как активный, так и пассивный характер. Активная государственная политикаесть не что иное, как комплекс правовых, экономических и трудовых норм, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений между работодателем и наемными работниками. Данный тип политики позволяет повысить конкурентоспособность экономического субъекта в борьбе за лучшие трудовые места на рынке посредством создания системы профессиональной подготовки, переподготовки, переобучения и повышения квалификации. Высокая динамичность внешней среды требует постоянной корректировки трудовых отношений. Работник в соответствии с новыми сложившимися условиями и требованиями рынка должен совершенствовать свои профессиональные возможности и трудовые навыки. Пассивная политика основана на предположении, что каждый трудоспособный человек должен самостоятельно без чьей-то помощи зарабатывать средства для существования. Государству в этом случае отводится лишь роль посредника между работниками и работодателями, оно призвано обеспечить в стране соответствующий уровень занятости, чтобы спрос максимально совпадал с величиной предложения.

Таким образом, можно выделить основные цели, которые преследует государство, проводя тот или иной тип политики на рынке труда.

1. Вовлечение безработных в трудовой процесс должно занимать небольшое количество времени. Как только какое-либо рабочее место освобождается, на рынок поступает сигнал об изменении структуры спроса, что само по себе стимулирует работников предложить свои услуги. Это возможно благодаря существованию на рынке государственной биржи труда, которая контролирует этот процесс и автоматически направляет индивида на имеющиеся вакансии.

2. Государство должно обеспечить равенство всех субъектов, каждый, кто ищет работу, должен ее получить. Если на рынке нет необходимых мест или нужды в определенной специальности, государство может самостоятельно досоздать рабочие места, чтобы максимально выровнять уровень занятости и сократить число безработных.

Сегодня государственная трудовая политика направлена на решение насущных проблем экономико-социальной жизни страны. Прерогативой государства является социальная поддержка населения. Регулирование показателя занятости не только способствует наиболее эффективному распределению рабочей силы в экономике, но и повышению общего уровня жизни вследствие предоставления возможности заработка тем лицам, которые к этому стремятся. Кроме того, проведение политики на рынке труда способствует лучшему его правовому обеспечению и гибкости посредством регулирования равновесия спроса и предложения, занятости и безработицы. Таким образом, рынок получает способность наиболее быстро реагировать на любые изменения внешней среды или одного из элементов рыночного механизма.

Одним из наиболее эффективных методов проведения политики, стимулирующей предложения труда, является система налогообложения, от ставки которой напрямую зависят уровень дохода индивида и его желание осуществлять общественно полезный труд.

4. Занятость: ее принципы и виды

Занятостьявляется очень важной экономической категорией. Она показывает степень распределения рабочей силы в экономике и уровень жизни в среднем по стране. Данный показатель можно изучать с точки зрения двух подходов: теоретического и практического. Теоретическая занятость представляет собой совокупность работ и трудовых затрат, которые осуществляет работник ради удовлетворения личных и общественных потребностей и получения за это заработной платы. Практическая занятость в свою очередь характеризует соотношение в величинах трудоспособного населения и общего уровня занятых, что позволяет в целом оценить использование трудового потенциала общества и проанализировать современную ситуацию на рынке труда.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, которые в данный момент выполняли работу по найму за вознаграждение, временно отсутствовали на работе вследствие болезни, отпуска, командировки или выполняли работу на семейном предприятии.

Основными принципами формирования и обеспечения определенного уровня занятости являются следующие.

1. Добровольность труда. Каждый трудоспособный субъект, который обладает всеми необходимыми трудовыми качествами, имеет право свободно распоряжаться своими возможностями и способностями к тому или иному роду деятельности. Кроме того, он может самостоятельно выбрать именно то место работы, которое его полностью устраивает или наиболее подходит по опыту работы, уровню квалификации и образованию. Каждый человек может действовать таким образом, чтобы реализовать себя в жизни, проявить свои навыки, умение или творческое начало. Очень часто бывает так, что человек и не подозревает о своих потенциальных возможностях и работает «не на своем месте», поэтому не получает абсолютно никакого удовлетворения от своего труда. Экономический субъект, устраиваясь на определенную должность должен прежде всего руководствоваться своими предпочтениями, желаниями и способностями. Чем больше работа будет по душе, тем выше будет производительность труда и удовлетворение.

2. Ответственность государствоза создание условий для реализации прав граждан на осуществление трудовой деятельности. Трудовое законодательство в первую очередь имеет своей целью предоставление гарантий трудовых прав и свобод субъекта, обеспечение максимально благоприятных условий для протекания трудового процесса, а также защиту интересов как трудящихся, так и самих работодателей. Таким образом, государство должно всячески содействовать и стимулировать индивида к приобретению профессии и карьерному росту.

Практическая сущность оценки трудоспособного населения требует деления занятости на три основных вида:

1) полная занятостьможет быть описана как состояние экономики, когда уровень вовлечения всего трудоспособного населения в производство и иные сферы деятельности максимален. С одной стороны это хорошо, поскольку исключает наличие безработных, а с другой – наносит ущерб не менее важным сторонам жизни человека: здоровью, воспитанию детей и пр. Состояние полной занятости ресурсов, в том числе и трудовых, было описано сторонниками классической школы. Они полагали, что такая ситуация возможна исключительно в долгосрочном периоде, когда цены крайне подвижны, а номинальная заработная плата без учета реальной покупательной способности и стоимости потребительской корзины фиксирована. Однако сами работники реагируют на изменение только реальной заработной платы с учетом динамики цен. А поскольку в долгосрочном релевантном периоде она является постоянной величиной, то трудящиеся сокращают предложение труда. Это вызывает изменения в спросе и способствует восстановлению соответствия между величиной оплаты труда и общим уровнем цен, что уравновешивает спрос и предложение и стабилизирует ситуацию на трудовом рынке;

Читать еще:  Конъюнктура рынка труда реферат

2) эффективная занятостьпредставляет собой часть полной занятости, которая обеспечивает достойный доход, здоровье работника, его профессиональный карьерный рост и пр., т. е. способствует улучшению общего уровня жизни и росту общественного благосостояния;

3) социально-полезная занятостьпредставлена количеством трудоспособных лиц, занятых общественно полезной деятельностью, находящихся на военной службе или обучающихся на заочном отделении высшего учебного заведения или занимающихся домохозяйством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственная политика на рынке труда

Государственная политика на рынке труда это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Государство на рынке может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика на рынке труда – это совокупность правовых, организационных, экономических мер, проводимых государством с целью регулирования отношений между участниками трудовых отношений. Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т. д. Согласно этой политике каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.

Основные цели политики государства на рынке труда: наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет; стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Основные направления политики государства на рынке труда: социальная поддержка населения; развитие гибкого рынка труда, правое обеспечение; трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияют:

1) международные трудовые нормы, устанавливающие такие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;

2) сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм, т. е., участниками этих отношений являются представители государства, профсоюзов и предприниматели), поскольку любая политика. В том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных групп;

3) разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных; возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации; доход семьи, получаемый от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости и т. п.; степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности доля торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; масштабы, охват и степень использования трудового законодательства.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией людей, ищущих работу, определением пособия по безработице и организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства.

Государственная политика на рынке труда

В условиях длительного экономического спада, сопровождавшегося сокращением промышленного производства, предприятия вынуждены были сокращать количество занятых высокотехнологичных производственных мощностей и увеличивать трудоемкость производства, исходя из совокупной эффективности производственных процессов. В создавшихся условиях на рынке труда можно наблюдать противоречивую ситуацию: в ряде промышленных регионов в числе безработных оказываются наиболее квалифицированные работники, в то время как в других регионах ощущается их недостаток.

Учитывая тот факт, что ресурсом на рынке труда является способность самого человека к труду и она неотделима от этого человека, необходимо включение на рынке труда некоего механизма, обеспечивающего приемлемые условия воспроизводства рабочей силы. Таковым механизмом может и должна выступать государственная политика на рынке труда. Это тем более важно, так как 2005 год оказался последним годом роста численности населения трудоспособного возраста. Так, согласно статистике, с 2006 г. начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста (согласно прогнозам, 89,1 тыс. человек в 2007г и 89,1тыс.- 2008г.) [1] Сложившаяся ситуация свидетельствует о сокращении важного стратегического ресурса страны — рабочей силы. В связи с этим стоящая перед обществом задача — экономического роста, не может быть решена без кардинальных мер на рынке труда.

Достижение экономического роста невозможно в условиях сокращения одного из составляющих факторов производства без его замены другим. В данном случае — это новые прогрессивные техногологии, с помощью которых возможно частичное замещение дефицита рабочей силы. Следовательно, вторым направлением государственных инвестиционных потоков является создание высоко эффективных технологий, которые невозможно создать без инвестиций в научную сферу.

Кроме того, в современных условиях в развитых странах происходит быстрая смена техники и технологии — этот процесс носит общецивилизационный характер, следовательно, переход к новой технике и технологии требует преобразований и в сфере подготовки квалифицированных кадров. Распространение новых технологий предъявляет повышенные требования к квалификации работников, поэтому растет необходимость в получении образования в течение всей жизни работника.

Читать еще:  Понятие рынка недвижимости

В силу названных тенденций возникает необходимость к переходу к концепции опережающего образования. Концепция опережающего образования предполагает, что подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать потребности хозяйственной практики. В особенности это касается технических специальностей. Неотъемлемой частью реализации названной концепции должно стать восстановление эффективной государственной системы повышения квалификации с широким привлечением частного капитала. [2]

Однако поставленные задачи не могут быть решены без достижения эффективного спроса, как основы увеличения масштабов занятости на основе личной заинтересованности, одного из мотивационных факторов труда. «Для обеспечения поступательного развития и достаточно высокого уровня занятости необходима государственная поддержка спроса посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций» [3]. Политика роста доходов населения весьма актуальна для российской экономики, так как за весь период реформирования экономики реальная заработная плата неуклонно снижалась. Так, например, только по официальным данным за период 1991-2000 снижение составило 60%. [4] Если же анализировать современный период, то необходимо заметить, что за все время становления рыночной экономики в России усиливалась диспропорция в заработной плате не только среди высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников. Причем она не только значительно варьировала по отдельным отраслям, но усиливались различия в заработной плате между различными регионами страны. Так, в 2004 г. зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения получали около 30% занятых в российской экономике. В сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получали около 70% работников, в то время как значительная часть работников в топливных отраслях получала зарплату, превышающую прожиточный минимум в 20 раз, в банковской сфере — в 26 раз. [5]

Очевидно, что выравнивание регионов по уровню развития в сложившейся ситуации без серьезного государственного вмешательства вряд ли возможно.

Следовательно, наряду с развитием рыночных механизмов регулирования экономики, Россия нуждается в серьезном государственном вмешательстве, в определенной степени, даже диктате, со стороны государства в создании реального сектора экономики на основе государственных инвестиций и выдвижении государственных экономических приоритетов.

Необходимо отметить, что выдвинутые приоритеты государственной инвестиционной политики вполне сочетаемы: рост доходов достижим при росте занятости населения, а рост занятости возможен только при росте промышленного производства и высокой его технологичности, что уменьшит дифференциацию населения по доходам. Поэтому государственное инвестирование в реальный сектор экономики свяжет воедино все задачи и приведет к последовательному их решению.

  1. Калашников С. Развитие рынка труда — неотъемлемый элемент государственной политики.// Человек и труд. — 2005.- 3%.- С. 42.
  2. Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики.// Проблемы теории и практики управления. — 2004. — №4.- С. 95.
  3. Аверьянов Ю., Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории.// Человек и труд. — 2005. — №5. — С. 45.
  4. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди? //Вопросы экономики.- 2004.- №4.- С. 87.
  5. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост. //Общество и экономика. — 2005. — №3. — С. 5.

Государственная политика на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда было первым направлением социальной политики. Свою историю оно начинает в первой половине XIX века в Англии, когда формируется фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых. Так, фабричный акт 1833 года запрещал использование труда детей до 9-летнего возраста, а труд детей в возрасте 9 — 13 лет ограничивал 8 часами в день. Продолжительность рабочего дня взрослых составляла 12 часов. И только постепенно устанавливается 10-часовой рабочий день. Соответствующие законы в других странах принимаются позднее.

В настоящее время сложилась развитая система государственного регулирования рынка труда. В ней можно выделить три основных направления:

  1. Государство устанавливает условия использования труда: меры по ограничению применения детского и женского труда; установление продолжительности рабочего дня, рабочей недели, продолжительности отпуска; установление норм гигиены и безопасности труда.
  2. Государство воздействует на условия оплаты труда. Регулирование заработной платы осуществляется посредством следующих форм: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к заработной плате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; замораживание заработной платы и цен; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методологическая помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).
  3. Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями, принуждая их к переговорам как способу урегулирования конфликтов. В результате такой деятельности обычной практикой стало заключение коллективных трудовых соглашений, подробно устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений.

Остановимся подробнее лишь на некоторых аспектах социальной политики государства на рынке труда.

Установление минимального уровня заработной платы. Государство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, предоставляет социальную гарантию, призванную уменьшить масштабы бедности. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная Организация Труда) «О минимальной заработной плате» называет:

  • потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальных выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;
  • экономические соображения, включая уровень производительности и занятости.

Так, в США минимум заработной платы устанавливается в номинальном выражении за час работы. В 1938 году он составлял 0,25 долл., в 1991 году — 4,25 долл., в 1998 году — 5,15 долл. Минимальный уровень заработной платы находится в пределах 37-53% от среднечасовой заработной платы в обрабатывающей промышленности.

В других странах минимум заработной платы определяется через процентное отношение к средней заработной плате (обычно от 33 до 40%).

В России законодательно устанавливается минимальная месячная заработная плата, размер которой составлял в 90-е годы 83,49 руб. Для выполнения социальной гарантии минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума.

Во многих странах для поддержания покупательной способности проводится индексация заработной платы. Порядок индексации различается по странам. Наиболее распространенной формой является автоматический рост заработной платы с учетом изменения индекса потребительских цен за определенный период времени. В Италии, Бельгии, Дании, Греции и Нидерландах индексация имеет общенациональный характер и отображается в общенациональных соглашениях, заключаемых на трехсторонней основе между предпринимательскими организациями, профсоюзами и государственными органами.

Читать еще:  Нормативно правовое регулирование рынка ипотечного кредитования

В Японии, Великобритании, Франции, Швейцарии индексация осуществляется на уровне отраслей и компаний с помощью заключения коллективных соглашений между профсоюзами и предпринимателями.

Коллективные трудовые соглашения, заключаемые каждые 2-3 года, регулируют отношения между фирмой и наемными работниками. Они включают: определение продолжительности рабочего дня, условия оплаты труда сверхурочных, праздничных дней, пенсионное и медицинское групповое страхование, условия увольнения работников и т.д.

Важное место в социальной политике на рынке труда играет страхование от безработицы. В США закон о страховании на случай потери работы был принят в 1935 году. В соответствии с ним во всех штатах страны разработаны местные правовые акты и программы по безработице. Целью этих программ является временная и частичная компенсация «утерянного» дохода в связи с безработицей.

В различных странах существуют свои правила начисления пособия по безработице. Для определения размера пособия обычно учитываются: заработок потерявшего работу; минимум и максимум выплат; причины потери работы; профессия, длительность периода безработицы. Выплаты пособия по безработице от валового внутреннего продукта составляют: в Ирландии — 3,4%, Голландии — 3, Великобритании — 2, во Франции — 1,3, в США — 0,4%.

В США финансирование пособий по безработице осуществляется за счет 3,5%-го налога, выплачиваемого нанимателями труда с первых 7 тыс. долларов заработной платы, которая приходится в среднем на каждого работника. Любой застрахованный работник, потерявший работу, после непродолжительного периода ожидания (1 неделя) немедленно получает право на пособие. Данная программа распространяется почти на 90% рабочих и служащих в гражданских отраслях экономики. Размеры выплат, а также количество недель, в течение которых выплачивается данное пособие, значительно различается друг от друга в разных штатах. В целом же пособие по безработице составляет 50% заработной платы работника после уплаты всех налогов.

В Германии наиболее детализировано положение о выплате пособия по безработице. Для получения пособия на 6, 8, 10 и 12 месяцев необходим трудовой стаж не менее четырех лет и отчисления в страховой фонд в течение 18, 24, 30 и 36 месяцев соответственно. Возраст 44, 49 или 54 года дает возможность более длительных сроков выплаты пособия (24 месяца). Размер пособия примерно равен 68% чистого заработка за последний оплачиваемый период. Пособие рассчитывается на 6-дневную неделю. Размер пособия зависит от количества дней, охваченных страхованием от безработицы, за последние 3 года. Если застраховано 360 — 539 дней, пособие выплачивается за 156 дней максимально, если 540 — 719 дней — 234 дня; если 720 дней и более — пособие выплачивается за 312 дней. Пособие по безработице не подлежит налогообложению.

В Швеции официально провозглашаемая цель социальной политики — достижение полной занятости — поставила перед государством задачи трудоустройства безработных и их материального поддержания. Чтобы получить пособие по безработице, необходимо соблюдение трех условий: быть членом общества по добровольному страхованию на случай безработицы не менее 52 недель, из них 20 недель в течение 12 месяцев, предшествующих безработице, быть зарегистрированным в местном бюро по трудоустройству; быть трудоспособным. В то же время не все безработные, даже официально зарегистрированные на бирже труда, имеют право на пособие. Оно выплачивается при условии, что потеря рабочего места была вызвана не зависящими от воли безработного обстоятельствами. В этой связи следует подчеркнуть, что в Швеции действуют законы, разработанные на основе предложений Центрального объединения профсоюзов Швеции, обеспечивающие защиту от необоснованных увольнений. В частности, предприниматель имеет право сократить численность персонала, но это сокращение должно быть обоснованным. Выплата пособия по безработице производится по истечении пяти дней после потери рабочего места. При этом максимальный срок предоставления финансовой помощи составляет 300 дней для лиц не достигших возраста в 55 лет, а также 450 дней для лиц более старшего возраста. В случае, если безработный не имеет отношения к обществу по добровольному страхованию, не являясь его членом, в случае безработицы, он имеет полное право получать пособие до 150 дней.

Кроме страховых пособий в ряде стран, безработный может получать от государства помощь по безработице. Этим видом социального обеспечения пользуются лица, не охваченные системой страхования, особенно это касается тех людей, у которых закончился срок получения пособия по безработице.

В системе социальной защиты населения важную роль играет и обязательное государственное страхование по случаю травм на производстве, а также по дороге на работу, либо по дороге с работы. В большинстве случаев этот вид страхования финансируется целиком за счет обязательных взносов с предпринимателей. За счет их обеспечивается лечение, возмещение потерянного заработка, выплата пенсий по инвалидности, выплата пособий членам семьи в случае потери кормильца.

В России в 90-е годы возникла система страхования от безработицы. Все предприятия и организации выплачивали налог (1,5% (1999 г.) к фонду заработной платы), который аккумулировался в Фонде занятости. (С 2001 года предложена новая система формирования Фонда занятости). Эти средства использовались для создания новых рабочих мест, для переквалификации безработных, для выплаты пособия по безработице. Пособие выплачивается в размере 75% среднего заработка в течение первых трех месяцев, 60% — в течение еще 4 месяцев и 45% заработка в течение следующих 5 месяцев.

Итак, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в каждой стране сформировалась своя система страхования по безработице. Уровень безработицы в стране находится в обратной зависимости от развитости системы социальной помощи. Так, в странах, ориентирующихся на жесткую социальную политику (США, Япония и др.) он составляет 3 — 5%. В странах с преобладанием мягкой социальной политики – значительно выше. Так, в ЕС уровень безработицы в конце 90-х годов достиг 10%. Причем растут масштабы долговременной безработицы. Поэтому все более важным направлением социальной политики государства становится поощрение предпринимательства и создание новых рабочих мест, уменьшение социальных гарантий, так как так называемое «социальное государство» обнаруживает тенденцию к саморазрушению.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector