Формирование рынка земли
Рынок земли — зарождение, формирование, функционирование
В конце прошлого века произошло множество перемен во всем мире. Все цивильное ворвалось в нашу жизнь и быт все более мощно вытесняет то, к чему привыкли несколько поколений. Рыночные отношения, в ограниченной форме существовавшие и при СССР, приняли обширный характер.
Рынок превратил в товар все то, что раньше считалось государственной собственностью и не продавалось, но этому предшествовал процесс приватизации/разгосударствления. Приватизирована была государственная собственность — жилищный фонд, большая часть заводов и фабрик, земля.
Земельный рынок, наверное, из всех рынков самый «трудный ребенок», рождения которого с нетерпением ждут многие.
Зарождение рынка земли
В течение всего периода развития человечества земля всегда была предметом особенного и бережного отношения, слишком велико ее значение, она незаменима. Этим обусловлено стремление человека иметь землю в собственность. Первые справки о частной собственности на землю и рыночных отношениях относятся к VI в. до н. э. в Китае.
При СССР, несмотря на запрет, в скрытой форме существовал и исправно функционировал теневой земельный рынок. Раз официально рынка не существовало, отпадала и потребность в услугах нотариусов. Тогда переоформлением земельных участков занимались руководители местных администраций и с/х предприятий, а также председатели товариществ огородников.
В советской стране земля была государственной собственностью, а гражданам определенная площадь приусадебных земель выдавалась в бессрочное пользование, любая манипуляция ею каралась законом.
В каждой сельской местности на балансе с/х предприятий числился т.н. свободный приусадебный фонд, откуда и производилось обеспечение граждан земельными участками. Но не только этот сегмент земельных площадей попадал под рыночные отношения, главным ареалом были собственные приусадебные участки.
Переоформление производилось в полном соответствии с законом — кто-то сдавал излишек своего приусадебного участка (как «ненужный») в свободный приусадебный земельный фонд, которым располагали руководители с/х предприятий. Они и передавали эту землю другим желающим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вся эта процедура была запланирована заранее. Аналогичная схема, но с некоторыми изменениями действовала по отношению к участкам огородничества: руководители садовых товариществ на покупателей выписывали новые «Книжки садовника» вместо старых, которые уничтожались в присутствии обеих сторон (продавец-покупатель).
Так что земельные рыночные отношения не в новинку.
Формирование земельного рынка
Весь частный земельный сектор — это потенциальный земельный рынок. На сегодняшний день на продажу реформенных (паевых) участков действует мораторий, хотя, можно сказать, что это не мешает и на эти земли осуществлять транзакции: за 2004-2009 годы были проданы около 5 млн га паевых земель, и это только та часть, которая была обнаружена правоохранителями. Кроме прямой продажи, еще совершаются обмены и уступки участков, согласно мировым судовым решениям, взамен судовых решений по ссудам. Так что вместе с существующими частными участками (с/х и нес/х назначения) и паевые земли являются активом земельного рынка.
На формирование земельного рынка влияют разные процессы, и рынок не может существовать в изоляции от них. Это в основном законодательная база, экономическая ситуация, происходящие в стране политические явления, осуществление разных проектов, а также демографическая ситуация. Каждый из них в разной степени воздействует на активность рынка, это влияние как локальное, так и полномасштабное.
Надо отметить, что земельный рынок менее других поддается внешнему влиянию, в отличие от тех рынков, основную часть которых составляют импортные изделия: авторынок, часть с/х продукции, рынок разного вида техники и оборудования. А экспонаты нумизматики, филателии и фалеристики и вовсе ценятся по международным каталогам, и на них существует единая ориентировочная цена.
Экономическая ситуация
Из перечисленных факторов, пожалуй, только экономическую ситуацию можно признать общим по всей стране, хотя и здесь есть поставить жирное НО: при одинаковой ситуации по всей стране рынок по своей активности отличается в Киевской, Винницкой или Николаевской областях. Инфляция национальной валюты гарантирует подорожание земли в национальной валюте, но может сложиться такая ситуация: если инфляция высокая, то по отношению к иностранной валюте цены даже снизятся.
«Неземельная» параллель: если одноместный номер (все включено) санатория в Трускавце в 2007 г. стоил около 210 ua/42 usd, то на сегодня тот же номер стоит около 600 ua/24 usd, т.е. если в национальной валюте стоимость увеличилась чуть ли не втрое, то в иностранной валюте уменьшилась едва ли в два раза.
Политическая ситуация
Несмотря на то, что политическая ситуация оказывает огромное экономическое и психологическое влияние на все население страны, она по разному влияет на локальные земельные рынки: военные действия на востоке Украины могут основательно приостановить функционирование рынка в этом регионе, но огромное количество переселенцев может положительно повлиять на активность рынка недвижимости в соседних районах и областях.
Осуществление разных инфраструктурных проектов
Строительство больших промышленных предприятий (экология производства на сегодня уже не является проблемой), прокладка разного вида трубопроводов, особенно дорожной магистрал, оказывают локальное влияние на активность рынка. Даже информация об утверждении какого-нибудь проекта государственной важности мгновенно приводит к первым признакам, а начало его осуществления в разы удорожает цену земельных участков.
Демографическая ситуация
Численность населения тоже является локальным фактором активности земельного рынка. Несмотря на приблизительно одинаковые вышеуказанные причины, рынок в густонаселенных областях и районах гораздо активнее, чем в менее населенных. И это естественно — в селах, где из-за миграции населения острая нехватка рабочей силы, необработанными остаются тысячи гектаров, цена на частные земли падает пропорционально уменьшению количества населения.
Функционирование земельного рынка
Земельный рынок — это своего рода зеркало земельных отношений в целом. Он не может существовать в изоляции, и на него, кроме вышеуказанных внутренних факторов, огромное влияние оказывает законодательная база: насколько она удобна, настолько земельный рынок функционирует успешно.
В последнее время появилось мнение, что Земельный кодекс Украины требует пересмотра, и я всячески поддерживаю эту идею. Законодательство должен быть прозрачным, одинаковым и общим для всех. По моему мнению, в ЗКУ есть пункты, которые явно устарели и не отвечают сегодняшним требованиям. На мой взгляд, одной из самой проблематичной является статья 118 «Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами». За последние три года были досадные факты громких задержек должностных лиц (см. мои статьи «Как государство провоцирует криминал и само же находит козла отпущения» и «Как государство провоцирует криминал. часть 2», liga.net).
Бесплатная передача земли сама по себе дело благородное, но каждый факт всегда оставляет осадок сомнений: кто сможет заверить, что в то административное деление, где вчера выделили земельный участок, неделю назад не обратился кто-то другой с аналогичной ситуацией (социальной, по здоровью, семейному обстоятельству и т. д.). Это есть классический теневой земельный рынок, который крайне отрицательно влияет на имидж и казну страны, а также на моральное состояние граждан.
Надо учесть, что такие «теневые» земельные участки стоят дешевле, чем участки, находящиеся в законном пользовании граждан. Так, если собственник владеет ограниченным количеством земли, то он старается получить от ее продажи максимальную выгоду. У главы же администрации она казенная и в неограниченном количестве, продавая ее, он получает «лишние копейки», так что ему нечего терять.
Такая ситуация не лучшим образом влияет на ценообразование на земельном рынке, не дает реальную картинку активности самого рынка и инвестиционной привлекательности территории, что очень важно для инвесторов.
Функционирование земельного рынка должно соответствовать демократичным требованиям, его почти невозможно контролировать, и малейшее необоснованное желание правительства взять под контроль текущие процессы молниеносно вызывает активизацию «теневых» отношений. Это своего рода защитная реакция рынка, хотите — инстинкт хамелеона.
Для цивильного функционирования земельного рынка нужны цивильные, прозрачные, непредвзятые законы, они должны быть общими для всех, а не создавать комфортных условий для узкого круга населения. Новым временам должно соответствовать и новое законодательство, разработка которого многим украинским блестящим профессионалам по силам, главное — волеизлияние правительства.
Кахабер Карели, доктор экономических наук, эксперт по земельным вопросам
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
Формирование рынка земли
юридические науки
- Кочкаров Алим Казбекович , студент
- Пшиготижев Беслан Хасанович , кандидат наук, доцент, преподаватель
- Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик
- ЗАСТРОЙКА
- ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- РЫНОК ЗЕМЛИ
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Похожие материалы
На сегодняшний день во всем мире весьма остро стоит вопрос, касающийся эффективности использования природных ресурсов. Наиболее важнейшим ресурсом является земля, так как она социально значима как ресурс, а также как территория под недвижимость, которая непрерывно воспроизводит материальные блага и выполняет ряд важных функций. Земля является главным материальным условием для существования и развития всего человечества.
За последние 200 лет население Земли увеличивалось и продолжает расти высокими темпами. В наше время ежегодный прирост населения приблизительно составляет 1,7%. Постоянный рост численности людей создает серьезные проблемы, самая основная – обеспечение продовольствием. Для решения этой проблемы человечество распахало очень значительные площади земли, в том числе и леса. Это в свою очередь привело к отрицательным последствиям – истощению плодородных почв, обезвоживанию, опустыниванию и т.д.
В результате всего вышеизложенного, большую значимость приобретает эффективность землепользования в аграрном секторе. Земля является объектом как хозяйственных, так и рыночных отношений, занимающим особое значение в системе предпринимательской деятельности человечества. Кроме того, земля особо ценна для человеческого общества, потому что является единственным местом для проживания всех поколений людей, основным фактором в любой бизнес сфере, которое прямо или косвенно участвует в производстве товаров и благ.
В Российской Федерации, как и во многих развитых странах мира (США, Англия и др.), установлено, что, когда частная собственность приходит в противоречие с общественными интересами, она перестает относиться к юрисдикции частного права. Постоянные ограничения права собственности на землю, обусловленные ограниченностью ее в природе и незаменимостью в предпринимательской деятельности, включают:
- Систему зонирования; рациональное использование и охрану земель;
- Контроль окружающей среды;
- Защиту законных прав и интересов других собственников, арендаторов и пользователей земли;
- Соблюдение условий использования особо охраняемых территорий и охранных зон;
- Учет строительных норм и правил, проектов планировки и застройки населенных пунктов;
- Принудительный выкуп земель у собственника для государственных и муниципальных нужд и др.
Существуют и временные ограничения правомочий собственника земли:
- Строго целевое использование земельного участка;
- Возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель при условии сохранения их целевого назначения;
- Изъятие неиспользуемых земельных участков.
В понятии собственности на недвижимость следует различать две стороны: внутреннее содержание и внешнюю форму проявления. Материально-вещественная форма показывает пообъектный состав недвижимого имущества, т. е. что (какие вещи) присваивается людьми. Социально-экономическая сущность раскрывает отношения между людьми и их объединениями по поводу присвоения и использования недвижимых вещей. Следовательно, в экономическом смысле собственность — это форма отношений людей по присвоению и отчуждению земли, зданий, сооружений и другого имущества.
Земельным кодексом предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда по основаниям, установленным Земельным кодексом или федеральными законами, бессрочно или на определенный срок и подлежат государственной регистрации. Основаниями ограничениями прав на землю являются:
- Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- Особые условия охраны окружающей среды;
- Условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги при предоставлении прав на государственный или муниципальный земельный участок;
- Иные основания, установленные федеральными законами.
Термин «земля» используется для обозначения различных объектов и понятий: одной из планет Вселенной, поверхности земного шара или ограниченной его части, территории государства, почвы и др. Только для удобства изложения и восприятия земля понимается и в смысле земельного участка — в зависимости от контекста. На плане (чертеже) земельного участка обозначаются по воротные точки границ, юридически оформленные со смежествами, дирекционные углы (румбы), межевые знаки, постройки и другие данные и координаты, которые выносятся в натуру — на местности.
Земельные участки бывают делимыми и неделимыми. Делимым земельный участок считается, если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела по своему размеру образует самостоятельный земельный участок с прежним целевым назначением и разрешенным использованием. В случаях, когда земельный участок невозможно разделить на таких условиях, он признается неделимым. Например, не подлежат разделу по закону земли фермерского хозяйства между несколькими наследниками. Не допускается раздел и городских земель, если новые части их не могут быть освоены в соответствии с градостроительными нормами и разрешенным использованием. Разрешенное использование земельного участка — это использование его с учетом целевого назначения, установленных органами власти ограничений обременении по:
- Плотности, высоте и глубине застройки в соответствии градостроительными нормами и правилами;
- Размещению социально-культурных, жилищно-бытовых,
- промышленных и других зданий и сооружений в соответствующих зонах;
- Способам использования земельного участка и запрещению приемов, ведущих к снижению плодородия почв или ухудшения окружающей среды;
- Предельно допустимым нормам нагрузки на природную среду и сохранению земельных насаждений;
- Видам деятельности, оказывающим отрицательное влияние на здоровье человека или его безопасность и др.
Земля — специфический объект рыночных отношений. В идеале земельный рынок создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждая к эффективному использованию ее многообразных свойств.
- Земельные отношения — одна из специфических форм производственных отношений, которые возникают между различными социальными группами людей и отдельными людьми в области владения, пользования и распоряжения землей как всеобщим условием труда и средств производства. Изменение земельных отношений идут под воздействием экономических законов, присущих той или иной общественной формации.
- На протяжении всей истории развития России от древнерусского государства (VI века) до наших дней происходили и происходят земельные реформы, связанные, прежде всего с изменением земельных отношений. Стремление изменить земельные отношения было причиной всех войн, происходивших на протяжении многовековой истории мирового развития.
- Земельная реформа России 1992-2004 годах связана с общим реформированием народного хозяйства страны вообще и аграрного сектора в частности. Результатом реформирования стал переход от тоталитарной системы государственного строя к рыночным экономическим отношениям с многоукладными организационно-правовыми формами хозяйствования. Наряду с государственной возникает частная собственность на землю и другие средства производства.
- Важной составной частью земельной реформы, наряду с развитием земельных отношений, является совершенствование методов и проведения работ по сохранению плодородия почв имеющихся угодий, разработке земельного кадастра и мониторинга земель.
- Большое значение в системе земельных отношений имеет создание земельного рынка, которое связано с разработкой новых принципов определения цены земли, величины арендной платы за землю, внедрение аренды земли с последующим выкупом.
Список литературы
- Барсукова, Г. Н. Особенности земли как природного объекта и объекта земельных отношений / Г. Н Барсукова // Труды КубГАУ. — 2012. — Вып. №3 (36) — С. 25-33.
- Барсукова Г. Н. Формирование земельного рынка в условиях трансформации земельных отношений / Г. Н. Барсукова, Н. М. Радчевский // Тр. КубГАУ. — 2007. — Вып. 1(5). — С. 27-31.
- Норт Д. Функционирование экономики во времени / Д. Норт Отечественные записки. — 2004. — 6(20).
- Парамонов П. Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования / П. Ф. Парамонов // Краснодар: КГАУ. — 2002. — 126 с.
- Самуэльсон П. Экономика. В 2т. Т.11 / П. Самуэльсон. — М.: НПО «Алгон». — 1997. — 413 с.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Формирование рынка земли в России
2.1История аграрного вопроса в России
В связи с особенностями развития российской цивилизации одним из ключевых вопросов, вокруг которых концентрировалась экономическая мысль, стало рассмотрение аграрного вопроса и способов его решения. Именно здесь лежало понимание альтернативности общественного прогресса, во многом так и не реализованного в российских условиях.
Сказалось здесь и типичное для классической политической экономии механическое наложение на сельское хозяйство свойств сугубо индустриального этапа развития экономики, воспринятое и многими последователями, включая марксизм.
Бурные дискуссии об аграрном вопросе и судьбах России, восходящие еще к А.И. Герцену, развернулись после отмены крепостного права. В них, прямо или косвенно, оказались втянутыми все ведущие экономисты страны. Но среди них важно выделить ключевые, знаковые фигуры, вошедшие в российскую школу экономической мысли.
В конце 70-х годов такой фигурой был князь А.И. Васильчиков, выпустивший в 1876 г. Книгу «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» в 1881г., она вышла вторым изданием. В ней была дана крупномасштабная постановка аграрного вопроса и предложены рассуждения о перспективах пореформенного развития страны. В работе была дана резкая критика западноевропейского капитализма, неслыханного роста богатств на фоне обнищания низших классов, их пролетаризации. Чтобы не идти подобным пагубным путем, Россия должна выбрать альтернативный вариант, поскольку в ней «исторический процесс имеет иную закономерность, чем на Западе».
В ответ на резкую критику обвинявших его в проповеди социализма А.И. Васильчиков ответил, что он действительно заимствовал у социалистов критические оценки капитализма. Но сам он пришел к противоположным выводам: рабочие борются не за уничтожение всякой частной собственности, а «ищут собственности, оседлости, хозяйства», готовы поменять все политические свободы «на клочок земли, на кол и двор». Он писал: «основное положение, которое я проводил в своей книге, заключается в том, что без собственности человек не свободен и в общественном смысле только раб».
Выдающимся представителем поиска альтернативного варианта развития России был В.П. Воронцов. Он говорил: «Наша особенность состоит в том, что мы после других вступили на путь прогресса, и эту особенность со всеми последствиями разделяют с нами и многие другие славянские и неславянские народы». При всей ограниченности, а порой и наивности своих суждений, неоднократно подвергавшихся заслуженной критике его современниками, В.П. Воронцов высказывал мысли, которые легко узнаются в современных процессах становления многоукладной и социально-ориентированной экономики. Он требовал самостоятельности производителя, преодоления его отчуждения от средств производства, максимальной пользы производства для рабочего населения. По сегодняшним реалиям мы видим его предупреждения об опасности «эксплуатации массы народа в интересах небольшого кружка счастливчиков» и о «хищническом направлении общества».
К концу XIX в. стало ясно, что положительный потенциал реформ 1861 г. частично исчерпан, частично выхолощен реваншем консерваторов после убийства Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.
Попытка уйти от них с помощью войны с Японией не только не удалась, но, напротив, стимулировала первую русскую революцию. И если эта революция не закончилась крахом самодержавия, то причина в том, что возле царя оказались такие выдающиеся люди, как П.А. Столыпин.
П.А. Столыпин считал, что перемены в политическом строе не главные, и, тем более, не условия реформ экономических. Перемены нужны, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина — нет базы и для других форм свободы.
Столыпин был убежден, что начинать надо с аграрной реформы. И по политическим соображениям: без крестьянства никакая революция в России не возможна. И по сугубо экономическим — без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без дешевых продуктов питания, и, соответственно, дешевой рабочей силы, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян — промышленность России будет обречена на чахлую жизнь под зонтиком протекционизма «на игле» постоянной подкормки в виде казенных заказов.
Столыпинская реформа включала ряд взаимосвязанных проблем. Но через все решения проходит красная нить: упор не на общину, а на крестьянина. И не просто на крестьянина, а крестьянина состоятельного, богатого, способного вести свое частное хозяйство.
Это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 г., когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как главную базу для сохранения самодержавия и, соответственно, российской государственности и цельности российской империи. Конкретные меры реформы Столыпина достаточно известны. Крестьянин получал право выходить из общины и, став собственником своей доли земли, поступал с ней свободно: мог выделиться в хутор, образовать единый массив своей земли в виде отруба, даже продать свою землю. Для поддержки частного крестьянского хозяйства вводились ссуды под залог земли. При этом процент на кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам в общине.
Так как выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участка, достаточного для эффективной работы, и даже кредиты дело существенно не меняли, Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. При этом не только были устранены все препятствия, но, напротив, создан серьезный стимул для переселения за Урал (бесплатный проезд, специальные по конструкции «столыпинские» вагоны, позволявшие вести с собой скот и т.д.). Что же дала России столыпинская реформа?
Во-первых, реформа дала возможность выйти из общины тем, кто этого хотел, и оставила открытой дверь для выхода из общины тем, кто пожелает это сделать в будущем.
Во-вторых, реформа расширила гражданские права крестьян.
В-третьих, реформа способствовала повышению культуры производства, развитию производительных сил сельского хозяйства, прогрессивным изменениям в формах хозяйствования и структуре производства.
В четвертых, реформа привела к интенсивному землеобороту, создала благоприятные условия для рынка земли и через посредство крестьянского банка к концентрации земли в руках умелых землевладельцев.
В-пятых, реформа привела к большей упорядоченности в землеустройстве, сокращению чересполосицы и дальнеземелья.
В-шестых, она вела к смягчению малоземельной российской деревни, к освоению земель в восточных районах страны.
За 300 лет, до 1900 г., за Урал переселились 5 млн. Русских. За время реформы — 3 млн. Удельный вес славянского населения на востоке вырос до 85 %. С 1905 по 1913 год объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на 1/3 объем производства зерновых в США, Канаде и Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн тонн в год. В Англию масла вывозились на сумму, вдвое большую чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял в стране 1 млрд пудов.
И все же главную задачу — сделать Россию страной фермеров — решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, что предопределило развитие событий в 1917г.
Столыпинская реформа не была чем-то неожиданным. И в аппарате государства, и среди политических партий, и в кругах экономистов, и в обществе аграрные проблемы обсуждались очень активно.
Школа общинников — Воронцов, Карышев, Посников — отрицала какие-либо перспективы для частной собственности в русской деревне. Она продолжила линию крестьянского социализма Н.Г. Чернышевского и разных групп народников. В России будет не капитализм, а народные формы производства. В селе аграрное дело будет сочетаться с кустарными промыслами. Соответственно, в политическом плане будет народовластие. Разумеется, общинники критиковали Столыпина за то, что он чужд российской традиции, что он пытается насадить в России то, что привезено из Европы.
Школа либералов — Георгиевский и другие — защищала частную собственность. Она выступала за европейский путь развития России. Но на первое место либералы ставили политические преобразования и развитие промышленности. Первые создадут условия для аграрной реформы, а второе даст селу машины. Словом: сначала создать демократию — затем займемся экономикой. А в экономике — сначала проведем индустриализацию, затем займемся селом. При этом либералы игнорировали тот факт, что демократическая власть без экономической базы невозможна. Игнорировали и то, что развивать промышленность изолировано от сельского хозяйства удавалось только странам типа Англии, где был приток капиталов из колоний и где был внешний рынок в этих же колониях.
Сегодня для нас, переживших и предварительное — до экономической базы — создание советской власти, и индустриализацию промышленности — до подъема села — многое в подходе либералов звучит спорно. Но тогда они были «на коне» и третировали Столыпина, который на первое место ставил экономические реформы именно на селе.
Школа умеренных реформаторов. Наиболее яркими ее представителями были Чупров, Каблуков, Мануйлов. Эта школа опиралась на экономистов московского университета. В стратегическом плане они были согласны со Столыпиным. А дальше шли разногласия. Во-первых, в вопросе о темпе реформ Чупров отстаивал идею не быстрого, резкого, революционного, а постепенного преобразования общины. Во-вторых, не путем насилия со стороны власти, а в ходе внутреннего развития самой общины. В-третьих, умеренные реформаторы сомневались в том, что в условиях российского села возможно только чисто фермерское хозяйство. Они писали об артелях, кооперативах и других коллективных структурах.
Итак, наиболее близки Столыпину были либералы. Но в целом среди экономистов Столыпин не нашел ни значительной поддержки, ни авторитетных защитников своей реформы.
Рынок земельных ресурсов
Рынок земельных ресурсов – это совокупность отношений продавцов и покупателей земли.
Основные характеристики рынка земельных ресурсов
Рынок земли представляет собой сферу товарооборота земельных угодий, которые в последующем используются либо для земледелия, либо же для строительства зданий, объектов инфраструктуры.
Рынок земельных ресурсов – это оборот земли, который включает не только непосредственную куплю-продажу земли, но и другие сделки с землей, например, аренду.
Земля, являясь экономическим ресурсом, имеет ряд особенностей:
- У земли нет издержек производства, поскольку это объект природы;
- Ограниченность земли. Если иные экономические ресурсы, к примеру, капитал, труд, находятся в ограниченном количестве, но их можно воспроизвести, то изменить размер земельных угодий в мире невозможно.
Невозможность увеличения количества совокупного предложения в каждый момент времени обуславливает абсолютно неэластичный характер кривой предложения земли. Однако следует учитывать, что в долгосрочном периоде предложение земельных ресурсов может измениться.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В качестве примера можно привести ситуацию потери части сельскохозяйственных земель при нерациональном природопользовании. Из-за эрозии из сельскохозяйственного оборота по всему миру ежегодно выходит 6-7 млн. га. Засоление и заболачивание также выводят из землепользования около 1,5 млн. га. Обратным примером являются Нидерланды, где в результате осушения прибрежных морских районов удалось расширить территорию сельскохозяйственных угодий. Таким образом, кривая предложения земельных ресурсов в краткосрочном периоде имеет вид вертикальной линии, а в долгосрочном – наклонной (рисунок 1).
Рисунок 1. Предложение земельных ресурсов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Земельные территории используются как для сельскохозяйственных нужд, так и для несельскохозяйственных. Совокупный спрос на земельные ресурсы равен сумме сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
На земельном рынке, как и на всех прочих, действует механизм спроса и предложения. Но следует различать понятия ренты и аренды, землепользования и землевладения.
На рынке земельных ресурсов субъектами экономических отношений могут быть два типа собственников: собственник с полными правами и собственник с правами пользования.
Полный собственник, т.е. землевладелец, имеет все права собственности на данный участок земли и самостоятельно определяет характер его дальнейшего использования. При заключении сделки об аренде земли устанавливается ее конкретный пользователь (землепользователь). Под землевладением понимается владение землей на правах собственности, а землепользование представляет собой пользование земельными ресурсами в установленном законом порядке. Поэтому пользователь земли не всегда является ее собственником.
Ценообразование на рынке земли также имеет свои особенности, главная из которых заключается в необходимости различать просто земельный участок и его производственную функцию. Землевладелец может распоряжаться своей собственностью следующим образом:
- Продать, получив соответствующую цену;
- Осуществлять хозяйственную деятельность;
- Сдавать в аренду.
Понятие ренты
Установление равновесия на рынке земли происходит следующим образом: при конкуренции спрос и предложение колеблются, когда же спрос и предложение равны достигается равновесие на рынке земельных ресурсов и определяется равновесная цена.
Нарушение равновесия на земельном рынке случается под влиянием изменения спроса и цены на землю. С увеличением спроса цена земли повышается, и наоборот. Регулирование равновесия на земельном рынке происходит только под влиянием цены земли, поскольку предложение является величиной постоянной.
Цена земли = земельная рента / ставка процента • 100%
Для понимания сути цены земельных ресурсов, необходимо четко понимать значение земельной ренты, а также ставки процента.
Земельная рента представляется собой разновидность экономической ренты. Экономическая рента – это выплата собственнику фактора производства, превышающая необходимую для его удержания сумму в данной сфере.
Земельная рента, выступая разновидностью экономической, — это плата арендатора собственнику земельного участка за право его использования.
Условием возникновения земельной ренты становится отдаление собственника земли от ведения хозяйственной деятельности на ней, т.е. сдача в аренду. Причина же существования земельной ренты состоит в собственности на землю. Собственность на лучший участок земли является неким барьером для вступления конкурентов в отрасль.
Земельная рента может быть дифференциальной, абсолютной и монопольной.
Тенденции развития рынка земли
Земельные отношения, как и капитал, труд, являются важнейшим фактором производства в современном мире. Уникальность земельных ресурсов заключается в их неподвижности, фиксированности, неэластичном предложении, использовании практически в любом виде деятельности.
В мировой практике рынок земли регулируется государство. В России фундаментальной основой регулирования земельного рынка является Земельный кодекс, который регламентирует все сделки купли-продажи земель, обязывает собственников земли использовать те или иные участки по целевому назначению и т.д.
Рынок земельных ресурсов имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительные: продажа, аренда земли дает возможность заработка средств для расширения производства, интенсивного использования оставшихся; внутрихозяйственный оборот долей земли позволяет увеличивать размеры личных подсобных хозяйств. К негативным сторонам относятся: изъятие из сельскохозяйственного оборота участков земли по причине не востребованности.
Основными направлениями в развитии рынка земельных ресурсов на сегодняшний день являются:
- Усиление контроля со стороны государства за движением земли;
- Формирование и развитие инфраструктуры, например, создание земельных бирж;
- Упорядочение и упрощение процесса выделений долей земли.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь